Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Работа №146881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ГРУППЕ 7
1.1. Проблема взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками
1.2. Понятие разновозрастной группы и ее особенности 14
1.3. Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в группе . . 22
1.4. Педагогические условия формирования взаимоотношений у детей в группе 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 34
2.1. Организация и методики исследования взаимоотношений детей в
группе 34
2.2. Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе детского сада 43
2.3. Анализ результатов формирующего этапа исследования 49
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность исследования. Проблема социализации детей всегда была одной из ведущих в процессе формирования их личности, становление которой происходит в отношениях как со взрослыми, так и с другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью целостной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети. Можно предположить, что отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в одновозрастной группе.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы формируются из-за трудностей комплектации (например, сельские детские сады), для решения коррекционно-педагогических задач, как группы с особыми бытовыми и организационными условиями. Отношение к таким группам противоречиво. С одной стороны, разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития, где старшие дети учатся помогать, младшие, подражая, быстрее развиваются. С другой стороны, возникают проблемы, когда старшие обижают младших, а те в свою очередь, мешают занятиям старших, возникают трудности при их организации. Именно адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребенка. В этой связи чрезвычайно важно понимать особенности взаимоотношений в дошкольных разновозрастных группах и выявить факторы, способствующие или препятствующие социальному развитию детей.
Актуальность темы исследования заключается в том, что теоретический анализ психологической литературы и эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей в разновозрастной группе может дать новые подходы к организации грамотного воспитательного процесса.
Проблема формирования взаимоотношений в дошкольном возрасте исследовалась в трудах В.П. Залогиной, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван, Т.А. Марковой и других отечественных педагогов, и психологов. В этих исследованиях раскрывается гуманистическая направленность данных отношений, выделяются критерии, свидетельствующие о наличие дружеских взаимоотношений.
В исследованиях А.А. Аржановой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой и других ученых, придается большое значение игре, руководству взрослого, различной совместной деятельности при формировании дружеских взаимоотношений.
Цель исследования: выявить эффективность специально
организованных психолого-педагогических условий, для формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада.
Объект исследования: взаимоотношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние специально организованных
психолого-педагогических условий, на правильных на формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада.
Гипотеза исследования: формирование взаимоотношений у детей дошкольного возраста возможно при следующих условиях:
- обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных игровых ситуаций;
• развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе взаимодействия в ходе выполнения упражнений и творческих заданий.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему взаимоотношений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проведенного исследования определена проблемой социализации детей в процессе формирования их личности. Приобретенный в детском саду первый опыт взаимоотношений определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей в разновозрастной группе. Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в одновозрастной группе. Необходимо понимать, что адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. Противоречивое отношение воспитателей и родителей к формированию разновозрастных групп, детерминировало актуальность исследования и необходимость определения особенностей взаимоотношений в дошкольных
разновозрастных, способствующие или препятствующие социальному развитию детей.
В первой главе осуществлялся теоретический анализ литературных данных, в результате которых были изучены следующие вопросы:
• проблема взаимоотношений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
• понятие разновозрастной группы и ее особенности;
• особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в группе;
• педагогические условия формирования взаимоотношений у детей в группе.
Во второй главе, для реализации поставленных целей и задач, с учетом анализа литературных источников, подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности взаимоотношений в разновозрастной группе, определить трудности взаимодействия в естественных для детей условиях, определить эмоциональный фон, уровень
сплоченности и благополучия взаимоотношений в группе. Исходя из качественного анализа результатов исследования, необходимо отметить, что эмоциональный фон, общий уровень сплоченности в группе и уровень благополучия взаимоотношений достаточно позитивный и
удовлетворительный. Дети проявляют инициативу в общении, откликаются на предложения сверстников поиграть, с интересом подхватывают их идеи и поступки. Эмоции детей позитивно окрашены, они рады встрече, активно и с интересом общаются друг с другом. Большинство детей стремятся помогать младшим, опекать их.
Вместе с тем, в ходе исследования выявлены трудности взаимоотношений детей в разновозрастной группе. Некоторым детям сложно самостоятельно проявлять инициативу, они редко идут на контакт, предпочитая играть в одиночку, замечание и просьбы воспитателя не имеют положительного результата. Детям не могут играть с другими длительное время, тяжело принимают на себя разные роли, не делятся игрушками, не придерживаются правил в играх, не принимают участия в жизни группы. Они проявляют агрессию, дерутся и как следствие не принимаются группой. Это дети с низким уровнем коммуникативных умений, которым недостает опыта в налаживании контакта, уверенности в себе.
На основе проведенного диагностического обследования было рекомендовано проведение профилактической работы, по повышению уровня взаимоотношений в группе. Ориентируясь на особенности и возраст детей, были разработаны психолого-педагогические условия по форомированию взаимоотношений в разновозрастной группе. При разработке условий учитывались особенности детей, а также требования к использованию материала. Условия были разработаны в соответствии с программными требованиями начального образовательного учреждения.
Реализованные психолого-педагогические условия способствовали повышению уровня взаимоотношений детей в группе. Контрольная диагностика показала следующие результаты: реализация разработанных условий позволили повысить уровень взаимоотношений в группе. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что предложенные условия являются эффективными.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза, подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению уровня взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 509 с.
2. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. М., 1987. 315 с.
3. Артемова Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре // Мир психологии. 2015. № 6. С. 29-32.
4. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 24-26.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 2008. 398 с.
6. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2012. 339 с.
7. Горшкова Е.В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2014. №12. С. 20-23.
8. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. М.: Обруч, 2014. 159 с.
9. Елагина М.Г., Шерьязданова Х.Т. О преодолении трудностей в общении //Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 47-52.
10. Ермолаева В.М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 9. С. 21-23.
11. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1986. 254 с.
12. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. 2016. № 5. С. 27-33.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов. М.: Университетская книга; Логос, 2015. 382 с.
14. Ибраева А.Ю. Методы и методики изучения особенностей взаимоотношений дошкольников в группе сверстников // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. XIII международная научно-практическая конференция. 2017. С. 298-231.
15. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Наука, 2014. 315 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ