Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Политика России в отношении Афганистана……………..11
1.1 Исторические основы отношений между Россией и Афганистаном……………………………………………………………………11
1.2 Российско-афганские отношения в период 2001-2020 годы…………………………………………………………………………...…..15
1.3 Трансформация отношений России и Афганистана после 2021 года………………………………………………………………………………..21
Глава 2. Политика стран-соседей Афганистана и влияние мировых держав на неё……………………………………………………………………27
2.1Политика стран-соседей в отношении Афганистана после 2021 года………………………………………………………………………………..27
2.2США, страны ЕС и их политика в Афганистане……………………..34
2.3Афгано-китайские отношения………………………………………..42
Глава 3.Анализ сходств и различий афганской политики России и стран-соседей Афганистана…………………………………………………...49
3.1Сравнение ключевых подходов афганской политики России и стран-соседей Афганистана после 2021 года………………………………………….49
3.2Перспективы и сценарии сотрудничества России, Китая Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Ирана и Пакистана по отношению к Афганистану……………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………….60
Список использованных источников и литературы………………..62
Актуальность темы исследования
Афганистан – это стратегически важная территория, которая с течением времени привлекала внимание не только соседних государств, но и крупных мировых держав. Афганское направление было и остаётся особенно важным для безопасности стран Центральной Азии и других стран, граничащих с Афганистаном. После событий августа 2021 года, а именно вывода войск США с территории Афганистана и смены власти в данной стране, вопрос о дальнейшем взаимодействии и выстраивании отношений с новым правительством Афганистана стал актуальным для всех стран-соседей Афганистана, а также мировых держав: России, Китая, США. Подходы к дальнейшему взаимодействию у всех стран разные, как и цели, интересы.Следует сказатьо том, что в настоящее время страны-соседи Афганистана, а также Российская Федерация, Китай и другие мировые державы согласно новым вызовам и трансформациям формируют новые подходы к сотрудничеству в различных сферах.
К странам-соседям Афганистана относятся следующие государства: Китай, Иран, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Пакистан. Россия и страны-соседи Афганистана имеют свои интересы в данной стране, внедряют свою политику с целью защиты и продвижения собственных интересов на данной территории. Каждая, из вышеперечисленных стран, имеет своё видение политики по отношению к Афганистану.
Также актуальность работы объясняется интересом научного сообщества к изучению Афганистана – это связано с тем, что в августе 2021 года к власти пришло новое самопровозглашённое правительство.
Россия многие годы оказывала поддержку правительству Афганистана по урегулированию конфликта в стране. Руководство СССР поддерживало режим правительства Наджибуллы. После распада СССР Российская Федерация осуществляла своё присутствие в регионе Центральная Азия на минимальном уровне, а правительство новых независимых государств занимались осуществлением построения самостоятельной внутренней и внешней политики. В таких условиях, афганское направление внешней политики России отходило на второй план. В настоящее время, Москва пытается взаимодействовать с имеющимся правительством Афганистана с целью достижения мира и дальнейшего сотрудничества в различных сферах.
После вывода американских войск с территории Афганистана, Иран проявляет беспокойство о взаимодействие и дальнейшем сотрудничестве с действующем правительством Афганистана. Иран имеет сухопутную и водную границу с Афганистаном. Именно через Иран проходит маршрут, который позволяет стране выйти к морю самым быстрым и безопасным способом.
Особый интерес к Афганистану проявляет Пакистан в связи с тем, что имеет с ним общую границу. Пакистан заинтересован в стабильности на границе с Афганистаном для начала и успешного завершения экономических проектов в регионе.
Туркменистан также заинтересован в сохранении стабильности в Афганистане. Это связано со строительством Трансафганского газопровода (ТАПИ), железной дорогой Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, железнодорожным проектом Кушка – Герат с выходом на Чабахар. Помимо ранее обозначенных проектов, туркменская территория, граничащая с Афганистаном, остаётся наиболее уязвимой, при сравнении с пограничными участками Таджикистана и Узбекистана. Интересы Туркменистана в большинстве случаев существуют пока только в виде обсуждаемых проектов. Ещё для правительства Туркменистана является важным проект энергомоста с перспективой поставок электроэнергии и налаживания других коммуникаций.
...
В начале работы был поставлен исследовательский вопрос: существует ли возможность, чтобы афганская политика России и стран-соседей Афганистана была согласованной? Отвечая на поставленный вопрос, исходя из проведённого исследования, возможность согласованной политики между Россией и странами-соседями Афганистана реальна, но преследует множество нюансов и уступок с разных сторон. Для всего региона, стран-соседей, а также России стабильная обстановка в Афганистане и безопасность является важным пунктом, учитывая изменяющиеся геополитические условия. Можно сказать, что по определённым вопросам Россия и страны-соседи имеют согласованную политику в той или иной мере, исключение составляет лишь Таджикистан. Таджикистан предъявляет Афганистану более категоричные условия и совершенно на идёт на компромисс с действующим правительством Афганистана. На данный момент можно утверждать, что Афганистан избежал воплощения худшего сценария развития угроз безопасности из возможных.
В перспективе, Россия и страны-соседи Афганистана не должны оставлять попыток согласовать свою политику по афганскому направлению, например, в форматах международных организаций, таких как ОДКБ И ШОС, а также на двусторонних уровнях и других форматах (Московский формат консультаций). В регионе ШОС и ОДКБ осуществляют разные функции, в ШОС отсутствует военная составляющая, а ОДКБ наоборот является военным союзом. Данные организации помогают в борьбе с террористическими угрозами на территории Афганистана. В ходе различных официальных и неофициальных встреч спецпредставители и старшие должностные лица России и стран-соседей Афганистана подтверждают свою приверженность к становлению Афганистана в качестве такого государства, которое будет мирным, стабильным и безопасным. За последние несколько лет стало заметно, что Россия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Пакистан, за исключением Таджикистана, пытаются наладить связи с движением талибан* по разным направлениям и сферам, как в двустороннем формате, так и совместными усилиями. Всё вышеуказанные страны ежегодно участвуют в Московском формате консультаций по Афганистану. В результате данных встреч у стран-участниц начинают вырабатываться общие условия к действующему правительству Афганистана, а также их позиции и действия становятся более скоординированные и согласованные.
Не стоит оставлять без внимания тот факт, что согласование афганской политики между разными странами будет вызывать сложности, так как у стран различные национальные интересы, исторические обстоятельства, внутриполитические факторы. Несмотря на всевозможные трудности и преграды в сотрудничестве по вопросу Афганистана, необходимо продолжать диалог и прикладывать совместные усилия по нахождению общих подходов к решению различных проблем, связанных с Афганистаном в рамках международного сотрудничества и дипломатической деятельности.
Россия и страны-соседи Афганистана стремятся стабилизировать обстановку в стране как совместными усилиями, так и в формате двустороннего сотрудничества. Для достижения мирного урегулирования ситуации в Афганистане странам необходимо сотрудничать между собой, а также с действующем правительством Афганистана.
В настоящее время, мы видим, как формируется новый мировой порядок, происходит смена ключевых акторов на мировой арене. Многополярность мира становится более ощутима и заметна. Для налаживания стабильной обстановки в регионе странам очень важно пересмотреть своё отношение к действующей власти в Афганистане.
1. Белая книга о фактах гибели гражданского населения Афганистана в результате противоправных действий США и их союзников, Москва, 2022//МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.ru/ru/maps/af/1838877/(дата обращения: 05.03.24)
2. В Казахстане прошла 3-я Конференция регионального сотрудничества по пограничной безопасности//BOMCA. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.bomca-eu.org/ru/news-archive/v-kazakhstane-proshla-3-ya-konferentsiya-regionalnogosotrudnichestva-po-pogranichnoj-bezopasnosti (дата обращения: 10.02.2024).
3. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова на третьем заседании Московского формата консультаций по Афганистану, Москва, 20 октября 2021 года // МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.ru/ru/maps/af/1784125/ (дата обращения: 19.12.2023).
4. Закон Республики Узбекистан от 6 февраля 2019 года № ЗРУ-518 «О международных договорах Республики Узбекистан» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://lex.uz/acts/4193763?ONDATE=07.02.2019%2000#4194701 (дата обращения: 17.12.2023).
5. Закон Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458 «Об Оборонной доктрине Республики Узбекистан» - https://lex.uz/acts/3495906?ONDATE=10.01.2018%2000#3497629 (дата обращения: 17.12.2023).
6. Интервью директора Второго департамента Азии МИД России З.Н.Кабулова РБК, 8 февраля 2022 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/maps/af/1797515/ (дата обращения: 05.03.2024).
7. Казанская декларация Московского формата консультаций по Афганистану, Казань, 29 сентября 2023 года//МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1906997/ (дата обращения: 02.03.24)
8. Конституция Республики Таджикистан (в редакции референдума от 26.09.1999г., от 22.06.2003 г., от 22.05.2016г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mfa.tj/ru/main/view/72/konstitutsiya-respubliki-tadzhikistan (дата обращения: 19.12.2023).
9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 10.12.2023).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.) https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 10.12.2023).
11. Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства, 27 декабря 1995 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.untuk.org/publications/legislation/hr/tm_hr/002.htm (дата обращения: 19.12.2023).
12. О ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ//МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/krizisnoe-uregulirovanie-regional-nye-konflikty/obstanovka-v-afganistane/1807312/#sel=3:1:AyD,3:5:wyD (дата обращения: 30.04.24)
13. О четвертой министерской конференции стран-соседей Афганистана в Самарканде (Узбекистан)//МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/maps/af/1863403/ (дата обращения: 15.04.2023)
14. Совместное заявление участников Московского формата консультаций по Афганистану (Москва, 16 ноября 2022 г.) // МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.ru/ru/maps/af/1838997/ (дата обращения: 19.12.2023).
15. Соглашения между Правительством РФ и Правительством ИРА об урегулировании задолженности Исламской Республики Афганистан перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам. //МИД РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/45682/ (дата обращения: 07.01.2024).
...
82 источника