РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 7
2. СОСТОЯНИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 31
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Анализ рынка гастрономического туризма в России 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Протокол интервью 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Технологическая карта маршрута "Вкусы Коломны
и Золотого Кольца" 77
Актуальность темы исследования. Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. За время своего существования он превратился в мощную индустрию и плотно вошел в нашу жизнь. Сейчас туризм насчитывает множество разновидностей. В данном случае нас интересует гастрономическом туризм.
В настоящее время развитие гастрономического туризма как отдельного вида является актуальной проблемой, поскольку гастрономический туризм - явление новое и его развитие в России поэтапно набирает обороты. Такой вид туризма пока только начинает появляться в нашей стране, и подобных туров в чистом виде нет, поэтому компоненты гастрономических туров добавляют в основные программы. А, если встречаются, то это непродолжительные туры - туры выходного дня.
Целевая аудитория гастрономического туризма становится все шире, что повышает спрос на гастрономические туры. Это не только те, кто любит просто вкусно и разнообразно питаться. Это могут быть кулинарные профессионалы, которым необходимо постоянно обучаться, участвовать в мастер-классах. Сейчас популярно вести здоровый образ жизни и следить за своим питанием. От этого любителей экологически чистых продуктов становится все больше, так как в настоящее время натуральные, экологически чистые и качественные продукты, правильно приготовленные блюда не часто встретишь и можно спутать с подделкой. Качественная продукция становится ценностью и повышает спросы на туры в места, в которых производят экологически чистые продукты по особым технологиям, известные еще нашим предками.
Неотъемлемой частью культуры того или иного общества связано напрямую с приемом пищи. Кухня народов России богата и разнообразна. На территории России проживает около двух сотен национальностей, каждая из которых имеет свои продуктовые предпочтения и, как следствие, традиционные блюда, особенности их приготовления и рецептуры.
По сравнению с зарубежными странами мы значительно отстаём в продвижении гастрономического туризма. Но в связи с повышением курса валют появился спрос на внутренний туризм, а это является хорошей возможностью для развития гастрономического туризма в России.
Степень научной разработанности. В последнее время возрастает интерес к гастрономическому туризму, что диктует расширение теоретических исследований. Основные научные работы по данному виду туризма: «Еда без границ. Правила вкусных путешествий» Марины Мироновой и «Гастрономический туризм: современные перспективы и тенденции», авторы: Драчёва Е. Л. и Христов Т. Т. и др.
Эмпирическую базу исследования составило интервью с менеджером турфирмы, статистические данные, анализ предложений на рынке гастрономического туризма в г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород.
Практическая значимость работы. Результаты исследований могут быть использованы в дальнейшем для развития гастрономического туризма в России, разработанный тур «Вкусы Коломны и Золотого Кольца» может быть рассмотрен турфирмами с целью внедрения данного продукта на туристический рынок. Материалы исследования и методическая разработка тестовых заданий могут быть применены на занятиях по учебным дисциплинам, связанных с сферой туризма.
Объектом работы является гастрономический туризм как вид туризма.
Предметом работы выступают проблемы и перспективы развития гастрономического туризма в России.
Цель работы - выявить и проанализировать проблемы и перспективы развития гастрономического туризма в России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать предложения на рынке гастрономического туризма в России (Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск).
- Рассмотреть динамику развития гастрономического туризма в России.
- Провести интервью с менеджером турфирмы.
- Разработать на основе собранной и проанализированной информации гастрономический турпродукт на территории России из г. Екатеринбург.
Гастрономический туризм в России, да и в мире в целом, получил своё развитие не так давно. Россия, как многонациональная, поликультурная, с богатой историей страна, обладает огромным потенциалом развития гастрономического туризма.
Для регионов России характерны свои уникальные национально-культурные и природные особенности, которые носят неповторимый характер и могут вызвать интерес у энтузиастов. В настоящее время его рассматривают в двух направлениях: во-первых, гастрономическому туризму крупные города стали уделять внимание как отдельному виду туризма; во-вторых, развитие гастрономического туризма в некоторых регионах России до сих пор осуществляется в рамках развития этнического или культурного туризма.
На данный момент в России наибольшей популярностью обладают гастрономические туры выходного дня, которые заключаются в организации мероприятий по посещению мест, где можно употребить различные блюда и напитки, а также разного рода гастрономические продукты. Такие туры, как и любые другие гастрономические, включают в себя посещение таких объектов гастрономического туризма как рестораны, музеи, посвященные тому или иному продукту пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также предприятия, фермы и другие места национально-культурной значимости. Но не только особые музеи могут привлечь туристов, но также рестораны, ориентированные на приготовление национальной кухни поддерживающий весь сервис в духе национального колорита.
В России заметно расширилась сеть ресторанов кухни коренных народов. Ещё один вклад в развитие гастрономического туризма в России могут внести предприятия по производству различного рода продуктов питания. В частности, особым интересом у людей пользуются такие товары народного потребления, как: кондитерские изделия, алкогольные и тонизирующие напитки.
В последние годы в России начали развиваться этнографические заповедники - места, где в полной мере сохраняются поселения малых коренных народов нашей Родины со всеми соответствующими им обычаями и традициями. В таких заповедниках туристы могут познакомиться не только с культурой, языком, историй народа, но также с его бытом, в частности, национальной кухней. В пределах заповедника устраиваются культурные мероприятия, где посетители могут окунуться в атмосферу бытовой и праздничной жизни коренного народа. Такие заповедники, как правило, включаются во всевозможные туры, в том числе и гастрономические.
Наиболее распространённым видом гастрономического тура в России является сельский и ресторанный. Сельские туры характеризуются тем, что туристы направляются на фермы и посевные поля, где можно не только полакомиться местными сельхозпродуктами, но и принять активное участие в их сборе, а так же в других видах сельскохозяйственной деятельности. Ресторанные туры представляют собой посещение лучших ресторанов национальной кухни.
В настоящее время помимо государства активный интерес в развитии гастрономического туризма проявляют многие компании туристического бизнеса. В первой пятерке городов России активно развиваются гостиничный и ресторанный бизнесы, создают предпосылки для развития гастрономических и иных видов туров.
1. Абрамкина Т. Н. Гастрономическая составляющая регионального турпродукта / Материалы II Международной студенческой научно-практической конференции «Туризм как фактор социально- экономического развития территорий» / Т. Н. Абрамкина. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2012. 43 с.
2. Аганина А. А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туристской деятельности в Санкт - Петербурге / автореферат / А. А. Аганина, Саратов, 2016. 13 с.
3. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Журнал Российские регионы: взгляд в будущее.2015. №3. 36-50 с.
4. Кляп М. П. Современные разновидности туризма / учебное пособие / М.П. Кляп, М.: Знание, 2011, 334 с.
5. Королева И. С., Маркова И. Д. Инновационные виды туризма / Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции / И. С. Королева, И. Д. Маркова. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2013. 22 с.
6. Линькова А. А., Максименко А. Г. Актуальность включения гастрономических туров в программу туристских путешествий // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар: Кубанский государственный университет. 2014. №1. 187¬190 с.
7. Малыгина М. В., Герасева А. Ю. К вопросу о формировании винногастрономических туров в Крыму / Сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей «От синергии 60 знаний к синергии бизнеса» / М. В. Малыгина, А. Ю. Герасева. Омск: Полиграфический центр КАН. 2015. 67-70 с.
8. Мударисов Р. Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет. 2015. № 4/Том 9. 95-103 с.
9. Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России / сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции «Естественные и математические науки в современном мире» /Н. Е. Нехаева, Ю. С. Терехова. Новосибирск: СибАК. 2015. 82- 87 с.
10. Сычева В. О. Шпенькова К. С. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире // Журнал Концепт. Саратов. 2014. № 7. 126- 130 с.
11. Тюрина И. Д., Васильева Н. П. Гастрономический туризм как инновационный сегмент в сфере питания и сервиса / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Продовольственный рынок: состояние, перспективы, угрозы» / И. Д. Тюрина, Н. П. Васильева.Екатеринбург: УрГЭУ. 2015. 180-186 с.
12. Урядова А. В., Савин Д. А. Специальные виды туризма / учебноое пособие / А. В. Урядова, Д. А. Савин, Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2013. 128 с.
13. Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г
14. Щеникова Н. В. Традиции и культура питания народов мира / учебное пособие / Н.В. Щеникова, М.:Инфра-М, 2015, 296 с.
15. «Вкусная карта России» стартует с ярославского хрена [Электронный ресурс] // Биржевой лидер. Режим доступа: http://www.profiforex.org/novosti- rossii/entry1008140220.html 61...34