Введение 3
Глава 1 Понятие «мистицизм» и его появление. Современное толкование «мистицизма» 5
1.1. Понятие «мистицизм» и его появление 5
1.2. Современное толкование «мистицизма» и его популярность 17
Глава 2 Мистицизм в христианском учении 24
1.1. Практика теозиса (обожения) в православии 24
1.2. Практика подражания Христу в католицизме 36
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение 66
Актуальность темы: «Эволюция понятия «мистицизм» обусловлена, прежде всего, тем, что она представляет собой как теоретический, так и практический интерес в религиоведении. Мистицизм неотделим от религии и составляет ее основу. Мистицизм представляет собой веру в иррациональное и совершение определенных действий, направленных на получение опыта богообщения и соединения с Богом. В данной работе дается понятие мистицизма и прослеживается его эволюция с момента возникновения и до настоящего времени. Мистицизм рассматривается как влияние на верующего человека и необходимую составляющую вероучения, прежде всего в христианском учении.
Предмет исследования - мистицизм в христианстве.
Объект исследования - эволюция понятия «мистицизм».
Основными источниками работы являются:
Книги, признанные католической, православной церковью в качестве канона;
Книги, написанные христианскими мистиками в качестве наставлений, упражнений и рекомендаций к верующим (православными и католическими);
Учебная литература (учебники, учебные пособия);
Научные статьи, преимущественно из сборника статей «Мистицизм: теория и история» под редакцией Е.Г. Балагушкина и А.Р. Фокина.
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать определение мистицизму и показать его развитие в христианском учении.
Задачи работы:
1. Сравнительный анализ мистицизма в христианском учении на примере православной и католической веры.
2. Определение влияния мистицизма на верующего человека в его различном толковании (с момента возникновения до современности).
По своей структуре данная работа состоит из двух глав, введения и заключения.
Введение дает структуру и краткую характеристику настоящей работы, объясняет ее цели и задачи.
Первая глава: Понятие «мистицизм» и его появление. Современное толкование «мистицизма». В первом разделе главы дается определение мистицизма и его появление из разных литературных источников. Второй раздел главы посвящен пониманию мистицизма современным обществом, а также определяется его влияние на верующих людей.
Вторая глава: «Мистицизм в христианском учении» позволяет сравнить понимание мистицизма в православии и католицизме. В первом разделе второй главы рассматривается практика теозиса в православии, а во втором разделе рассматривается практика подражания Христу в католицизме.
В заключении подводятся итоги изученного материала с ответами на поставленные вопросы в дипломной работе.
В конце работы прилагается список использованной литературы и источников сети «Интернет» и также приложение в виде схем.
Мистицизм является основой религиозного учения и в частности христианского. Его влияние достаточно серьезно на верующего человека, так как основу веры составляет Священное Писание и личный непосредственный опыт. Но такой опыт должен согласоваться еще и с догматическим церковным учением. Собственно, им же он и будет ограничен. В этом кроется причина возникновения так называемых еретических учений, представители которых отошли от догматов церкви.
При развитии христианства свои особенности были как на Востоке, так и на Западе, отсюда и различный мистический опыт.
Как уже было описано во второй главе данной работы православной традиции присуще обожение, иначе говоря, теозис. Человек как бы уподобляется Богу благодаря божественным энергиям, притом, что, по мнению Восточных Отцов церкви, в частности преп. Максима Исповедника человеческая природа останется человеческой. Для тварного ума Бог непостижим.
В католической же традиции, исходя из рассмотренных мистических практик и учений мистиков католической церкви, можно сделать вывод о том, что верующий-католик стремиться почувствовать и ощутить себя в союзе с Христом благодаря таинствам и молитве. В этом и состоит мистическая практика подражания Христу. Душа верующего человека сливается с Христом, заключая мистический союз. Душа рассматривается как невеста христова. Верующий проходит весь путь страданий земной жизни и аскезы в своем стремлении уподобиться Христу во плоти. Особенно это подтверждается в трудах Фомы Кемпийского, Игнатия Лойолы, Бернарда Клервоского, Франциска Ассизского, ведь именно они разработали достаточно серьезно рекомендации и наставления к верующим.
Но, и в православной и в католической традиции присутствует определенные общие черты, например семь церковных таинств и обязательное участие в них для получения мистического опыта. Также необходимо упомянуть, что в данных традициях для получения мистического опыта важными составляющими являются:
1) очищение от греха,
2) благодать (освящение светом),
3) созерцание и молитва.
Церковь, как православная, так и католическая хранят свои традиции и Предание, оставленное Отцами церкви. А потому сохранили свое особенное понимание мистицизма.
И в восточной и западной традиции необходимым является аскеза, уединение, молитва и соблюдение таинств церковных.
Сравнивая такие разные походы к получению опыта в христианском учении, хочется все же отметить, что обе традиции, и православная и католическая придерживаются определенных основных постулатов - необходимость совершения таинств, искренней молитвы, смирения и нравственного поведения. Можно назвать это общехристианскими требованиями, без которых невозможно приближение к Богу.
Что касается современного общества, то зачастую мистицизм понимается им как нечто оторванное от церковных традиций и навязанное новыми религиозными организациями и движениями. Что несет в себе достаточно негативную оценку для самого определения «мистицизм» и является неверным, так как само понятие зародилось именно в христианском учении.
В настоящее время мистицизм претерпел серьезные изменения. С одной стороны сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьезно переработаны им. Примером может служить положение, где отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветленных мастеров.
Одной из приоритетных задач в данном случае будет просвещение общества о «мистицизме» и таинствах церкви. Учитывая, что сам термин «мистицизм», был применим и появился именно в христианском учении, то именно на это и стоит сделать акцент при разъяснении его значения Достаточно доступно это изложено в православном катехизисе и катехизисе католической церкви.
Использование средств массовой информации для разъяснения таких вопросов, относящихся как к религиозной литературе, так и к религиоведческой и философской может способствовать верному пониманию и толкованию религиозных учений, а также отсеиванию деструктивных организаций, влияющих на общественное мнение.
1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: ДАРЪ, 2005. 544 с.
2. Августин Аврелий. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. М.: Империум Пресс, 2005. 352 с.
3. Аквинский Фома. Сумма против язычников. Книга 1. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 439 с.
4. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. Киев: Изд-во София, 2000. 496 с.
5. Библия. Москва: Изд-во Российское библейское общество, 2007. 1296 с.
6. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта (историко - религиоведческий анализ): монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. 212с.
7. Всемирная энциклопедия: Религия, В.В. Адамчик. М.: Современный литератор, 2003. - 832 с.
8. Всемирная энциклопедия: Философия, А.А. Грицианов. М.: АСТ, 2001. 1312 с.
9. Грицанов А.А. Католичество. Мн.: Книжный дом, 2009. 384 с.
10. Джеймс Уильям. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
11. Диоклийский Каллист (Уэр). Православная Церковь. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2001. 375с.
12. Елисеев В. Православный путь ко спасению и восточные и
оккультные мистические учения. М.: Даниловский благовестник, 1995.
47 с.
13. Зайцев Е. Учение Лосского о теозисе. М.:ББИ, 2007. 296 с.
14. Иларион. Траинство веры. Электронный ресурс]. URL:
http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/alfeev.pdf (дата
обращения 05.08.2015).
15. Исихазм. Аннотированная библиография. С.С. Хоружий. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2004. 912 с....56