ШЕКСПИРОВСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С.ТУРГЕНЕВА «ГАМЛЕТ ЩИГРОВСКОГО УЕЗДА» , «СТЕПНОЙ КОРОЛЬ ЛИР»
|
Содержание 2
Введение 3
1.Шекспировские мотивы в произведениях И.С. Тургенева 6
2.Особенности шекспировских мотивов в произведении И.С. Тургенева «Гамлет
Щигровского уезда» 18
3. Сопоставление образа короля Лира у Шекспира и Тургенева 28
Заключение 42
Список использованных источников 45
Введение 3
1.Шекспировские мотивы в произведениях И.С. Тургенева 6
2.Особенности шекспировских мотивов в произведении И.С. Тургенева «Гамлет
Щигровского уезда» 18
3. Сопоставление образа короля Лира у Шекспира и Тургенева 28
Заключение 42
Список использованных источников 45
Творчество великого средневекового гения литературы всегда было интересно для читателей и специалистов всех эпох. Начиная с 1623 года и до наших дней читатели во всем мире находят что-то свое, уникальное и современное для них. Шекспир великий русский драматург был популярен в России. В его произведениях создаются вечные типы человечества. Русские писатели часто обращаются к творчеству Шекспира, но все по разному. Наиболее активно и часто к творчеству В.Шекспира обращается И.С.Тургенев.
Это мы видим в следующих произведениях И.С.Тургенева в поэме «Стено». Здесь взгляды Тургенева колеблются между взглядами Байрона и Шекспира. В этой поэме мы видим последовательное воспроизведение мотивов пьесы «Гамлет» Шекспира, повторение ряда её лексических деталей . "Гамлет и Дон Кихот", которая является ключом к пониманию многих тургеневских героев. В романе «Отцы и дети» с точки зрения влияния на него Шекспира. Именно Шекспиру, его масштабному видению роман «Отцы и дети» обязан уже самим своим названием, темы и образы произведения как бы спроецированы на шекспировские трагедии. В рассказе «Довольно» всё внимание Тургенева сосредоточено на психологических вопросах, он отстаивает право писателя говорить исключительно о духовной сфере человека, о его нравственном воспитании. В повести «Степной король Лир». Священные узы родства, сыновние и отцовские, здесь осмысливаются в шекспировском ключе: власть собственности оказывается часто сильнее этих уз.
Произведения Шекспира также находят отражение в литературном наследии как зарубежных, так и русских авторов. Так, например, к сопоставлению повести Тургенева «Степной король Лир» и трагедии Шекспира обращались Ю. Д. Левин, А. Б. Муратов, Л. М. Лотман. В работах этих исследователей освещаются вопросы сходства и различия между тургеневской повестью и трагедией английского драматурга на разных уровнях содержания и формы произведений.
Наиболее ярко, выразительно представлены образы в рассказе «Гамлет Щигровского уезда» и повести «Степной король Лир». Шекспировские образы вынесены в заглавие, но используются по- разному.
Актуальность исследования изучение классической литературы всегда актуально. Изучение межнациональных литературных контактов помогают углубить наше представление литературных произведений.
Целью выявить функцию шекспировских образов в указанных произведениях, а так же художественное своеобразие.
Объект исследования: произведения В. Шекспира и И.С.Тургенева.
Предмет исследования: шекспировские мотивы в произведениях И.С. Тургенева.
Задачи работы:
1) изучить специальную литературу по данной теме;
2) проанализировать произведения В.Шекспира и Тургенева;
3) провести сопоставление: во-первых шекспировские образы с тургеневскими, во- вторых сопоставление произведений И.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» и «Степной король лир».
Методы в ходе исследования были использованы историкофилологический и сопоставительные.
Научная новизна заключается в том, что мы сопоставили два произведения И.Тергенева с двумя произведениями В.Шекспира. Во-вторых, мы сопоставили два произведения И.Тургенева в аспекте использования шекспировских образов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней на примере творчества И.С.Тургенева рассматриваются основные тенденции
русской прозы XIX века, получивших отражение как на интеллектуальносодержательном, так и на образно-художественном уровнях.
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования может быть использован на уроках литературы.
Это мы видим в следующих произведениях И.С.Тургенева в поэме «Стено». Здесь взгляды Тургенева колеблются между взглядами Байрона и Шекспира. В этой поэме мы видим последовательное воспроизведение мотивов пьесы «Гамлет» Шекспира, повторение ряда её лексических деталей . "Гамлет и Дон Кихот", которая является ключом к пониманию многих тургеневских героев. В романе «Отцы и дети» с точки зрения влияния на него Шекспира. Именно Шекспиру, его масштабному видению роман «Отцы и дети» обязан уже самим своим названием, темы и образы произведения как бы спроецированы на шекспировские трагедии. В рассказе «Довольно» всё внимание Тургенева сосредоточено на психологических вопросах, он отстаивает право писателя говорить исключительно о духовной сфере человека, о его нравственном воспитании. В повести «Степной король Лир». Священные узы родства, сыновние и отцовские, здесь осмысливаются в шекспировском ключе: власть собственности оказывается часто сильнее этих уз.
Произведения Шекспира также находят отражение в литературном наследии как зарубежных, так и русских авторов. Так, например, к сопоставлению повести Тургенева «Степной король Лир» и трагедии Шекспира обращались Ю. Д. Левин, А. Б. Муратов, Л. М. Лотман. В работах этих исследователей освещаются вопросы сходства и различия между тургеневской повестью и трагедией английского драматурга на разных уровнях содержания и формы произведений.
Наиболее ярко, выразительно представлены образы в рассказе «Гамлет Щигровского уезда» и повести «Степной король Лир». Шекспировские образы вынесены в заглавие, но используются по- разному.
Актуальность исследования изучение классической литературы всегда актуально. Изучение межнациональных литературных контактов помогают углубить наше представление литературных произведений.
Целью выявить функцию шекспировских образов в указанных произведениях, а так же художественное своеобразие.
Объект исследования: произведения В. Шекспира и И.С.Тургенева.
Предмет исследования: шекспировские мотивы в произведениях И.С. Тургенева.
Задачи работы:
1) изучить специальную литературу по данной теме;
2) проанализировать произведения В.Шекспира и Тургенева;
3) провести сопоставление: во-первых шекспировские образы с тургеневскими, во- вторых сопоставление произведений И.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» и «Степной король лир».
Методы в ходе исследования были использованы историкофилологический и сопоставительные.
Научная новизна заключается в том, что мы сопоставили два произведения И.Тергенева с двумя произведениями В.Шекспира. Во-вторых, мы сопоставили два произведения И.Тургенева в аспекте использования шекспировских образов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней на примере творчества И.С.Тургенева рассматриваются основные тенденции
русской прозы XIX века, получивших отражение как на интеллектуальносодержательном, так и на образно-художественном уровнях.
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования может быть использован на уроках литературы.
«Гамлет» Шекспира занимает в контексте творчества Тургенева совершенно особое место. Тексты Тургенева буквально пронизаны различного рода цитатами из трагедии. Тургенев использует различные интертекстовые связи - собственно цитацию, литературные реминисценции, аллюзии. Текстовые фрагменты из Шекспира обнаруживаются в произведениях Тургенева как в их внешней структуре (в заглавии, эпиграфе), так и во внутренней - в форме скрытых и явных цитат. Отмечены случаи, когда шекспировское авторство можно лишь предполагать («Несчастная», «Призраки»). Цитаты из Шекспира весьма разнообразно переосмысляются Тургеневым, трансформируются, приводятся фрагментарно.
Включения из «Гамлета» маркированы указанием на источник в тексте («Где гонко, там и рвется», письма и др.) или в специальных комментариях автора («Гамлет и Дон Кихот»).
Текст «Гамлета» постоянно воспроизводился в речи самого Тургенева и его персонажей. Апелляция к «Гамлету» не требовала дополнительной расшифровки, была понятна и говорящему, и реципиенту. Русский автор использует определенные атрибуты, активизирующие припоминание шекспировской трагедии в сознании читателя, - это имя Гамлета, его высказывания, определенные ситуации и образы, восходящие к пьесе.
В истории шекспировского наследия в творчестве И.С. Тургенева важное место занимает повесть «Степной король Лир». Важно отметить, что в шестидесятые годы Тургенев часто обращается к типам, ставшим достоянием мировой литературной традиции, отыскивая и изображая их преломления в русской жизни. «Король Лир» во второй половине XIX века являлся, несомненно, одной из наиболее популярных в России трагедий Шекспира.
«Король Лир» занимал особое место в художественном мире Тургенева, определяя своеобразие художественного мышления самого Тургенева, а именно - масштабность синтеза эпоса и драмы.
Обращение Тургенева к Шекспиру в первую очередь связано со своеобразием жанра: при создании «Степного короля Лира» писатель драматизировал эпическую форму повести, ввел в нее трагедийный элемент (острый конфликт отца и дочерей, тяжелые внутренние противоречия, психологическое напряжение, трагическая развязка). В произведении присутствуют образы, заимствованные у Шекспира, включая сюжетную канву.
Автор ставил перед собою цель показать реально-исторические формы, ситуации и типы, запечатленные мировой литературной традицией, в русском быту и тем самым сделать более ощутимыми неповторимые черты русской жизни. В «Степном короле Лире» совмещены высокий и низкий планы повествования, трагедийное содержание выражено в бытовых, нарочито будничных и подчас даже сатирических образах. Параллельное осмысление проблем русской жизни и значения трагедии Шекспира проходит через всю повесть.
Главное место в произведении занимает проблема нравственности. Для раскрытия нравственного момента в повести писатель использует сюжет шекспировской трагедии «Король Лир». Иван Сергеевич создал повесть, в которой действительно ощущается шекспировский накал чувств и страстей, бушующих в его героях. Это вечная трагедия: отец отдал дочерям свое имущество, а они, забыв в родственных связях и чувствах, в признательности, доводят отца до положения приживальщика, лишают его собственного крова и фактически ускоряют его приближение к гибели.
Сравнительный анализ двух произведений - трагедии Шекспира «Король Лир» и повести И. С. Тургенева «Степной король Лир» - даёт представление о сложном процессе формирования и развития образа
«русского Шекспира» в литературе XIX века. Этот процесс, захватывая в свою орбиту разные жанры, разных писателей, отличающихся художественной манерой и общественной позицией, стал отражением движущегося времени, развивающихся тенденций русской культуры, для которой Шекспир оставался великим художником.
Включения из «Гамлета» маркированы указанием на источник в тексте («Где гонко, там и рвется», письма и др.) или в специальных комментариях автора («Гамлет и Дон Кихот»).
Текст «Гамлета» постоянно воспроизводился в речи самого Тургенева и его персонажей. Апелляция к «Гамлету» не требовала дополнительной расшифровки, была понятна и говорящему, и реципиенту. Русский автор использует определенные атрибуты, активизирующие припоминание шекспировской трагедии в сознании читателя, - это имя Гамлета, его высказывания, определенные ситуации и образы, восходящие к пьесе.
В истории шекспировского наследия в творчестве И.С. Тургенева важное место занимает повесть «Степной король Лир». Важно отметить, что в шестидесятые годы Тургенев часто обращается к типам, ставшим достоянием мировой литературной традиции, отыскивая и изображая их преломления в русской жизни. «Король Лир» во второй половине XIX века являлся, несомненно, одной из наиболее популярных в России трагедий Шекспира.
«Король Лир» занимал особое место в художественном мире Тургенева, определяя своеобразие художественного мышления самого Тургенева, а именно - масштабность синтеза эпоса и драмы.
Обращение Тургенева к Шекспиру в первую очередь связано со своеобразием жанра: при создании «Степного короля Лира» писатель драматизировал эпическую форму повести, ввел в нее трагедийный элемент (острый конфликт отца и дочерей, тяжелые внутренние противоречия, психологическое напряжение, трагическая развязка). В произведении присутствуют образы, заимствованные у Шекспира, включая сюжетную канву.
Автор ставил перед собою цель показать реально-исторические формы, ситуации и типы, запечатленные мировой литературной традицией, в русском быту и тем самым сделать более ощутимыми неповторимые черты русской жизни. В «Степном короле Лире» совмещены высокий и низкий планы повествования, трагедийное содержание выражено в бытовых, нарочито будничных и подчас даже сатирических образах. Параллельное осмысление проблем русской жизни и значения трагедии Шекспира проходит через всю повесть.
Главное место в произведении занимает проблема нравственности. Для раскрытия нравственного момента в повести писатель использует сюжет шекспировской трагедии «Король Лир». Иван Сергеевич создал повесть, в которой действительно ощущается шекспировский накал чувств и страстей, бушующих в его героях. Это вечная трагедия: отец отдал дочерям свое имущество, а они, забыв в родственных связях и чувствах, в признательности, доводят отца до положения приживальщика, лишают его собственного крова и фактически ускоряют его приближение к гибели.
Сравнительный анализ двух произведений - трагедии Шекспира «Король Лир» и повести И. С. Тургенева «Степной король Лир» - даёт представление о сложном процессе формирования и развития образа
«русского Шекспира» в литературе XIX века. Этот процесс, захватывая в свою орбиту разные жанры, разных писателей, отличающихся художественной манерой и общественной позицией, стал отражением движущегося времени, развивающихся тенденций русской культуры, для которой Шекспир оставался великим художником.





