ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ 61
1.1. Характеристика деятельности учреждения культуры с детьми и
подростками 6
1.2. Сущность процесса воспитания детей и подростков в учреждении
культуры 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
«БУСИНКА» УРАЛ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Опыт практической деятельности культурно-досугового центра
«Бусинка» Урал 29
2.2. Исследование роли культурно-досугового центра «Бусинка» Урал в
воспитании детей и подростков 40
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «РОЛЬ
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» 48
3.1. Конспект лекционного занятия по теме «Роль учреждения культуры в
воспитании детей и подростков» 48
3.2. Тестовые задания для контроля знаний по теме «Роль учреждения
культуры в воспитании детей и подростков» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Анкета для родителей детей, обучающихся в культурно-досуговом центре «Бусинка» Урал 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Анкета для сотрудников культурно-досугового центра «Бусинка» Урал 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Карта наблюдения
В настоящее время возрастает значение деятельности учреждений культуры, внедрения в их практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, способным оказывать влияние на эстетическое воспитание современных детей.
Сегодня дети и подростки находятся в центре внимания во многих аспектах, образование, молодежная культура, молодежная политика, спорт, наука, субкультуры, но очень часто забывается, что помимо всего этого детям и подросткам необходимо прививать культуру поведения и творческое развитие. Не зависимо от того, каких успехов добьется человек в жизни, ему необходимо быть культурным. Дети и подростки - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно они уже через несколько лет превратятся в основную часть нашего общества - займут места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир.
Стоит отметить, что сейчас уровень культуры детей и подростков достаточно высок, и нам нужно продолжать заботиться о будущем нашей страны.
В образовательной системе Российской Федерации по обучению и воспитанию подрастающего поколения большое значение имеет деятельность учреждений культуры, осуществляющих музыкальное, художественное и хореографическое образование на территории всей страны. Образования в учреждениях культуры направлено на развитие творческого потенциала обучающихся. Любое приобщение детей к искусству пробуждает в них индивидуальность. В исследованиях современных ученых отмечается ориентация детей и подростков на пассивные виды досуговой деятельности, популярность досуговых форм потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации и деликвентности. Старые традиции исчезли, новые не появились, образовался опасный «досуговый вакуум».
Сегодня в представлении большинства детей и подростков культура рассматривается как способ проведения досуга, к сожалению, далеко не всегда содержательного и культурноформирующего.
Потребление навязанной культуры поведения вместо настоящего культурного продукта ведет к отторжению подлинного искусства. Приобщение к лучшим образцам отечественной и мировой культуры - это душевный труд, самосовершенствование. В этой связи в современных исследованиях отмечена проблема сохранения, развития досуговых учреждений - государственных, ведомственных, прочих, привлечения к занятиям в них молодежи актуальна.
Проблема недостаточного внимания к поведенческой характеристики детей и подростков, учреждениями культуры, существует, но мы видим, что эти вопросы затрагиваются, разрабатываются пути изменения сложившейся ситуации.
Объект исследования - процесс воспитания детей и подростков.
Предмет исследования - воспитание детей и подростков в условиях учреждения культуры.
Цель исследования - изучить роль учреждения культуры в воспитании детей и подростков.
Задачи исследования:
-Охарактеризовать деятельность учреждения культуры с детьми и подростками;
-Раскрыть сущность процесса воспитания детей и подростков в учреждении культуры;
-Описать опыт практической деятельности культурно-досугового центра «Бусинка» Урал;
-Изучить роль культурно-досугового центра «Бусинка» Урал в воспитании детей и подростков;
-Подготовить конспект лекции по теме исследования;
-Разработать дидактический тест для проверки знаний.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: культурно-досуговый центр «Бусинка» Урал, г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Таким образом, в течении работы над ВКР мы выяснили, насколько важную и неоспоримую роль играет учреждение культуры в воспитании детей и подростков. Это подтвердилось и исследованиями среди родителей посредством анкетирования. Также можно сделать вывод о том, что только совместная работа родителей и педагогов учреждения культуры приведут к максимальному результату в воспитании ребенка или подростка.
Выделим два важных фактора деятельности учреждения культуры:
• начало обучения художественной культуре с раннего возраста;
•распространение вариативных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося.
Наличие этих двух факторов приведут к успешной образовательной, творческой и воспитательной деятельности каждого ребенка.
Культурное воспитание подрастающей личности должно быть основано на органическом соединении эмоционального переживания, природных и восприимчивых способностей, воображения, мышления художественно-эстетической образованности. И только на этом базисе может возникнуть и сформироваться творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, самому себе, своему поведению, людям и общественным отношениям, природе и труду. Культурное воспитание детей предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Культурный идеал обусловлен обществом и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений, труда. Чтобы управлять процессом культурного воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик.
Таким образом, мы можем подвести итоги о важности роли культурного учреждения в воспитании детей и подростков. При посещении культурного учреждения происходит воспитательный процесс и решаются определенные задачи. Они могут быть образовательного или развлекательного характера, посещения учреждения может ставить перед собой цель отдыха ребенка. Любое посещение в том числе носит и воспитательный характер - у ребенка формируется культура поведения: при взаимодействии с педагогами, детьми, окружающими его людьми в целом. Поэтому стоит очень внимательно и тщательно относиться к выбору учреждений, которые посещает ребенок: все они накладывают определенный отпечаток на его поведение и формируют его как личность сейчас и в будущем.
1. Алиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность - универсальное решение [Текст] / А.Н. Алиева // Управление персоналом. - 2016. - №6. - С. 16-19.
2. Блюм М.А. Воспитание культурой : учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. - 144 с.
3. Бражников М.А. Культурология: учеб. пособие / М.А. Бражников. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. - 177 с.
4. Быков В.А. Управление воспитанием [Текст]: Учеб. пособие. / В.А. Быков - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 242 с.
5. Воронина Е.В. Культурология как неотъемлемая составляющая успешной работы компании / Е.В. Воронина. В книге: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ монография. Пенза, 2016. С. 146-156.
6. Вумек Джеймс П. Роль учреждения культуры в воспитании / Вумек Д.П., Джонс Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 262 с
7. Гузиева Е.В. Культура и ее роль в нашей жизни / Е.В. Гузиева, И.А. Павленко, А.В. Никитина. Экономика устойчивого развития. 2016. № 2 (26). С. 93-95.
8. Драганчук Л.С. Поведение учеников : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 192 с.
9. Дубровин И.А. Поведение воспитанников / И.А. Дубровин, - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 310 с.
10. Ефремова М.В. Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «культурология» / М.В. Ефремова, О.В. Чкалова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016.№ 2. С. 17-24.
11. Жильцова О.Н. Поведение педагогов: Учебник / О.Н. Жильцова - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
12. Иванова С.А. Воспитание на 100%: Эффективные техники воспитания детей и подростков / С.А. Иванова, - 10-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 278 с.
13. Иващенко Н.С. Учреждения культуры и их влияние / Н.С. Иващенко. В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития сборник научных трудов : к 110-летию профессора Теодора Борисовича Поляка. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. Москва, 2016. С. 109-115.
14. Казаков С.П. Маркетинг культурного учреждения // В кн.: Маркетинг: учебник по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». Уровень подготовки «Бакалавр»: Статья / Казаков С.П. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 46 с.
15. Казаков С.П. Проблемы взаимодействия педагогов и родителей // сб. Научных трудов: Статья / С.П. Казаков. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 6 с.
16. Калачев С.Л. Педагогическая деятельность / Романович Ж.А., Калачев С.Л., - 6-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 284 с.
17. Козлова О.А. Основы педагогики - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - 122 с.
18. Ксенофонтова Е.Г. Педагогика и культурология / Е.Г. Ксенофонтова. Евразийский союз ученых. 2016. № 3-5 (24). С. 109-112.
19. Курганова Н.Ю. Культурно-досуговая деятельность на практике / Н.Ю. Курганова. В сборнике: Взаимодействие науки и бизнеса сборник материалов международной научно-практической конференции. Московская гуманитарно-техническая академия. 2016. С. 48-51.
20. Латышова Л.С. Ключевой фактор воспитания/ Л.С. Латышова. В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы Сборник статей: в двух частях. 2016. С. 343-346.
21. Лукина А.В. Культурология учреждений и услуг : учеб. пособие /
A. В. Лукина. - 2-е изд., доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. - 239 с.
22. Меликян О.М. Поведение педагогов и родителей / О.М. Меликян, - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.
23. Мошкова Л.Е. Управление взаимоотношениями с клиентами в детских центрах / Л.Е. Мошкова, М.В. Орлова, С.А. Силина. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 30-36.
24. Натейкина Ю.О. Внутренняя и внешняя культурология коллетива / Ю.О. Натейкина. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-1 (45). С. 49-50.
25. Натейкина Ю.О. Культурология педагогического персонала / Ю.О. Натейкина. Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-1 (45). С. 51-55.
26. Наумов В.Н. Педагогическая культурология: Учебное пособие /
B. Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 248 с.