Введение 6
1 Электронные учебные пособия: определения, классификация, требования . 8
1.1 Понятие электронных учебных пособий 8
1.2 Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания .... 11
1.3 Классификация средств создания электронных учебных пособий 13
1.4 Критерии выбора средств 16
1.5 Структурная организация электронного учебного пособия 17
1.6 Выбор языка и среды программирования 18
1.7 Описание пользовательских интерфейсов 22
1.8 Выбор программных и аппаратных средств 27
1.9 Анализ требований государственного образовательного стандарта к
содержанию дисциплины «Биология» 27
1.10 Анализ литературы и интернет-источников 31
2 Описание электронного учебного пособия 35
2.1 Область применения 35
2.2 Разработка интерфейса 35
2.3 Организация самоконтроля учащихся 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Современное образование подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одной из интересных областей современной образовательной науки является использования электронных учебных пособий.
Электронное учебное пособие — программное средство, предназначенное для представления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального обучения и позволяющее в ограниченной мере проверять полученные знания и умения обучаемого методом тестирования.
Для создания хорошего электронного пособия мало взять хороший учебник, установить в нем навигацию (создать гипертексты) и снабдить богатым иллюстративными материалами (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронное учебное пособие не должно превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.
Электронное учебное пособие призвано в первую очередь в большей мере облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Область использования электронных учебных пособий — персональная работа студентов. Поэтому использовать электронные учебные пособия в рамках обычной классно - урочной системы часто не приносит должных результатов.
Актуальность настоящей работы состоит в необходимости создания программно-педагогического средства для самостоятельного освоения учебного материала обучаемыми с возможностью осуществления самоконтроля знаний.
Объектом исследования определен учебный материал по дисциплине «Биология».
Цель настоящего исследования: снабдить учащихся, изучающих дисциплину «Биология», эффективным и легкодоступным средством обучения, которое позволит обучаемым самостоятельно освоить учебный материал и осуществить самоконтроль знаний.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
• произвести анализ литературы и интернет-источников;
• проанализировать требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к содержанию данной дисциплины;
• разработать модель электронного пособия, а так же удобный интерфейс;
• разработать вопросы для самоконтроля и словарь терминов;
• реализовать электронное пособие.
Работа выполнялась по заказу БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж».
Суть проделанной работы заключалась в том, чтобы создать программное средство учебного назначения — электронное учебное пособие по дисциплине «Биология», которое позволило бы усовершенствовать процесс обучения студентов.
В результате выполнения дипломной работы было создано электронное учебное пособие по дисциплине «Биология», которое включает в себя теоретический материал, практические задания, глоссарий и тестовый контроль.
Учебное пособие является альтернативой деятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, это не просто автоматизация деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей.
Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности.
Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный и личностный характер, и важно создать условия для развития способностей личности учиться и самоутверждаться.
Данная работа на тему Электронное учебное пособие по «Биологии» выполнено в полном объеме и удовлетворяет требованиям заказчика.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) произведен анализ литературы и интернет - источника;
2) проанализирован государственный стандарт (ФГОС) по данной дисциплине;
3) разработана модель электронного учебного пособия, а так же удобный интерфейс;
4) реализована модель электронного пособия;
5) разработаны вопросы для самоконтроля;
6) разработан словарь.
Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель достигнута.
1. Балыкина, Е.Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.history.krsu.edu.kg (дата обращения: 22.01.2019).
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. [Текст]. — М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2012. - 352 с.
3. Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании [Текст] // Инновации в образовании. - 2010.
—№ 7. — С. 87 - 97.
4. Богачев А.Л., Добржинский Ю.В. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» [Текст] // Вологдинские чтения.— 2013.
— № 53. — С. 90 — 95.
5. Выпадающий список для навигации. Обработка HTML формы через JavaScript [Электронный ресурс] Режим доступа: ййр://сеоша.рф/языки- разметки/уроки-html-css/24-выпадающий список для навигации (дата обращения: 13.01.2019).
6. Горюнова М.А., Горюхова ТВ., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. [Текст] / Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2013. - 146 с.
7. Долинер, Л.И. Психолого - педагогические основы использования ИКТ в обучении [Текст]. — Екатеринбург, 2003. - 183 с.
8. Достоинства и недостатки электронных учебников [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://xvatit.com/exclusive/electronic-textbooks/html(дата обращения: 26.12.2018).
9. Джейсон Кренфорд Тиге. DHTML и CSS для Internet. [Текст] / 3-е издание. - М.: Издательство: НТ Пресс, 2007. — 174 с.
10. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. [Текст]. — М.: «МЭИ», 2015 — 167 с.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Текст] / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., — М.: «Академия», 2017. — 192 с.
12. Зайцева Л.В., Попко В.Н. Разработка и использование электронных учебников [Текст] // Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society). — 2010. — Т 9. - № 1. — С. 411 — 421.
13. История развития HTML. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://icqxaker.narod.ru/menu/istor.html (дата обращения: 15.12.2018).
14. Иванченко А.Н., Гринченков Д.В., Шлыков П.В. Об одном подходе к проблеме создания электронных учебников [Текст] // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. — 2016. — № 4. — С. 85 - 88.
15. Использование электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics (дата обращения: 18.02.2019).
16. Комолова Н., Яковлева Е. HTML. Самоучитель. [Текст] / 2-е издание. — СПб: Питер, 2016. — 210 с.
17. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника [Текст] // Информатика и образование. — 2010. — № 5. — С. 104 - 107.
18. Орлов С.А. Технология разработки программного обеспечения. [Текст] / Учебное пособие. 2-е изд.— СПб.: Питер, 2013. — 196 с.
19. О достоинствах и недостатках электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://bitpro.ru/ito/2000/html (дата обращения: 18.12.2018).
20. Пауэл Т Web-дизайн. [Текст] / 2-е изд., перераб. и доп.: пер. с англ. — СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 241 с.
21. Роберт Агулар. HTML и CSS. Основа любого сайта. [Текст]. — М.: Эксмо, 2010. — 232 с.
22. Разработка электронного учебника [Электронный ресурс]. — Ре-жим доступа:http://acy-books.ru/?p=88 (дата обращения: 23.02.2019).
23. Электронное учебное пособие по биологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98680653.Электронное учебное пособие по биологии (дата обращения: 28.01.2019).
24. Электронное учебное пособие по биологии [Электронный ресурс]
Режим доступа: :htp://elkniga.ucoz.ru/publ/ uchebniki/biologija
/biologij a_6_klass_uchebnik_bakterii_griby_rastenij a_pasechnik_v_v/92-1-0-835(дата обращения: 28.01.2019).
25. Создание электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php (дата обращения: 28.02.2019).
26. Сикорская Г.А. Электронный учебный курс в профильной школе: опыт разработки и практического использования [Текст] // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 25-27.
27. Технология создания электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://studentbank.ru/view.php?id (дата обращения: 28.01.2019).
28. Электронный учебник [Электронный ресурс]. - Режим па: http://www.coolreferat.com/Электронный_учебник (дата обращения: 28.01.2019).
29. Электронные учебники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm (дата обращения: 28.11.2018).
30. Электронные учебники. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://cit.omgtu.ru/index.php?(дата обращения: 03.01.2019).