АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Административно-правовое регулирование оборота наркотических
средств и психотропных веществ 7
1.2. Система административно-правовых средств противодействия
незаконному обороту наркотических срдеств 22
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 34
2.1. Система административных правонарушений, совершаемых в сфере
оборота наркотических средств 34
2.2. Специфика и проблемы применения административных норм об
ответственности в сфере оборота наркотических средств и пути их
решения 41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Административно-правовое регулирование оборота наркотических
средств и психотропных веществ 7
1.2. Система административно-правовых средств противодействия
незаконному обороту наркотических срдеств 22
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 34
2.1. Система административных правонарушений, совершаемых в сфере
оборота наркотических средств 34
2.2. Специфика и проблемы применения административных норм об
ответственности в сфере оборота наркотических средств и пути их
решения 41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет собой одну из главных угроз безопасности современного мира.
Так, по данным МВД России: - число лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, достигло 8,5 млн. человек, что составляет 6% населения Российской Федерации; - на 1 января 2017 г. было выявлено 157 536 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сумма наложенных административных штрафов превысила 42 млн. рублей. При этом из общего количества выявленных административных правонарушений большая часть приходится на правонарушения, связанные с незаконным потреблением наркотиков, которых в 2016 г. было выявлено 121 150; - ежегодно от передозировок погибает около 7 тыс. человек (в 2013 - 8 653), увеличивается число соматических заболеваний в связи с употреблением наркотиков . Устойчиво растет число несовершеннолетних потребителей наркотиков.
Указанные проблемы ставят под угрозу не только здоровье нации, но и общественную безопасность Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует разработки комплексного административно-правового механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков, снижающего уровень наркотизации населения. Тем не менее принимаемые административные нормативные правовые акты зачастую не согласованы между собой, противоречат друг другу, что, в свою очередь, предопределяет возникновение коллизий в правовом обеспечении рассматриваемой государственной функции и увеличивает разрыв между фундаментальными положениями антинаркотического законодательства и практическими реалиями сложившейся в Российской Федерации наркоситуации. В Российской Федерации не получили законодательного закрепления ни правовой механизм, ни алгоритм взаимодействия государственных органов при организации комплексной помощи потребителям наркотиков; отсутствуют монографические исследования, посвященные вопросу создания административно-правого механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков.
В стадии формирования находятся положения, регулирующие механизм реализации закрепленного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правового побуждения лиц к освобождению от зависимости как дополнительного фактора мотивации правонарушителей к лечению и реабилитации. Меры административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача, предусматривающие наказание в виде административного штрафа, рассматриваемые в совокупности с приведенными статистическими данными по количеству административных правонарушений, не являются фактором, сдерживающим потребителей наркотиков от последующего потребления, и не способствуют сокращению спроса на наркотики.
Таким образом, сложившаяся ситуация определяет необходимость комплексного исследования области незаконного потребления наркотиков, объединяющего теоретико-правовые, социальные, медицинские и национальные аспекты проблемы, а также выработки научно значимых рекомендаций по совершенствованию административно-правового механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков. Приведенные выше обстоятельства обусловливают актуальность темы, избранной для настоящего исследования...
Так, по данным МВД России: - число лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, достигло 8,5 млн. человек, что составляет 6% населения Российской Федерации; - на 1 января 2017 г. было выявлено 157 536 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сумма наложенных административных штрафов превысила 42 млн. рублей. При этом из общего количества выявленных административных правонарушений большая часть приходится на правонарушения, связанные с незаконным потреблением наркотиков, которых в 2016 г. было выявлено 121 150; - ежегодно от передозировок погибает около 7 тыс. человек (в 2013 - 8 653), увеличивается число соматических заболеваний в связи с употреблением наркотиков . Устойчиво растет число несовершеннолетних потребителей наркотиков.
Указанные проблемы ставят под угрозу не только здоровье нации, но и общественную безопасность Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует разработки комплексного административно-правового механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков, снижающего уровень наркотизации населения. Тем не менее принимаемые административные нормативные правовые акты зачастую не согласованы между собой, противоречат друг другу, что, в свою очередь, предопределяет возникновение коллизий в правовом обеспечении рассматриваемой государственной функции и увеличивает разрыв между фундаментальными положениями антинаркотического законодательства и практическими реалиями сложившейся в Российской Федерации наркоситуации. В Российской Федерации не получили законодательного закрепления ни правовой механизм, ни алгоритм взаимодействия государственных органов при организации комплексной помощи потребителям наркотиков; отсутствуют монографические исследования, посвященные вопросу создания административно-правого механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков.
В стадии формирования находятся положения, регулирующие механизм реализации закрепленного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правового побуждения лиц к освобождению от зависимости как дополнительного фактора мотивации правонарушителей к лечению и реабилитации. Меры административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача, предусматривающие наказание в виде административного штрафа, рассматриваемые в совокупности с приведенными статистическими данными по количеству административных правонарушений, не являются фактором, сдерживающим потребителей наркотиков от последующего потребления, и не способствуют сокращению спроса на наркотики.
Таким образом, сложившаяся ситуация определяет необходимость комплексного исследования области незаконного потребления наркотиков, объединяющего теоретико-правовые, социальные, медицинские и национальные аспекты проблемы, а также выработки научно значимых рекомендаций по совершенствованию административно-правового механизма воздействия на незаконное потребление наркотиков. Приведенные выше обстоятельства обусловливают актуальность темы, избранной для настоящего исследования...
В заключение настоящего исследования можно сделать ряд следующих выводов:
Изучение административно-правовых норм, закрепленных в изученных нормативных правовых актах, позволило определить правовые основы механизма воздействия в сфере незаконного оборота наркотических средств. К ним относятся нормы ряда ФЗ, в частности ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3, нормы КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение запрета, международно¬правовые акты в рассматриваемой сфере, а так же ряд подзаконных актов - Указов Президента, Постановлений Правительства РФ, направленные на комплексное регулирование отношений в рассматриваемой сфере.
С учетом обозначенного в рамках настоящей работы критерия в статьях КоАП РФ, регламентирующих сферу оборота наркотических средств, можно выделить три группы административных правонарушений в данной области.
Первую из них составляют административные правонарушения, непосредственно направленные на осуществление незаконного оборота наркотических средств.
В свою очередь, из данной группы, на мой взгляд, можно выделить три подгруппы.
1. Правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств (в частности, в общественных местах, несовершеннолетними)
2. Правонарушения, способствующие распространению наркотических средств:
3. Правонарушения в сфере специальных правил оборота наркотических средств.
Вторую группу составляют административные правонарушения — «производные» от потребления наркотических средств без назначения врача.
В третью группу входят административные правонарушения, направленные на противодействие органам государственной власти в связи с осуществлением ими контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств.
Особенностью административно-правовых отношений,
возникающих на основании неправомерного действия - незаконного потребления наркотиков - является не только их охранительное воздействие, выраженное в привлечении лица к административной ответственности, но и возможность использования правового побуждения потребителей наркотиков к лечению и реабилитации и др.
Анализ сложившейся модели административно-правового регулирования исследуемой сфере показал, что к числу наиболее эффективных административно-правовых средств, применяемых в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, следует относить следующие: квотирование (на культивирование растений, производство, хранение, ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ); лицензирование; допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами; специальные требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сертификация специалиста, подтверждающая соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица; регистрация (государственная регистрация новых наркотических средств и психотропных веществ; регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами); специальные разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификат на право ввоза (вывоза); отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; учет больных наркоманией; установление специального режима исполнения запросов, связанных с делами о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; меры предупреждения и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование, досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов; осмотр земельных участков, мест разработки, производства, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; наблюдение, в том числе наблюдение по решению суда (административный надзор) за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших тяжкие преступления или особо тяжкие преступления; меры административного наказания.
То есть, можно утверждать, что в правовом регулировании отношений, складывающихся в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, участвуют достаточно большое количество административно-правовых институтов, например, институты
лицензирования, квотирования, контроля, надзора, допуска, учета, отчетности, регистрации, административной ответственности и др.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что в противодействии столь серьезному и многоплановому явлению как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров большое значение должно быть уделено формированию качественной и эффективной системы административно-правовых средств противодействия...
Изучение административно-правовых норм, закрепленных в изученных нормативных правовых актах, позволило определить правовые основы механизма воздействия в сфере незаконного оборота наркотических средств. К ним относятся нормы ряда ФЗ, в частности ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3, нормы КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение запрета, международно¬правовые акты в рассматриваемой сфере, а так же ряд подзаконных актов - Указов Президента, Постановлений Правительства РФ, направленные на комплексное регулирование отношений в рассматриваемой сфере.
С учетом обозначенного в рамках настоящей работы критерия в статьях КоАП РФ, регламентирующих сферу оборота наркотических средств, можно выделить три группы административных правонарушений в данной области.
Первую из них составляют административные правонарушения, непосредственно направленные на осуществление незаконного оборота наркотических средств.
В свою очередь, из данной группы, на мой взгляд, можно выделить три подгруппы.
1. Правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств (в частности, в общественных местах, несовершеннолетними)
2. Правонарушения, способствующие распространению наркотических средств:
3. Правонарушения в сфере специальных правил оборота наркотических средств.
Вторую группу составляют административные правонарушения — «производные» от потребления наркотических средств без назначения врача.
В третью группу входят административные правонарушения, направленные на противодействие органам государственной власти в связи с осуществлением ими контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств.
Особенностью административно-правовых отношений,
возникающих на основании неправомерного действия - незаконного потребления наркотиков - является не только их охранительное воздействие, выраженное в привлечении лица к административной ответственности, но и возможность использования правового побуждения потребителей наркотиков к лечению и реабилитации и др.
Анализ сложившейся модели административно-правового регулирования исследуемой сфере показал, что к числу наиболее эффективных административно-правовых средств, применяемых в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, следует относить следующие: квотирование (на культивирование растений, производство, хранение, ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ); лицензирование; допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами; специальные требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сертификация специалиста, подтверждающая соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица; регистрация (государственная регистрация новых наркотических средств и психотропных веществ; регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами); специальные разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификат на право ввоза (вывоза); отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; учет больных наркоманией; установление специального режима исполнения запросов, связанных с делами о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; меры предупреждения и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование, досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов; осмотр земельных участков, мест разработки, производства, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; наблюдение, в том числе наблюдение по решению суда (административный надзор) за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших тяжкие преступления или особо тяжкие преступления; меры административного наказания.
То есть, можно утверждать, что в правовом регулировании отношений, складывающихся в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, участвуют достаточно большое количество административно-правовых институтов, например, институты
лицензирования, квотирования, контроля, надзора, допуска, учета, отчетности, регистрации, административной ответственности и др.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что в противодействии столь серьезному и многоплановому явлению как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров большое значение должно быть уделено формированию качественной и эффективной системы административно-правовых средств противодействия...
Подобные работы
- Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность в России и Китае за преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и или их аналогов
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Незаконный оборот наркотических веществ и психотропных веществ: проблемы квалификации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





