Аннотация 3
Введение 5
1 Проектирование электронного учебного пособия по дисциплине
«Физическая химия» 7
1.1 Общие сведения по созданию электронных учебных пособий 7
1.1.1 Понятие электронного учебного пособия 7
1.1.2 Требования, предъявляемые к созданию и наполнению
электронного учебного пособия 8
1.1.3 Достоинства и недостатки электронного учебного пособия 11
1.1.4 Структура электронного учебного пособия 13
1.1.5 Технология разработки электронного учебного пособия 16
1.2 Анализ интернет-источников по разработке электронного учебного
пособия 21
1.3 Анализ существующих учебно-методических разработок по
дисциплине «Физическая химия» 22
1.4 Педагогический адрес 23
1.5 Анализ рабочей программы дисциплины «Физическая химия» 23
1.6 Характеристика и специфические особенности текущего состояния
педагогического процесса по дисциплине «Физическая химия» 25
1.7 Функционал электронного учебного пособия по дисциплине
«Физическая химия» 27
1.8 Анализ и выбор средств реализации электронного учебного пособия по
дисциплине «Физическая химия» 28
2 Описание электронного учебного пособия по дисциплине «Физическая
химия» 33
2.1 Разработка электронного учебного пособия «Физическая химия» 33
2.1.1 Цель и назначение электронного учебного пособия «Физическая химия» 33
2.1.2 Жизненный цикл электронного учебного пособия 34
2.1.3 Общее описание структуры и содержания электронного учебного
пособия «Физическая химия» 35
2.2 Методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия по дисциплине «Физическая химия» в образовательном процессе 48
2.3 Апробация и внедрение электронного учебного пособия в процесс
изучения дисциплины «Физическая химия» 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 59
Человечество вступило в новый информационный этап своего развития, когда информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема несоответствия старых форм педагогических средств, позволяющих решать ряд образовательных и развивающих задач, что повлекло интеграцию информационных технологий в образование.
Актуальность создания и использования электронных учебных пособий обусловлена потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих методических основ для повышения качества обучения студентов.
В настоящее время все более актуальной становится разработка собственных электронных информационных ресурсов по каждой учебной дисциплине. Использование этих ресурсов в учебном процессе позволяет студенту получить расширенную информацию по изучаемому предмету, увеличивает его образовательный потенциал, обеспечивает возможность получения непрерывного качественного образования. Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка высококвалифицированных педагогов профессионального обучения, обладающих высоким уровнем сформированности специальных компетенций, что осуществляется как на дисциплинах производственно-технологического блока, так и на дисциплинах естественно-научного блока, одной из таких дисциплин является дисциплина «Физическая химия», которая призвана заложить основы специальной подготовки студентов.
Для ее эффективной реализации целесообразно разработать электронное учебное пособие, которое значительно расширяет иллюстративный материал за счет использования мультимедийных материалов, предоставляет возможности использования материалов сайтов, рекомендованных для чтения студентам, а также становится опорой для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Объект исследования: процесс обучения студентов направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Предмет исследования: учебные материалы по дисциплине «Физическая химия».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая химия» для обучения студентов направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по разработке электронного учебного пособия.
2. Рассмотреть требования, предъявляемые к электронному учебному пособию.
3. Выбрать средства реализации электронного учебного пособия.
4. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая химия».
5. Наполнить электронное учебное пособие теоретическим и практическим материалом.
6. Провести апробацию электронного учебного пособия.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к образовательным ресурсам, одним из таких ресурсов и является разрабатываемое электронное учебное пособие по дисциплине «Физическая химия».
В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны структура и интерфейс электронного учебного пособия, созданы элементы графического интерфейса: кнопки, навигационное меню, ссылки и т. д., титульная страница, вид главного теоретического и практического окна ЭУП.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на первом этапе были рассмотрены требования, предъявляемые к электронным учебным ресурсам, проанализирована литература и интернет-источники по вопросам разработки электронных учебных ресурсов.
На основании сделанного анализа был осуществлен выбор средств для реализации интерфейса электронного учебного пособия, которыми являются, редактор Brackets и фреймворк Bootstrap.
Далее был разработан и наполнен интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Физическая химия», с учетом всех основных требований к его структуре, содержанию и оформлению.
На следующем этапе был осуществлен выбор программы «Ispring QuizMaker» для разработки тестового контроля, так как данная методика организации контроля является наиболее эффективной и часто применяется в электронных образовательных ресурсах в виду своей быстроты, объективности и возможности автоматизации.
На заключительном этапе электронное учебное пособие было наполнено материалом, сделаны дополнительные интерактивные элементы, разработаны методические рекомендации для студентов и преподавателей.
Электронное учебное пособие прошло апробацию, в результате которого были добавлены необходимые элементы, скорректировано содержание. В целом были отмечены доступность и наглядность изложенного материала, его четкую структуру, удобный и понятный интерфейс, положительно оценено разделение ЭУП на две части — теоретическую и практическую, наличие навигации по пособию, интерактивные элементы, а именно всплывающие формулы и подсказки.
1. Аветисян Д. Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников [Текст] / Д. Д. Аветисян // Открытое образование. — 2001. — № 4. — С. 26-29.
2. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/uch_materialy/hist/3_kurs/II_Balykina/ B_KI.pdf (дата обращения: 02.04.2017).
3. Геркушенко Г. Г. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Геркушенко, А. М. Дворянкин, С. А. Овчинников. — 4-е изд. — Москва: ВНТИЦ, 2012. — 145 с.
4. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные техноло
гии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения:
10.04.2017).
5. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009 (дата обращения: 10.04.2017).
6. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200032010 (дата обращения: 11.04.2017).
7. ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200064120 (дата обращения: 11.04.2017).
8. Григорьев С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения [Текст]: научное издание / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. — 2-е изд. — Самара: Самарской государственной экономической академии, 2011. — 321 с.
9. Долинер Л. И. Психолого-педагогические основы использования ИКТ в обучении [Текст]: учебное пособие / Л. И. Долинер, Д. Б. Нечкин. — 2-е изд. — Екатеринбург: Российский государственный профессиональный- педагогический университет, 2012. — 344 с.
10. Кириленко Т. А. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-30.html (дата обращения: 01.04.2017).
11. Лойченко Л. Н. Интерактивные технологии в образовательном процессе СПО / Л. Н. Лойченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://m.tt-et.ru/wp-content/uploads/2014/05/Interaktivnye-tekhnologii-v-obr.- processe-SPO_Lojjchenko.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
12. Ломовцева Н. В. Интерактивное обучение в ВУЗе [Текст] / Н. В. Ломовцева // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13—16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. — С. 189-192.
13. Принципы и этапы разработки электронных учебных изданий
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http ://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij -avn/nauchnykh- otdelenij/voennogo-iskusstva/267-printsipy-i-etapy-razrabotki-elektronnykh- uchebnykh-izdanij (дата обращения: 26.05.2017).
14. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст]: учебное пособие / И. В. Роберт. — 3-е изд., стер. — М.: Школа-Пресс, 2009. — 205 с.
15. Родин В. П. Создание электронного учебника: концепция и способы реализации [Текст]: учебное пособие / В. П. Родин. — 4-е изд. — Ульяновск: Венец, 2009. — 50 с.
... всего 29 источников