Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №146712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении 7
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения подростков 7
1.2. Факторы обуславливающие возникновение девиантного подростков. ... 22
Глава 2. Опыт деятельности МАОУ «Гимназия №41» г.Новоуральска по профилактике девиантного поведения подростков 41
2.1. Реализации программы элективного курса «Валеология», направленной
на профилактику девиантного поведения младщих подростков 41
2.2. Диагностика девиантного поведения младших подростков как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия. 49
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложение 64

Актуальность исследования - глобальные перемены, происходящие в современном обществе, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь значительны, то для других они становятся причиной социальной дезадаптации и, как следствие, склонности к девиантному поведению.
Как показывают результаты исследований В.Ф. Амбросова, более чем у 40 % младших подростков наблюдается склонность к тем или иным формам девиантного поведения, характеризующаяся повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, что отрицательно сказывается как на успеваемости подростка, так и на его социализации в целом. Однако следует признать, что целенаправленная работа по профилактике девиантного поведения младших подростков в школе практически не ведется.
Тем не менее, в истории психологии и социальной работы накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему.
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме девиантного поведения посвящены исследования как зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Дюркгейми др.), так и отечественных исследователей (Я.И. Гилинский, Е.В. Каган и др.);
- вопросы коррекции отклоняющегося поведения молодежи освещены в исследованиях А.А. Осиповой, И.В. Дубровиной и др.;
- проблему профилактики девиантного поведения детей и подростков в своих работах рассматривали И.А. Фурманов, Е.В. Змановская и др.
Вместе с тем быстро меняющиеся социальные условия, резкий рост конфликтных, не умеющих владеть собой подростков, демонстрирующих различные виды девиантного поведения, предопределяют необходимость рассмотрения проблемы профилактики девиантного поведения с новых позиций.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в социальной работе обусловили выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении»
Объект исследования - девиантное поведение подростков в образовательном учреждении.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Целью исследования является изучение содержания профилактики девиантного поведения подростков в образовательном учреждении.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профилактика девиантного поведения» применительно к теме исследования.
2. Выявить факторы, обуславливающие возникновение девиантного поведения подростков.
3. Обосновать программу элективного курса «Валеология», направленную на профилактику девиантному поведению подростков.
4. Провести диагностику девиантного поведения младших школьников как фактор повышения эффективности профилактического педагогического воздействия.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение социального опыта, наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует профилактике девиантного поведения подростков. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров различных специальностей в вузе, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41», города Новоуральска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе анализа результатов научных исследований, связанных с проблемой профилактики девиантного поведения, мы сделали заключение, что в истории психологических, социальных и педагогических исследований накоплен определенный опыт, обобщение которого будет способствовать профилактики девиантного поведения подростков.
2. Раскрытие сущности понятия «девиантного поведения» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как предрасположенность личности к стабильному поведению, отклоняющемуся от наиболее значимых социальных норм, наносящему реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопутствующему ее социальной дезадаптации (Е.В. Змановская).
3. На основе обобщения результатов исследования были определены факторы, влияющие на девиантное поведения подростков (биологические, социально-психологические, индивидуальные, психолого-педагогические, личностные факторы).
4. Результатами исследования установлено, что существует взаимосвязь между составляющих девиантного поведения подростков, которые заключаются в физиологических особенностях подростка, и влиянием социума, семьи и школы на него, как в сторону профилактики девиантного поведения, так и в сторону появление отклоняющегося поведения и его росту.
5. Сегодня особенно необходимы специальные программы, новые методы работы, формирующие ценностные ориентации и установки, позволяющие учащимся самоутвердиться и активно противостоять агрессивной среде для этого и была разработана программа элективного курса «Валеология», которая была успешно реализована на базе МАОУ «Гимназия №41».
6. Результаты опроса показали, что на момент завершения диагностики во второй группе наблюдаются значимые положительные изменения по сравнению с началом диагностики: средний балл повысился на 8,97 %, что говорит об эффективности проводимого курса «Валеология» среди учащихся 6 класса и успешном освоение материала элективного курса.



1. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. - М. : Просвещение, 2014. - 536 с.
2. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение»// Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2015. №2. С.32 - 39.
3. Абрамян, Л.А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности / Л.А. Абрамян. - Одесса: Луч,
2010. - 457 с.
4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Оникс, 2015. - 286 с.
5. Александрова, А.В. Нравственность, агрессия / А.В. Александрова // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 28-34.
6. Артамонова А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений// Вестник Самарской гуманитарной академии. 2014. №8. С.69 - 74.
7. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян. - Ереван: Фаина, 2012. - 253 с.
8. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. - М.: Владос, 2011. - 265 с.
9. Бейзеров, В.А. Практикум по девиантологии / В.А. Бейзеров. - М.: Флинта, 2014. - 144 с.
10. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.: Оникс, 2015. - 196 с.
11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: «Армада», 2015. - 698 с.
12. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.:АСТ,АСТ Москва,Прайм-Еврознак, 2013. - 816 с.
13. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева. - СПб: Речь, 2012. - 175 с.
14. Вассерман, И.И. Методика «Подростки о родителях»: основные этапы апробации русскоязычной версии / И.И. Вассерман. - М.: Либрусек,
2011. - 108 с.
15. Галич Г.О. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского. 2014. №14. С.13 - 21.
16. Гатальский В.Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи// Человек и образование. 2015 . №8. С.69 - 74.
17. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального конроля// Социология. Этнология. 2014.№4. С.98 - 104
18. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Материалы Регионального научно¬практического семинара // Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М.: Академия, 2015. - 260 с.
19. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. 2015.№2. С.2 - 8.
20. Добреньков, В.И. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков. - М.: «Армада», 2013. - 165 с.
21. Дубинин С.Н. Предупреждение и преодоление девиантного поведения детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестник Самарского государственного университета. 2014.№5. С.36 - 41.
22. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. - М.: «Прогресс», 2014. - 198 с.
23. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2015. - 496 с.
24. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М.: Академия,
2014. - 288 с.
25. Игумнов, С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справочное пособие / С.А. Игумнов. - Минск: «Наука», 2009. - 169 с.
26. Иванов, В.Н. Девиантное поведение / В.Н. Иванов. - М.: «УРАО», 2010. - 198 с.
27. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. - М.: Оникс, 2014. - 231 с.
28. Комлев Ю. Ю. Социология девиантного поведения: истоки и этапы становления в России // Вестник экономики, права и социологии. 2015.№3. С.96 - 105.
29. Кинг, М. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Коэн. - М.: Академия, 2012. - 318 с.
30. Коэн, А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / А. Коэн // Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Прогресс, 2012. - 198 с.
31. Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально - психологические аспекты // Вестник Южно - Уральского государственного университета. 2015.№4. С.98 - 102.
32. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 288 с.
33. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Прогресс, 2015. - 195 с.
34. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. - Минск: «Сфинкс», 2015. - 206 с.
35. Коновалова Н.В. Школа-зона без наркотиков. Проблемы профилактики наркомании в современной школе // Учительские университеты, 2016. - С.25-34
36. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования: Учебник / Г.И. Климантова. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 с.
37. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно - педагогическая проблема// Фундаментальные исследования. 2013.№4. С.102 - 105.
38. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - СПб.: Нева, 2014. - 241 с.
39. Ломброзо, Ч. Преступление / Ч. Ломброзо. - М.: Мир, 2014. - 201 с.
40. Макарычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макарычева. - СПб: Речь, 2013. - 189 с.
41. Махонина О.А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015.№12. С.20 - 28.
42. Миннегалиев М.М. Формы профилактики девиантного поведения подростков// Мир науки, культуры, образования. 2016.№4. С.7 - 12
43. Манапова, Е.И. Психология девиантного поведения / Е.И. Манапова. - Омск: Издательство омского государственного педагогического университета, 2014. - 143 с.
44. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением// Перспективы науки и образования.2014.№4.С.87 - 95.
45. Основы социальной работы: Учебник для вузов /Авт. П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 393 с.
46. Паатова М.Э. Социально - педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением // Человек и образование. 2015 .№8. С.89 - 95.
47. Паатова М.Э. Теоретико - меодологический анализ социально - педагогических феноменов «Девианное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015.№4. С.97 - 105.
48. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением А.Б. Петрова. - М.: Флинта, МПСИ, 2012. - 152 с.
49. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015.№9. С.45 - 54.
50. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: «Просвещение», 2014. - 251 с.
51. Сафин Д.И. Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах// Мир науки, культуры, образования. 2015.№2. С.2 - 9.
52. Социальная работа / Под ред. Курбатова. - Р-на-Д., 2015. - 314 с.
53. Социальная работа: учеб. пособие для вузов В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин, В. И. Бутов и др. 2-е изд., доп. и расш. - Ростов н/Д.: МарТ, 2014. - 588 с.
54. Собкин, В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С. Собкин. - М.: Владос, 2014. - 301 с.
55. Современная западная социология: Словарь / Под редакцией проф. Н.А. Баумшпигеля, 2015. - М.: Просвещение, 2010. - 205 с.
56. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Владос, 2011. - 110 с.
57. Теория социальной работы. Учебник. Под ред. Е.И.Холостовой. - М.,
2015. - 358 с.
58. Тихонова Е.В. Методология и методы социологического исследования: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образоваия / Е.В. Тихонова. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 368 с.
59. Уошберн, С.Л. Австралопитек: охотник или жертва / С.Л. Уошберн. - М.: «Луч», 2015. - 459 с.
60. Фрейд, З. Я и Оно. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Либрусек, 2015. - 386 с.
61. Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию / Т.А. Хагуров // Под ред. Г.В. Драча. - М.: «Луч», 2013. - 359 с.
62. Шипунова, Т.В. Девиантология. Современные методологические проблемы / Т.В. Шипунова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ