ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие воли, основные этапы волевого действий 7
1.2. Особенности развития воли детей дошкольного возраста 11
1.3 Условия, приемы и методы развития воли у детей дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов изучения развития волевых действий детей 5-6
лет 26
2.3. Организация музыкальной деятельности детей с целью развития волевых
действий 34
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей. Выпускнику дошкольного учреждения должны быть присущи такие личностные характеристики, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность [44]. Таким образом важную роль играет подготовка детей к школе, формирование не только познавательной активности, но и волевых качеств.
Воля и произвольность - важные качества человеческой личности. Наличие этих качеств в человеке позволяет ставить цели и стремиться к их достижению, делают его сознательным и свободным субъектом жизнедеятельности.
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии воли ребенка. Воля в этом возрасте возникает как способность сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Недостаточное волевое развитие на этапе дошкольного детства может тормозить формирование личности ребенка на следующих ступенях онтогенеза. Так, недостаточно развитая волевая регуляция может стать причиной неподготовленности детей к обучению в школе. Это может проявляться в импульсивном характере поведения, в неумении следовать требованиям учителя, слушать его и понимать, подчиняться нормам и правилам школьной жизни [3; 4; 19; 36]. Таким образом, у ребенка может возникнуть стремление вернуться в детский сад, а учебная деятельность будет сопровождаться негативными эмоциями и упрямством, останавливая ребенка в умственном и психическом развитии.
Важную роль в развитии воли выполняет взрослый. Через общение со 3
взрослым и совместную с ним деятельность ребенок осознает себя и свою роль в ней, а наглядные примеры и разъяснения позволяют действовать ребенку в соответствии с предъявляемыми ему требованиями.
В связи с этим, немаловажно, чтобы педагог дошкольного учреждения, признавая значение формирования воли и произвольности с раннего детства, обладал соответствующими знаниями, а также располагал методами формирования волевых качеств.
Таким образом, глубинное изучение теоретических основ, условий, методов и приемов формирования воли являются чрезвычайно важными аспектами, так как воля играет важную роль в жизни человека, в его умении контролировать свою внутреннюю и внешнюю деятельность, относящуюся как к себе, так и к окружающим.
В психолого-педагогической литературе представлены сведения об использовании разнообразных средств для развития воли, волевых действий и качеств дошкольников в условиях образовательной организации и семейного воспитания. Так, традиционно, такими средствами являются: игра, продуктивные виды деятельности, детские формы трудовой деятельности. Тем не менее, поиск нетрадиционных, но эффективных способов развития воли продолжается с учетом особенностей и видов деятельности современных детей.
Следует отметить, что в качестве средства, обеспечивающего волевое развитие ребенка, следует рассматривать музыкальную деятельность. Музыкальная деятельность обеспечивает у детей развитие целенаправленности действий, способности к осуществлению волевых усилий и включают в себя различные виды деятельности.
Поэтому в данном исследовании предпринята попытка выявить эффективность влияния специально организованной музыкальной деятельности на развитие воли детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель: изучить влияние специально организованной музыкальной деятельности на развитие волевых действий детей старшего дошкольного возраста.....
Дошкольный возраст - значимый период для развития личности ребенка. Развитие волевых качеств позволяет ребенку научиться контролировать свою деятельность, ставить цель и преодолевать препятствия на пути к ее достижению.
Формирование волевых качеств ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
Волевое действие является основой саморегуляции и имеет свою структуру: целеполагание, мотивы, связь мотива и цели, планирование, исполнение и столкновение с трудностями в ходе исполнения, оценку полученного результата (ребенком или взрослым).
Жизнь перед ребенком - это бесконечная цепь задач, не имеющая конца проблемная ситуация, решить которую он не всегда имеет возможность. Поэтому важную роль в развитии воли выполняет поддержка взрослого. Взрослый является примером для ребенка и наставником, поддержкой и опорой.
Развитие воли подчиняется законам развития психики в целом и происходит в процессе преодоления препятствий на пути к достижению цели, но важно учитывать то, что препятствия должны быть преодолимыми, соответствовать актуальным и ближайшим возможностям ребенка. Учет имеющихся и потенциальных возможностей ребенка позволяет педагогу индивидуализировать процесс обучения и воспитания.
Для выявления уровня развития волевых действий у детей 5-6 лет было проведено исследование по диагностической методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант». Исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № XX». В эксперименте участвовали две группы детей: экспериментальная и контрольная.
Исследование показало, что большинство детей 5-6 лет имеют средний или низкий уровень развития волевых действий. Они обладают слабыми умениями регуляции своих действий, не способны удерживать цель и преодолевать возникшие трудности. Было определено, что дети экспериментальной группы нуждаются в организации специальных мероприятий, в ходе которых смогут развивать способности регуляции своих действий.
В связи с этим была разработана программа развивающих мероприятий, включающая в себя различные виды музыкальной деятельности. Целью программы стало: способствовать у детей 5-6 лет развитию волевых действий, способности к осуществлению волевых усилий и формированию волевых качеств посредством музыкальной деятельности.
Данный комплекс мероприятий предназначен для детей 5-6 лет и может быть реализован в любом дошкольном общеобразовательном учреждении в рамках музыкальных занятий.
Раздел «Слушание музыки» направлен на вовлечение детей в целенаправленный процесс управления своим поведением и сознанием, и включает в себя задания по знакомству детей с музыкальными произведениями, их жанрами и соответствующими средствами выразительности.
Формирование воли как способности управлять своими внешними и внутренними действиями представлено в разделе «Пение» и содержит задания для развития слуха и голоса.
Задания на освоение детьми навыков исполнения танцевальных движений содержатся в разделе «Музыкально-ритмические упражнения» и нацелены на развитие у детей мышления и воли.
В разделе программы «Игра на музыкальных инструментах» представлены задания, направленные на овладение детьми навыками игры на музыкальных инструментах, а также способствующие развитию умения регулировать свои действия и стремления к достижению целей.
Раздел «Музыкальная игра» направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста правилосообразного поведения....
1. Анисимов В.П. Арт-педагогика музыкального образования детей: учебное пособие для студентов бакалавриата и магистратуры. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2015. 232 с.
2. Белозерцева И.Н., Лялина И.Ю. Педагогика здоровья: обучение детей навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности // Успехи современного естествознания, 2005. № 5. С. 24-26.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
4. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
5. Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 14-27. Электронная библиотека МПП1У. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=34965. (дата обращения: 28.02.2020).
6. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб.: Речь, 2009. 368 с.
7. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 236 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. 93 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка, М.: Изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2004. 512 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 118.
12. Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 45-48.
13. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. 656 с.
14. Горшкова Е.В. Учимся танцевать: путь к творчеству: методическое пособие для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста / Е.В. Горшкова. Москва: Психотехника, 1993. 203 с.
15. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 217-220.....50