Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной реабилитации
семей, воспитывающих детей-инвалидов 6
1.1. Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, как объект
социальной работы 6
1.2. Основные 1ю направления социальной Л реабилитации семей, Я
воспитывающих детей-инвалидов 16
Глава 2. Опыт деятельности «Центра социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.1. Анализ деятельности «Центра социальной помощи семьи и (детям
г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.2. Анализ результата эмпирического исследования по
восстребованности услуг социальной реабилитации семей, воспитывающих детей инвалидов 37
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложения 55
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем
способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Семьи с детьми-инвалидами - это «семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, большей занятостью решением проблем детей, закрытостью семей для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семьях детей-инвалидов, которое обусловлено их болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако «ситуация, когда в семье есть «ребенок-инвалид, может ^повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих «функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семьи, я являясь для них первичным социальным окружением, сами «погружены в i более широкий социальный контекст.
Экологическая модель К включает индивидуальные К параметры организма и особенности среды вместе с ^социальными и психологическими характеристиками в н единую систему. д Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьей выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.
Концепция семейного воспитания ребенка-инвалида выделяет
основную идею реабилитации таких семьей - достижение гармоничной с жизни семьи с В» нестандартным ребенком, Я максимальное развитие В потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и ^успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально¬психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них .
Объект исследования - семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание ю социальной реабилитации е семьей, воспитывающих детей-инвалидов.
Цель исследования»- изучить содержание социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Задачи Исследования
1. Рассмотреть организацию социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2. Изучить направления социальной реабилитации семей,
воспитывающих детей-инвалидов.
3. Изучить и [проанализировать деятельность «Центра социальной е помощи семьи и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
4. Изучить анализ результата эмпирического исследования по востребованности услуг в социальной реабилитации семей, воспитывающих детей - инвалидов
Методы исследования - теоретические - анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение; эмпирические - опрос, анализ документов.
База исследования - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по два ^параграфа), заключения, ^списка литературы и приложения.
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми- инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Социальная работа с семьями требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Очевидно, что в силу особенностей семей с детьми - инвалидами их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский
характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
Первым направлением реабилитационной работы специалистов ГБУ ЦСПСиД г.Алапаевска и Алапаевского района связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития детей-инвалидов, а также достижением максимального успеха в раскрытии потенциала детей-инвалидов для дальнейшего обучения. Вторым направлением является - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушением развития. Трете направление - это адаптация семей, имеющих детей-инвалидов так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально.
Можно сказать, что реабилитация, социализация и интеграция детей- инвалидов не могут быть решены семьей самостоятельно по ряду причин: экономических, психологических, профессиональных. Центр помогает семьям в решении этих проблем.
Особое внимание в Центре уделяется социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшению качества предоставления социальных услуг. Специалисты по социальной работе стремятся не только повысить самооценку родителей, но и поддержать семьи, где присутствуют боязнь непреодоления проблем и тревожность.
В ходе работы с семьями, воспитывающих ребенка-инвалида необходимо научить родителей и других членов семьи, воспринимать своих детей, такими какие они есть, сочувствовать им, создавая все условия, которые способствовали бы развитию их умственному, физическому и эмоциональному развитию, так как именно только в семье дети-инвалиды могут включаться в мир звуков, ощущений, образов, предметов.
Делая выводы, можно отметить, что специалисту по социальной работе необходимо консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно по трём причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о недостатках и проблемах, но и о всех успехах и достижениях детей. Во- вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать реабилитационные планы с семьями. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия, что является залогом успешной коммуникации.
Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, семьям воспитывающим детей-инвалидов, и главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитии, по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Все реабилитационные мероприятия, проводимые специалистами Центра должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Усилия специалистов Центра необходимо сконцентрировать именно на развитии внутренних и внешних ресурсов семей, воспитывающих детей- инвалидов. В то же время важно учитывать, что работа с родителями детей- инвалидов не должна становиться для них дополнительным источником стресса, помимо тех трудных ситуаций, с которыми они неоднократно сталкиваются. Следовательно, важно соблюдать принцип меры в организации взаимодействия с родителями, так как семья является закрытой системой и специалисты вхожи в семью до определенного допустимого предела.
На сегодняшний день тема, проведения социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у детей-инвалидов есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нельзя изолировать их от неё, от общества, нужно найти более приемлемый выход из сложившейся ситуации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья при содействии специалистов Центра отделения сопровождения замещающих семей (сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов) показали положительные изменения в развитии и интеграции в общество.
Однако, ситуации в семьях воспитывающих детей-инвалидов могут быть разными по содержанию, но схожими по форме - они социально неблагоприятны, часто непредсказуемы и чреваты осложнениями как для самих семей, так и для общества. Своевременное и наименее болезненное разрешение любого эмоционального напряжения в семейной группе во многом зависит от педагогической квалификации и психологической компетентности социального работника, его профессионализма и сработанности с коллегами из центра социальной помощи семье и детям.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. : — М., Инфра-М,2001.
3. Беляева М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка- инвалида; / учебное пособие / М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов. - Екатеринбург; Изд. - во АМБ., 2001.
4. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы: / Материалы международной научно-практической конференции -М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
5. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.: - М.: АРКТИ, 2007.
6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: Учебн. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина. М., 2003.
7. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей.: / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. - СПб, 2000
8. Корельская Н.Т. «Особенная» семья - «особенный ребенок»: / Н.Г. Корельская - М., 2003
9. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
10. Методика и технологии работы социального педагога : / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002.
11. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой):, -М., Инфра-М, 2003.
12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.: - М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студентов пед. училищ и коллежей, обучающихся по специальности «Соц.педагогика»/Н.И.Никитина, М.Ф. Глухова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
14. Основы социальной работы.: Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.
15. Оказание социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (историко-региональный аспект): учеб. Пособие / В.В.Коркунов, Г.Г.Зак, К.В.Кузьмин. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007.
16. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. : - М.: Издательский центр «академия», 2004.
17. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2002 г. М., 2002.
18. Программно - целевой подход в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.: - Екатеринбург: Премиум Пресс, 2008.
19. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми- инвалидами: Науч. - метод. пособие/ Т.А. Арканцева и др. Под общ. ред. Н.П.Ивановой. М.2004.
20. Семья и будущее России // материалы международной научно-практической конференции 17-18 февраля.: - Екатеринбург, 2005.
21. Социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.: Межрегиональная конференция. Первоуральск. 2008.
22. Социальная работа с детьми группы риска : Н.Ф. Дивицина. -М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
23. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : Учеб. пособие для студ. высш. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
24. Специальная педагогика : Под ред. Назаровой Н.М. - М.:Academa, 2000.
25. Социальная педагогика: Под редакцией В.А.Никитина. М., 2000.
26. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
27. Устав государственного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Алапаевского района» СОГЛАСОВАН: Приказом Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 14 декабря 2007г. № 701
28. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
29. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
30. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
31. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
32. Фромм А. Азбука для родителей, или как помочь ребенку в трудной ситуации.: - Екатеринбург, 1996.
33. Холостова Е. И„ Дементьева HL Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2002.
34. Холостова Е.И. Социальная работа : Учебное пособие. - 5 -е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
35. Шеффер И.Н. Игровая семейная психотерапия: И. Шеффер, Л. Кэри - СПб, 2000
36. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: Э.Г. Эйдемиллер, В.В.
Юстицкий - Л., 198