Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №146805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕСТО ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 8
1.1. Понятие «компетенции» и классификация компетенций 8
1.2. Направления развития профессиональных компетенций персонала 15
1.3. Лидерские качества как комплекс профессиональных компетенций
работников учреждения образования 21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ...31
2.1. Организация исследования. Анализ и интерпретация результатов
исследования 39
2.2. Программа по развитию лидерских компетенций 40
2.3. Динамика развития лидерских компетенций у работников
образовательных организаций 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работники образовательной организации должны обладать актуальными профессиональными знаниями, однако помимо этого, на сегодняшний день их отличают такие качества, как целеустремленность, активность, ответственность, общительность, то есть, более востребованы работники, обладающие лидерскими компетенциями.
Опыт деятельности современных работников образовательных организаций показывает следующее: когда работник обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, организаторская проницательность, способность к самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, он достигает определенных высот в профессиональной деятельности. Людей, обладающих этими качествами, многие ученые характеризуют как лидеров. Современный конкурентоспособный работник образовательной организации, бесспорно, должен быть лидером.
Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе, где сам человек является субъектом собственного становления.
Современная педагогическая и психологическая наука признает своим главным предметом личность как уникальную, целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Это направление получило развитие в 50 - 60 годы прошлого столетия благодаря таким ученым как Л. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.
Законы российского психолога Л.С. Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что лидерство характерно лишь человеческому обществу.
Основаниями для выяснения сущности феномена лидерства могут служить размышления философов Н.А. Бердяева, В.Г. Кохановского, В.Н. Лавриненко, И.Т. Фролова и др. о месте и роли человека в обществе.
Углубленному пониманию проблемы лидерства способствуют исследования в области философии В. П. Клычкова, В.Т. Пуляева, М.Н. Росенко. Известно, что первые фундаментальные исследования по проблеме лидерства проводились К. Левиным и его последователями Р. Липпитом, Р. Уайтом в 30-е годы ХХ-го столетия в США. Эти исследования помогли конкретизировать основные понятия, связанные с феноменом лидерства (лидер, лидерство, стиль лидерства и т.д.).
Для данной работы весьма ценна позиция исследователей, изучающих проблему профессиональных и социально значимых качеств личности работников образовательных организаций. Важнейшими среди них ученые (И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов) называют организаторские, коммуникативные и личностные качества, то есть качества, присущие лидерам [29].
Таким образом, анализ психолого-педагогической и историко­философской и методической литературы позволили выделить некоторые подходы к пониманию сущности лидерства и лидерских компетенций:
• сущностные характеристики человека связаны с принадлежностью его к социальной общности, которая воплощает в себе, прежде всего условия существования и развития личности (Аристотель, JI.C. Выготский, К. Маркс, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Ф. Энгельс, Д. Юм, Е.А. Яблокова и др.);
• личность - уникальная, целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку (А. Маслоу),
• феномен лидерства характерен для социальной группы (С.А. Багрецов, И.П. Волков, Р.Т. Кричевский, К. Левин, А.В. Петровский, и др.).
Анализ широкого диапазона теоретических и научно - практических источников показал, что определение и обоснование условий эффективного развития лидерских компетенций работников образовательных организаций, не рассматривались как отдельная теоретическая и практическая проблема.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление развитием лидерских качеств педагогов представляет собой процесс формирования и развития определенных навыков и компетенций у педагогических работников, которые позволяют им эффективно осуществлять руководящую деятельность в образовательном учреждении. Педагогические лидеры являются ключевым звеном в образовательной системе, они способны влиять на эффективность образовательного процесса и достижение общих целей учреждения.
Лидерские качества педагогов, такие как лидерство, коммуникативные навыки, умение принимать решения, способность к адаптации и инновациям, играют важную роль в обеспечении качества образования. Развитие этих качеств является неотъемлемой частью их профессиональной компетенции.
Одним из основных инструментов управления развитием лидерских качеств педагогов является система профессионального развития. Она включает в себя различные программы и мероприятия, направленные на развитие лидерских навыков и компетенций среди педагогов. Такие программы могут быть как внутренними, разработанными непосредственно самим образовательным учреждением, так и внешними, предоставляемыми специализированными организациями или профессиональными сообществами.
Внутренние программы развития лидерских качеств педагогов могут включать в себя различные виды тренингов, сертификационные программы, менторинг и коучинговые программы и другие формы повышения квалификации. Они позволяют педагогам развивать свои лидерские навыки в привычной для них обстановке, акцентируя внимание на потребностях конкретного образовательного учреждения.
Внешние программы развития лидерских качеств педагогов включают семинары, конференции, мастер-классы и другие мероприятия, организовываемые экспертами в сфере образования. Эти программы предоставляют возможность педагогам получить новые знания и навыки, а также обменяться опытом с коллегами из других учреждений.
Однако, управление развитием лидерских качеств педагогов должно быть не только ориентировано на участие в программе и получение новых знаний, но и на практическое применение этих навыков в реальной образовательной деятельности. Это требует создания благоприятной для развития лидерства обстановки в учебном заведении, где педагоги могут проявлять свои лидерские качества и инновационные идеи.
Одним из важных аспектов управления развитием лидерских качеств педагогов является привлечение специалистов в данной области. Они могут быть специально обученными сотрудниками учреждения или внешними консультантами, обладающими необходимыми знаниями и опытом в области лидерства и управления. Эти специалисты могут проводить индивидуальные или групповые консультации, а также анализировать и оценивать эффективность процесса развития лидерских качеств педагогов.
Осуществление эффективного управления развитием лидерских качеств педагогов требует также определенного уровня вовлеченности руководства образовательного учреждения. Принципалы и администрация должны поддерживать педагогических лидеров, предоставлять им возможности для проявления своих инициатив и инноваций, а также обеспечивать необходимые ресурсы для их развития.
Таким образом, управление развитием лидерских качеств педагогов является важным аспектом повышения качества образования. Система профессионального развития, ориентированная на развитие лидерских навыков и компетенций, способствует повышению уровня профессионализма педагогов и их способности эффективно осуществлять руководящую деятельность в образовательном учреждении. Успешное управление этим процессом требует разнообразия методов и подходов, а также активной поддержки со стороны руководства учреждения.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
В исследовании приняли участие 40 педагогов, у большинства из которых наблюдался средний или низкий уровень развития лидерских качеств, лидерского потенциала и самооценки в данной области.
Тренинг, который продолжался пять недель и включал 10 занятий продолжительностью 60 минут каждое. Выполнение организационно­управленческих условий гипотезы существенно способствуют развитию лидерских качеств педагогов образовательного учреждения. Профессиональное развитие и обучение на тренингах позволили педагогам приобретать необходимые навыки и знания, которые способствовали развитию их лидерских способностей. Поддержка внутренних и внешних ресурсов также является важным фактором в обеспечении успешного развития лидерских качеств педагогов.....


1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография/ Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 1998. - С.118.
2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с
3. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
4. Бендас Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. - СПб: Питер, 2009.
• 448 с.
5. Бендас Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. - СПб: Питер, 2009.
• 448 с.
6. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / К. Бланшар. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.
7. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект / В.И. Бондарь. - Киев, 1987. - 156 с
8. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Вежевич Татьяна Ефимовна. - Улан-Удэ, 2001. - 20 с.
9. Викулина М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка:старший дошк. возраст : дисерт. . кандидат педагогических наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Викулина М. А. - Нижний Новгород, 1997. - 206 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. - 500 с.
11. Вяликова, Г.С. Педагогический потенциал современных
образовательных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов / Г.С. Вяликова, Ю.Б. Финикова // Педагогическое образование и наука : журнал . - 2017 . - № 3 . - с. 96­100.
12. Гапонюк З. Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Гапонюк Зоя Георгиевна. - М.: Военный университет, 2008. - 24 с.
13. Гасанова М. Д. Гендерный подход к формированию у студентов лидерских качеств руководителя в образовании: дисерт. . кандидат педагогических наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Гасанова М. Д. - Махачкала, 2005. - 211 с
14. Головань Н.С. Компетенция и компетентность: терминологический
анализ понятий / Н. C. Головань // Актуальные вопросы современного образования: материалы II Международной научной конференции. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. - С. 188-191.
15. Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь : 40000 слов /
составили И. Х. Дворецкий, Д. Н. Корольков ; под редакцией С. И. Соболевского. - Москва : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949. - 950 с.....71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ