Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты реабилитации подростков с девиантным поведением 8
1.1. Подростковая девиация: понятие и причины 8
1.2. Основные направления реабилитации подростков с девиантным поведением 16
Глава 2. Опыт практической деятельности реабилитации подростков с девиантным поведением в ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска» 22
2.1. Реабилитация подростков с девиантным поведением в ГАУ «КЦСОН г.
Краснотурьинска» 22
2.2. Исследование опыта работы с подростками девиантного поведения в
отделении социальной реабилитации «Временный приют» ГАУ «КЦСОН г. Краснотурьинска 29
Заключение 39
Список источников и литературы 43
Приложения 48
В современном обществе проблема девиантного поведения становиться всё более актуальной. Причины данного поведения имеют одну общую основу и напрямую зависят от социальных процессов. Сложность изучения данного поведения заключается в том, что трансформация его происходит с каждым поколением новое. В социальном обществе взаимодействие личности семьи и социума, осуществляется под давлением временных рамок качественного преобразования. Трудности, возникающие в адаптации к социальным условиям, порождают деформацию межличностных отношений, отторжение семейных ценностей и утраченные морально - нравственные качества.
Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Они нацелены на приобретение материальных благ взамен утраты духовных качеств, тем самым не имея за основу особых знаний и умений, встают на путь преступности и становятся заложниками отклоняющихся поведений. Необходимо отметить, что экономическая и политическая не стабильности в первую очередь отражается на деструктивном поведении взрослого и уже в последующем становиться примером для подрастающего поколения.
Девиантное поведение зависит не только от индивидуальных данных индивида, но и от микроклимата его окружения. Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии и враждебности.
Изменившиеся приоритеты в целом повлияли на отношение к труду и учёбе, обесценились и утратили общественную значимость семейные традиции и духовно-нравственные аспекты. Ситуация в обществе приобрела прагматический характер. В большей степени подростки торопятся обеспечить себя благами, а уж затем размышлять о нравственности и морали. Изучение влияния внешних факторов позволяет нам лучше понять природу данного вида поведения, выявить основные направления реабилитации и тенденции функционирования девиантного поведения как социального значимого аспекта.
По мнению, Е.И. Холостовой, девиантное поведение это « (от лат. deviatio - отклонение) - отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально¬нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» .
К основным видам девиантного поведения среди подростков относятся, прежде всего: преступность, алкоголизм и наркомания, а так же самоубийство и проституция. Изучение проблем девиантного поведения подростков требует глубокого и всестороннего изучения не смотря на большой опыт в теоретических познания таких учёных как: Балдиной М.А., Никонова Ю.С., Шамсутдиновой Д.В. Исследования показали что, одной из ведущих технологий в работе с подростками девиантного поведения является профилактика.
С точки зрения, Шамсутдиновой Д. В. « в создавшейся ситуации актуальной и социально значимой задачей является профилактика подростковой девиации в пространстве свободного времени, в котором чаще всего и зарождаются формы ненормативного поведения».
Как отмечает В.Н. Кудрявцев, «в русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные
потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей и наличия асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства)».
Таким образом, проанализировав мнение научных исследователей можно сделать вывод, о том, что ведущим из методов реабилитации подростков с девиантным поведением является психолого - педагогическая коррекция. Государство уделяет большое внимание развитию социальных сфер деятельности и разработке индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, так как проблема девиантного поведения подростков напрямую зависит от ситуации сложившейся в обществе.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению реабилитации подростков с девиантным поведением. Объектом выпускной квалификационной работы является - подростки с девиантным поведением;
Предметом - реабилитация подростков с девиантным поведением;
Цель выпускной квалификационной работы - изучить основные направления реабилитации подростков с девиантным поведением в ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска».
Задачами выпускной квалификационной работы:
1. Определить основные понятия «девиантного поведения»;
2. Рассмотреть основные направления реабилитации подростков с девиантным поведением;
3. Изучить направления реабилитации подростков с девиантным поведением в ГАУ «КЦСОН г. Краснотурьинска»;
4. Исследовать опыт работы с девиантными подростками в отделении социальной реабилитации «Временный приют» ГАУ «КЦСОН г. Краснотурьинска».
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды отечественных учёных по данной проблеме, научные статьи и учебные пособия. Опытно-экспериментальной базой исследования было отделение социальной реабилитации «Временный приют» ГАУ «КЦСОН г. Краснотурьинска». В эксперименте принимало участие 10 подростков в возрасте 14-18 лет с девиантным типом поведения. В исследовании использовались следующие методы:
1. Анкетирование подростков с девиантным поведением в отделении социальной реабилитации «Временный приют» ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска» на предмет факторов влияющих на девиантное поведение. Для проведения анкетирования была разработана и применена анкета.
2. Тестирование воспитанников отделения социальной реабилитации «Временный приют». Для определения уровня самооценки тест - опросник Т. Лири .
3. Тестирование воспитанников отделения социальной реабилитации «Временный приют». Для диагностики агрессивности был использован тест - опросник Л.Г. Почебут.
4. Для улучшения качества реабилитации девиантных подростков в
отделении социальной реабилитации «Временный приют» была
разработана и применена программа на снижение уровня агрессивности и самооценки.
5. Контрольное тестирование Т. Лири и Л.Г. Почебут на определение изменений в поведении подростков с девиантным поведением отделения социальной реабилитации «Временный приют»после применённой программы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка источников и литературы.
Девиантное поведение подростков является весомой проблемой современного общества, что подчеркивает актуальность исследования. Очевидно что, приоритет ведущих интересов подростков с девиантным поведением преобладает над духовно - нравственными ценностями, утрата семейного воспитания приводит к вступлению в жизнь безнравственных молодых людей что, несомненно, неблагоприятно сказывается на стабильности в обществе. Основным и весомым фактором формирования девиантного поведения является стремление приобрести внешние, формальные характеристики позволяющие почувствовать своё превосходство над другими.
Следует отметить, что преодоление социальной дезадаптации трудно осуществлять, если сохраняют своё приоритетное влияние негативные формы досуга, происходит деформация сознания подростка и изменение в поведении. Тем не менее, формирование положительной мотивации у девиантного подростка является основой реабилитации. В социальной работе нет единых шаблонных методов в реабилитации подростков с девиантным поведением но, тем не менее, разработаны системные подходы и направления.
Важным направлением в деятельности специалистов, является организация сопровождения в ходе реабилитации подростка с девиантным поведением, оказание помощи в личностном развитии, снятие психологической не стабильности. В связи с этим реализуются программы социальной реабилитации в рамках стационарных отделений комплексных центров социального обслуживания по восстановлению и профилактике психологического здоровья подростка. Особое внимание в реабилитации уделяется развитию навыков самопомощи и культуре поведения.
Приоритетными направлениями являются, педагогическая коррекция, которая способствует формированию познавательной деятельности и психологическая коррекция, способствующая стабилизации психо - эмоционального состояния подростка с девиантным поведением. Рассматривая девиацию с точки зрения психологии необходимо отметить, что реабилитация без воспитательной функции не будет иметь эффекта, так как она способствует восстановлению положительных качеств подростка, которые преобладали у него до появления девиантности. Следовательно, реабилитационная работа строится с учётом личности подростка и направлена на создание оптимальных условий, способствующих процессу социализации его в обществе. В процессе психологической коррекции организуется деятельность, способствующая самопознанию, развитию социальной мотивации, развитию позитивных социальных навыков и умений.
Обзор аналитической литературы показал, что проблема девиантного поведения подростков определяется значительным количеством разработанного материала по профилактике и коррекции. Анализ научных источников показал, что девиантным считается поведение личности, которое не соответствует официально установленным социальным нормам и ролям, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Авторы, рассматривающие девиантное поведение, называют множество причин, способствующих формированию девиаций, особо отмечая, что подростковый возраст может способствовать реализации данного вида поведению.
Период взросления у подростков отмечается повышенной эмоциональностью, проявлением агрессии, раздражительностью,
депрессивностью. В таком случае специализированный психолого - педагогический подход в реабилитации подростков с девиантным поведением является необходимым. Под реабилитацией следует понимать комплексные мероприятия, направленные на восстановление и коррекцию утраченных функций подростка - девианта.
Как упоминалось ранее девиантного поведения подросток нуждается в социальном сопровождении специалистов, которые обеспечат своевременную квалифицированную помощь. В соответствии с нуждаемостью подростка определят направления и вид оказываемых социальных услуг в форме стационарного обслуживания. В рамках данного отделения определяются направления реабилитационной работы, составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Главным условием в работе с подростками девиантного поведения является, комплексный подход при условии взаимодействия с органами образования и дополнительного образования, здравоохранения, инспекцией по делам несовершеннолетних, судебными исполнительными органами, территориальным органом по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, спортивными школами, различными волонтёрскими клубами и др. Приоритетным направлением было и всегда останется воспитание патриотического духа и морально-нравственных качеств подростка, при условии стабилизации психо - эмоционально состояния. При полной занятости подростка с учётом его интересов формируется определённый жизненный ориентир, который способствует формированию адекватного восприятия окружающей действительности и отвлечённости от дезадаптированных групп.
Процесс реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях стационарного отделения социальной реабилитации «Временный приют» ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска» процесс, который требует индивидуального подхода с учётом характеристик каждого воспитанника. В условиях данного отделения было проведено исследование опыта работы с девиантными подростками, которые отличаются выраженной агрессией и низким уровнем самооценки. В ходе исследования была разработана и проведена коррекционо - тренинговая программа, состоящая из 10 занятий, которая направлена на снижение уровня агрессивности и повышения самооценки.
С помощью коррекционной программы удалось достичь улучшения и стабилизации эмоциональных состояний у девиантных подростков. В результате проведенного исследования было использовано контрольное тестирование по Т. Лири и Л.Г. Почебут в ходе, которого выяснилось, что коррекционная программа способствует снижению высоких показатели эмоциональных нарушений (агрессивность) и повышению уровня самооценки подростков с девиантным поведением. Цель исследования заключалась в изучении основных направлений реабилитации подростков с девиантным поведением в ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска», которая успешно достигнута, поставленные задачи реализованы.
В заключении необходимо отметить, что, не смотря на достаточную разработанность, проблема девиантного поведения подростков не теряет своей актуальности в связи с этим необходимо не только разрабатывать групповые программы, но и в первую очередь, работать с подростками - девиантами индивидуально с целью активации личностных ресурсов, познавательной активности, развития способностей и интересов. В процессе саморазвития подросток приобретает активную позицию, вживаясь в ситуацию личной ответственности, основанный на социально одобряемых ролях. Особенное значение имеют личностные изменения, связанные с адаптацией в обществе, которые происходят не по принуждению, а в результате длительного процесса реабилитации.
1. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема //Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - №. 1.
2. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход //Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - №. 9.
3. Гачма Е. В. Коррекция девиантного поведения в подростковом возрасте : дис. - 2016.
4. Дибиров М. И. Специально организованная воспитательная деятельность как фактор профилактики и коррекции девиантного поведения подростка //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - Т. 11. - №. 4.
5. Дудин М. Н., Фролова Е. Е. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением //Педагогика. - 2017. - №. 6. - С. 45-52.
6. Елисеева М. В. Педагогические условия повышения субъектно-профессионального потенциала будущего учителя в образовательном процессе вуза с учетом профиля подготовки //Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - С. 37.
7. Зиннуров Ф. К., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков //Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №. 2 (16).
8. Иванова И. Н., Федорова Е. Е. Коррекция девиантного поведения подростков. - 2018.-С.63.
9. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков: Психоанализ в детском возрасте; Суицидальное поведение подростков; Семейное консультирование; Комплексная реабилитация. /С.А. Игумнов.- Ростов.: Феникс,2013г. - С. 288.
10. Ихисонова В. В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков //Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №. 5.
11. Казанцев С. Я., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М. /Мониторинг профилактики девиантного поведения подростков //Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №. 1 (15).
12. Калиновская М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков //Молодой ученый. - 2014. - №. 3-2. - С. 88¬91.
13. Кириков А. А. Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - №. 4 (17).
14. Кирина Ю. Ю. Реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением и сопутствующими аддиктивными расстройствами //Медицина в Кузбассе. - 2013. - №. 1.
15. Ковальчук М., Тарханова И. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. - Litres, 2018. -С. 134.
16. Колесникова, И.А. Сущность и социально-педагогические явления воспитания/И.А. Колесникова//Воспитание: научные дискуссии и исследования: сборник научных трудов (по материалам научной конференции-дискуссии)/под ред. Е.В. Титовой. СПб., 2005. -С. 24.;
17. Костюнина Н. Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности //Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №. 34 (325).
18. Кошелева А., Буторина А., Соловьева Н. Инновационные социальные технологии. - Litres, 2017.-С.93.
19. Краснова А. В. Ситуационное проектирование в системе средств профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи //Крымский научный вестник. - 2016. - №. 6.
20. Лаврентьева З. И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук //Наук. Новосибирск. - 2015.
21. Ловпаче Ф. Г., Мамышева З. З. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №. 4 (169).
22. Маллаев Д. М., Дибиров М. И. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в социуме в условиях ценностно-ориентированного воспитания //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2016. - Т. 10. - №. 2.
23. Маслова И. С. Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков //Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - №. 3.
24. Мишкина Е. И., Рычкова Л. С., Виноградова Н. В. Соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №. 5.
25. Москвина Е. В. Социальная реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учреждениях //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №. 2.
26. Немов Р. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - Litres, 2017.-С.211.
27. Овчарова, Р.В. Реабилитационное пространство для подростка с девиантным поведением/Р.В. Овчарова//Дети и насилие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва Санкт- Петербург. Екатеринбург, 1996. -С. 56-78.;
28. Оспанова Б. А. Социально-педагогический аспект реабилитации подростков с девиантным поведением //Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 1.
29. Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №. 1.
30. Павлов Б. С. и др. Девиантная субкультура уральских подростков в ракурсе общественной безопасности в регионе //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №. 3.
31. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. - "
Издательский дом"" Питер , 2016.- С. 136.
32. Савин Н. Л. Социально-педагогический анализ проблем
профилактики правонарушений среди несовершеннолетних : дис. - 2017.
33. Самохвал В. Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. - 2015. - №. 3.
34. Хакунова Ф. П., Паатова М. Э. Теоретические основы коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов на основе реабилитационно-воспитательной ситуации //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - №. 3 (123).
35. Холостова Е. И. Российская энциклопедия социальной работы. - Общество с ограниченной ответственностью Издательско-торговая корпорация" Дашков и К", 2016.-С.197.
36. Шамсутдинова Д. В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга как комплексная социально-педагогическая проблема //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №. 12.
37. Шибзухова Д. А., Гогицаева О. У. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ //Категория" социального" в современной педагогике и психологии. - 2018. - С. 198-202.
38. Шматова Ю.С. Девиантное поведение в подростковом возрасте: Основные формы и факторы // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(11).pdf(дата обращения: 21.01.2019)
39. Шнейдер А.Б. Девиантное поведение детей и подростков/Л.Б. Шнейдер. - М.: Академия, 2010г. - С. 172.
40. Ячменева М. В., Ахьямова И. А. Защита прав несовершеннолетних как основное стратегическое направление деятельности социальных служб и органов власти Свердловской области //Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - С. 46.