ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕМЕЙНОГО ТУРИЗМА
1.1 .Понятие, функции и виды туризма
1.2. Понятие, функции и особенности семейного туризма
2. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТУРАГЕНТСТВА «РАДУГА-ТУР»)
2.1. Анализ предложений ведущих туроператоров на рынке семейного туризма Екатеринбурга
2.2 Рынок семейного туризма и его проблемы в оценках менеджеров турагентства «Радуга-Тур»
2.3 Рекомендации и перспективы развития семейного туризма
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ТЕМЕ: СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Туристская индустрия в наше время превратилась в один из ведущих секторов экономики. Она стала неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной доли населения большинства стран.
Основной принцип развития туризма был провозглашен на Генеральной ассамблее туризма в Сеуле «Мир и туризм»: туризм - инструмент мира и диалога между цивилизациями. С помощью развития и продвижения туризма ликвидируются национальные, региональные, расовые, религиозные, идеологические и другие формы дискриминации, в т.ч. по признаку пола, а также способствуют гармонии человечества и увеличивается пространство для взаимного сотрудничества и сосуществования1.
Знакомство с различными культурами и традициями посредством туризма представляет собой важный фактор обеспечения мира и международного взаимопонимания. В процессе туристских обменов признается и проявляется уважение к уникальному и разнообразному характеру истории, культур, религий, идеологий и этических убеждений всех стран, регионов и обществ и соблюдаем их обычаи и традиции.
Туризм развивается, несмотря на кризисы и катастрофы. Непрерывный рост и развитие туристской индустрии и связанное с этим обострение конкуренции способствуют разнообразию туристских продуктов и появлению новых туристских направлений.
В последние время наблюдается значительное усиление внимания общества к проблемам семьи, а в связи с этим к семейному туризму. Это естественно: в семье, как правило, отражаются проблемы, тенденции развития, кризисные черты общества. Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, культурным и идейным ценностям. Семейный туризм играет существенную роль в укреплении и оздоровлении семейных связей.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что семейный туризм связан с воспитанием, общением в семье, заботой о здоровье членов семьи и особенно детей.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теоретических правовых и организационных аспектов туристской деятельности можно найти в учебной литературе. Им посвящены труды и исследования А. Дуровича, М.А. Жуковой, Н.М. Ильиной, В. Квартальнова, Дж. Мейкенза, Н.Б. Черных и др.
Теме организации досуговой деятельности в туризме посвящены работы: Булыгиной И.И., Гараниной Н.И. ,Ильиной Е.Е., Смышляева М.И., Квартальнов В.А., Сысоева О.Е., Богданова С.В.
Однако работ, посвященных семейному туризму крайне мало, что и заставило обратиться к его исследованию. К ним можно отнести следующих авторов: Морозов М.В., Александрова, А.Ю. Бочарова, Н. И. Бурдин А.О.
Объект: семейный туризм как вид туризма.
Предмет: проблемы и перспективы развития семейного туризма. Цель: выявить проблемы и перспективы семейного туризма на примере развития туризма в Свердловской области.
В связи с данной целью определены задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие, функции и виды туризма в современном обществе;
2. Выявить особенности семейного туризма;
3. Проанализировать предложения ведущих туроператоров на рынке семейного туризма Свердловской области;
4. Выявить основные проблемы, существующие на рынке семейного туризма Свердловской области;
5. Представить методическую разработку в виде листов рабочей тетради.
Практическая значимость работы. Материалы и работы могут быть использованы в практической деятельности турпредприятий по организации семейного туризма, а также в преподавании деятельности таких дисциплин как: «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», «Индустрия и инфраструктура туризма», «Мировой рынок туризма».
Проведенный в бакалаврской работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Семейный туризм - это сравнительно новая форма туризма, имеющая большое социальное и воспитательное значение. Её особенности заключаются, прежде всего, в том, что оздоровительные, воспитательные, нравственные задачи органически сочетаются с привлечением детей к систематическим занятиям туризмом, физкультурой, спортом. Поэтому и программы такого отдыха сильно отличаются друг от друга. Набор их определяется тематикой выбранного тура.
Анализ развития рынка семейного туризма в Екатеринбурге, проведенный во второй главе работы, показал, что семейный туризм является активно развивающейся формой организации отдыха, играющей важную социальную роль. В первую очередь это воспитательные, оздоровительные, нравственные задачи гармонично сочетаются с приобщением детей к систематическим занятиям туризмом, физкультурой, спортом. Поэтому присутствие среди отдыхающих маленьких детей всегда означает наличие особых требований к организации подобных туров.
Программы таких туров включают: беседы; игровые досуговые программы; рекреативный семейный отдых; спортивный семейный отдых; экскурсионная работа; совместное посещение праздников и массовых концертов. В результате, отдыхая и общаясь, участвуя в совместных программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
Семейный туризм представляет собой насыщенную, увлекательную, очень многообразную форму культурно-досуговой деятельности семьи. Он имеет большое значение в воспитании и развитии детей.
Существует несколько определений семейного туризма. В данной работе мы рассматривали семейный туризм, как путешествие родителей с детьми до 18 лет.
В настоящее время во всем мире семейный туризм набирает популярность. Этот вид отдыха может быть любым: спортивным и оздоровительным, отдыхом на одном месте или турпоходом. Поэтому и программы такого отдыха сильно отличаются друг от друга. Набор их определяется тематикой выбранного тура. Тем не менее, присутствие среди отдыхающих маленьких детей всегда означает наличие особых требований к организации подобных туров.
К особенностям организации семейного туризма можно отнести: выбор места проживания, транспорт, культурно-развлекательную программу и многое другое. Очень важно учесть пожелания не только взрослых, но и детей.
Анализ рынка семейного туризма показал, что по количеству проданных семейных туров, компания «Радуга-Тур» занимает лидирующие позиции, но необходимы изменения, чтобы турфирма повысила свой уровень конкурентоспособности.
В России существует множество проблем, препятствующих нормальному развитию семейного туризма. Одна из таких проблем слишком высокие цены. Иногда цена за тур выходила дороже, чем съездить заграницу.
Если сравнивать семейный туризм с зарубежными странами, то можно увидеть, что за границей существуют различные пособия и скидки для семей с детьми. Правительство зарубежных стран заинтересованно в развитие этого вида туризма, что очень благоприятно сказывается на туризме страны в целом.
Анализ интервью показал, что развитие семейного туризма в России следует начать с выстраивания инфраструктуры. К сожалению, в нашей стране слишком мало семейных отелей, парков развлечений, туров выходного дня и т.д.
Но, несмотря на это, семейный туризм в нашей стране начал активно развиваться. Об этом свидетельствует увеличение количества проданных семейных туров. Среди видов туризма семьи отдают предпочтение пляжному и лечебно-оздоровительному отдыху, а среди направлений Сочи, Анапе и Абхазии. Это связано с тем, что путешествовать с маленькими детьми удобнее по местам с наиболее знакомым климатом и едой.
Перспективы развития семейного туризма позволяют увидеть, насколько важен этот вид туризма для нашего региона. В первую очередь, семейный туризм дает возможность отдохнуть родителям, при этом контактируя с детьми. Также семейный туризм способствует сплоченности семьи, он позволяет повысить уровень знаний и жизненных навыков у детей. Помимо этого, он способствует увеличению местного бюджета за счет использования инфраструктуры, находящейся вблизи туристических объектов. Создание рабочих мест, привлечение инвестиций, увеличение въездного туризма и повышение конкурентоспособности региона в сфере туризма все это является перспективами развития семейного туризма.
В третьей главе представлена методическая разработка листов рабочей тетради для контроля знаний по теме «Семейный туризм: проблемы и перспективы развития». Дана спецификация курса, конкретные виды заданий и методическое обоснование этих заданий.
1. Батищева М.А. Современные взгляды молодежи на семью и брак / А.М. Батищева. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «РГ11НУ», 2015. 294 с.
2. Беляков О.И. Семейный туризм как форма досуговой деятельности / О. И. Беляков, И. В. Мещерякова // Известия Пензенского пед. университета им. В.Г. Белинского, 2016. 28. С. 5-6.
3. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие / М. И. Болотова. Москва: компания Спутник+, 2016. 114 с.
4. Гаврилова А. Е. География туризма: учебник для вузов / под ред. А. Ю. Александровой. Москва: КноРус, 2015. 592 с.
5. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева. Москва: КноРус, 2015. 30 с.
6. Кусков А.С. Основы туризма: учебник для вузов / А.С. Кусков. Москва: КноРус, 2015. 394 с.
7. Лукьянова Н.С. География туризма: туристические регионы мира и России практикум: учебное пособие для вузов / Н.С. Лукьянова. Москва: КноРус, 2014. 166 с.
8. Можаева Н.Г. Организация туристской индустрии и география туризма: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. Москва: Форум, Инфра-М, 2014. 336 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели 2015: кратк. стат. сб. Москва: Росстат, 2015. 558 с.
10. Руководство по оперативному управлению туристическим агентством франчайзинговой сети «Радуга-Тур». Екатеринбург, 2017.
11. Сенин В.С. Туризм: мини-словарь / В.С. Сенин. Москва: 2016. 63 с.
12. Чудновский А.Д. Стратегический менеджмент в индустрии
туризма: учебное пособие для вузов / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. Москва: КноРус, 2016. 151 с.
13. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие для вузов / А. Д. Чудновский. Москва: КноРус, 2015. 415 с.
14. Шарухин А.П. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие / А.П. Шарухин. Москва: КноРус, 2015. 565 с.
15. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социальнокультурного сервиса и туризма: учебное пособие / Т.А. Фролова. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. 69 с.
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Ростуризм. Официальный сайт. Режим доступа:http://www.russiatourism.ru/content/
17. Ильина Е.Н. Организация деятельности туризма [Электронный ресурс] / Е.Н. Ильина // Все о туризме: туристическая библиотека. Режим доступа:www.aviacapital.ru/
18. Инновации в сфере туризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт ведущих поставщиков передовых решений в области информационных технологий в туризме. Режим доступа:http://www.amadeus.ru/
19. Куликова А. Свердловская область вышла в лидеры событийного туризма среди российских регионов [Электронный ресурс] /А. Куликова // Екатеринбург он-лайн. Режим доступа: http://www.e1.ru/news/spool/news_id- 457912.html
20. Меведев В. Туризм [Электронный ресурс] /В. Медведев // Карманная энциклопедия туризма. Режим доступа:http://www.koob.ru/
21. Организация семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //travelel. ru/organizaciya-semej nogo-turizma
22. Основные достопримечательности г. Екатеринбурга. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Столица Урала. Режим доступа: http://www.iural.ru/
23. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_12462/74d86781f33c6bd699aa1465d034588171544019/
24. Проект «Уральского Диснейленда» [Электронный ресурс] // Екатеринбург он-лайн. Режим доступа: http://www.e1.ru/news/spool/news_id- 398690-section_id-147.html
25. Семейный туризм, особенности, организация и география семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //travelluxtour. info
26. Стратегия Екатеринбурга, миссия и позиционирование города. Инвестиционные потребности и возможности города [Электронный ресурс] Режим доступа:http://pandia.ru/text/78/289/36667.php
27. Стратегия развития внутреннего
в Свердловской области на период до 2030 года. 2013 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Свердловской области. Режим доступа:
http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_turizma_sverdl ovskoy_oblasti_do_2030_goda.pdf
28. Туризм в России. Свердловская область [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. Режим доступа: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=107&freg=236
29. Туристическая библиотека «Всё о туризме» [Электронный ресурс] Режим доступа:www.tourlib.net/books_tourism/
30. Туристы выбирают родное [Электронный ресурс] // Газета.ру. Бизнес. Туризм. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/
31. Уральский туристический сервер: официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: www.utravel.ru
32. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации" от 24.11.1996 132-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_law_12462/