Введение………………………..2
1.Теоретический подход к пониманию самооценки и удовлетворённости.
1.1 Понимание удовлетворённости учебной деятельности у студентов вуза………..6
1.2 Понимание самооценки, как компонент самопознания личности……………11
1.3 Возрастной компонент при самопознании самооценки у студентов в юношеском возрасте…….24
2. Взаимосвязь самооценки на удовлетворённость учебной деятельности у студентов вуза…..
2.1 Организация и методы исследования…….
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……
3. Рекомендации по результатам исследования……
Заключение……..
Библиографический список…………
На сегодняшний день очень много внимания уделяется таким компонентам учебной деятельности, как мотивации и удовлетворенности студентов, так как понимание этого способствует успешности овладения теми или иными профессиональными качествами у молодых людей. Но нужно понимать, что именно лежит в основе удовлетворенности и мотивации студентов вуза, так как эти два компонента становления личности студента являются неотъемлемой частью индивидуальности каждого студента. Мотивация и эмоции характеризуют различные аспекты одного и того же процесса. Мотивация стимулирует определенные виды поведения, главным образом те, которые позволяют добиваться определенных целей. Эмоции относятся к субъективным переживаниям, связанным с процессом и результатом достижения цели. Эмоциональный компонент отношения к учебной деятельности, по нашему мнению, заключается в удовлетворенности деятельностью. В основе удовлетворенности лежит эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива, то есть достижения цели. Удовлетворенность — это отношение к выполняемой деятельности, образу жизни.
Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность — отрицательным. [15, 1]
Удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в основном профессиональной или учебно-профессиональной). Иными словами, на основе положительного отношения к своей деятельности у субъекта, а в данном случае у студента, возникает долгосрочная мотивационная установка на её выполнение. Удовлетворенность усиливает мотивацию, выступает в качестве содержательного аспекта и объясняет, почему человек занимается той или иной деятельностью в течении длительного времени.
Термин «удовлетворенность учебной деятельностью», понимаемый как эмоционально оценочное отношение студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания, включает в себя отношение к разным аспектам учебной деятельности студентов. В связи с этим возникла необходимость определить составляющие этого понятия. В литературе мы находим в основном исследования удовлетворенности трудом. Они отражены в трудах социологов, экономистов, психологов, педагогов: А.А. Зворыкина, А.Г. Здравомыслова, А. Кэмпбелла, Е.А. Климова, Ф. Конверса, Н.В. Кузьминой, И.М. Поповой, А.А. Реана, В.П. Рожина, Д. Сьюпера, В.А. Ядова и др. [15, 1]
Современные зарубежные исследователи М. Альберт, М. Вудкок, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, М. Мескон, Л. Портер, Ф. Хедоуори и другие рассматривают удовлетворенность трудом через профессионально-личностный рост специалиста, уделяя большое внимание созданию технологий, направленных на развитие внутреннего потенциала личности. [15, 1]
Актуальность исследования определяется тем, что связывает две важнейших составляющих успешной учебной деятельности: самооценку и удовлетворённость. Самооценка студента играет ключевую роль в его мотивации и достижении успехов, а удовлетворённость учебной деятельностью влияет на его эмоциональное состояние и желание продолжать образовательный процесс. В связи с изменениями в социально-экономической сфере, культуре, технологиях и требованиях к квалификации специалистов на рынке труда, вопросы самооценки и удовлетворённости учебной деятельностью становятся всё более важными для студентов вуза. Установление взаимосвязи между этими двумя факторами и выявление факторов, влияющих на них, может помочь улучшить качество образования и повысить мотивацию студентов для достижения лучших результатов в учёбе и жизни.
Для реализации актуальности данной работы была выдвинута следующая гипотеза: самооценка взаимосвязана с удовлетворённостью учебной деятельности студентов вуза.
Цель исследования: определить взаимосвязь самооценки c удовлетворённостью учебной деятельностью.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия и структуры «самооценки».
2. Определить как возрастной компонент влияет на самооценку.
3. Провести теоретический анализ понятия и структуры удовлетворённости учебной деятельности.
4. Эмпирически исследовать взаимосвязь самооценки и удовлетворённости.
5. Определить как удовлетворённость взаимосвязана с самооценкой у студентов вуза.
6. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы
7. Дать рекомендации.
Объект – удовлетворённость учебной деятельностью
Предмет – самооценка как предиктор удовлетворённости учебной деятельности.
Методы, которые мы использовали при изучении данной темы – опросники.
Методики, которые использовались: Тест-опросник В.В.Столина и С.Р. Пантелеева и опросник Л.В. Мищенко. Опрос проводился с помощью Google формы.
Выборка. В исследовании приняли участие студенты Московского Международного Университета. 26 девушек и 4 юношей в возрасте от 19 до 23 лет.
В работе мы опираемся на труды таких ученых, как Мищенко Л.В., Немов Р.С., Молчанова О.Н..
Удовлетворенность учебной деятельностью – это интегративный показатель, отражающий отношение студентов к условиям и результатам учебной деятельности в вузе. Во многих случаях низкая удовлетворенность учебной деятельностью приводит к уходу из вуза, но если студенты по тем или иным причинам продолжает обучение, то их неудовлетворенность в немалой степени влияет на его психическое здоровье.
Исследования в этой области могут помочь выявить факторы, которые влияют на удовлетворенность студентов, и разработать стратегии, направленные на повышение этой удовлетворенности. Например, можно изучить влияние качества преподавания, организации учебного процесса, межличностных отношений студентов и преподавателей на удовлетворенность студентов.
Таким образом, исследование связи между самооценкой и удовлетворенностью учебной деятельностью является актуальным и важным для разработки эффективных стратегий обучения и повышения успеваемости студентов. Кроме того, высокая удовлетворенность учебной деятельностью способствует психическому благополучию студентов и может иметь положительное влияние на общественное благополучие.
Выяснение, как самооценка влияет на мотивацию и отношение студентов к учебе, может помочь разработать методы и подходы, которые способствуют повышению уровня самооценки и, следовательно, удовлетворенности студентов.
Важно также учитывать, что самооценка может быть формирована различными факторами, включая предыдущие успехи в учебе, поддержку со стороны окружающих, уровень требовательности к себе и другие. Понимание этих факторов может помочь создать условия, которые способствуют развитию положительной самооценки у студентов.
Исследования в этой области могут помочь выявить факторы, влияющие на удовлетворенность студентов, и разработать стратегии, направленные на повышение этой удовлетворенности. Например, можно изучить влияние качества преподавания, организации учебного процесса и отношений между студентами и преподавателями.
Работа состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической части с исследовательскими данными) и заключения.
Подводя итоги нашего исследования, можно дать следующие общие рекомендации по повышению самооценки:
1. Стремиться к реальным целям, шаг за шагом двигаясь к их осуществлению. Это поможет человеку осознать свои способности и достичь успеха.
2. Освоение позитивного мышления способствует замене негативных мыслей на оптимистичные. Лучше, когда человек вспоминает достижения и сильные стороны – это поддерживает его уверенность в самом себе.
3. Забота о физическом и эмоциональном благополучии также является одной из составных частей здоровой самооценки.
4. Общение с позитивно настроенными людьми также хорошо сказывается на поднятие самооценки. Они чаще поддерживают, им легче доверять.
5. Человеку также важно уметь практиковать самоуважение, уважая себя, свои границы, чувства и убеждения.
6. Когда человек принимает свои слабости, свое несовершенство, то ему становиться легче сохранить самооценку на здоровом уровне, извлекая из ошибок и неудач опыт для дальнейшего роста.
Также можно сделать вывод, что есть способы и методы того, как улучшить самооценку студентов за счет удовлетворения учебной деятельности в университете:
1. Поощрение студентов за успешные достижения и прогресс в учебе, акцентирование внимания на усилиях и успехах для поддержки и признания.
2. Предоставление студентам возможности выбора в учебном процессе, позволяя им самостоятельно определять предметы, направления и методы обучения для повышения чувства независимости и уверенности в принимаемых решениях.
3. Поддержка студентов в случае неудач и неудовлетворенности, помощь в преодолении трудностей и поиске решений проблем для поддержания веры в себя и свои способности.
4. Создание позитивной атмосферы в учебной группе, среди однокурсников, развитие дружественных и доверительных отношений между студентами для создания комфортной и уверенной обстановки.
5. Проведение мероприятий, тренингов, мастер-классов, которые направлены на развитие навыков и умений у студентов, что способствует осознание собственного прогресса и улучшению результатов, что в свою очередь, положительно сказывается на самооценке.
6. Обеспечение обратной связи и поддержки со стороны преподавателей и наставников, кураторов, чтобы студенты чувствовали, что их усилия ценятся и поддерживаются профессионалами в выбранной ими области.
7. Поощрение самодисциплины и саморегуляции, помощь студентам в развитии навыков планирования, то есть так называемый «тайм-менеджмент», организации и самоконтроля, что помогает им достигать поставленных целей и укреплять свою самооценку.
Подводя заключительный итог нашего исследования, хочется подчеркнуть, что самооценка и удовлетворенность учебной деятельностью тесно взаимосвязаны между собой, что дает нам понять, что тем больше удовлетворён своим процессом обучения студент, тем больше удовлетворен он собой.
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. -СПБ., 1999
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека, 3-е изд. Испр. И доп. – М.: Смысл; Академия, 2007
3. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. – Казань, 1997. -18с.
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 333–365.
5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический жур-нал. 1992. Т. 13. № 4. С. 99–100.
6. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов.
7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии М., 2002.
8. Гуревич П.С. Психология. – М.: Юнити, 2017
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций М.: АСТ, Астрель 2008
10. Иванова Т.А., Левин А.Я. Мотивация учебной деятельности студентов//Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности: Межвуз. Сб/Под ред. Г.С.Шляхтина. – Горький: Горьк.гос.ун-т,1987. - С.77-84
11. Лапшин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов/ Психологический журнал. – 1996.
12. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии М.: Смысл, 2001
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В.В Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Питер, 2022
15. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности «Весник практической психологии образования» 2007.
16. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования М. Издательство «ФЛИНТА» 2021
17. Немов Р. С. Общие основы психологии М.: Гуманитарный, 2003
18. Общая и профессиональная психология / под ред. С.И. Самыгина: [и др.] Ростов н/Д: Феникс, 2022
19. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. ... д-р. психол.наук: 37.03.01 / Ю.М. Орлов; Пер. Моск. Гос. Ун-т. – М., 1984. – 162 с.
20. Парамонова Ю.А. Мотивация обучения в вузе и удовлетворенность учебной деятельностью на начальной ступени высшего образования / Ю.А. Парамонова // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. – С. 88-90.
21. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208–242.
22. .Первин Л., Джон О. Психологии личности: теории и исследования / под ред. B.C. Магун. – 2 изд. – М.: Аспек Пресс, 2016. – 421 с
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психология. - Спб.: Питер, 2019
24. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/Под ред. Б.Г.Ананьева, Н.В.Кузьминой – Л.:ЛГУ.1974. – Вып2. – 254с
25. Спасский А.С. Удовлетворенность учебой студента как фактор эффективности управления образовательным процессом в вузе: дис. ... канд. соц.наук: 39.03.01 / А.С. Спасский; Пер. Моск. Гос. Ун-т. – Москва, 2005. – 141 с.
26. Степанов С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – 2 изд. – М.: Олма-пресс, 2014. – 376 с
27. Самыгин С.И., Алексеенко И.Н., Бондин В.И., Клименко Т.М., Палагина Н.,С., Алиев М.К., Чапурко Т.М., Литвинов К.,А. Психология развития и возрастная психология Ростов-на-Дону «Феникс» 2021
28. Фаустова Э.Н. Культура студенческой молодежи: социальнофилософский аспект / Э.Н. Фаустова. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – С. 31- 50.
29. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхайзун. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.
30. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4