Введение 7
1 Организация практического обучения обучающихся в
профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 10
1.1 Подготовка квалифицированных рабочих в профессиональной
образовательной организации среднего профессионального образования 10
1.2 Организация занятий практического обучения в учебных мастерских 26
1.3 Дидактические средства, применяемые при проведении занятий
практического обучения 29
2 Разработка учебно-методического обеспечения занятий
практического обучения для подготовки по профессии «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 36
2.1 Особенности подготовки по профессии «Сварщик» 36
2.2 Анализ рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» 40
2.3 Содержание раздела учебной практики «Выполнение ручной
дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва» 51
2.4 Перспективно-тематическое планирование по разделу учебной
практики «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва» 55
2.5 Методика конструирования инструкционных и
инструкционно-технологических карт по разделу «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва сварки» 67
2.6 Методические рекомендации для мастера производственного
обучения по организации и проведению занятий с использованием письменного инструктирования 81
3 Разработка технологического процесса изготовления стойки 88
3.1 Описание конструкции и условий ее эксплуатации 88
3.2 Свариваемость конструкционного материала 89
3.3 Способ сварки 91
3.4 Разработка технологии сварки 91
3.4.1 Форма разделки свариваемых кромок 91
3.4.2 Сварочные материалы 93
3.4.3 Расчет параметров режима сварки 93
3.5 Выбор сварочного оборудования 107
3.6 Выбор сборочно-сварочного приспособления (устройства) 111
3.7 Контроль качества сварных соединений 112
3.8 Разработка технологии изготовления сварной конструкции
(разработка операционно-технологической карты) 113
Заключение 116
Список использованных источников 117
Приложение А - Комплект инструкционных карт по теме «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва сварки» 120
В настоящее время сварочное производство переживает момент кардинальных изменений в техническом оснащении как заготовительного, так и сварочного производства. На смену технике старой формации приходит принципиально новое современное оборудование, насыщенное богатейшим выбором технических возможностей. В этих условиях производству нужны рабочие, высокой квалификации, думающие, способные к самообучению и саморазвитию.
В связи с этим подготовка квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в системе среднего профессионального образования должна претерпевать изменения. Новые федеральные государственные стандарты по подготовке по рабочей профессии определили требования к уровню подготовке в виде компетенций. Компетенция - это интегральные характеристики, которые базируются не только на знаниях, умениях, навыках, но и включают профессионально важные качества личности и обязательно опыт профессиональной деятельности. Для формирования компетенций квалифицированного рабочего главенствующую роль играет практическое обучение, оно проводится в рамках образовательных учреждений и на промышленных предприятиях. Существующие методики профессиональной подготовки квалифицированных рабочих не всегда отвечают требованиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), требованиям современного производства и общества. Образовательное сообщество озабоченно необходимостью создания и разработки современных методик, методов и средств практической подготовки рабочих, что связано с быстрым развитием техники и технологий, информатизацией производства.
В связи с этим имеет место противоречие, которое заключается в том, что имеет место потребность в обучении квалифицированных рабочих на современном оборудовании по новым технологиям производства, а методическое обеспечение для такой подготовки в профессиональных образовательных учреждениях отсутствует.
Совершенствование методического обеспечения практического обучения определяет эффективность профессиональной подготовки рабочих, что выражается в формировании профессионально значимых компетенций, дающих возможность молодому человеку быть востребованным на рынке труда, быть мобильным в сфере высокотехнологичного производства, быть конкурентоспособным.
Для успешной подготовки квалифицированных рабочих необходимо систематически обновлять и корректировать учебно-методическое обеспечение профессиональных модулей/междисциплинарных курсов/дисциплин с учетом требований работодателей, условий реализации образовательного процесса, развитием науки и технологий. Такой подход поможет искать современные формы, методы и средства обучения.
Одним из ведущих средств обучения является использование на занятиях практического обучения инструкционных карт.
Объектом данной разработки является процесс практического обучения по профессии «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Предметом - формирование профессиональных компетенций на занятиях практического обучения по профессиональному модулю ПМ.02. ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»».
Целью дипломной работы является разработка учебно-методического обеспечения практического обучения подготовки по профессии «Сварщик» ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ научно-методической литературы по проблеме оптимизации профессиональной подготовки в условиях СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих. служащих;
2) анализ состояния соответствия реализуемых методик к
требованиям квалификации;
3) планирование практического обучения по профессиональному модулю ПМ.02. «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»;
4) проектирование методики разработки инструкционных карт по разделам профессионального модуля;
5) разработка инструкционных карт по разделу «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва».
Исследования при выполнении дипломной работы будут проводиться на основе изучения и анализа научной, технической, психолого¬педагогической литературы и нормативных документов, а так же с использованием таких теоретических методов, как анализ, синтез, конкретизация, моделирование.
В дипломной работе рассмотрена организация практического обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального обучения (ПОО СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)): особенности подготовки квалифицированных рабочих в ПОО; методика организации и проведения уроков практического обучения в учебных мастерских; дидактические средства, применяемые при проведении занятий по практическому обучению.
Разработано учебно-методическое обеспечение уроков практического обучения по разделу «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва сварки» программы учебной практики профессионального модуля ПМ.02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»: перспективно¬тематическое планирование по разделу учебной практики «Выполнение ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва сварки»; комплект инструкционных и инструкционно-технологических карт по теме.
В технологической части дипломной работы приводится разработка технологического процесса сборки и сварки стойки из стали Ст3пс: описание конструкции и условий ее эксплуатации; расчет свариваемости конструкционного материала; выбор способа сварки; разработка технологии сварки; выбор сварочного оборудования; выбор сборочно-сварочного приспособления (устройства); разработка операционно-технологической карты; контроль качества сварных соединений.
1. Батышев, С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах /С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
2. Библиотечка мастера производственного обучения / Н.И. Макиенко. - М.: Высш.шк., 1984. - 43 с.
3. ГОСТ 380-71 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки и общие технические требования. - М.: Госстандарт СССР: Стандартинформ, 2008. - 38 с. Дата актуализации 06.04.2015г.
4. ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения
сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры. - М.:
Госстандарт СССР: Стандартинформ, 2008. - 47 с. Дата актуализации 06.04.2015г.
5. ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия. - М.: Госстандарт СССР: Стандартинформ, 2008. - 17 с. Дата актуализации 06.04.2015г.
6. Коган, Ю. А. Автоматы и полуавтоматы для дуговой сварки плавящимся электродом в среде защитных газов / Ю. А. Коган. - Л.: Энергия, 1976. - 148 с.
7. Контроль качества сварки. Учеб. пособие для машиностроительных вузов / под ред. В. Н. Волченко. - М.: Машиностроение, 1975. - 328 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2016. - 480 с.
9. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения /Г.И. Кругликов. - М: Академия, 2016. - 272 с.
10. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности /Н.Н. Никитина. - М.: Мастерство, 2012. - 288 с.
11. Маслов, В.И. Сварочные работы / В.И. Маслов. - М.: Академия, 2017. - 413 с.
12. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н.И. Макиенко. - Минск: Вышэйш. шк, 1977. - 256 с.
13. Макиенко, Н.И. Производственное обучение слесарей механо-сборочных работ / Н.И. Макиенко. - М.: Высш.шк., 1985. - 200 с.
14. Материаловедение: Учебник для вузов / Под общ. ред. Б. Н. Ар- замасова, Г. Г. Мухина. - М.: Изд - во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. - 648 с.
15. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2005. - 432 с.
16. Николаев, Г. А. Сварные конструкции. Расчет и проектирование / Г. А. Николаев, В. А. Винокуров. - М.: Высш. школа, 1990. - 445 с.
17. Организация и методика производственного обучения /сост. М.А.Жиделев. - М.: Высш.шк., 1978. - 399 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс /И.П. Подласый. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 574 с.
19. Профессиональная педагогика / сост. В.С. Безрукова. - М.:
«Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
20. Скакун, В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения / В.А. Скакун. - М.: Высш.шк., 1988. - 239 с.
21. Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и
таблицах / В.А. Скакун. - М.: Издательский центр Академии
профессионального образования, 2001. - 130 с.
22. Скакун, В.А. Методика практического обучения слесарей: Метод. пособие для техн.училищ / В.А. Скакун. - М.: Высш.шк., 1978. - 159 с.
23. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 232 с.
24. Труханов, И.И. Формы и методы обучения учащихся в условиях производства / И.И. Труханов. - М.: Высш.шк., 1979. - 56 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). - М.: ИРПО, 2013. - 30 с.
26. Федорова, О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О.Ф. Фёдорова. - М.: Высш.шк., 1970. - 307 с.
27. Хромченко, Ф.А. Справочное пособие электросварщика / Ф.А. Хромченко. - М.: Машиностроение, 2005. - 416 с.
28. Чернышов, Г.Г. Технология электрической сварки плавлением / под ред. Г.Г. Чернышова. - М.: Академия, 2006. - 448 с.
29. Шебеко,Л.П. Оборудование и технология дуговой автоматической и механизированной сварки / Л.П. Шебеко. - М.: Высш.шк., 2002.- 238 с.
30. Цукерман М.Б. Источники питания сварочной дуги и электрошлакового процесса. - М.: Высш.шк., 1975.- 238 с.