Аннотация 3
Введение 5
1 Теоретический обзор развивающих компьютерных приложений 8
1.1 Компьютерные технологии как инструмент познания мира 8
1.2 Развивающая компьютерная игра 9
1.3 Игры в обучении информатики 11
1.4 Особенности при использовании игр в обучении 12
1.5 Анализ аналогичных приложений 17
1.6 Педагогический адрес 18
Вывод 18
2 Проектная часть 20
2.1 Цель и назначение приложения на развитие внимательности 20
2.2 Описание основных функций приложения 20
2.3 Общее описание структуры и содержания приложения 20
2.4 Основные инструменты и технологии для реализации приложения .. 21
2.5 Сценарий приложения на развитие внимательности 25
2.6 Структура педагогического продукта 26
2.6.1 Раздел главное меню 26
2.6.2 Раздел «Как играть» 27
2.6.3 Раздел «Выбор уровня» 27
2.6.4 Раздел «Уровень» 28
2.6.5 Раздел «Обычный объект с уникальным тэгом» 32
2.6.6 Раздел «Интерфейс с объектами» 33
2.6.7 Раздел «Общий интерфейс» 35
2.6.8 Раздел «Интерфейс пауза» 36
2.6.9 Раздел «Интерфейс завершения уровня» 37
2.7 Методические указания по использованию педагогического продукта
в учебном процессе 40
2.7.1 Установка и запуск программы 40
2.7.2 Навигация в приложении 41
2.8 Результаты апробации и внедрения 42
Вывод 42
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение 48
Современное общество шагнуло в XXI век, вооружившись компьютерными технологиями и Интернетом. Уже 28 августа 2001 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 630 «О Федеральной целевой программе Развития единой образовательной информационной среды» (2001 - 2005 гг.), а пять лет спустя выходит Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2005 г. за № 750 «О реализации в 2005 г. проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы РФ». С тех пор и началась глобальная компьютеризация образования в России.
Современный мир переживает настоящий информационный бум. С начала XVII века поток научных и других открытий удваивался каждые 10 - 15 лет. К 1970 году он начал удваиваться каждые 5 лет, и в настоящее время удвоение происходит каждые 2 - 3 года. И весь этот поток не пройдет мимо наших учеников. С каждым годом увеличивается объем учебных материалов в программах школ и университетов. По этой причине в настоящее время существует противоречие между фактической природой учебного материала, его огромным объемом и неохотой, неспособностью обучаемых усваивать этот материал. Жизнь предъявляет новые требования к школе, требует новых методов и средств обучения. Образовательные предметы должны решать современные проблемы образования: сохранение здоровья обучаемых, развитие их способностей, которые должны обеспечивать адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Университет на современном этапе не ставит своей целью дать обучаемым определенный объем знаний. Цель университетов гораздо важнее: научить себя, как извлекать необходимые знания, развивать свои интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности посредством обучения.
Замечательный советский педагог-новатор В. Ф. Шаталов отметил, что «для успешного обучения и развития в классе вам необходимо создать атмосферу, в которой невозможно не учиться». Такая атмосфера вводится в учебный процесс с помощью развивающих компьютерной игры, даже если она длится 2 - 3 минуты [3].
Создание развивающих компьютерных игр (далее РКИ) является одним из важных направлений компьютеризации обучения. Сочетание эмоциональной привлекательности, присущей игре, а также аудиовизуальные, вычислительные, информационные и другие возможности компьютерных технологий обладают большим дидактическим потенциалом, который может и должен реализовываться в образовательной практике.
С точки зрения дидактической направленности наиболее распространенными и эффективными являются игры, предназначенные для мониторинга и оценки знаний и навыков обучаемых. Кроме того, существует ряд игр, используемых при изучении нового материала, а также закрепления пройденного. Есть, например, ряд учебных программ, которые позволяют подросткам этого возраста познакомиться с понятием компьютера, компьютерной программой, освоить клавиатуру и т. д. Также было создано множество компьютерных игр, которые успешно применяются при формировании чтения, письма, счета, развитие определенных навыков - внимательность, интеллект и т. д.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что введение развивающих игр в учебный процесс является одной из важнейших задач и требует серьезной психологической, педагогической и методологической проработки.
Объект исследования: развивающие игры на внимательность у подростков и взрослых.
Предмет исследования: разработка приложения для развития внимательности на мультиплатформенном движке Unreal Engine.
Цель работы: разработать компьютерное приложение для развития внимательности в среде Unreal Engine.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по теме создания развивающих приложений в среде Unreal Engine.
2. Проанализировать аспекты использования приложений в обучении, требования к компьютерным развивающим программам, возможность и необходимость использования приложений в процессе обучения.
3. Разработать сценарий и интерфейс развивающего приложения.
4. Разработать приложение в среде Unreal Engine.
5. Провести апробацию приложения.
Происходит все больше попыток внести в процесс образования элементы игры. Если раньше считалось, что игры отвлекают от занятий, то теперь педагоги склоняются к мнению, что игровые элементы могут пробудить интерес к учебе у подростков и взрослых.
Популярность игровых методов обучения обуславливается тем, что игра позволяет дополнительно мотивировать обучаемых. Зарабатывая игровые бонусы и награды, ученики получают дополнительный стимул для усердной учебы, а ведь поддержание интереса к учебе является основополагающим фактором для успешного обучения.
Современный этап развития образования требует применения и соответствующих технологий обучения подрастающего поколения.
В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы разработки сценария, интерфейса и непосредственно самого приложения для развития внимательности с помощью игровой платформы Unreal Engine 4.
На первом этапе работы было рассмотрено понятие развивающих компьютерных игр, раскрыто понятие развивающих игровых технологий, их роли, месте в учебном процессе и практическое применение развивающих игровых технологий в учебном процессе. Далее подробно разобран выбор игровой платформы Unreal Engine для реализации приложения.
На следующем этапе был представлен сценарий приложения для развития внимательности. На основании анализа требований, предъявляемых к приложениям были выделены критерии к содержательному наполнению и интерфейсу игрового приложения, такие как простота и понятность интерфейса, приложение не содержит навязанный ход игры, легкость управления, функциональность, стабильность и качественная визуализация, которые были учтены при разработке.
1. Интерфейс пользователя и управление игрой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://redplanet.ru/Chapter%2012.shtml (дата обращения: 03.02.2017).
2. Использование игр на уроках информатики в начальных классах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index- 290767.html (дата обращения: 03.02.2017).
3. Использование обучающих компьютерных игр учебном процессе общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samzan.ru/159539 (дата обращения: 03.02.2017).
4. Использование серьезных игр в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/blog/ispolzovanie-sereznyh-igr-v- obuchenii (дата обращения: 20.01.2017)
5. Когда сам интерфейс игры становится частью сюжета и мира
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/232197/ (дата обращения: 03.02.2017).
6. Компьютерные игры, которые могут быть полезными в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://geektimes.ru/company/shkolnaya_karta/blog/259914/ (дата обращения: 21.01.2017).
7. Неофициальная русскоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uengine.ru/docs (дата обращения: 01.02.2017).
8. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/ (дата обращения: 01.02.2017).
9. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unre
al Engine 4 - Глоссарий к системе визуального программирование «Blueprint» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Engine/Blueprints/Glossary/index.html (дата обращения: 07.02.2017).
10. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 - Инструменты, окна редактора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/GettingStarted/SubEditors/index.html (дата обращения: 03.02.2017).
11. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 - Изучения интерфейса UE4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Engine/UI/index.html (дата обращения: 05.02.2017).
12. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 - Компоненты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Engine/Components/index.html (дата обращения: 06.02.2017).
13. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unre
al Engine 4 - Обучение системе визуального программирования «Blueprint» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Engine/Blueprints/index.html (дата обращения: 07.02.2017).
14. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 - Объекты и геометрия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Engine/Actors/index.html (дата обращения: 06.02.2017).
15. Официальная англоязычная документация к игровому движку Unreal Engine 4 - Описание игрового процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.unrealengine.com/latest/INT/Gameplay/index.html (дата обращения: 08.02.2017).
... всего 30 источников