Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Характеристика религиозного направления «Церковь Последнего Завета» 8
1.1. История возникновения религиозной организации «Церковь Последнего
Завета» 8
1.2. Характеристика Виссариона, как личности и духовного лидера «Церкви
Последнего Завета» 10
1.3. Эволюция и распространение религиозного движения «Церкви Последнего Завета» 14
1.4. Доктрина и характеристика «Церкви Последнего Завета» 18
1.5.Обряды и таинства общины Виссариона 26
1.6.Выводы по первой главе 29
Глава 2. Исследование социологического портрета религиозного движения «Церкви Последнего Завета» в исторической динамике 33
2.1. Социологические данные общины Виссариона с 1991 по 1999 года 33
2.2. «Церковь Последнего Завета» сегодня 0 социологическая характеристика 40
2.3. Реализация учения на примере общинного жизнеустройства последователей Виссариона в селе Таяты Каратузского района Красноярского края 54
Заключение 60
Список сокращений и понятий 62
Список использованной литературы 63
Приложение 69
Прошлое человечества хранит в себе свидетельства появления, развития и исчезновения огромного количества религиозных систем. В любой из «новоиспеченных» религиозных движений раскрываются максимально актуальные проблемы сегодняшнего дня и предлагаются ответы на запросы, убедительные для представителей этих религий. "Неорелигии", "альтернативные культы", "нетрадиционные культы", "возникающие религии", 0 так обозначают религиозные направления, которые получили в 60-70 гг. XX в. распространение в Европе и США, а позже 0 в России. Основания, из-за которых люди присоединяются к новым религиозным движениям, и основания, по которым они остаются его членами 0 разнообразны. Эти причины зависят от общественно-политической и духовной атмосферы общества, состояния индивида, его готовности и способности отозваться на то, что данное религиозное движение ему предлагает.
Большое разнообразие новых религиозных движений возникло в России в период распада СССР. К причине этого феномена также можно отнести и ослабление административного контроля над религиозной жизнью в стране. Даже беспристрастного наблюдателя немного изумляет та скорость и неожиданность, с которыми в начале 1990-х годов на территории бывшего СССР распространилось не менее десятка религиозных движений, некоторые из них не имели прямой связи с азиатскими и западными, культами и церквями.
Наше исследование посвящено одному, довольно известному в России и за ее пределами, новому религиозному движению, знакомого как община Виссариона или «Церковь Последнего Завета». Возникло оно более 25 лет назад и составляет хоть и не самый масштабный, но довольно яркий фрагмент современной «конфессиональной карты» России.
Вот как Панченко А. говорит о причинах появления огромного разнообразия новых религиозных движений в нашей стране: «Коллапс СССР означал не просто социально-экономический и политический кризис, но гибель советской «значимой вселенной» как таковой. Естественно, что эту вселенную нужно было тем или иным способом спасать либо выстраивать заново. Одним из таких способов и стали российские НРД (новые религиозные движения) 1990-х годов, представляющие собой, с этой точки зрения, типичные «кризисные культы». «Церковь Последнего Завета» (виссарионовцы) является крупнейшим движением такого рода».
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена малой информированностью о функционировании данного движения на современном этапе.
Объектом исследования является образование и функционирование «Церкви Последнего Завета».
Предметом 0 исследование исторической динамики «Церкви Последнего Завета».
Целью нашей дипломной работы является осуществление религиоведческого анализа «Церкви Последнего Завета».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть историю возникновения религиозной организации «Церковь Последнего Завета», а также эволюцию религиозного движения «Церкви Последнего Завета», доктрину и характеристику «Церкви Последнего Завета».
2. Составить социологический портрет «Церкви Последнего Завета»: определить возрастной состав; национальный состав; образованность последователей.
3.Обозначить количество последователей на момент зарождения общины и на настоящий момент.
4. Исходя из решения вышестоящей задачи, выявить динамику или регрессию общины, так как именно количественный состав является одним из основных показателей тенденции общины как угасающего движения или наоборот, стабильного или разрастающегося религиозного объединения.
5. На основании эссе, предоставленных последователями Виссариона, проживающих в селе Таяты, обозначить картину жизни общины в современном ее состоянии.
Литературный обзор.
1. В отечественном религиоведении одним из первых предпринял наиболее широкое исследование учения Виссариона 0 Е.Г. Балагушкин. Он относит Церковь Последнего Завета к «синкретическому христианству, включающее в себя рериховские, теософские и прочие оккультные идеи, в связи с тем, что христианская парадигма, хотя и в урезанном виде, сохраняет свое место в данном учении. В книге, изданной в 1999г.: «Нетрадиционные религии в современной России (морфологический анализ)», дается развернутый анализ представлений С. Торопа о началах, богах, о конце мира, человеке и космогенезе ......
В истории массовых социальных и религиозных движений можно найти немало параллелей и судьб подобных новых религиозных движений. И если судить по опыту предыдущих подобных движений, Церкви Последнего Завета не сулит особых перспектив.
Григорьева Л. И. прогнозирует дальнейшее развитие ситуации в двух вариантах событий:
1) последовательная дальнейшая либерализация вероучительных установок с постепенной адаптацией приезжих к местным условиям и ассимиляция
виссарионовцев с местным населением; 2) постепенное угасание активности движения вследствие экономической и социальной несостоятельности идеалистических вероучительных установок и постепенная реэмиграция в города. [20, 85].
При рассмотрении ситуации необходимо понимать, что масса рядовых верующих является жертвой не только и не столько Виссариона-Торопа, сколько всей драматической переломной ситуации в стране в последние годы. [20, 85].
Филькина А.В. считает, что «новорелигиозные общины являются протестом против «общества потребления»: они ориентированы на индивидуальное мастерство в производстве товаров, на минимизацию материальных потребностей, на самообеспечение. И в целом, образ потребителя 0 это некая антитеза тому типу личности, который общинники стремятся культивировать в себе и своих детях1» [42, 184].
Целью практической части приведенного выше исследования, стала реконструкция восприятия жизни общины с точки зрения ее последователей: как они воспринимают личность Виссариона после 25 лет взаимодействия с ним, насколько успешным считают опыт коренного изменения своей жизни и переселения в отдаленный район, опыт создания общины. Для реализации поставленной цели были использованы методы опроса, беседы и составление эссе самими последователями.
Религиоведческий анализ выявил значительную эволюцию, которая претерпело движение Виссариона за последние 15 лет. Отказ от «коммунистическо-общинного» способа существования, смена руководства, переориентация на экологический лад 0 все это говорит о начавшейся постепенной либерализации вероучительных установок. Тоже самое можно было сказать и о системе питания, подвергавшейся наибольшей критике и внушавшей опасения за здоровье верующих и их детей.
По примерным подсчетам, количество последователей Виссариона составляет 4,5 тысяч, хотя точной статистики на современном этапе не имеется. В настоящее время оценить количество последователей довольно сложно еще и потому, что в поселения съезжаются люди, привлеченные не Виссарионом, а тем, что община позиционирует себя как эко-поселение. А по исторической динамике можно сделать вывод: община стареет. Если в 1990-х годах последователи были преимущественно до 30 лет. То теперь 0 это люди за 40. То есть молодежь уезжает, а остаются те, кто приехал в первую волну.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день частично реализуются оба варианта событий, которые прогнозировала Григорьева Людмила Ильинична: «последовательная либерализация вероучительных установок с постепенной адаптацией приезжих к местным условиям» [20, 85], которая продолжалась до 2012 года. И за последние 3 года идет постепенное угасание активности движения вследствие несостоятельности идеалистических вероучительных установок и постепенная реэмиграция в города, в данном случае, молодежи, приехавшей вместе с родителями.
1. Балагушкин Е.Г. «Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ» Ч.1М., 1999. - 244 с.
2. Григорьева Л.И. Свобода Совести и актуальные проблемы государственноправового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - 408с.
3. Дворкин А. Л. Глава 19 «Секта Виссариона — Община единой веры — Церковь последнего завета» // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — 3-е, пераб. и доп. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 813 с.
4. Камушек В. И.(Нестеров В.И). Второе Пришествие Христа. Богословские исследования на основе Проповедей Христа, личных встреч, диспутов, переписок с Патриархией и структурами Священных Писаний: Библии, Корана и Последнего завета. - Балашев: изд-во «Николаев», 2009. - 336 с.
5. Кураев, А. В. Глава 3 Устарел ли Новый Завет? В гостях у Христа- Виссариона. // Дары и анафемы : что христианство принесло в мир? : размышления на пороге третьего тысячелетия / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп., Никея: Арефа, 2009. — 319 с.
6. Максимков С.А. «Позови меня в даль светлую» или сказки дядюшки Виссариона / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - Белгород, 1997. - 77 с.
7. Муханов Г.С.«С верой люди светлые.. ,».1999. - 97 с.
8. ПискорскаяС. Ю. Современные нетрадиционные культы. // Религиоведение /Электронный учебно-методический комплекс. Красноярск.: Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2007. — 79 с.
9. Плесин В. Благая Весть. - СПб,1998. - 270 с.
10. Радугин А. А. тема 12. Нетрадиционные религии 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона // Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.:Центр, 2000. — 240 с.
11. Редькин В. Последний Завет — СПб: «Общество Ведической Культуры», 1996. — 808 с.
12. Семёнова Т. Н. Глава XI. Современные нетрадиционные культы // Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н. Яблокова.. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 171-177. — 480 с.
13. Тороп С. Малая крупица слова Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего Его Отца Небесного. - Москва 1994. - 30с.
14. Тороп С. Последняя Надежда. — СПб, 1999. —160 с.
15. Янковский В.М. Научно-информационный центр общественного объединения «Выбери свое будущее». Национальная идея в свете истины/с. Таяты у горы Синюха 2007г.29с....50