ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСТОРАННОГО ТИПА 8
1.1 Понятие предприятия ресторанного типа 8
1.2 Основные аспекты качества обслуживания на предприятиях ресторанного
типа 14
2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСТОРАНЕ «PIAF» Г.
ЕКАТЕРИНБУРГ 26
2.1 Оценка качества обслуживания гостей в ресторане 26
2.2 Рекомендации по совершенствованию качества обслуживания гостей в
ресторане 33
3. РАЗРАБОТКА ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТЕПЕНИ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ... 49
3.1 Понятие и виды тестирования 49
3.2 Итоговое тестирование для студентов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ ГОСТЕЙ РЕСТОРАНА
В настоящее время происходит достаточно бурное развитие индустрии социально-культурного сервиса. К заведениям социально-культурного сервиса можно отнести: отели и ресторана различной категории, рестораны и кафе, передвижные кафе и бары и т.д. С увеличением количества подобных заведений, происходит увеличение конкуренции. В связи с этим возникает потребность в улучшении качества предоставляемых услуг, введении инноваций.
Работа персонала - это один из важнейших качественных показателей работы предприятия. Именно от персонала во многом зависит общее впечатление от заведения и тот факт вернутся в него Гости снова или нет. Причем важно подчеркнуть, что в сфере социально-культурного сервиса важна работа каждого сотрудника, начиная от руководителя и заканчивая сотрудником гардероба.
Актуальность исследования качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа определяется тем, что ресторанный бизнес, относящийся к сфере общественного питания, производит продукт, который в отличие от продукта промышленной сферы, потребителям труднее оценить по критерию качества до того, как будет совершен заказ в ресторане (потребитель при выборе руководствуется советами персонала, друзей, рекламой или фотографиями в меню, но не может заранее знать, что именно он получит). Поэтому ресторанные услуги тяжелее обменивать и продвигать на рынке. Критерием оценки качества продукта является эмоциональная реакция клиента, которая зависит от воспитания и отношения к делу персонала, а также от самого клиента.
Предприятия должны уметь привлекать клиентов, добиваться их лояльности и всячески стимулировать расходы на приобретение ими услуг. В будущем ресторанный бизнес все больше будет ориентироваться на привлечение повторных клиентов и стимулировать дополнительные расходы с их стороны, предлагая широкий ассортимент блюд и напитков и высокую культуру обслуживания, которая в условиях высокой конкуренции на рынке ресторанных услуг является важным фактором развития ресторанного бизнеса.
В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики). В тоже время ресторанный бизнес таит в себе много опасностей для потенциальных инвесторов - в России пока еще отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес и формировать высокую культуру обслуживания предприятий ресторанного бизнеса.
Объект исследования - предприятие ресторанного типа.
Предмет исследования - повышение качества обслуживания.
Цель исследования - изучить качество обслуживания предприятия ресторанного типа.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить теоретические аспекты качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа.
2. Провести анализ качества обслуживания в ресторане «PIAF» г. Екатеринбург.
3. Разработать тестирование по повышению степени удовлетворенности клиентов качеством обслуживания.
Эмпирической базой исследования послужили материалы полуформализованного интервью с клиентами рассматриваемого ресторана. В работе были использованы статистические данные развития сферы ресторанного бизнеса в России, а также результаты социологических исследований по близким проблемам.
Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы предпринимателями в сфере ресторанного бизнеса, а также в практике преподавания таких дисциплин, как «Предпринимательская деятельность», «Маркетинг в ресторанном бизнесе и гостиничном хозяйстве», «Социально-культурный сервис и туризм».
Тема дипломной работы заключается рассмотрении теоретических аспектов качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа в процессе, которого выявлено понятие предприятия ресторанного типа, определены основные аспекты качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа.
Также в работе проведен анализ качества обслуживания в ресторане «Piaf» г. Екатеринбург, проведена оценка качества обслуживания гостей в ресторане и предложены рекомендации по совершенствованию качества обслуживания гостей.
Данная дипломная работа на тему «Повышение качества обслуживания предприятия ресторанного типа» раскрывает направления развития рассматриваемого ресторана и в целом культуры обслуживания на предприятиях ресторанного типа.
В данной дипломной работе раскрыты теоретических аспектов качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа в процессе, которого выявлено понятие предприятия ресторанного типа, определены основные аспекты качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа.
Также в работе проведен анализ качества обслуживания в ресторане «Piaf» г. Екатеринбург, проведена оценка качества обслуживания гостей в ресторане и предложены рекомендации по совершенствованию качества обслуживания гостей.
В данной дипломной работе был рассмотрен процесс повышения качества обслуживания на предприятии ресторанного типа. В ходе проведенного исследования было установлено то, что ресторан - это предприятие питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с со стильным и оригинальным дизайном и интерьером помещения, а также организацией культурного отдыха и развлечения посетителей ресторана.
К основным стандартам качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа относятся:
- стандарты чистоты (чистота зала, рабочих зон персонала, входной группы и т.д.);
- стандарты внешнего вида (форма персонала, обувь, прически, украшения, маникюр, макияж и т.п.);
- стандарты обслуживания гостей (сценарий обслуживание, конфликтные ситуации, комплименты и лояльность, встреча гостей с детьми, продажи, работа с возражениями, обратная связь с гостем и т.д.);
- стандарты подачи блюд и напитков (правила выноса блюд и напитков, комплиментов и угощений, время подачи);
- стандарты сервировки (до прихода гостя, во время его пребывания, после прощания с гостями, в перерывах между подачей блюд и т.д.)
Для повышения качества обслуживания в ресторане «PIAF» г. Екатеринбург на основании ранее выявленных слабых сторон, а также опроса потребителей рекомендованы:
- разработка стратегии развития предприятия, которая будет включать по отзывам гостей: внедрение должности хостес, обучение персонала, добавление меню на английском языке;
- обновление производственных мощностей, которое будет включать введение нового системного комплекса в работу ресторана;
- внедрение отдела маркетинга.
В третьей главе дипломной работы была проведена систематизация и обобщение основных аспектов качества обслуживания на предприятиях ресторанного типа, а также составлено итоговое тестирование по выявленным направлениям, что позволило закрепить полученные теоретические и практические знания.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2018) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. consultant.ru/law/
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 172) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
4. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
6. Алиев И. М. Экономика труда: учебное пособие / И. М. Алиев. Москва: Юрайт, 2014. 672 с.
7. Арбузова Н. Ю. Технология и организация ресторанных услуг: учебное пособие / Н. Ю. Арбузова. Москва: Академия, 2014. 224 с.
8. Арзуманова Т.И. Экономика организации: учебное пособие / Т.И. Арзуманова. Москва: Дашков и Ко, 2014. 240 с.
9. Барышева Н.В. Ресторан = гость. Практические рекомендации по содержанию ресторана: книга / Н.В. Барышева. Москва: Аркаим, 2015. 176 с.
10. Брашнов Д. Г. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д. Г. Брашнов. Москва: Флинта, НОУ ВПО Московский психолого¬социальный университет, 2014. 224 с.
11. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. Москва: Дашков и Ко, 2015. 518 с.
12. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М. А. Вахрушина, Л. Б. Самарина. Москва: Вузовский, 2015. 328 с.
13. Великая Е. Г., Чурко В. В. Стратегический потенциал и рентабельность организации / Е. Г. Великая // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2. С. 7-9.
14. Гаврилова А. Е. Деятельность административно-хозяйственной службы: учебное пособие / А.Е. Гаврилова. Москва: Академия, 2014. 256 с.
15. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. Москва: Норма, 2014. 416 с.
16. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 736 с.
17. Диагностика состояния инновационно ориентированного предприятия: учебное пособие / Л. В. Валинурова [и др.]. Уфа: БАГСУ, 2015. 109 с.
18. Дусенко С. В. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие / С.В. Дусиенко. Москва: Академия, 2014. 224 с.
19. Ингильери Леонардо и Соломон Мика. Выдающийся сервис,
отличная прибыль. Принципы достижения настоящей
клиентоориентированности: книга. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 224 с.
20. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия /Г. Б. Клейнер. Москва: Дело, 2016. 567 с.
21. Кован С. Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С. Е. Кован [и др.]. Москва: КНОРУС, 2014. 160 с.
22. Крутик А. Б. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. Москва:Академия, 2014.154 с.
23. Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: книга / В. П. Пашуто. Москва: Кнорус, 2014. 320 с.
24. Пфлегер Андреа. Ресторан. Как выстроить дело с нуля: книга. Москва: Центрполиграф, 2014. 240 с.
25. Романов В. А. Ресторанные комплексы. Организация и функционирование: учебное пособие / В. А. Романов. Москва: МарТ, Феникс, 2014. 224 с.
26. Саак А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (рестораны) : учебное пособие / А. Э. Саак. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 432 с.
27. Шарп Изадор, Филлипс Алан. Философия гостеприимства Four Seasons. Качество, сервис, культура и бренд: учебное пособие. Москва: Альпина Паблишер, 2016. 366 с.
28. Шнайдер О. В., Система внутреннего аудита качества и её влияние на прибыль предприятия / О. В. Шнайдер, Т. П. Агуреева // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 110-114.
29. Виртуальная экономическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econom.nsc.ru
30. Все о Туризме. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://tourlib.net/
31. Институциональная экономика [Электронные ресурс]. Режим доступа: http://www.ie.boom.ru
32. Основы ресторанного бизнеса [Электронные ресурс]. Режим доступа: http: //mir-restoratora. ru/
33. Рестораны г. Екатеринбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. tripadvisor.ru/