ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении 7
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения подростков 7
1.2. Факторы обуславливающие возникновение девиантного подростков. ... 22
Глава 2. Опыт деятельности МАОУ «Гимназия №41» г.Новоуральска по профилактике девиантного поведения подростков 41
2.1. Реализации программы элективного курса «Валеология», направленной
на профилактику девиантного поведения младщих подростков 41
2.2. Диагностика девиантного поведения младших подростков как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия. 49
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложение 64
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении 7
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения подростков 7
1.2. Факторы обуславливающие возникновение девиантного подростков. ... 22
Глава 2. Опыт деятельности МАОУ «Гимназия №41» г.Новоуральска по профилактике девиантного поведения подростков 41
2.1. Реализации программы элективного курса «Валеология», направленной
на профилактику девиантного поведения младщих подростков 41
2.2. Диагностика девиантного поведения младших подростков как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия. 49
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложение 64
Актуальность исследования - глобальные перемены, происходящие в современном обществе, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь значительны, то для других они становятся причиной социальной дезадаптации и, как следствие, склонности к девиантному поведению.
Как показывают результаты исследований В.Ф. Амбросова, более чем у 40 % младших подростков наблюдается склонность к тем или иным формам девиантного поведения, характеризующаяся повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, что отрицательно сказывается как на успеваемости подростка, так и на его социализации в целом. Однако следует признать, что целенаправленная работа по профилактике девиантного поведения младших подростков в школе практически не ведется.
Тем не менее, в истории психологии и социальной работы накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему.
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме девиантного поведения посвящены исследования как зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Дюркгейми др.), так и отечественных исследователей (Я.И. Гилинский, Е.В. Каган и др.);
- вопросы коррекции отклоняющегося поведения молодежи освещены в исследованиях А.А. Осиповой, И.В. Дубровиной и др.;
- проблему профилактики девиантного поведения детей и подростков в своих работах рассматривали И.А. Фурманов, Е.В. Змановская и др.
Вместе с тем быстро меняющиеся социальные условия, резкий рост конфликтных, не умеющих владеть собой подростков, демонстрирующих различные виды девиантного поведения, предопределяют необходимость рассмотрения проблемы профилактики девиантного поведения с новых позиций.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в социальной работе обусловили выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении»
Объект исследования - девиантное поведение подростков в образовательном учреждении.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Целью исследования является изучение содержания профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профилактика девиантного поведения» применительно к теме исследования.
2. Выявить факторы, обуславливающие возникновение девиантного поведения подростков.
3. Обосновать программу элективного курса «Валеология», направленную на профилактику девиантному поведению подростков.
4. Провести диагностику девиантного поведения младших школьников как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение социального опыта, наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует профилактике девиантного поведения подростков. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров различных специальностей в вузе, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41», города Новоуральска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Как показывают результаты исследований В.Ф. Амбросова, более чем у 40 % младших подростков наблюдается склонность к тем или иным формам девиантного поведения, характеризующаяся повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, что отрицательно сказывается как на успеваемости подростка, так и на его социализации в целом. Однако следует признать, что целенаправленная работа по профилактике девиантного поведения младших подростков в школе практически не ведется.
Тем не менее, в истории психологии и социальной работы накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему.
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме девиантного поведения посвящены исследования как зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Дюркгейми др.), так и отечественных исследователей (Я.И. Гилинский, Е.В. Каган и др.);
- вопросы коррекции отклоняющегося поведения молодежи освещены в исследованиях А.А. Осиповой, И.В. Дубровиной и др.;
- проблему профилактики девиантного поведения детей и подростков в своих работах рассматривали И.А. Фурманов, Е.В. Змановская и др.
Вместе с тем быстро меняющиеся социальные условия, резкий рост конфликтных, не умеющих владеть собой подростков, демонстрирующих различные виды девиантного поведения, предопределяют необходимость рассмотрения проблемы профилактики девиантного поведения с новых позиций.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в социальной работе обусловили выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении»
Объект исследования - девиантное поведение подростков в образовательном учреждении.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Целью исследования является изучение содержания профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профилактика девиантного поведения» применительно к теме исследования.
2. Выявить факторы, обуславливающие возникновение девиантного поведения подростков.
3. Обосновать программу элективного курса «Валеология», направленную на профилактику девиантному поведению подростков.
4. Провести диагностику девиантного поведения младших школьников как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение социального опыта, наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует профилактике девиантного поведения подростков. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров различных специальностей в вузе, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41», города Новоуральска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. На основе анализа результатов научных исследований, связанных с проблемой профилактики девиантного поведения, мы сделали заключение, что в истории психологических, социальных и педагогических исследований накоплен определенный опыт, обобщение которого будет способствовать профилактики девиантного поведения подростков.
2. Раскрытие сущности понятия «девиантного поведения» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как предрасположенность личности к стабильному поведению, отклоняющемуся от наиболее значимых социальных норм, наносящему реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопутствующему ее социальной дезадаптации (Е.В. Змановская).
3. На основе обобщения результатов исследования были определены факторы, влияющие на девиантное поведения подростков (биологические, социально-психологические, индивидуальные, психолого-педагогические, личностные факторы).
4. Результатами исследования установлено, что существует взаимосвязь между составляющих девиантного поведения подростков, которые заключаются в физиологических особенностях подростка, и влиянием социума, семьи и школы на него, как в сторону профилактики девиантного поведения, так и в сторону появление отклоняющегося поведения и его росту.
5. Сегодня особенно необходимы специальные программы, новые методы работы, формирующие ценностные ориентации и установки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде для этого и была разработана программа элективного курса «Валеология», которая была успешно реализована на базе МАОУ «Гимназия №41».
6. Результаты опроса показали, что на момент завершения диагностики во второй группе наблюдаются значимые положительные изменения по сравнению с началом диагностики: средний балл повысился на 8,97 %, что говорит об эффективности проводимого курса «Валеология» среди учащихся 6 класса и успешном освоение материала элективного курса.
2. Раскрытие сущности понятия «девиантного поведения» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как предрасположенность личности к стабильному поведению, отклоняющемуся от наиболее значимых социальных норм, наносящему реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопутствующему ее социальной дезадаптации (Е.В. Змановская).
3. На основе обобщения результатов исследования были определены факторы, влияющие на девиантное поведения подростков (биологические, социально-психологические, индивидуальные, психолого-педагогические, личностные факторы).
4. Результатами исследования установлено, что существует взаимосвязь между составляющих девиантного поведения подростков, которые заключаются в физиологических особенностях подростка, и влиянием социума, семьи и школы на него, как в сторону профилактики девиантного поведения, так и в сторону появление отклоняющегося поведения и его росту.
5. Сегодня особенно необходимы специальные программы, новые методы работы, формирующие ценностные ориентации и установки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде для этого и была разработана программа элективного курса «Валеология», которая была успешно реализована на базе МАОУ «Гимназия №41».
6. Результаты опроса показали, что на момент завершения диагностики во второй группе наблюдаются значимые положительные изменения по сравнению с началом диагностики: средний балл повысился на 8,97 %, что говорит об эффективности проводимого курса «Валеология» среди учащихся 6 класса и успешном освоение материала элективного курса.
Подобные работы
- ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика деструктивного поведения старших подростков в образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Досуговая деятельность как средство социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



