Введение 4
Глава 1. Песочная терапия в реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей 7
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста, оставшихся без
попечения родителей 7
1.2. Потенциал песочной терапии в реабилитации детей дошкольного
возраста, оставшихся без попечения родителей 17
Глава 2. Опыт применение песочной терапии в государственном казенном учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» 26
2.1. Особенности реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей в ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по применению песочной терапии в ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» 33
Заключение 41
Список источников и литературы 44
Приложения 47
Современное российское общество переживает падение нравственных устоев, умаление семейных ценностей и, как следствие, увеличение числа безнадзорных детей. Основными причинами детской безнадзорности является алкоголизм родителей, их аморальный образ жизни и нежелание заниматься воспитанием своих детей. Отказ родителей от воспитания, изъятие ребенка из семьи и помещение его в социальное учреждение оставляет глубокий отпечаток на личности ребенка, особенно на личностях детей-дошкольников, так как именно они наиболее психологически восприимчивы в силу возраста. Это приводит к необходимости социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-психологическая реабилитация - долгий процесс по тщательной проработке внутренних проблем, использующий в своем арсенале множество разных методик. Среди них можно назвать музыкотерапию, арт-терапию, библиотерапию, глинотерапию. Но особенно важной и актуальной признается песочная терапия.
Актуальность методики «Песочная терапия» в современном обществе очень высока. Занятия песочной терапией проводятся для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а также они положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а, занимаясь песочной терапией, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. На занятиях песочной терапией ребенок придерживается определенной программы занятий, которую специалист разрабатывает индивидуально для каждого ребенка.
Песочная терапия помогает детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии, низкую самооценку и другие проблемы. Песочная терапия является для детей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха. Результатом занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией подталкивают ребенка к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе. Песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой .
Теоретическая значимость состоит в том, что была дана общая характеристика детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей; раскрыты социально-психологические особенности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей; дана характеристика и определение «песочная терапия»; выявлены особенности реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость заключается в содержащиеся в нем теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании и необходимости использования песочной терапии как методики реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Тему песочной терапии как методики реабилитации детей дошкольного возраста неоднократно изучали разные специалисты. В частности, такие зарубежные ученные как: Р. Бауер, Ш. Блюхер, Г.К. Брадуэй, Болгар, Э. Вейнриб Д. М. Калф, М. Ловенфельд, Л. Фишер, К.Г.Юнг и другие. Также данную тему изучали отечественные исследователи: Агавелян О.К., Верхотурова Е.А., Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кузуб Н.В., Нисневич Л.А., Рюмина Т.В., Сакович Н.А., Трошкина Е.А., и другие.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования - песочная терапия как методика реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения, в «СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга».
Цель исследования - выявить потенциал песочной терапии в реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить особенности детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть потенциал песочной терапии как методики реабилитации детей дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей;
3. Выделить особенности реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей на примере ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по применению песочной терапии в ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга».
База исследования: ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга».
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и трех приложений.
Период в возрасте от 3 до 7 лет является важнейшим в становлении личности ребенка. Он познает различные виды деятельности и учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками по средству общения. К сожалению, в современных реалиях многие дети в силу тех или иных обстоятельств приобретают статус «дети, оставшиеся без попечения родителей». Ученые выделяют основные социально-психологические особенности у детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей: сенсорная и социальная депривация, трудности в построении межличностных отношений, высокий уровень личностной тревожности; низкая самооценка, низкий уровень самоуправления и самоконтроля, повышенный уровень мотивационной агрессивности, деструктивная линия решения конфликтных ситуаций.
Понятие «реабилитация» употребляется в разнообразных областях науки и практики, благодаря чему существует множество определений данного термина. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления человека к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Социально-психологическая реабилитация является одним из приоритетных видов реабилитации. Она представляет человека в виде целого, единого составляющего: тела, души, разума. Все эмоции, испытываемые нами, находят отклик в виде бессознательных невербальных сигналов нашего тела (мимика, жестикуляция, телодвижение). Это неразрывная связь очень важна, так как уловив и расшифровав ее можно начать проводить комплекс социально- психологических мер.
Социально - психологическая реабилитация - это комплекс мер, направленных на оказание психологической помощи индивидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции человека в общество
Социально - психологическая реабилитация позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально - психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт. В рамках социально-психологической реабилитации реализуется методика песочная терапия.
Песочная терапия — одна из методик терапии - представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром. Песочная терапия - это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения методики, она является глубинным и тонким инструментом создания пространства, в котором ребенок чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться.
В рамках ВКР было проведено исследование в ГКУ «СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга». В учреждении находятся 10 детей дошкольного возраста в статусе «ребенок, оставшийся без попечения родителей», из них 4 в статусе «ребенок-инвалид» и 6 в статусе «ребенок с ОВЗ». У каждого ребенка своя уникальная клиническая картина заболевания, на основании которой создается индивидуальная реабилитационная программа. В свою очередь учреждение на основе данной программы осуществляет необходимые виды реабилитации как: трудовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая.
Психолог учреждения проводить изотерапию в рамках социально-психологической реабилитации. Изотерапию можно отнести к особенности реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, в ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга».
На основании данных анкетирования можно сделать вывод, что специалисты владеют высоким уровнем информированности о песочной терапии. Методика «песочная терапия» актуальна в наше время и специалисты учреждения видят в ней огромный потенциал в реабилитации детей. После проведённого курса занятий песочной терапии виден положительный эффект на основании данных наблюдения. Психолог учреждения подтверждает данные выводы, отмечая что песочная терапия положительно влияет на общение со сверстниками, повышение самооценки, снижение уровня агрессии и тревожности, повышение уровня самоуправления и самоконтроля, улучшение общего эмоционального фона и развитие мелкой моторики.
Песочная терапия имеет огромный потенциал в социально-психологической реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. У данной методики минимальные противопоказания, а все действия происходят в естественной для детей - игровой форме, песочная терапия безопасна для детей.
На основании положительных результатов исследования, рекомендую ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» реализовать методику «Песочная терапия» в рамках реабилитации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Методика малозатратна финансово, занятия могут проводиться психологом, который входит в штат работников учреждения.
1. Барган С.Е. Групповая или индивидуальная песочная терапия для
детей? // URL: https://www.b17.ru/article/99753/
(дата обращения
14.02.2018)
2. Большая Медицинская Энциклопедия / под ред. Б.В.
Петровского. - М.: Советская энциклопедия. 3-е издание //
URL: http://бмэ.орг/тдех.рЬр/реабилитация (дата обращения 17.03.2018)
3. Витушкина Э.В., Кружилина Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С.72-82.
4. Глоссарий психологических терминов / Под. Ред. Н. Губина. 2005. // URL: http://portalus.ru (дата обращения 12.03.2018)
5. ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов // URL: www.docs.cntd.ru (дата обращения 10.02.2018)
6. Департамент государственной политики в сфере защиты прав
детей: усыновление в России //
URL: http://www.usynovite.ru/bz/Assessment.html (дата обращения
29.01.2018)
7. Департамент государственной политики в сфере защиты прав
детей: статистика за 2016 год //
URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2016/6/ (дата обращения 29.01.2018)
8. Дягилева А.В., Анипчук Е.В., Зиновьева В.В., Кондаурова С.И., Миннуллина А.В., Нургалина Х.Т., Плеханова В.В. Социально-психологическая реабилитация детей «группы риска». Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» // URL: www.semya-centr.ru (дата обращения 27.02.2018)
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 2015. 96 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь. 2016. 256 с.
11. Кузуб Н.В, Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. - СПб.: Речь.
2015. 61 с.
12. Официальный сайт ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Орджоникидзевского района города Екатеринбург» // URL: www.zabota164.msp.midural.ru (дата обращения 13.04.2018)
13. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога / авт.- сост. А. В. Виневская ; под ред. М. А. Пуйловой. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 267, [1] с. — (Социальный проект)
14. Психология - мой мир, мое увлечение. Песочная терапия. 2014 // URL: http://2011-psihologia.blogspot.rU/2014/11/blog-post 13.html (дата обращения 15.03.2018)
15. Российская Ассоциация юнгианской песочной терапии. Что такое песочная терапия? // URL: М1р://8апй&егару.огд/что-такое-песочная- терапия (дата обращения 20.05.2018)...25