Работа сделана на примере Центра социального обслуживания «Близкие люди».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие социального обслуживания населения и его нормативно-правовое регулирование7
1.2. Понятие конфликта, причины возникновения конфликтов в сфере социально-правового обслуживания, методы их исследования и профилактики 12
1.3. Правовые и социально-психологические особенности обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста в органах социального обеспечения 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25. 23
2.1 Общая характеристика центра социального обслуживания «Близкие люди» 26
2.2. Исследование причин и особенностей конфликтов в процессе социально-правового обслуживания инвалидов разных груши и лиц пожилого возраста в центре социального обслуживания «Близкие люди»30
2.3. Основные причины и способы профилактики конфликтов в процессе социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста в центре социального обслуживания «Близкие люди» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Современное общество сталкивается с множеством вызовов, связанных с обеспечением качественного и эффективного социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста. Эти вызовы усугубляются растущим числом конфликтных ситуаций, которые не только ухудшают качество жизни обслуживаемых категорий граждан, но и ставят под угрозу стабильность работы социальных служб. В этом контексте, особую актуальность приобретает исследование конфликтов в сфере социально-правового обслуживания, их причин и способов профилактики, на примере конкретного учреждения — Центра социального обслуживания «Близкие люди».
Важность данной темы обусловлена несколькими ключевыми факторами. По данным Росстата на 2021 год, число лиц старше 60 лет в России составляет более 33 миллионов человек, что составляет около 23% от общей численности населения страны. Кроме того, около 12 миллионов граждан имеют статус инвалида. Эти демографические показатели подчеркивают необходимость развития и оптимизации системы социального обслуживания.
Актуальность исследования. Общество сталкивается с растущим числом конфликтов в сфере социально-правового обслуживания, особенно среди инвалидов и пожилых людей. Статистика показывает, что на 2020 год в России насчитывается около 12 миллионов инвалидов, а доля лиц старше 60 лет превышает 20% населения. На фоне этих данных, важно анализировать и улучшать механизмы взаимодействия в данной области, обращая внимание на соответствие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Центр социального обслуживания «Близкие люди», расположенный в одном из регионов Российской Федерации, представляет собой мультифункциональное учреждение, оказывающее широкий спектр услуг, от дневного пребывания до комплексного сопровождения на дому. Центр активно взаимодействует с местными властями и некоммерческими организациями, стремясь обеспечить индивидуальный и гуманный подход к каждому клиенту.
Однако, несмотря на достигнутые успехи и развитие методов работы, в Центре регулярно возникают конфликты между сотрудниками и обслуживаемыми лицами, а также между самими клиентами. Эти конфликты часто связаны с недопониманием, недостаточной квалификацией персонала, а также с психологическими и социальными аспектами взаимодействия с особенными категориями населения.
Изучение и анализ конфликтных ситуаций, выявление их корней и разработка методов профилактики становятся приоритетными задачами, которые позволят не только повысить качество услуг, но и существенно улучшить общую атмосферу внутри социального учреждения. Эффективное управление конфликтами и профилактика их возникновения способствуют формированию положительного имиджа центра, укреплению доверия и удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами.
Цель исследования. Цель данной работы — изучить причины и разработать методы профилактики конфликтов в сфере социально-правового обслуживания инвалидов и пожилых лиц на примере Центра социального обслуживания «Близкие люди».
Объект исследования. Объектом исследования выступает процесс социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста в Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования являются конфликты, возникающие в процессе оказания социально-правовых услуг данным категориям граждан.
Проблема исследования. Неадекватное управление конфликтными ситуациями может привести к ухудшению качества жизни инвалидов и пожилых людей, что подчеркивает необходимость разработки эффективных методов предотвращения и решения возникающих проблем.
Гипотеза исследования. Гипотеза заключается в том, что систематическое внедрение образовательных программ для сотрудников социальных служб, направленных на улучшение навыков конфликтологии, существенно снизит количество конфликтов в сфере социального обслуживания.
При рассмотрении поставленной цели и задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторические и современные методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследования проводились на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к современному.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику деятельности организации, анализ нормативно-правовой базы
2. Проанализировать основные причины конфликтов в сфере социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, методы их исследования
3. Подобрать психодиагностические методики и провести исследование конфликтов в сфере социально-правового обслуживания, при общении специалиста с клиентами – пожилыми людьми и инвалидами
4. Проанализировать результаты, выявить основные социальные и психологические особенности конфликтов в сфере социально - правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста
5. Предложить меры профилактики конфликтов при обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста.
Теоретическую основу исследования конфликтов в сфере социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста значительно обогатили работы известных ученых. В частности, подходы к разрешению конфликтов были изучены в трудах С.М. Шарапова, который подробно анализировал психологические аспекты конфликтов в организациях. Особенности социального обслуживания пожилых людей осветила в своих работах Е.А. Лукашева, предложив модели адаптивного взаимодействия. Аспекты правового регулирования и социальной поддержки инвалидов подробно исследовал А.В. Клименко, указав на ключевые проблемы и возможные направления их решения. Комплексный подход к проблеме представлен в исследованиях Н.Г. Астаховой, которая сосредоточилась на интеграции социальных и правовых аспектов обслуживания уязвимых групп населения.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы на русском языке.
Заключение исследования по теме «Исследование причин и особенностей конфликтов в процессе социально-правового обслуживания инвалидов разных групп и лиц пожилого возраста в Центре социального обслуживания Близкие люди» показывает, что центр успешно справляется с рядом вызовов, связанных с обслуживанием уязвимых групп населения. Разработка и внедрение специализированных обучающих программ, направленных на повышение квалификации персонала, позволили существенно улучшить качество обслуживания и снизить уровень конфликтов между сотрудниками и клиентами. Например, внедрение курсов по активному слушанию и управлению эмоциями в 2022 году значительно улучшило коммуникационные навыки персонала.
Анализ взаимодействия центра с местными органами власти показал, что сотрудничество с государственными и муниципальными структурами оказывает положительное влияние на обеспечение необходимых ресурсов и поддержку. Это взаимодействие помогает центру реализовать программы и инициативы, которые направлены на улучшение условий обслуживания клиентов и рабочих условий сотрудников.
Проведенное исследование подчеркивает значимость непрерывного совершенствования методов работы и внедрения инновационных подходов в управлении социальным обслуживанием. Для дальнейшего развития и улучшения качества предоставляемых услуг центру необходимо продолжить анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность, и разработать дополнительные меры по предотвращению возможных конфликтов и улучшению общей работы учреждения.
Дальнейшее развитие Центра социального обслуживания «Близкие люди» требует тщательного анализа существующих законодательных норм и адаптации к ним учрежденческих практик. Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания обязаны обеспечивать высокий уровень защиты прав своих клиентов, включая инвалидов и пожилых людей. Внимание к деталям законодательных требований и их корректное применение позволяет не только снизить вероятность правовых конфликтов, но и повысить доверие к учреждению со стороны клиентов и их семей.
В контексте законодательства важным аспектом является также Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регламентирует вопросы обращения с медицинской информацией и обеспечивает права пациентов на конфиденциальность. Улучшение практик обработки и защиты персональных данных в центре «Близкие люди» должно стать приоритетом, чтобы соответствовать этим нормам и укрепить систему внутреннего контроля и управления.
Предложения по улучшению включают разработку более детализированных внутренних регламентов и процедур, которые будут соответствовать как федеральным законам, так и международным стандартам качества. Например, внедрение системы регулярных аудитов и самооценки позволит не только оценить текущее состояние услуг, но и выявить потенциальные риски и уязвимости в системе обслуживания. Такой подход способствует созданию прозрачной и ответственной среды в центре, где каждый сотрудник осознает свою роль в обеспечении высоких стандартов ухода и защиты прав клиентов.
В процессе исследования причин и особенностей конфликтов в процессе социально-правового обслуживания инвалидов разных групп и лиц пожилого возраста в Центре социального обслуживания "Близкие люди" были выявлены ряд факторов, способствующих возникновению и эскалации конфликтов. Среди них следует выделить отсутствие эффективной коммуникации между клиентами и сотрудниками центра, недостаточную компетентность персонала в области работы с различными категориями клиентов, а также недостаточное внимание к индивидуальным потребностям и интересам каждого клиента.
Для предотвращения конфликтов и повышения качества социально-правового обслуживания необходимо внедрение стратегий управления конфликтами, основанных на анализе причин возникновения конфликтов и применении соответствующих методов разрешения. Кроме того, разработка и внедрение программ обучения и подготовки сотрудников центра для работы с особыми группами населения играют важную роль в профилактике конфликтов и повышении качества обслуживания.
Для эффективной работы социальных служб необходимо постоянное развитие коммуникативных навыков среди сотрудников, что позволит улучшить взаимодействие с клиентами и предотвратить множество конфликтных ситуаций. Программы обучения и тренинги, ориентированные на развитие этих навыков, могут значительно повысить профессиональный уровень персонала и сделать их более компетентными в области работы с клиентами различных возрастных и социальных групп.
Важным аспектом оценки эффективности принимаемых мер является систематический мониторинг и анализ результатов работы центра. Только на основе анализа данных можно выявить успешные практики и недостатки в работе, что позволит разработать эффективные стратегии улучшения качества обслуживания.
Управление конфликтами, развитие коммуникативных навыков среди сотрудников, обучение персонала и систематический анализ эффективности принимаемых мер являются ключевыми аспектами повышения качества социально-правового обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста. Постоянное внимание к этим аспектам позволит улучшить условия жизни и обеспечить достойное обращение для всех клиентов центра социального обслуживания.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2022 N 570-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 19.12.2022 N 553-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 01.05.2019 N 91-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 14.11.2017 N 324-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 19.12.2022 N 551-ФЗ (последняя редакция)
Основная литература
9. Аблеев С. Р., Гусев Н. Н., Тумин А. Ю. Взаимодействие органов внутренних дел с волонтерским сообществом: опыт социально-правового исследования // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 18-23.
10. Аблеев С. Р., Гусев Н. Н., Тумин А. Ю. Взаимодействие органов внутренних дел с волонтерским сообществом: опыт социально-правового исследования // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 18-23.
11. Агамиров К. В. Онтологические, гносеологические и аксиологические основания юридического прогнозирования: философско-правовая парадигма // Журнал российского права. 2021. Т. 25, № 8. С. 20-35.
12. Агронина Н. И. Оценка эффективности работы МБУСОН города Курска «Социальная гостиная» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-2 (85). С. 6-10.
13. Агронина Н. И., Сапрыкина К. С. Содержание инновационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 5. С. 9-17.
14. Агронина Н. И., Сапрыкина К. С. Содержание инновационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 5. С. 9-17.
15. Ананьев О. Г., Казанцев В. Н., Кийко Н. В., Кузнецов М. И., Павленко Д. А., Шабаль В. С., Эрлихсон И. М. Социальная работа в исправительных учреждениях.
16. Ананьев О. Г., Казанцев В. Н., Кийко Н. В., Кузнецов М. И., Павленко Д. А., Шабаль В. С., Эрлихсон И. М. Социальная работа в исправительных учреждениях.
17. Баранова М. Государственно-правовые исследования // Государственно-правовые исследования. 2020. № 4. С. 428-432.
18. Быкова Е. А., Паленова К. Е. Проблема развития правовой компетентности в контексте профессиональной подготовки будущих социальных работников // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 11 (51). С. 250-254.
19. Вечерина О. П., Путалова И. Б. Проблемы профессиональной подготовки медиаторов в России // Современное образование. 2021. № 1. С. 1-13.
20. Виногорова К. С., Пчелина О. В. Профилактика семейных конфликтов как фактор стабилизации современного общества // Составитель, ответственный и научный редактор сборника. 2021. С. 182.
21. Виногорова К. С., Пчелина О. В. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Составитель, ответственный и научный редактор сборника. 2021. С. 182.
22. Дмитриева А. А. Особенности формирования социальной ответственности в процессе борьбы с интернет-пиратством // Под общей редакцией. 2022. С. 167.
23. Дмитриева А. А. Особенности формирования социальной ответственности в процессе борьбы с интернет-пиратством // Под общей редакцией. 2022. С. 167.
24. Залоило М. В. Субъект права и динамика его правового статуса в условиях цифровизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 3 (43). С. 104-120.
25. Залоило М. В. Субъект права и динамика его правового статуса в условиях цифровизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 3 (43). С. 104-120.
26. Запольский-Довнар В. А., Боровиков А. Е. Анализ и оценка развития бесконтактных технологий в сфере гостиничного бизнеса под влиянием COVID-19 // Лучшие научные исследования студентов и учащихся. 2023. С. 62-64.
27. Кургузова Д. Н. Роль функций нотариата в современной России // Юридическая наука и практика: актуальные вопросы. 2024. № 44. С. [Указать страницы].
28. Кургузова Д. Н. РОЛЬ ФУНКЦИЙ НОТАРИАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 2024. № 44.
29. Латипова Н. М., Алексеева В. С. Развитие системы социальной защиты детей в Узбекистане // Журнал социальных исследований. 2022. Т. 5, № 3. С. [Указать страницы].
30. Латипова Н. М., Алексеева В. С. Развитие системы социальной защиты детей в Узбекистане // Журнал социальных исследований. 2022. Т. 5, № 3. С. 218-225.
31. Латипова Н. М., Алексеева В. С. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ // ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2022. Т. 5, № 3.
32. Мартыненко А. В. Исследование проблем медико-социальной работы в Российской Федерации (обзор диссертаций) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 5. С. 836-842.
33. Мартыненко А. В. Исследование проблем медико-социальной работы в Российской Федерации (обзор диссертаций) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 5. С. 836-842.
34. Мартыненко А. В. Социальная работа как новый компонент в системе охраны здоровья (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Т. 67, № 1. С. 85-92.
35. Мартыненко А. Социальная работа как новый компонент в системе охраны здоровья (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Т. 67, № 1. С. 85-92.
36. Микерин А. А. Развитие политико-культурной идентичности как направление государственной политики в сфере образования // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2023. Т. 14, № 3 (53). С. 51-57.
37. Микерин А. А. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2023. Т. 14, № 3 (53). С. 51-57.
38. Охотский Е., Занко Т., Сульдина Г., Кочетков А., Халилова Т. Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2021.
39. Ростовская Т. К., Королев М. А. Особенности организации медико-социальной службы в России // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 88-95.
40. Ростовская Т. К., Королев М. А. Особенности организации медико-социальной службы в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 88-95.
41. Сальников В. П., Захарцев С. И., Воронков К. КомпрЕхЕндная концЕпция субъЕктного состава рЕсоциализационных отношЕний // Мониторинг правоприменения. 2022. № 1 (42). С. 29-38.
42. Сальников В. П., Захарцев С. И., Воронков К. компрЕхЕндная концЕпция субъЕктного состава рЕсоциализационных отношЕний // Мониторинг правоприменения. 2022. № 1 (42). С. 29-38.
43. Свечников Н. И., Князькина А. Ю. Преступность несовершеннолетних: личность преступника, причины, профилактика // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. Т. 3 (31). С. 85-95.
44. Черевко М. А. Проблемы социального сопровождения выпускников детских домов в условиях пандемии (региональный аспект) // Власть и управление на Востоке России. 2021. Т. 4 (97). С. 118-127.
Электронные ресурсы
45. Центр социального обслуживании «Близкие люди» - URL: https://perm.blizkie.org/?ysclid=lvl4upffd9846788071 (дата обращения 25.04.2024)
46. ЦСО «Близкие люди» - URL: .https://dobro.ru/organizations/10050604/info?ysclid=lvl4uum3i6617595473 (дата обращения 25.04.2024)
47. ЦСО Близкие люди Пермь - URL: https://perm.jsprav.ru/sotsialnyie-sluzhbyi/tsso-blizkie-liudi-perm/?ysclid=lvl4v5t8by358094072 (дата обращения 25.04.2024)
48. ЦСО Близкие люди - URL: https://spravbiz.ru/perm/company-tsso-blizkie-liudi/?ysclid=lvl4v9ron0350698203 (дата обращения 25.04.2024)
49. БЛИЗКИЕ ЛЮДИ, ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - URL: http://xn--80awam.xn--p1ai/company77003.html (дата обращения 25.04.2024)