ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ 7
1.1. Познавательный интерес: психолого-педагогические предпосылки
исследования 7
1.2. Особенности проявления познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Критерии отбора современных мультфильмов, способствующих развитию
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИКОВ 31
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством современных мультфильмов . 43
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 46
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста актуальна в современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [28], предполагающего формирование мотивации воспитанников к познанию окружающего мира. В дошкольных образовательных организациях необходима ориентация образовательного процесса на осуществление различных видов деятельности, способствующих развитию интересов детей в соответствии с познавательными возможностями дошкольников.
Одним из благоприятных возрастных периодов для развития познавательного интереса детей является именно старший дошкольный возраст. У детей отмечается стремление к познанию себя и других людей как представителей социума, а также окружающего мира в целом. Для старших дошкольников характерно оптимальное отношение к осуществляемой деятельности, интенсивность освоения разнообразных способов получения результата, наличие некоторого опыта творческой деятельности, направленность на его практическую реализацию. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки произвольности, активность, самостоятельность и инициативность, что является необходимым в развитии познавательного интереса к окружающему миру.
Однако современных старших дошкольников отличает не всегда достаточный уровень сформированности познавательной активности, в связи с чем, отмечаются затруднения детей в поиске информации, осмыслении и реализации познавательных интересов, способствующих формированию исследовательского поведения. Сложности развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте обусловлены следующими аспектами: преобладание мотивации к игровой деятельности; ограничения познавательных возможностей в установлении причинно-следственных связей; доминирование зависимости взаимодействия со взрослым.
На наш взгляд, безусловно, мультфильмы являются одним из самых эффективных средств развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, поскольку они являются наиболее близкими и понятными ребенку.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая важность мультипликационных фильмов в деле воспитания подрастающего поколения россиян, отмечает необходимость развития российской мультипликации и своим распоряжением от 3 мая 2017 года выделил до 500 миллионов рублей из Резервного фонда на эти цели. По утверждению главы государства, рисованные фильмы имеют большую социальную значимость [19]. Также в 2018 году президент Российской Федерации заявил, что к 2024 году необходимо обеспечить развитие гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных особенностей [25]. К сожалению, в настоящее время влияние мультипликационных фильмов на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста изучено недостаточно глубоко.
Исследованием познавательного интереса, способов и методов активизация деятельности занимались такие ученые как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.М. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др. В своих трудах ученые рассматривали основные вопросы теории познавательного интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разрабатывали концептуальные положения о формировании познавательной активности и самостоятельности личности.
Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе лишь недавно стало предметом научного изучения. Пути и способы применения ИКТ и мультимедиа в учебном процессе, их специфические свойства и дидактические возможности, а также характер их влияния на учащегося отражены в трудах А.В. Могилева, 4
А.В. Осина, Р.К. Потаповой, О.Б. Тыщенко и др. Всё вышесказанное обусловило выбор данной темы.....
Таким образом, на основании полученных результатов, необходимо сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что познавательный интерес - это избирательная направленность психических процессов на окружающий мир, потребность изучать данное явление, познание которого приносит удовольствие.
Изучение мнений различных авторов о структуре и содержании понятия «познавательный интерес» позволяет нам определить исследуемое явление как избирательную направленность психических процессов на окружающий мир, потребность изучать данное явление, познание которого приносит удовольствие.
На основе теоретических представлений о феномене познавательного интереса и его формировании у детей старшего дошкольного возраста выделены его составляющие компоненты: интеллектуальный (наличие познавательных вопросов прогнозирующего характера, обращенность к изучаемому объекту, его свойствам и назначению), эмоционально-волевой (проявление эмоций, сопровождающих процесс и результат познания, сохранение устойчивого внимания к познавательной информации) и процессуальный (использование вариативных способов решения поисковой задачи, вербализация целей познавательной деятельности, аргументации ее процесса и результатов).
Современные исследователи выделяют определенные педагогические условия, обеспечивающие формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста: расширение познавательных форм общения с ребенком в дошкольной образовательной организации и семье; развитие мотивации детей к познавательной деятельности; обогащение поисковых способов познания окружающего, их актуализация и перенос в разные виды деятельности детей. Именно поэтому, главная задача педагогов состоит в 53
умении вовремя выявить познавательный интерес у дошкольников и укрепить его. Познавательный интерес в дальнейшем поможет детям определить ту область знаний, которая станет для них наиболее интересной.
Мы считаем, что одним из наиболее эффективных средств развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является именно мультфильм. Мультипликация - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.
Поскольку познавательная деятельность ребенка органически переплетается с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемым предметах и явлениях. Следовательно, мультфильм направлен на развитие природного познавательного интереса дошкольника.
В начале исследования нами была поставлена цель исследования - изучить возможности использования современных мультфильмов в образовательной среде дошкольной образовательной организации как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Для этого, нами были подобраны 2 методики, предназначенные для выявления начального уровня познавательного интереса старших дошкольников: методика Э.А. Барановой «Составь дорожку из квадратов», предназначена для изучения особенностей проявления познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ситуации выбора различного типа задач и дидактическая игра «Опиши картинку» Д.Б. Эльконина, цель которой заключалась в изучении способности дошкольника при помощи задаваемых вопросов «выйти за пределы» изображенной на картинке ситуации, понять суть и причины происходящего.....
1. Алябушева Г.В. Познавательный интерес как фактор обучения и воспитания // Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития: материалы научно-практической конференции с международным участием. М., 2018. С. 212-218.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. 128 с.
3. Батырева Н.А. Формирование и развитие познавательных интересов учащихся как дидактическая проблема // Наука без границ. СПб., 2017. № 8. С. 68-69.
4. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. М., 2013. № 8. С. 192-195.
5. Березина Ю.Ю. Особенности проявления познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте // Педагогическое образование и наука. М., 2019. № 1. С. 13-18.
6. Березина Ю.Ю. Развитие представлений воспитателей о формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. М., 2017. № 6. С. 124-127.
7. Власова Е.А., Гилева А.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Аллея науки. Казань. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 890-893.
8. Джиоева А.Р., Рагимова Л.И. О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника // Известия ДГПУ. Дагестан. 2015. № 4. С. 38-40.
9. Истратова О.Н., Беляева Д.Е. Развитие познавательного интереса и любознательности у детей в различных ситуациях семейного отношения к ребенку // Гуманитарные научные исследования. Ростов-н/Д. 2015. № 6. Ч. 2. URL: http: // human.snauka.ru / 2015 / 06 / 11691 (дата обращения: 15.03.2020).
10. Караченков Д.Л. Методика исследования и формирования познавательных интересов учащихся // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2017. № 2. С. 151-156.
11. Колесникова Т.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. Нижневартовск. 2018. № 1 (1). С. 22-24.
12. Кондукторова Н.В. Народные игрушки Подмосковья как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. М., 2018. № 2 (12). С. 22-25.
13. Кошкина И.Д. Влияние американских мультфильмов на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста // Молодой ученый. Казань. 2017. № 1-1 (135). С. 61-63.
14. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: монография. Бийск. 2015. 270 с.
15. Кузьмина Е.И., Степанова Н.А. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. М., 2018. № 1. С. 86-96....34