Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №146813

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие детского экспериментирования и его основные
характеристики 6
1.2. Особенности экспериментировании детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Педагогические условия развития детского экспериментирования в
дошкольной образовательной организации 16
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Исследование уровня развития экспериментирования детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2. Реализации условий развития экспериментирования детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов
исследования 46
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

В исследованиях Н.Н. Поддьякова одним из основных видов ориентировочно-исследовательской деятельности выделяется детское экспериментирование. Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», ведь ребенок рождается исследователем. Потребность в новых впечатлениях, жажда узнавать новое и неизведанное, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно­исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными связями, пространственными и временными отношениями. Все это позволяет связать отдельные представления в целостную картину мира, представляющую собой знания ребенка об окружающей его действительности и о себе как части мироздания.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).
Особое внимание современная наука обращает на детское экспериментирование в старшем дошкольном возрасте, на этапе окончания дошкольного детства и перехода детей в следующую возрастную группу - младший школьник. Установлено, что экспериментирование способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, что обеспечивает готовность к школе.
Однако, до настоящего момента, в педагогической практике не сложилась целостная концепция развития экспериментирования детей, раскрывающая сущность этого вида детской деятельности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие ее становления в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Это подтверждается анализом практики, которая показывает, что далеко не всегда дети самостоятельно склонны заниматься экспериментированием, чаще, несмотря на наличие в детских садах «зон экспериментирования», этот вид деятельности детей носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень развития данной деятельности.
В результате, несмотря на огромный потенциал экспериментирования, его развивающие возможности остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного развития экспериментирования старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Наблюдается противоречие между потребностью в развитии экспериментирования детей старшего дошкольного в практике детских садов и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса его развития: содержательным однообразием методической литературы и отсутствием направленности педагогов на указанный вид деятельности. Недостаточная разработка проблемы развития экспериментирования и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы.
1. Детское экспериментирование представляет собой один из видов познавательной деятельности ребенка, составляя основу всякого нового знания. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности ребенка наравне с игрой. Существенным отличием детского экспериментирования от взрослых экспериментов является его связь с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.
2. Главная особенность экспериментирования детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что ребенок познает объекты окружающего мира в ходе практической деятельности с ними. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Т.е. экспериментирование является универсальным средством развития психики ребенка и различных сторон его личности, позволяя ребенку моделировать в создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Начальной точкой детского экспериментирования принято считать манипулирование предметами. В своем становлении детское экспериментирование движется от совместного экспериментирования ребенка и взрослого к самостоятельному экспериментированию детьми. Детскому экспериментированию свойственны два основных типа экспериментов: природоведческий и социальный. Ребенок старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования способен: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
3. Анализ условий и средств развития экспериментирования детей
старшего дошкольного возраста показал, что наибольшую эффективность будет иметь сочетание следующих педагогических условий: создание детьми собственной картотеки экспериментов, наполнение уголка
экспериментирования материалами и инструментами, позволяющими реализовать интересные детям опыты и эксперименты, создание обстановки «радости открытия нового».
4. В результате проведения констатирующего эксперимента с применением диагностики, предложенной Т.И. Бабаевой и О.В. Киреевой «Кораблекрушение».
Данная методика позволяет зафиксировать следующие показатели развития изучаемого вида деятельности: целеполагание; планирование деятельности; процесс ее реализации; умение формулировать выводы и аргументировать свои суждения.
Каждый из перечисленных показателей имеет свои критериальные признаки. Так, показатель целеполагание раскрывается через умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, выдвигать гипотезы и предположения. Показатель планирование деятельности предполагает умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Показатель процесс ее реализации ориентирован на умение ребенка осуществлять эксперимент и решать возникающие по его ходу проблемы. Показатель умение формулировать выводы предполагает умение делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Показатель аргументировать свои суждения раскрывается через умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты....


1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. Сургут: РИО СурГПИ, 2005. 36 с.
2. Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно- экспериментальной деятельности / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 2. 42-59 с.
3. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие. М.: Айрис-пресс 2008. 96-98 с.
4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. 392 с.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения. Пособ. для работ. дош. образов. учреждений и родителей. М.: АРКТИ, 2013. 12 с.
6. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
7. Доронова Т.Н., Короткова. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. 2003. № 3. 5 с.
8. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Н. В. Микляевой. М.: Издательство Юрайт, 2012. 77 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 193 с.
10. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам. М.: «Приор-издат», 2014. 192 с.
11. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. 84-85 с.
12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера 2004. 56 с.
13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. М.: Сфера 2005. 174 с.
14. Козлова А.М., Никифорова И.К. Дошкольное образование: Уч.- метод. пособ. М.: ЦГЛ, 2014. 80-82 с.
15. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 374 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ