ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО БРЕНДИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности брендинга территорий
1.2. Гастрономический туризм: понятие, возможности продвижения
туристской дестинации
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БРЕНДА ГОРОДА УФЫ
2.1. Характеристика города Уфы как туристской дестинации
2.2. Бренд города Уфы в оценках жителей города Гая
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ»
3.1. Методика разработки тестовых заданий
3.2. Разработка тестовых заданий на тему «Гастрономический брендинг как технология продвижения туристской дестинации»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблица линейного распределения ответов респондентов
Актуальность темы исследования. За последние несколько лет в России брендинг дестинации стал популярен и обрел характер «модного» и востребованного тренда в политике любого региона. Причинами данной популярности одни называют стремление повысить позиции своего региона, другие - желание привлечь больше инвестиций и бюджетных средств. В любом случае, созданием и развитием собственного регионального бренда попробовали заняться уже несколько десятков российских городов и регионов. Для каких-то городов эта практика была успешной, а для каких-то - не очень. Несмотря на это, такая тенденция есть и продолжает развиваться, а это значит, что она будет оставаться актуальной.
В первую очередь, бренд территории важен для привлечения туристов. Если разработан бренд города, то это говорит о том, что существует уникальное туристское предложение, которое привлекает туристов. При успешном продвижении туристского предложения, в первую очередь увеличивается туристический поток в данный регион, что влечет за собой увеличение прибыли, во-вторых, территория приобретает позитивный образ в целом, что позволяет привлекать в регион не только туристов, но и инвесторов.
Создание бренда города - это комплекс мероприятий, направленный на формирование определенного имиджа города. Формирование бренда важно не только для привлечения туристов и инвесторов, но важно для жителей данной дестинации. При появлении сильного бренда, развивается инфраструктура, появляются рабочие места, и повышается качество жителей города.
Объектом работы является брендинг дестинации.
Предметом работы выступает гастрономический брендинг, как технология продвижения туристской дестинации.
Цель работы - изучение гастрономического брендинга как технологии продвижения туристской дестинации.
Задачи нами выделены в соответствии с целью дипломной работы:
1. Раскрыть понятие и особенности брендинга территорий.
2. Раскрыть понятие гастрономического туризма и его возможности в продвижении туристской дестинации.
3. Дать характеристику Уфы как туристской дестинации.
4. Изучить бренд города Уфы в оценках жителей города Гая.
5. Разработать методические указания для составления тестовых материалов по теме: «Гастрономический брендинг как технология продвижения туристской дестинации».
Степень научной разработанности темы. В научной литературе широко представлены проблемы формирования брендинга дестинации, ее функции и этапы становления. Так как данная тема стремительно развивается, значительное количество исследователей уделяют внимание и изучают проблематику брендинга.
Всемирная Туристская Организация дает единое определение термину «дестинация». Среди зарубежных исследователей теоретические основы «дестинации» изучают Н. Лейпер, П. Беретели, а среди российских исследователей А. И. Зырянов, Щепакин М. Б. Изучением брендинга территории занимаются О. Е. Афанасьева, Завгородняя Т. В,
Формированием и концепциями брендами города занимаются Л. В. Алферова, К. Динни, И. А. Адамчук, Е. А. Джанджугазов, С. Анхольт.
Эмпирическая база исследования. Основу составляет исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Гай в январе 2019 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос клиентов турфирмы «Вокруг света», в ходе которого было опрошено 30 человек в возрасте от 23 лет и старше. Также был проведен анализ сайтов туристских и экскурсионных компаний г. Уфы для того, чтобы понять, как позиционируется г. Уфа, как развивается бренд данного города.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы представителями администрации г. Уфы, а также сотрудниками турагенства «Вокруг света», расположенного в городе Гай для создания нового туристского продукта. Материалы исследования могут быть применены в ходе чтения лекций по курсам «Потребительское поведение в сфере туризма и гостиничного сервиса», «Маркетинг туризма и гостиничного сервиса».
Наша выпускная квалификационная работа была посвящена изучению гастрономического брендинга как технологии продвижения туристской дестинации. В России направление брендинга дестинации малоразвито, многие регионы только начинают формировать туристскую дестинацию, применительно к въездному туризму типология туристских дестинаций может быть представлена следующим образом.
В первую группу входят крупные столичные города. Они привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурные и исторические центры, как центры деловой активности.
Вторая группа туристских дестинаций состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа - это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов. Вторую подгруппу составляют так называемые центры для туров. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.
И наконец, в третью группу туристских дестинаций входят центры, специально построенные для туристов, например «Диснейленд» во Франции.
Уфа располагает большим потенциалом для формирования бренда, например, Уфа считается самым зеленым городом страны, а это уже основа для создания бренда, и сочетание старинной и современной архитектуры в городе - это интересное и уникальное архитектурное решение. Необычные национальные костюмы, исторические памятники и культурное наследие, национальные блюда, которые запоминаются своими вкусовыми и цветовыми качествами, все это огромная основа для формирования всемирно известного бренда, благодаря которому Уфу можно сделать известной не только в нашей стране, но и за ее пределами. Одним из дополнительных способов продвижения города Уфа можно рассматривать гастрономический брендинг.
На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что спрос на туры выходного дняв г. Уфу присутствует. Туристов устраивает транспортная доступность города Уфы и цены на туры выходного дня в Уфу. Туристам хотелось бы посетить город, узнавать особенности местной кухни и посетить достопримечательности. Большой интерес вызывает у туристов национальная башкирская кухня, опрос показал высокий уровень заинтересованностив мероприятиях, посвященных национальной кухне. Это можно использовать для того, чтобы привлекать туристов в город. Также туристам хотелось бы не только попробовать национальную кухню, но и принять участие в мастер-классах и фестивалях, посвященных башкирским блюдам, тем более результаты опроса показали, что среди респондентов нашлись такие люди, которые уже пытались самостоятельно приготовить некоторые блюда.
Туристов привлекает в городе Уфа климат, достопримечательности, архитектура, национальный колорит, национальные башкирские праздники, на которых, кстати, также присутствует необходимость в представлении башкирских блюд.
В третьей главе нашей работы была приведена методика разработки тестовых заданий по исследуемой теме, на основании которой были разработаны тестовые задания по теме выпускной квалификационной работы, которые включают в себя задания на выбор правильного ответа, установку соответствия и задания на определения знаний понятий темы.
1. Алферова Л. В., Позднякова Ж. С. Особенности территориального брендирования / Л. В. Алферова, Ж. С. Позднякова // Молодой ученый. 2015. №9. С. 493-496.
2. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Джанджугазова. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 224 с.
3. Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: учебное пособие / В. И. Звонников. Москва: Логос, 2012. 280 с.
4. Калицкий Э. М. Разработка средств контроля учебной деятельности: методические рекомендации / Э. М. Калицкий. Минск: РИПО, 2016. 48 с.
5. Кирьянова Л. Г. Брендинг туристских дестинаций: учебное пособие / Л. Г. Кирьянова. Б/и, 2016. 264 с.
6. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gendocs.ru/v4772
7. Адамчук И. А. Брендинг территории [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/brending-territorii
8. Алтухов Д. А. Управление брэндом как инструмент международного маркетинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont/67001 .html
9. Вейнгарден М. Брендинг и управление проектами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ama.org/ marketing/158655/index.html
10. Веприк О. М. Торговая марка, брэнд и товарный знак [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа:
https ://cyberleninka. ru/article/n/torgovaya-marka-brend-i-tovarnyy-znak
11. Гомилевская Г. А. Модели организаций гастрономических
фестивалей [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modeli-
organizatsiigastronomicheskih-festivaley
12. Даутова Р. Новости Уфы. Общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ufacitynews. ru/news/2019
13. Динни К. Концепции бренда города [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/10-113797.html
14.Завгородняя Т. В., Метелев С.Е. Рекламная программа банка [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strategiya-segmentatsii-na-sovremennom-rynke
15.Завьялова О. Г. Стерлеград. Уфа вошла в десятку привлекательных городов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sterlegrad.ru/newsrb
16. Кошелев А. А. Брендинг территорий: к вопросу о теоретикометодологических аспектах определения понятия [Электронный ресурс]. //
Научная электронная библиотека. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/brending-territoriy
17. Матюк И. А. Брендинг территории. Необходимо ли разрабатывать
бренд территории? [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-
territoriineobhodimo-li-razrabatyvat-brend-territorii
18. Муртазина О. Как создавался туристский бренд Terra Bashkiria [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/618943
19. Национальная эконмическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocable.ru/termin/prodvizhenie.html
20. Пигулина А. Комсомольская правда. Все самое интересное, Уфа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ufa.kp.ru/daily/theme/3059
21. Прасковья Т. Уфа - городской форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://imho.group
22. Романов А. Н. Маркетинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //studme .org/137679/marketing/servis_klassifikatsiya
23. Сафаргалиев Э. Р. Торговая марка, бренд и товарный знак [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/tovarnaya-marka-torgovyy-znak
24. Сафарян А. А. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=84
25. Сомов М. Посреди России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://posredi.ru/contact.html
26. Сухов Р. Организация туристской деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/raznoe-8817602
27. Тамберг В. Бренд боевая машина бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000105230
28. Ульянова Д. С. Формирование городской индентичности [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gorodskoy-identichnost
29. Шафранская И. Н. Стратегии брендинга в территориальном
маркетинге [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //docplayer. ru/31214658
30. Щепакин М. Б. Туристская дестинация. Характерные этапы и черты
развития. [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZturistskaya-destinatsiya-
harakternyecherty-i-etapy-razvitiya
31. В отпуск.ру. История Уфы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. votpusk. ru/story/article. asp
32. Вкусно. Национальные кухни, кухни мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vkuso.ru/kuxni-mira
33. Вкуснотище. Особенности азербайджанской кухни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vkusnotithe.ru/nacionaljnaya-kukhnya
34. Гуманитарные технологии, аналитический портал. Рейтинг национальных брендов по версии СаймонаАнхольта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/anholt-city-brands-index
35. История возникновения брендинга территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/print81687.htm
36. Логистика. Индекс национальных брендов Anholt-Gfk 2016
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logistika-
prim.ru/pressreleases/indeks-nacionalnyh-brendov-anholt-gfk-2016
37. Международный аэропорт Уфа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.airportufa.ru
38. Обозреватель. Лучшие гастрономические фестивали [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.obozrevatel.com/travel
39. Открытая библиотека учебной информации. Понятие туристической дестинации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oplib.ru/random577007
40.Официальный сайт Уфы. Все об Уфе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ufacity.info/#
41. Путеводитель по Парижу. Традиционные блюда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tisamsebegid.ru/paris
42. Русская семерка. Топ напитков на Руси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian7.ru/2013
43. Туристическая библиотека, все о туризме. Брендинг туристических дестинаций [Электронный ресурс]. Режим досупа: http: //tourlib. net/statti_tourism/mal ikova. htm
44. ТурСтат. Гастрономический туризм в СНГ [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://turstat.com/bestgastronomictourscis2017
45. Учебные материалы онлайн. Функциональное ядро бренда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/847882
46. Файловый архив студентов. Гастрономический туризм
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview
47. 101 отель. О городе Уфе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. 101hotels.ru/recreation/russia/ufa/about
48. Booking.com [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www.booking. com
49. Elhow.Что такое фестиваль? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //elhow. ru/search
50. Facebook.Фестиваль: смысл понятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/402035
51. TerraBashkiria. Туристический сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. travelvillage. ru
52. WellNews.Мексика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. wellnews.ru/society
53. Wikiотзыв. Справочник о компаниях Уфы. Церкви, мечети, синагоги
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bshkrtstn.wikiotzyv.org