ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Современные подходы к определению понятию «экологическая
культура» 6
1.2. Особенности воспитания экологической культуры детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Психолого-физиологические особенности детей старшего дошкольного
возраста как субъектов экологической культуры 20
1.4. Дидактическая игра в образовательном процессе дошкольной
организации, ее виды и развивающий потенциал 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР . 33
2.1. Диагностика развития уровня экологической культуры детей старшего
дошкольного возраста 33
2.2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр, направленных на развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста . ... 48
2.3. Проверка эффективности формирующего эксперимента 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный комплекс различных воспитательных элементов: ответственное восприятие окружающего мира, культура чувств по отношению к себе, к другому человеку, к природе формирует базовые экологические понятия человека, определяет его поведение, поступки, мотивацию действий на протяжении всей дальнейшей жизни. Таким образом, экологическое воспитание важно для человека и общества в целом. Однако процесс развития экологической культуры личности детей дошкольного возраста - процесс длительный, сложный, требующий грамотно организованной, кропотливой и систематической работы, которая не всегда ограничивается образовательной деятельностью.
Несмотря на разность во мнениях относительно оценки этого многогранного явления, все исследователи сходятся во мнении о важности экологической культуры с учетом всех представленных выше аргументов для полноты формирования мировоззрения будущих граждан нашего общества.
Актуальность исследования обусловлена значимостью развития экологической культуры для детей старшего дошкольного возраста, которые в силу своих психолого-физиологических особенностей, являются наиболее восприимчивыми к экологическому воспитанию.
Выявление синтезирующего (объединяющего) характера
экологической культуры позволяет говорить о необходимости дальнейшей теоретической разработки данного образовательного аспекта. Это понимание есть у ученых и исследователей, стоящих во главе модернизации отечественного образования [1; 2; 3] (например, требования ФГОС ДО включают, в том числе, и экологическое воспитание личности детей дошкольного возраста); однако интегрирующий потенциал экологической культуры изучен пока не полностью. Также актуальность изучения вопроса воспитания экологической культуры имеет и методический характер, что обусловлено потребностью в расширении диагностических методов, позволяющих обеспечить получение более точных данных для изучения уровня развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством использования комплекса дидактических игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность комплекса дидактических игр в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования дидактической игры как средства воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста при помощи комплекса диагностических методик.
4. Разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
5. С помощью контрольного обследования проверить эффективность формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования - воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет результативным при использовании комплекса дидактических игр, предполагающих развитие у детей:
• интереса к игровой деятельности,....
Целью исследования было теоретическое обоснование игры как средства воспитания экологической культуры старших дошкольников и апробирование ее в экспериментальном исследовании. Для достижения поставленной цели, а также для доказательства гипотезы о том, что игры позволят эффективно сформировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста, были сформулированы и успешно решены следующие исследовательские задачи.
1. Проанализировали научную литературу по вопросу определения понятия «экологическая культура».
2. Рассмотрели особенности воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучили психолого-физиологические особенности детей
старшего дошкольного возраста как субъектов экологической культуры.
4. Рассмотрели роль игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
5. Провели опытно-экспериментальное исследование по изучению уровня развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
В научных исследованиях понятие экологическая культура ученые определяют, как критерий и показатель нравственного воспитания индивида, который имеет чувство индивидуальной ответственности перед своими предками и будущими поколениями в деле сохранения, охраны, защиты всех живых и неживых природных объектов, владеет основами знаний экологических, а также умений и навыков, сознаёт себя частью природы, передаёт свой опыт, знания и навыки другим индивидам. Экологическая культура является результатом экологического воспитания, ее характеристики: сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в окружающей индивида природе, гуманное бережное отношение к природным объектам.
В качестве рабочего определения под воспитанием экологической культуры в исследовании понимается сложный процесс формирования бережного отношения к окружающей среде и изменение ее при необходимости в соответствии с природоохранным принципом, затрагивающий деятельность в НОД и свободную.
Составляющими экологической культуры ребенка дошкольного возраста выступают знания об окружающей природе и их экологическая направленность, умение и стремление применить их в собственной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, в быту). Становление, формирование и развитие положительного отношения ребят- дошкольников к окружающей их природе - одно из главных направлений экологического образования и результат всей проведенной с ребятами эколого-педагогической работы, ее конечный продукт и показатель. Процесс становления, формирования и развития экологической культуры включает в себя разные виды деятельности, имеющие целью ознакомление ребят с объектами, предметами и явлениями окружающей природы, конкретизирующими и углубляющими их представления о природе.
Проведение опытно-экспериментального исследования по изучению уровня развития экологического воспитания старших дошкольников показало следующие результаты. Базой исследования стали старшие дошкольники МДОБУ №Х «Рябинка» п. Чунский Иркутская область.
Для проведения диагностики экологического воспитания были выявлены три критерия: когнитивный, эмоционально-ценностный и
деятельностный. Для изучения когнитивного критерия экологической культуры старших дошкольников была использована методика «Диагностика экологической воспитанности» Е.А. Гриневой, С.Ю. Прохоровой. Для того, чтобы исследовать эмоционально-ценностный критерий экологической культуры испытуемых, в исследовании за основу была взята методика Е.С. Сбитневой «Ценностное отношение к природе». Для оценки деятельностного критерия экологической культуры старших дошкольников в ходе диагностики были использованы «Экологические ситуации» Е.К. Берюховой.....
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования // Официальный сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. URL: https://fgos.ru (дата обращения 02.04.2019).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.04.2019).
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
4. Аванесова В.Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. М.: Наука, 2015. 212 с.
5. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности старшего дошкольника / М.К. Апетян // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243 - 244.
6. Байкова А. И. Принципы работы в непрерывной образовательной деятельности школе / А.И. Байкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь. 2014. С. 174-176.
7. Богданова Е.П. Проблема использования конструктивного подхода к формированию культуры экологической безопасности старшего дошкольника в подготовке к педагогической деятельности / Е.П. Богданова // В сборнике: Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Ответственный редактор Н.П. Несговорова. 2014. С. 61-63.
8. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем / С.А. Боголюбов. - М.: Академия. 2014. 218 с.
9. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей / Л.А. Бойко // Начальная школа. 2011. № 6. С. 79-96.
10. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М: Просвещение, 2013. 192с.
11. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. М., 2011. 160 с.
12. Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступени образования: проблемы и решения / М.В. Бывшева // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 243-250.
13. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О.М. Газина. М.: Прометей. 2013. 388 с.
14. Гауч О.Н. Понятие дифференцированного обучения и его роль в современной системе дошкольного образования / О.Н. Гауч // В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 152-157.
15. Глазачев С.Н. На пути к экологической культуре / С.Н. Глазачев // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012. № 1. С.5-7...46