Аннотация 3
Введение 4
1 Защита детей от негативной информации в сети Internet 6
1.1 Виды информации, способной нанести вред детям 6
1.2 Классификация интернет - угроз 10
1.3 Международный опыт защиты детей от негативной информации.
Решение данного вопроса в разных странах 11
1.4 Рекомендации по защите детей различных возрастных категорий от
негативного контента 21
2 Организация защиты детей от негативной информации в сети Internet 28
2.1 Методические рекомендации по обеспечению защиты детей 28
2.2 Лабораторный практикум, как компонент профессиональной
подготовки 30
2.3 Требования к организации лабораторных практикумов 34
2.4 Структура лабораторного практикума 35
2.5 Наполнение содержания лабораторного практикума 40
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение А Лист задания на подготовку выпускной квалификационной работы 58
Приложение Б Вопросы для обсуждения 60
Приложение В Список Федеральных актов и законов Российской Федерации, касающихся ограничения детей от негативной информации в сети Internet.. 61 Приложение Г Правила работы в сети Internet 62
Приложение Д Вопросы для анкетирования 63
В современном обществе огромную роль занимают компьютер и интернет. Они помогают нам в учёбе, в работе и просто используются для развлекательных целей.
Ещё в далёком 1964 году с созданием интегральной схемы случился глобальный скачок от крупных и массивных электронно-вычислительных машин, которые находили своё применение в научных лабораториях, к персональному компьютеру. Это привело к уменьшению габаритов, стоимости и упрощению устройства больших ЭВМ. Позже, в начале 2000-х, к компьютеру присоединился Интернет. И сейчас эти два научных чуда, зачастую, неразрывно связаны друг с другом.
При нынешнем уровне развития глобальных коммуникаций и информационных технологий, родители и педагоги нередко не имеют возможности защитить детей от негативных и вредоносных для них сведений. Избыток жестокости и насилия в общедоступных средствах массовой информации способен создать у ребёнка искаженную картину общества и ошибочные, а иногда даже небезопасные жизненные ситуации.
В ходе изучения вопроса об обеспечении безопасности детей в сети Internet обучающимся будет предложено пройти анкетирование, познакомиться с основными Федеральными законами, касающимися этой темы, а так же выполнить лабораторный практикум. Данный практикум содержит 5 лабораторных работ по настройке аппаратно-программного обеспечения компьютера, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельного выполнения, ссылки на полезную литературу, а так же глоссарий.
Обучающиеся, успешно прошедшие предложенные мероприятия, получат особые знания и умения, которые помогут им в дальнейшем организовать детям безопасный поиск в сети Internet.
Обучающиеся, прошедшие лабораторный практикум по теме «Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети Internet», будут знать основные способы защиты, базовые и понятные программы по ограничению доступа к сети Internet. Также знать необходимые параметры для настройки роутера.
Объект работы - процесс обеспечения защиты детей от негативной информации в сети Internet.
Предмет работы - система мероприятий для самостоятельного изучения по теме «Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети Internet».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический материал по основным способам защиты детей от негативной информации в сети Internet.
2. Изучить интерфейс программ по ограничению доступа в сеть Internet.
3. Разработать структуру и содержание лабораторного практикума.
4. Составить список мероприятий по теме «Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети Internet».
Разработанная система мероприятий предназначена для самостоятельного обучения в системе дополнительного образования учащимися учебнотехнического центра «Омега - 1».
В период выполнения выпускной квалификационной работы была проделана следующая работа:
1. Описаны способы, использующиеся для защиты доступа к информации в сети Internet (встроенная в операционную систему функция «Родительский контроль», функция «Родительский контроль» на роутере, функция «Ограничение доступа» на роутере», интернет-фильтр «Интернет цензор», системный файл hosts).
2. Изучены технологии составления правил ограничения.
3. Выделены основные требования лабораторного практикума по защите доступа к сети Internet.
4. Разработана структура и содержание лабораторного практикума, состоящая из 5 лабораторных работ, в которые входят последовательное объяснение заданий, практическое задание, контроль знаний в виде вопросов для самопроверки и задания для самостоятельного выполнения.
5. Предложена система мероприятий по организации защиты детей от негативной информации в сети Internet.
По завершению предложенной системы мероприятий, обучающиеся будут знать основные виды опасностей, подстерегающие их в глобальной информационной сети, а также основные средства защиты детей от негативной информации в сети Internet.
Цель достигнута, задачи выполнены. Данный комплекс мероприятий может быть использован в системе дополнительного образования.
1. Алханова А.Б. К вопросу о защите детей от информации, причиняющей вред их развитию в сети Интернет: Аналитический отчет, пособие для педагогов, психологов, родителей и всех заинтересованных сторон [Текст] / А.Б. Алханова - Астана, Каз. Нац. ун-т им. Аль-Фараби, респ. Казахстан, 2010. - 10 с.
2. Грошев А.С. Информатика. Учебник для ВУЗов [Текст] / А. С. Грошев. - Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010.- 470 с.
3. Информация инженерного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1496714/page:42/ (дата обращения: 9.05.2017).
4. Как защитить ребенка от негативного контента [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://libr-sch-2.moy.su/publ/iz_opyta_raboty _bibliotekarja/v_pomoshh_uchitelju/kak_zashhitit_rebenka_ot_negativnogo_konte nta/33-1-0-814 (дата обращения: 28.04.2017).
5. Маслов С.И. Информация образования. Направления, среда, технологии [Текст] / М.: Издательство МЭИ, 2004.- 865 с.
6. Международный опыт в области защиты детей от нежелательной информации в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/23475/ (дата обращения: 3.05.2017).
7. Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slidegur.com/doc/1624163/ obespechenie-zashhity-detej-ot-negativnoj-informacii-v-seti (дата обращения: 28.04.2017).
8. Обзор решений для ограничения доступа к компьютеру и хранящимся на нем данным [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://compress.ru/article.aspx7idM9859 (дата обращения: 01.05.2017).
9. Общие вопросы технической защиты информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2291/ 591/lecture/12689?page=3 (дата обращения: 23.04.2017).
10. Обучение и техническая поддержка для Adobe Acrobat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helpx.adobe.com/ru/support/acrobat.html (дата обращения: 28.05.2017).
11. Ограничение Интернета для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://xserver.a-real.ru/support/useful/ogranichenie-interneta-dlya-detey/ (дата обращения: 27.04.2017).
12. О защите детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--b1afa5ahn1h.xn-- 80asehdb/(дата обращения: (13.05.2017).
13. О защите детей от опасной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/208510/ (дата обращения: 9.05.2017)
14. Петренко В.И. Защита персональных данных в информационных системах: учебное пособие [Текст] / В.И. Петренко. - Ставрополь, уч. высш. обр. «Сев. Кав. ун-т», 2016 год. - 65 с.
15. Безопасность детей в сети Интернет. Правила поведения и родительский контроль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sovets.ru/safe/7383.htm (дата обращения: 13.05.2017).
... всего 24 источников