РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА .... 7
1.1. Потребительское поведение: понятие, факторы, этапы принятия
решения ........... 7
1.2. Специфика потребительского поведения в сфере туризма . 22
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА ... 39
2.1. Анализ рынка предложений молодежных туров в
г. Екатеринбурге . . . . . . . . . . 39
2.2. Характеристика потребительского поведения молодежи
г. Екатеринбурга в сфере туризма ....... 46
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО РАЗРАБОТКЕ ЗАДАНИЙ ФАСЕТНОГО ТИПА ПО ТЕМЕ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА» 64
3.1. Задания фасетного типа: понятие, виды .... 64
3.2. Разработка заданий фасетного типа .... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования (анкетный опрос) . 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования - анкета . . 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерного распределения по результатам
анкетирования . . . . . . . . . 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Бланк контент-анализа . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Таблицы одномерного распределения по результатам контент-анализа сайтов туристских предприятий г. Екатеринбурга . 104
Актуальность темы исследования. В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится туризму среди молодежи.
Потребительское поведение молодежи в сфере туризма претерпевает значительные изменения. В современном обществе размываются ценности молодежи как потребителей в сфере туризма. В связи с тем, что молодежь самая мобильная и активная возрастная группа, но не самая обеспеченная туристскими предприятиями, организуя туры для молодежи, должны учитывают их финансовые возможности и специфические интересы. Также следует отметить, что молодежь не однородна. Есть бессемейные - у них одни потребности (активные виды отдыха, большие компании). А есть семейные с детьми - у них другие потребности (потребность в тихом семейном отдыхе, более требовательны к питанию).
Значимость молодежи как потребителя и успех работы с ним постоянно и неуклонно растет для каждого туристского предприятия, чей бизнес существует постольку, поскольку он удовлетворяет потребности и желания потребителя. В условиях рыночной экономики все ее участники должны уметь формировать и поддерживать спрос потребителей на свои продукты, в том числе за пределами офиса, предприятий, отрасли и отдельной страны. Как менеджеры, так и юристы, должны уметь выявлять своего потребителя и влиять на процесс принятия решения потребителем о покупке своих услуг.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как молодежь в настоящее время становится все более требовательным и для удовлетворения ее нужд необходимо исследовать, наблюдать за ее поведением, для эффективного достижения результатов работ туристского предприятия. А так же получение нового знания в области поведения потребителя молодежи любому специалисту, желающему достойно работать в сфере туризма, необходимо
хорошо знать из каких именно факторов складывается потребительское поведение молодежи в сфере туризма.
Степень научной разработанности. Интерес к категории «потребление» со стороны экономики, социологии, психологии, маркетинга и других наук способствовал возникновению научно-практической дисциплины
«Потребительское поведение», которая возникла сравнительно недавно. Наиболее заметными зарубежными авторами, рассматривающими поведение потребителей, являются Р. Д. Блэкуэлл, Дж. Ф. Энджел. Среди российских исследователей теоретические основы потребительского поведения изучают И. В. Алешина, О. М. Меликян и др.
Впервые интерес к мотивам и факторам поведения потребителей в сфере туризма проявили такие зарубежные авторы как И. Л. Беккер, П. Бергер, Дж. Блэйн, Т. М. Коченюк и др.
Интерес к изучению потребительского поведения появился в 70-ые г.г. XX века. Изучение поведения типов потребителей, выделение факторов, влияющих на потребительский выбор: О. Ф. Беленко, Г. Я. Гольдштейн, И. В. Ильичева, Н. А. Семенов и др.
Однако в отечественной научной литературе проблема влияния мотивов и социальных факторов на потребительское поведение в сфере туризма остается мало исследованной и в связи с этим, данная проблематика остается актуальной.
Объектом выпускной квалификационной работы является молодежь как особая группа потребителей.
Предметом выступает - потребительское поведение молодежи в сфере туризма.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать потребительское поведение молодежи в сфере туризма.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, факторы и этапы потребительского поведения; Дать характеристику молодежи как потребителя.
2. Охарактеризовать специфику потребительского поведения в сфере туризма.
3. Проанализировать рынок предложений туров для молодежи в г. Екатеринбурге.
4. Охарактеризовать потребительское поведение молодежи г. Екатеринбурга в сфере туризма.
5. Разработать методические указания для составления заданий фасетного типа на тему: «Потребительское поведение молодежи в сфере туризма».
Эмпирическая база исследования. Основу составляет исследование, проведенное автором выпускной квалификационной работы в г. Екатеринбурге в мае 2018 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос потребителей в сфере туризма, в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Также был проведен контент-анализ сайтов 40 турфирм г. Екатеринбурга.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы руководителями туристских предприятий для повышения конкурентоспособности, выработки стратегии продаж. Также материалы исследования могут быть применены в ходе чтения лекций по курсам «Потребительское поведение в сфере туризма и гостиничного сервиса», «Маркетинг туризма и гостиничного сервиса».
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена анализу потребительского поведения молодежи в сфере туризма.
Главной целью изучения потребительского поведения становится выяснение, почему потребитель поступает так или иначе, приобретая тот или иной товар. Потребитель в сфере туризма может вести себя иррационально, полагаясь на эмоциональные, интуитивные порывы, что не поддается никакому объяснению, так как в основе заложен отдых, который по сути строится на эмоциях.
Специфика потребительского поведения в сфере туризма заключается в том, что затраты на путешествия не имеют экономического и материального эффекта, покупка очень часто заранее планируется и совершается на средства, откладываемые в течение определенного времени.
Существуют факторы, которые оказывают на потребительское поведение первоочередное значение - время отпуска, география, сезонность. Туристские предприятия вынуждены превышать имеющийся спрос, чтобы покрыть больший спектр предпочтений клиента.
Сегодня востребован туризм среди молодежи. Молодежный туризм на сегодняшний день - один из самых устойчивых сегментов туристского рынка в России. Туристская активность молодежи определяется в основном туристской мотивацией: возможность испытать себя, удовлетворение потребности в общении, поиск новых мест, друзей, знакомств, а также поддержание старых дружеских связей. Перспективность и популярность молодежного туризма в настоящее время в мире значительно растет.
В связи с тем, что молодежь самая мобильная и активная возрастная группа, но не самая обеспеченная туристскими предприятиями, организуя туры для молодежи, должны учитывают их финансовые возможности и специфические интересы.
Мы проанализировали предложение туров туристских предприятий для молодежи и потребительское поведение молодежи в сфере туризма. Проведенное исследование показало, что имеются определенные проблемы в сфере туризма для данной возрастной группы, поскольку на рынке туристских услуг мало уделяют внимания со стороны туроператоров и принимающей стороны, а также большая часть молодежи не удовлетворена текущим предложением на рынке туристских услуг.
Нынешняя молодежь активно путешествует за границей. Если выездной туризм в экономическом плане будет доступнее для молодых людей, это направление станет еще более популярным. Также стоит уделить огромное внимание развитию туризма и созданию оптимальных условий для путешествий.
Таким образом, необходимо провести дальнейшие исследования, связанные с предпочтениями молодежи в сфере туризма, чтобы изучить молодое поколение более подробно. То есть дифференцировать причины, по которым молодые люди поступают так или иначе, приобретая тот или иной товар. В свою очередь это поможет туристским предприятиям предлагать туры, которые будут удовлетворять потребности молодежи в сфере туризма.
1. Абабков Ю. Н. и др. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков и др. Москва: Инфра-М, 2015. 214 с.
2. Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник / И. В. Алешина. Москва: Экономистъ, 2006. 525 с.
3. Антипьев А. Г. и др. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев и др. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 121 - 126.
4. Баканова А. А. Нетрадиционные виды молодежного туризма /
A. А. Баканова // Царскосельские чтения. 2012. № 4. C. 149 - 152.
5. Беленко О. Ф. и др. Маркетинг: учебно-методическое пособие / О. Ф. Беленко и др. Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012. 208 с.
6. Брижашева О. В. Маркетинг торговли: учебное пособие / О. В. Брижашева. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2007. 170 с.
7. Валединская Е. Н. Роль и значение стратегического развития сферы услуг туризма и гостеприимства в региональной экономике / Е. Н. Валединская // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 79 - 86.
8. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ. / Под ред.
B. В. Мотылева. Москва: Прогресс, 1984. 367 с.
9. Верхорубова К. В. Мотивационные особенности молодежного туризма / К. В. Верхорубова // Дискурс-Пи. 2010. № 1-2. С. 165 - 166.
10. Гольдштейн Г. Я. и др. Маркетинг: учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн и др. Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2001. 107 с.
11. Данилина М. В. и др. Особенности поведения потребителя туристских услуг / М. В. Данилина и др. // Концепт. 2014. № 5. С. 96 - 100.
12. Дубкова К. С. и др. Гендерные особенности поведения потребителей туристских услуг / К. С. Дубкова и др. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-4. С. 6 - 8.
13. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович. Москва: Инфра-М, 2015. 316 с.
14. Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М. А. Жукова. 2-е изд., стер. Москва: Кнорус, 2006. 192 с.
15. Зинякова Н. В. и др. Статусные ориентации и потребительское поведение в туризме / Н. В. Зинякова и др. // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник статей / Под ред.
С. В. Аксеновой и др. Тамбов: Юком, 2013. С. 60 - 63...46