Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Работа №146695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы58
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики девиантного поведения студентов 7
1.1. Понятие и причины девиантного поведения студентов 7
1.2. Содержание профилактики девиантного поведения студентов 16
Глава 2. Особенности организации профилактики девиантного поведения студентов Отделом воспитательной работы РГППУ 26
2.1. Анализ деятельности Отдела воспитательной работы РГППУ 26
2.2. Эмпирическое исследование проблем и перспектив деятельности Отдела
воспитательной работы РГППУ в профилактике девиантного поведения студентов 34
Заключение 44
Список источников и литературы 47
Приложения 53


Ежедневно многие люди сталкиваются с многочисленными проявлениями социально опасного поведения - агрессией, нарушениями личных прав, противозаконными действиями и так далее. Специалисты, которые занимаются подобными проблемами, не первый год ищут ответы на такие вопросы как: каковы причины девиантного поведения, что заставляет человека причинять вред себе и окружающим вновь и вновь?
Девиации в поведении людей всегда были проблемой для общества. Социально-экономическая нестабильность, внутриполитическая ситуация в стране, экологическая ситуация: все это главные причины возникновения девиантного поведения.
Проблемой девиантного поведения занимается не только социальная работа, но и множество других наук, таких как, социология, педагогика, психология, криминология и другие. Практика показывает, что зачастую люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Для этого им требуются помощь специалиста по социальной работе.
Девиантное поведение, подпитывающееся различными внутренними и внешними факторами, понимается как поведенческие особенности личности, которые имеют групповой характер, отражают асоциальные устремления, чуждые общепринятым социальным нормам и ценностям, оправдывают совершение каких-либо антиобщественных деяний искаженно понимаемыми целями жизненного благополучия, с очень большой вероятностью трансформируется в преступное поведение.
Во все времена основой регулирования поведения в социуме являются социальные нормы, которые фиксируют в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, дестабилизируют сложившиеся основные принципы жизни, нарушают баланс всей системы в целом. Внушительное влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культурности и духовности. Происходит переоценка ценностей и это приводит к падению значимости определенных норм. Для современного российского общества характерна ценностно-нормативная неопределенность, актуализирующая проблему изучения девиантности в его среде.
В наиболее сложном положении, в переломные периоды развития общества, оказывается молодежь, мировоззрение которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения.
В данном контексте студенчество выступает особенно интересным в силу своего положения в обществе, являясь потенциально наиболее значимой движущей силой социокультурных изменений. Оно является одной из наиболее динамичных и восприимчивых частей молодежи, быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. Вследствие этого по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.
В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время, Российская Федерация находится в непростой экономической ситуации, в связи с этим у многих студентов рушатся прежнее мировоззрение, раннее сложившиеся моральные и нравственные принципы. Из-за того, что в «новой» демократической стране до сих пор должным образом не сформирована система воспитания и образования возникает множество трудностей в развитии у молодежи правильных моральных установок.
Объектом исследования является профилактика девиантного поведения студентов.
Предметом исследования является организация профилактики девиантного поведения студентов в РГППУ.
Цель исследования - выявить проблемы организации профилактики девиантного поведения среди студентов в РГППУ.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и причины девиантного поведения студентов в вузе;
- изучить содержание профилактики девиантного поведения студентов в вузе;
- проанализировать деятельность Отдела воспитательной работы РГППУ по профилактике девиантного поведения студентов;
- исследовать проблемы и перспективы деятельности Отдела воспитательной работы РГППУ в профилактике девиантного поведения студентов.
База исследования: Управление профессионального воспитания и интегрированных коммуникаций Отдел воспитательной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы: анкетирование и экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения, которые происходят в наше время в обществе, дают почву для развития многих проблем, в том числе и для развития проблемы девиантного поведения. Причины, которые вызывают те или иные отклонения в поведении личности могут быть различными, чаще всего это политические, социально-экономические причины, а также причины экологической нестабильности в современном обществе, усиления влияния псевдокультур, изменения моральных и ценностных ориентаций молодого поколения, роста семей, проживающих в неблагоприятных условиях и многое другое.
Профилактическая помощь в преодолении различных форм девиантного поведения студентов должна включать в себя правильную диагностику причин и мотивов поступков, качественное изучение стандартных признаков девиаций, умение разделять случайные проявления отклонений от значительных изменений в сознании человека. Разобравшись в его чувствах, поведении, отношении к окружающему миру, специалист должен подобрать правильную методику по оказанию социальной и психологической помощи студентам с девиантным поведением.
В высших учебных заведениях, когда молодой человек и становится субъектом взаимодействия, при котором требуются способности к саморазвитию, самореализации, он не может выработать в себе важные качества самостоятельно. Итогом становится отделение от социума и возникновение девиации, которые редко имеют положительное воздействие на саму личность и на общество в целом.
Многие научные обоснования профилактики девиантного поведения студентов утверждают, что на данном этапе необходимо продолжать изучать сам процесс становления девиантного поведения, и уже исходя из этого, составлять программы по предупреждению, профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения у обучающихся в вузе.
Актуальная, на сегодняшний день, проблема девиантного поведения требует своего разрешения, необходимо детально исследовать причины возникновения поведенческих девиаций среди обучающихся в вузе молодых людей. Студенты высших учебных заведений зачастую попадают в зону риска, так как уменьшается родительская опека, снижается уровень авторитета старших, увеличивается влияние сверстников, которое зачастую и порождает наиболее распространенные виды девиаций. Система мировоззрения молодых людей находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения.
В ходе преддипломной практики выяснилось, что Отдел воспитательной работы РГППУ не осуществляет профилактику девиантного поведения студентов на должном уровне. Благодаря проведенному исследованию, мы можем увидеть причины неэффективной работы Отдела, их выделяют как студенты, так и сами специалисты. Нами были выявлены такие проблемы, как: высокий уровень наличия отрицательных девиаций в университете, недостаточная результативность и небольшое количество мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения студентов, привлечение незначительного количества студентов, низкий уровень подготовки специалистов. Все вышеперечисленные проблемы являются источником возникновения девиаций в образовательной среде вуза, требующие неотложного разрешения. Для этого было составлено 5 рекомендаций для повышения эффективности работы Отдела в сфере профилактического воздействия на студентов с девиациями в поведении.
Внедрение описанных ранее рекомендации, по нашему мнению, сможет помочь специалистам в оказании содействия студентам, усилит воздействие на обучающихся, находящихся в зоне риска и скоординирует задачи для снижения уровня отклоняющегося поведения среди студентов.
Используя их, Отдел воспитательной работы сможет добиться более высоких результатов в своей деятельности, вовлечь в проводимые мероприятия наибольшее количество студентов, что в свою очередь поможет устранить значительную часть отрицательных девиаций в студенческой среде.



1. Беляева, А.Б. Профилактика девиантного поведения подростка в семье / А.Б. Беляева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - №4. - С. 15-16.
2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб. : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
3. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Е.А. Афанасьев, Е.А. Гилинский. - СПб., - 1993. - С.112.
4. Григоращенко-Алиева Н.М. Наркомания в системе девиаций поведения современной молодежи / Н.М. Григоращенко-Алиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №2. - С. 1-6.
5. Данилова, Е.В. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Материалы научных трудов ТГПИ [Тамбов, 2015г.]: сборн. - М.: ТГПИ, 2015. - С. 84.
6. Деветьярова, И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки. - 2011. - №3 - С. 99-101.
7. Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки: учебник / Э. Дюркгейм. - М.: Атлант, 2005. - 368с.
8. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей: учебник / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2013. - 196 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Электронный ресурс] // E-reading [электрон. портал]. - 2018. - Режим доступа: https://www.e-reading/book/php?book=107411, свободный. - Загл. с экрана.
10. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / Иванов В.Н. // Социально-политический журнал. - 2005. - №2. - С. 31-37.
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт- М», 2003. - 160 с.
12. Климова С.В. Использование исследовательской деятельности в обучении и социализации подростков с девиантным поведением / С.В. Климова// Среднее профессиональное образование. - 2012. - №1. - С. 14-16.
13. Кодекс РФ «об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. - C. 411
14. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов:
учебник / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.:
Феникс, 2014. - 128 с.
15. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. - М.: КНОРУС, 2015...54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ