Аннотация 3
Введение 5
1 Проектирование электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические основы электротехники» 8
1.1 Программные средства учебного назначения 8
1.2 Общие сведения по созданию электронных учебных пособий 13
1.2.1 Понятие электронного учебного пособия 13
1.2.2 Требования к электронным учебным пособиям 15
1.2.3 Структура электронного учебного пособия 21
1.3 Анализ литературы и интернет-источников по вопросам разработки
электронных образовательных ресурсов 22
1.3.1 Анализ литературных источников 22
1.3.2 Анализ интернет-источников по средствам разработки
электронных образовательных ресурсов 23
1.4 Анализ существующих учебно-методических разработок по
дисциплине «Теоретические основы электротехники» 24
1.5 Педагогический адрес 25
1.6 Анализ учебно-методической документации по дисциплине
«Теоретические основы электротехники» 25
1.7 Характеристика и специфические особенности текущего состояния
педагогического процесса по дисциплине «Теоретические основы электротехники» 30
1.8 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию педагогического
процесса по преподаваемой дисциплине с использованием информационных технологий 30
1.9 Анализ и выбор средств реализации электронного учебного пособия
«Теоретические основы электротехники» 31
2 Описание электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические
основы электротехники» 34
2.1 Разработка электронного учебного пособия 34
2.1.1 Цель и назначение электронного учебного пособия 34
2.1.2 Жизненный цикл электронного учебного пособия 34
2.1.3 Общее описание структуры и содержания электронного учебного
пособия «Теоретические основы электротехники» 35
2.1.4 Навигация по электронному учебному пособию 45
2.2 Рекомендации по использованию электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические основы электротехники» в образовательном
процессе 49
2.3 Апробация электронного учебного пособия в учебном процессе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение 58
Существует тесная связь между достижениями производства, эффективностью научных исследований и возможностями электрической техники. Достижения производства в области получения новых материалов, разработанные новые технологии, создают возможности для разработки принципиально новых электроустановок. Современное автоматизированное производство немыслимо без применения усовершенствованных электроприборов и электроустановок. Распространенность электрических аппаратов в различных областях производства, технологий, измерений электрических величин, параметров схем связана с развитием теории электротехники.
Подготовкой высококлассных специалистов в области энергетики, электротехники, вычислительной техники занимаются педагоги профессионального обучения, поэтому первостепенной задачей является формирование у них профессиональных компетенций. Однако, в настоящее время педагогика столкнулась с рядом проблем и противоречий, которые требуют незамедлительного решения. Во-первых, проблема актуальности преподаваемой информации. Современные технологии, знания, взгляды на мир меняются настолько быстро, что далеко не всякий специалист отрасли знаний или преподаватель способен уследить за темпом этих изменений, не говоря уже о способности объективно преподнести эту информацию. Во-вторых, проблема свободы информации. Для того, чтобы учиться, человек должен получать для этого все необходимые средства. На данный момент далеко не все материалы по различным дисциплинам есть в открытом доступе, некоторые просто сложно найти, некоторые же можно только купить. Из этого исходит третья проблема современного образования - осложненный доступ к современной информации. Информация проходит слишком много этапов проверки и одобрения, перед тем как попасть в поле видимости обучаемого.
Для решения этих проблем необходимо использовать современные технологии, в том числе электронные образовательные ресурсы, содержащие необходимые для обучения материалы, представленные в грамотном визуальном решении и облегчающие процесс изучения, а также сокращающие его срок. Поэтому есть необходимость в разработке электронного учебного пособия (ЭУП), включающего в себя не только актуальную на сегодняшний день информацию, но и мультимедийные компоненты, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.
ЭУП учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. ЭУП должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ВО.
По дисциплине «Теоретические основы электротехники» существует множество учебно-методических комплексов, но они, как правило, состоят из одной лишь текстовой информации, а также разделены на части, что затрудняет поиск необходимого материала. В нашем представлении ЭУП - это единый продукт, который позволит быстро найти как методический материал, так и теоретические и практические работы, и уменьшить время изучения материала при помощи различный визуальных эффектов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов дисциплине «Теоретические основы электротехники».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются учебные материалы по дисциплине «Теоретические основы электротехники».
Цель выпускной квалификационной работы - разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Теоретические основы электротехники».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по средствам разработки электронных учебных ресурсов.
2. Проанализировать требования, предъявляемые к электронным учебным ресурсам.
3. Спроектировать структуру и интерфейс электронного учебного пособия «Теоретические основы электротехники».
4. Реализовать учебное пособие в электронном виде.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Теоретические основы электротехники», которое включает в себя методические указания для преподавателя и обучаемого, теоретический материал, практические и лабораторные работы, систему контроля, дополнительной материалы и глоссарий.
Был проведен анализ учебно-методической документации дисциплины, анализ литературы и интернет-источников по теме «Теоретические основы электротехники». В результате было выявлено, что на данный момент нет другого электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические основы электротехники», которое бы отвечало всем требованиям, предъявляемым к электронным учебным пособиям.
Используя современные технологии для разработки web-страниц, такие как HTML, CSS, а так же графический редактор Adobe Photoshop, Power Point для создания презентационного материала и Microsoft Word для создания отчетов, был разработан web-интерфейс для электронного учебного пособия с возможностью легкой внутренней навигации и наглядным представлением материала. Для редактирования и создания текста программного кода был использован текстовый редактор Adobe Dreamweaver.
Электронное учебное пособие разработано с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс, снабжён иллюстрациями.
Электронное учебное пособие, разработанное в рамках выпускной квалификационной работы, содержит следующие разделы:
• радел «Главная» с кратким описанием изучаемой дисциплины и рекомендациями к использованию электронного учебного пособия;
• раздел «Теория», содержащий 7 тем с сопровождением презентаций;
• раздел «Практика», содержащий 6 практических работ и 4 лабораторные работы с отчётами;
• раздел «Контроль» содержащий средства текущего и итогового контроля;
• радел «Справочный материал» включающий в себя глоссарий, представленные в пособии материалы, а также список рекомендуемой литературы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Посредствам анализа литературы и интернет-источников были выбраны технологии, необходимые для разработки электронных образовательных ресурсов.
2. В результате анализа государственных образовательных стандартов были определены требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам, в т.ч. и к электронным учебным пособиям.
3. Опираясь на вышеуказанные требования были разработаны структура и интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические основы электротехники».
4. Используя выбранные технологии разработки электронных образовательных ресурсов, было реализовано учебное пособие по дисциплине «Теоретические основы электротехники» в электронном виде.
На основании перечисленного, можно считать поставленные задачи полностью выполненными, цель, заключающуюся в разработке электронного учебного пособия по дисциплине «Теоретические основы электротехники» достигнутой.
1. Балыкина Е.Н. Сущностные характеристики электронных учебных
изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.history.krsu.edu.kg (дата обращения: 12.06.2017).
2. Блог Вебмастера. Описание HTML, его преимуществ и особенностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mywebblog.ru/so- zdanie/opisanie-html-ego-preimushhestv-i-osobennostej .html (дата обращения: 12.06.2017).
3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Текст]: ГОСТ / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования), - Москва: СТАНДАРТИНФОРМ, 2016. - 8 с.
4. ГОСТ Р 53620-2009. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Текст]: ГОСТ / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий), - Москва: СТАНДАР-ТИНФОРМ, 2013. - 5 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003. Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации [Текст]: ГОСТ / Автономная некоммерческая организация «Научнотехнический центр сертификации электрооборудования «ИСЭП», - Москва: СТАНДАРТИНФОРМ, 2016. - 34 с.
6. ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007. Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам [Текст]: ГОСТ / Автономная некоммерческая организация «Научно-технический центр сертификации электрооборудования «ИСЭП», - Москва: СТАНДАРТИНФОРМ, 2016. - 34 с.
7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование [Текст]: ГОСТ / Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИ- стандарт) Госстандарта России, - Москва: ИПК Издательство стандартов, 2016. - 24 с.
8. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. - М.: Госстандарт России, 2004. - 9 с.
9. Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов [Текст] / Д. Даккет. - Москва: Эксмо, 2013. - 480 с.
10. Роббинс Д. HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство [Текст] / Д. Роббинс. - Москва: Эксмо, 2014. - 529 с.
11. Кроудер Д. Создание веб-сайта для чайников [Текст] / Д. Кроудер. - Киев: Диалектика, 2016. - 336 с.
12. Елистратова Н.Н. Эргономические принципы создания программно-методических средств обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7713 (дата обращения: 03.06.2017).
13. Ильина М. А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/ (дата обращения: 12.06.2017).
14. Карасик А.А. Информационно-образовательная среда вуза [Текст] / А.А. Карасик, Е.В. Чубаркова, А.О. Прокубовская и др. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», 2012. - 80 с.
15. Ланкин В. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы [Текст] / В. Ланкин, О. Григорьева // Высшее образование в России.
• 2013. - № 2. - С. 56 - 67.
... всего 25 источников