Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ 7
1.1. Основные понятия мотивации 7
1.2. Наиболее известные теории мотивации труда 10
1.2.1. Иерархия потребностей по Маслоу 11
1.2.2. Двухфакторная теория мотивации Герцберга 12
1.2.3. Теория ожиданий Врума 13
1.2.4. Теория X и Y Мак-Грегора 16
1.3. Факторы, влияющие на трудовую мотивацию 17
1.3.1. Трудовая мотивация 23
1.3.2. Трудовая мотивация и производительность труда 33
1.3.3. Мотивация к труду и удовлетворенность работой 35
1.4. Создание мотивационной программы 37
1.4.1. Факторы мотивационной программы 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ GOOGLE 46
2.1. Методология 46
2.2. Гугл 46
2.3. Анализ подходов Google и конкурентов 53
2.4. Качественные показатели 61
2.4.1. Корпорация Майкрософт 61
2.4.2. Компания Apple 62
2.4.3. Intel 63
2.4.4. Выводы 63
2.4.5. Краткое изложение сильных и слабых сторон Google 66
2.5. Рекомендаций по повышению мотивации сотрудников компании Google 67
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения 74
Каждая организация должна быть заинтересована в том, как добиться стабильно высокого уровня производительности труда своих сотрудников. Для этого необходимо создавать и развивать мотивационные процессы и рабочую среду, которые будут способствовать достижению ожидаемых результатов работников. Однако правильная настройка мотивационных процессов и рабочей среды должна основываться на знании многих факторов, влияющих на мотивацию работника. Кроме того, для того, чтобы мотивация была эффективной и приносила ожидаемый результат, необходимо учитывать различия между работниками, однако нельзя ожидать, что один подход к мотивации подойдет всем. Можно использовать различные стимулы, формы поощрений и способы мотивации людей, но целью всегда должно быть создание и дальнейшее развитие рабочей среды, позволяющей сотрудникам достигать результатов, которых ожидает от них организация.
Было несколько причин, которые привели меня к выбору темы дипломной работы. В настоящее время субъектам предпринимательства очень сложно удерживать свои позиции на рынке. Им постоянно приходится создавать новые решения, приспосабливаться к условиям, чтобы оставаться прибыльными. Важнейшую роль в процветании компании играют такие факторы, как качественное техническое оснащение офиса или производственного предприятия, использование современных технологий и стратегий, эффективный способ управления и, прежде всего, забота о сотрудниках . В наше время наблюдается спад интереса и внимания на рабочем месте, люди уже не так мотивированы, как в начале своей карьеры. Но даже студенты, полные энергии, не заинтересованы в работе. Возникает вопрос, с чем это связано: отсутствием трудолюбия умолодого поколения или неумением правильно и эффективно мотивировать работников к трудовой деятельности. Эту проблему можно наблюдать как в небольших компаниях, так и в транснациональных корпорациях, но определить, в каком секторе мотивация ниже, непросто.
Целью дипломной работы является выявление факторов, влияющих на мотивацию персонала в компании Google. Данная компания была выбрана для исследования, потому что Googleсчитается одним из крупнейших работодателей в миреи широко известна своей системой мотивацией, которую не могут повторить даже компании с меньшей базой сотрудников. Работа будет построена на четырёх основных задачах:
• Изучение теоретических подходов к мотивации сотрудников
• Сбор эмпирических данных для анализа системы мотивации
• Анализ полученных данных и выявлении связи между факторами мотивации
• Разработка рекомендаций по повышению мотивации сотрудников компании Google
Первая часть работы посвящена теоретическим исследованиям в области мотивации. Будут объяснены основные понятия, их различия и известные теории мотивации. Следующая часть посвящена сравнению различных тактик и стратегий мотивации сотрудников. В последнем разделе теоретической части дипломной работы представлены различные установки авторов относительно мотивации работников и вышестоящих менеджеровкомпании.
Вторая часть посвящена исследованию факторов мотивации. Сначала рассматривается история Google. Кроме того, на основе вторичных данных PayScale Google сопоставляется с такими компаниями, как Apple, Microsoft и Intel, и далее представлены сравнительные таблицы мотивации в компаниях по таким показателям, как лояльность сотрудников, удовлетворенность работой и уровень стресса на работе. После составления графиков и таблиц, включающих вышеуказанные данные, будут сопоставлены факторы, которые отвечают за мотивацию сотрудников. Цель состоит в том, чтобы выявить сильные стороны Google по сравнению с конкурентами с помощью метода общего анализа и последующей индукции.
На следующем этапе, посредством полуструктурированных скайп-интервью и с использованием метода общего анализа полученной информации, будут выявлены основные особенности мотивации сотрудников как в Google, так и у крупнейших конкурентов (Microsoft, Intel и Apple).Затем, на основе полученной информации и вышеупомянутой статистики текучести кадров в компаниях, будет проведен анализ и проведен выбор наилучшей, на мой взгляд, стратегии мотивации. Анализ интервью проводится путем поиска ключевых слов, которые встречались в каждом из интервью. В конце дипломной работы хотелось бы создать рекомендацию для начинающих предпринимателей, в которой бы было указано, каковы сильные стороны Google в области мотивации и какие необходимы для успешного функционирования любой организации.
Люди уже много лет исследуют понятие мотивации, и, хотя выделить единое определение не представляется возможным, ясно, что этот процесс является неотъемлемой частью управления человеческими ресурсами. В настоящее время существует очень важное правило, которое должны учитывать все руководители: довольный и мотивированный сотрудник готов каждый день работать на максимуме, что в свою очередь приводит к созданию качественного продукта или услуги и, как следствие, к удовлетворенности клиентов. Мотивация сотрудников происходит с помощью различных средств стимулирования. От того, правильно ли подобран «пакет» стимулирующих средств, очень эффективно зависит, во-первых, на каждом отдельном человеке, а также на функционировании компании в целом. В настоящее время большое количество молодых людей готовы строить свой собственный бизнес, а не трудоустраиваться. Однако большинство из них сталкиваются с проблемой создания мотивационной стратегии для своей компании. Они не уверены, выбрать ли одну из существующих теорий или положиться на собственные чувства и разум и создать свою собственную стратегию. Кроме того, снова возникает вопрос о том, какие элементы должны быть применены для достижения наилучших результатов. По этой причине целью данной бакалаврской работы было изучить одну из самых мощных и в основном лучших компаний в мире – Google, и на основе проведенного анализа составить рекомендации для начинающих предпринимателей о том, какие элементы мотивационной стратегии Google необходимы для успешного функционирования любой организации.
Первая часть бакалаврской работы состояла в основном из теоретических знаний в области мотивации. Были рассмотрены наиболее известные теории мотивации, взаимосвязи мотивации с производительностью и индивидуальной удовлетворенностью работой, а также различные стимуляторы, которые приведут к повышению трудовой мотивации. Вторая часть была посвящена самому исследованию и была разделена на три главы. Первая глава была посвящена истории, характеристикам компании, а также фундаментальным элементам стимулирования, используемым Google. Во второй части Google сравнивали с такими мировыми гигантами в технической сфере, как Microsoft, Apple и Intel. Для сравнения вторичные данные PayScale были использованы для изучения таких факторов, как лояльность сотрудников, удовлетворенность работой и уровень стресса. В третьей главе на основе интервью с представителями HR-департаментов были определены инструменты стимулирования, используемые конкурирующими компаниями и проведено последующее сравнение, выявлены сильные и слабые стороны Google в области мотивации сотрудников. Основываясь на своих исследованиях, я пришел к выводу, что мотивационная программа Google во многом соответствует теоретическим знаниям. Как уже отмечалось ранее, определить, действительно ли основатели опирались на эти теории, непросто, но можно сказать, что основателям Google удалось воплотить на практике самые полезные элементы мотивационных теорий.
Поставленные цели дипломной работы были достигнуты. Если российские предприниматели и глобальные межнациональные корпорации примут во внимание эти рекомендации, это должно не только повысить мотивацию их сотрудников, но и процветание компании в целом. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на наиболее известные мотивационные теории, которые уже существуют. Тот факт, что такая замечательная компания и относительно хорошо оцененный работодатель применяет на практике мотивационные элементы, очень похожие на теоретическую часть, свидетельствует об их полезности. Поэтому совсем не помешает вдохновиться Google и адаптировать имеющиеся теоретические знания в собственную стратегию.
1. Brin, S. &. (1998). The anatomy of a large-scale hypertextual web search engine.
2. Gagne, M. (2014). The Oxford Handbook of work engagement, motivation, and self-determination theory. New York: Oxford University Press
3. Girard, B. (2009). Google Way: How one company is revolutionizing management as we know it?// San Francisco: International Journal of Manpower
4. Javed l., Siddiqui K. (2012) Examining the Impact of Job Security, Organizational Climate and Engagement on Motivation Level of Employees
5. Kanfer, R. C. (2008). Work motivation: past, present and future. New York
6. Lathman A. Work motivation: History, theory, research, and practice/ London: Sage Publications, 2007
7. Lunenburg F. (2011) Expectancy Theory of Motivation: Motivating by Altering Expectations
8. Mautz, S. (2015). Make It Matter: How Managers Can Motivate by Creating Meaning. New York.
9. Murillo-Ramos L., Huertas-Valdivia I., & García-Muiña, F. E. (2023) Exploring the cornerstones of green, sustainable, and socially responsible human resource management. International Journal of Manpower — 524-542 c.
10. Mutuku C., Mathooko K. (2014) Effects of organizational communication on employee motivation// Human Resource Managment
11. National Association of Securities Dealers Automated Quotation// Nasdaq — URL: https://www.nasdaq.com/ (датаобращения: 10.03.2024).
12. PayScale Compares Top Tech Companies// PayScale — URL: https://www.payscale.com/data-packages/top-tech-companies-compared (датаобращения: 10.03.2024).
13. Priyashantha, K. G. (2023). Disruptive technologies for human resource management: A conceptual framework development and research agenda. Journal of Work-Applied Management, 15(1), 21-36.
14. Rajhans, K. (2012). Effective Organizational Communication: a Key to Employee Motivation and Performance.
15. Richmond, F. (2005). Fifty Years of Employee Motivation Surveys.
...
32 источника