СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной реабилитации
семей, воспитывающих детей-инвалидов 6
1.1. Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, как объект
социальной работы 6
1.2. Основные 1ю направления социальной Л реабилитации семей, Я
воспитывающих детей-инвалидов 16
Глава 2. Опыт деятельности «Центра социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.1. Анализ деятельности «Центра социальной помощи семьи и (детям
г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.2. Анализ результата эмпирического исследования по
восстребованности услуг социальной реабилитации семей, воспитывающих детей инвалидов 37
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложения 55
Глава 1. Теоретические аспекты проблем социальной реабилитации
семей, воспитывающих детей-инвалидов 6
1.1. Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, как объект
социальной работы 6
1.2. Основные 1ю направления социальной Л реабилитации семей, Я
воспитывающих детей-инвалидов 16
Глава 2. Опыт деятельности «Центра социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.1. Анализ деятельности «Центра социальной помощи семьи и (детям
г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов 29
2.2. Анализ результата эмпирического исследования по
восстребованности услуг социальной реабилитации семей, воспитывающих детей инвалидов 37
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложения 55
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем
способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Семьи с детьми-инвалидами - это «семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, большей занятостью решением проблем детей, закрытостью семей для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семьях детей-инвалидов, которое обусловлено их болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако «ситуация, когда в семье есть «ребенок-инвалид, может ^повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих «функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семьи, я являясь для них первичным социальным окружением, сами «погружены в i более широкий социальный контекст.
Экологическая модель К включает индивидуальные К параметры организма и особенности среды вместе с ^социальными и психологическими характеристиками в н единую систему. д Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьей выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.
Концепция семейного воспитания ребенка-инвалида выделяет
основную идею реабилитации таких семьей - достижение гармоничной с жизни семьи с В» нестандартным ребенком, Я максимальное развитие В потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и ^успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально¬психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них .
Объект исследования - семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание ю социальной реабилитации е семьей, воспитывающих детей-инвалидов.
Цель исследования»- изучить содержание социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Задачи Исследования
1. Рассмотреть организацию социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2. Изучить направления социальной реабилитации семей,
воспитывающих детей-инвалидов.
3. Изучить и [проанализировать деятельность «Центра социальной е помощи семьи и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
4. Изучить анализ результата эмпирического исследования по востребованности услуг в социальной реабилитации семей, воспитывающих детей - инвалидов
Методы исследования - теоретические - анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение; эмпирические - опрос, анализ документов.
База исследования - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по два ^параграфа), заключения, ^списка литературы и приложения.
способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Семьи с детьми-инвалидами - это «семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, большей занятостью решением проблем детей, закрытостью семей для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семьях детей-инвалидов, которое обусловлено их болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако «ситуация, когда в семье есть «ребенок-инвалид, может ^повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих «функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семьи, я являясь для них первичным социальным окружением, сами «погружены в i более широкий социальный контекст.
Экологическая модель К включает индивидуальные К параметры организма и особенности среды вместе с ^социальными и психологическими характеристиками в н единую систему. д Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьей выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.
Концепция семейного воспитания ребенка-инвалида выделяет
основную идею реабилитации таких семьей - достижение гармоничной с жизни семьи с В» нестандартным ребенком, Я максимальное развитие В потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и ^успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально¬психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них .
Объект исследования - семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание ю социальной реабилитации е семьей, воспитывающих детей-инвалидов.
Цель исследования»- изучить содержание социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Задачи Исследования
1. Рассмотреть организацию социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2. Изучить направления социальной реабилитации семей,
воспитывающих детей-инвалидов.
3. Изучить и [проанализировать деятельность «Центра социальной е помощи семьи и детям г.Алапаевска и Алапаевского района» по социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.
4. Изучить анализ результата эмпирического исследования по востребованности услуг в социальной реабилитации семей, воспитывающих детей - инвалидов
Методы исследования - теоретические - анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение; эмпирические - опрос, анализ документов.
База исследования - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям г.Алапаевска и Алапаевского района»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по два ^параграфа), заключения, ^списка литературы и приложения.
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми- инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Социальная работа с семьями требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Очевидно, что в силу особенностей семей с детьми - инвалидами их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский
характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
Первым направлением реабилитационной работы специалистов ГБУ ЦСПСиД г.Алапаевска и Алапаевского района связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития детей-инвалидов, а также достижением максимального успеха в раскрытии потенциала детей-инвалидов для дальнейшего обучения. Вторым направлением является - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушением развития. Трете направление - это адаптация семей, имеющих детей-инвалидов так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально.
Можно сказать, что реабилитация, социализация и интеграция детей- инвалидов не могут быть решены семьей самостоятельно по ряду причин: экономических, психологических, профессиональных. Центр помогает семьям в решении этих проблем.
Особое внимание в Центре уделяется социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшению качества предоставления социальных услуг. Специалисты по социальной работе стремятся не только повысить самооценку родителей, но и поддержать семьи, где присутствуют боязнь непреодоления проблем и тревожность.
В ходе работы с семьями, воспитывающих ребенка-инвалида необходимо научить родителей и других членов семьи, воспринимать своих детей, такими какие они есть, сочувствовать им, создавая все условия, которые способствовали бы развитию их умственному, физическому и эмоциональному развитию, так как именно только в семье дети-инвалиды могут включаться в мир звуков, ощущений, образов, предметов.
Делая выводы, можно отметить, что специалисту по социальной работе необходимо консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно по трём причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о недостатках и проблемах, но и о всех успехах и достижениях детей. Во- вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать реабилитационные планы с семьями. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия, что является залогом успешной коммуникации.
Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, семьям воспитывающим детей-инвалидов, и главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитии, по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Все реабилитационные мероприятия, проводимые специалистами Центра должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Усилия специалистов Центра необходимо сконцентрировать именно на развитии внутренних и внешних ресурсов семей, воспитывающих детей- инвалидов. В то же время важно учитывать, что работа с родителями детей- инвалидов не должна становиться для них дополнительным источником стресса, помимо тех трудных ситуаций, с которыми они неоднократно сталкиваются. Следовательно, важно соблюдать принцип меры в организации взаимодействия с родителями, так как семья является закрытой системой и специалисты вхожи в семью до определенного допустимого предела.
На сегодняшний день тема, проведения социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у детей-инвалидов есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нельзя изолировать их от неё, от общества, нужно найти более приемлемый выход из сложившейся ситуации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья при содействии специалистов Центра отделения сопровождения замещающих семей (сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов) показали положительные изменения в развитии и интеграции в общество.
Однако, ситуации в семьях воспитывающих детей-инвалидов могут быть разными по содержанию, но схожими по форме - они социально неблагоприятны, часто непредсказуемы и чреваты осложнениями как для самих семей, так и для общества. Своевременное и наименее болезненное разрешение любого эмоционального напряжения в семейной группе во многом зависит от педагогической квалификации и психологической компетентности социального работника, его профессионализма и сработанности с коллегами из центра социальной помощи семье и детям.
Социальная работа с семьями требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Очевидно, что в силу особенностей семей с детьми - инвалидами их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский
характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
Первым направлением реабилитационной работы специалистов ГБУ ЦСПСиД г.Алапаевска и Алапаевского района связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития детей-инвалидов, а также достижением максимального успеха в раскрытии потенциала детей-инвалидов для дальнейшего обучения. Вторым направлением является - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушением развития. Трете направление - это адаптация семей, имеющих детей-инвалидов так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально.
Можно сказать, что реабилитация, социализация и интеграция детей- инвалидов не могут быть решены семьей самостоятельно по ряду причин: экономических, психологических, профессиональных. Центр помогает семьям в решении этих проблем.
Особое внимание в Центре уделяется социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшению качества предоставления социальных услуг. Специалисты по социальной работе стремятся не только повысить самооценку родителей, но и поддержать семьи, где присутствуют боязнь непреодоления проблем и тревожность.
В ходе работы с семьями, воспитывающих ребенка-инвалида необходимо научить родителей и других членов семьи, воспринимать своих детей, такими какие они есть, сочувствовать им, создавая все условия, которые способствовали бы развитию их умственному, физическому и эмоциональному развитию, так как именно только в семье дети-инвалиды могут включаться в мир звуков, ощущений, образов, предметов.
Делая выводы, можно отметить, что специалисту по социальной работе необходимо консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно по трём причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о недостатках и проблемах, но и о всех успехах и достижениях детей. Во- вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать реабилитационные планы с семьями. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия, что является залогом успешной коммуникации.
Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, семьям воспитывающим детей-инвалидов, и главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитии, по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Все реабилитационные мероприятия, проводимые специалистами Центра должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Усилия специалистов Центра необходимо сконцентрировать именно на развитии внутренних и внешних ресурсов семей, воспитывающих детей- инвалидов. В то же время важно учитывать, что работа с родителями детей- инвалидов не должна становиться для них дополнительным источником стресса, помимо тех трудных ситуаций, с которыми они неоднократно сталкиваются. Следовательно, важно соблюдать принцип меры в организации взаимодействия с родителями, так как семья является закрытой системой и специалисты вхожи в семью до определенного допустимого предела.
На сегодняшний день тема, проведения социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у детей-инвалидов есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нельзя изолировать их от неё, от общества, нужно найти более приемлемый выход из сложившейся ситуации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья при содействии специалистов Центра отделения сопровождения замещающих семей (сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов) показали положительные изменения в развитии и интеграции в общество.
Однако, ситуации в семьях воспитывающих детей-инвалидов могут быть разными по содержанию, но схожими по форме - они социально неблагоприятны, часто непредсказуемы и чреваты осложнениями как для самих семей, так и для общества. Своевременное и наименее болезненное разрешение любого эмоционального напряжения в семейной группе во многом зависит от педагогической квалификации и психологической компетентности социального работника, его профессионализма и сработанности с коллегами из центра социальной помощи семье и детям.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ (по материалам Астраханской области)
Диссертации (РГБ), медицина . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019 - Технологии социальной работы с семьями с детьми-инвалидами (Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Направления повышения эффективности социальной поддержки детей-инвалидов в Красноярском крае
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



