Введение
1 Теоретические аспекты компьютерной графики при разработке
электронного учебного пособия 8
1.1 Обзор области предметной деятельности 8
1.2 Определение понятия «электронное учебное пособие» 9
1.3 Виды электронных учебных пособий 10
1.4 Анализ литературы и интернет источников 13
1.5 Анализ рабочей программы 19
1.6 Обзор образовательных ресурсов по изучению компьютерной
графики и моделированию 30
2 Описание электронного учебного пособия «Компьютерная графика и
моделирование» 34
2.1 Реализация программных модулей 34
2.2 Структурная схема электронного учебного пособия 36
2.3 Описание пользовательских интерфейсов разрабатываемого
программного продукта 39
2.4 Описание алгоритма в соответствии с выбранным подходом к
разработке программного обеспечения 40
2.5 Структура и содержание теоретического материала 41
2.6 Структура и содержание лабораторных работ в разделах
электронного учебного пособия 45
2.7 Описание контролирующего блока 50
2.8 Требования к аппаратному и программному обеспечению 59
2.9 Апробация в учебном процессе 60
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 67
Компьютерные технологии не стоят на месте, а развиваются с каждым годом. Сейчас компьютеры применяются в разных сферах деятельности. Одной из сфер является обучение. Развитие компьютерных технологий открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и компьютерных технологий и формирование на этой основе принципиально новых инструментов обучения. Актуальность работы заключается в активном использовании компьютерной графики в современном мире. Благодаря средствам компьютерной графики, можно получать и создавать настолько реалистичные изображения, которые не уступают фотографиям. Возникло множество аппаратного и программного обеспечения для создания изображений самых разных видов и типов их назначения - начиная с простейших чертежей, заканчивая реалистическими образами естественных объектов. Различные отрасли индустрии развлечений и телевидение постоянно пользуются анимационными средствами компьютерной графики — компьютерные игры и фильмы и т.д. Сейчас знание азов компьютерной графики необходимо как инженеру, ученому, так и обычному человеку. Изображение, которое возможно использовать для разнообразных целей — это итоговый результат работы со средствами компьютерной графики. Ведь компьютерная графика — это то, что подвластно всем людям, обладающим творческим потенциалом. C каждым днем потребность в электронных устройствах возрастает и это рождает новые технологии и новые языки проектирования и программирования, они усложняются, а их количество увеличивается. Особое место в данной ситуации имеет наличие программного обеспечения для электронных вычислительных машин, как для общего назначения, так и для прикладных программ, которые решают специализированный круг задач, для различных фирм.
В нашу эпоху, когда практически в любой профессии требуются вычисления или иная компьютерная помощь, возникает необходимость в программном обеспечении, которое дает без особых усилий найти интересующую информацию или выявить свои знания в практической разработке в кратчайшие сроки.
Проведенные исследования показали, что применение тестирующих и обучающих программ по различным дисциплинам позволило повысить успеваемость и привлечь интерес к будущей специальности, а также дать возможность оценить свои знания.
Большее количество обучающихся студентов и учеников воспринимают информацию зрительно, так как им проще запоминать информацию. Различные программы этого типа, позволяют каждому обучающемуся, не смотря на его уровень подготовки принимать активное участие в процессе обучения, а также он может осуществить самоконтроль и индивидуализировать свой процесс обучения. Это способствует тому, что при использовании информационных технологий обучения на компьютер переданы основные функции преподавателя и у обучающегося появляется возможность распределять свое учебное время не зависимо от темпа проведения занятия. Время идёт, и программы быстро устаревают, в связи с этим каждый год выходят более новые и усовершенствованные версии программного обеспечения.
На сегодняшний день в сфере образования считается актуальным разработка компьютерных программ, тренажеров, электронных учебных пособий по различным дисциплинам.
Электронное учебное пособие (ЭУП) - это комплекс методических разработок, который позволяет школьнику или студенту, самостоятельно или с помощью преподавателя изучить учебный курс или его раздел [54].
ЭУП предназначено для самостоятельного изучения студентами или школьниками теоретического и практического материала по любой дисциплине, а кроме того для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины.
Главным элементов электронного учебного пособия является фрагмент «живых» лекций преподавателя. Одним из обязательных элементов является дополнительное видео сопровождение или анимация, которое позволяет упростить разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. В целом внедрение в электронное учебное пособие мультимедиа файлов позволяет взглянуть на изучение теоретического материала под новым углом. Это обуславливается тем, что обучаемый может по-новому воспринимать информацию, в более удобном виде и это повышает его интерес в изучении дисциплины. Как правило, это сочетание текста, графики, звука, видео и анимации. Наглядные пособия слишком громоздкие и занимают очень большое пространство на рабочем месте, поэтому и начинали разрабатывать электронные версии, для удобства их применения.
Стоит отметить, что многие разработанные Электронные учебные пособия часто занимают много дискового пространства, и для облегчения размеров самого программного продукта зачастую используют облачное хранение, так как доступ к сети интернет в настоящий момент доступен везде.
С помощью электронных учебных пособий можно осуществить наглядное представление фактической информации, наполненной иллюстративным материалом и показать те или иные процессы, которые невозможно демонстрировать при использовании стандартных методов обучения.
Главное преимущество электронного учебного пособия — это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимся и элементами пособия.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимость создания электронного учебного пособия, для обучения студентов работе с графическими программами на начальном этапе изучения дисциплины «Компьютерная графика и моделирование».
Объект исследования — процесс изучения дисциплины «Компьютерная графика и моделирование».
Предметом исследования является учебные и демонстрационные материалы по изучению дисциплины «Компьютерная графика и моделирование».
Цель данной работы — разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Компьютерная графика и моделирование».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• на основе анализа рабочей программы по дисциплине, составить структурную схему электронного учебного пособия и разработать интерфейс;
• проанализировать литературу и интернет-источники по компьютерной графике и моделированию;
• подбор и обработка видеоматериалов по тематике рабочей программы;
• разработка теоретических и практических материалов согласно рабочей программе дисциплине «Компьютерная графика и моделирование»;
• выбор языка программирования реализация программного продукта.
Программный продукт «Электронное учебное пособие по дисциплине «Компьютерная графика и моделирование», разработанный во время выполнения данной выпускной квалификационной работы, является актуальным на сегодняшний день, так как многие пользователи нуждаются в автоматизированном процессе работы со структурированной информацией. Так как это способствует более качественному, и поэтапному изучению материала, с поэтапным закреплением информации путем выполнения практических работ.
Также стоит отметить, что любой электронное учебное пособие нуждается в правильном и грамотном оформлении, так как это способствует более лучшему восприятию информации на занятиях. В настоящем программном продукте, интерфейс был выполнен в сдержанном стиле, что является его положительной стороной. Так как пользователя ничего не отвлекает от изучения материала.
Цель выпускной квалифицикационной работы состояла в том, чтобы автоматизировать деятельность преподавателя колледжа и учащихся для изучения учебной теории, презентаций, видеоуроков, а также более качественного выполнения лабораторно - практических работ, что позволяет закреплять материал на практике, т.е уменьшить время на работу с изучением и нахождением дополнительной учебной информации по данному предмету, за счет работы в данном программном продукте. Поставленная цель достигнута.
Разработанный программный продукт выполняет все выше перечисленные функции, что делает его применимым в образовательном процессе. Так же стоит отметить что данное пособие является небольшим по объему, это достигается благодаря использованию «облачного хранения». И именно все основные материалы, лекции, презентации и видеоматериалы располагаются на Google Диск. По данным запросам заказчика все критерии были на внешний взгляд продуманы, и выполнены в соответствии с пожеланиями клиента. В итоге оценкой полноты решений поставленных задач становится «хорошо».
Благодаря учебному пособию можно будет ознакомиться самостоятельно с предметом «Компьютерная графика и моделирование», и основными приемами работы с графическими программами. Электронное учебное пособие предназначено для обучения учащихся, и дает общее представление о графических редакторах. Учебное пособие предназначено для повторения и закрепления знаний учеников о краткой характеристике Графики, изучения структуры и работы с каждой, видов графических редакторов и т.д.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы можно увидеть, что поставленные задачи были достигнуты в полной мере, а цель была достигнута.