Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки мероприятий по продвижению бренда программного продукта 6
1.1 Понятие и сущность бренда программного продукта 6
1.2 Особенности создания и развития мероприятий по продвижению бренда
программного продукта 17
1.3 Методы оценки эффективности мероприятий по продвижению бренда
программного продукта 29
Глава 2 Проблемы и перспективы развития мероприятий по
продвижению бpeндa программного пpoдyктa ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД» 44
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 44
2.2 Анализ реализуемых мероприятий по продвижению бренда программного
продукта на предприятии 49
2.3 Предложение мероприятий по продвижению бренда программного
продукта на предприятии 56
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 76
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время в российской экономике сформировалась конкурентная среда со своими особенностями: динамикой каналов сбыта, глобализацией экономики, спецификой условий бизнеса, в которых действуют множественные бренды, агрессивные расширения брендов, комплексность структур суббрендов, стремительно растущее давление конкурентов в высокодоходных сферах деятельности. C учетом вышесказанного, предприятия должны обладать действенными конкурентными преимуществами. Поэтому важно оптимально распределить ресурсы предприятия, в числе которых и расходы на продвижение товара, которые во многих случаях составляют значительную часть затрат. Наилучшим продвижением товара на рынок является формирование бренда как признанной торговой марки.
Бренд - это явление динамичное и подверженное опасности относительно быстрого разрушения.
В последнее время развивается тема брендинга, возникает необходимость его системного и научного понимания. На сегодняшний день брендинг является одним их важнейших процессов, способствующих дифференциации продукта среди конкурентов, формированию, привлечению и удержанию собственных целевых аудиторий, это мощный инструмент в борьбе за потребительские предпочтения и лояльность.
Брендинг работает в сознании потребителя, с его ценностям и эмоциями, и отвечает за процесс, который помогает носителю бренда стать частью ежедневной жизни потребителя, помогать ему и соответствовать всем его запросам.
Для построения бренда особую роль приобретает его продвижение и построение маркетинговых коммуникаций, включающие различные комплекс каналов донесения необходимой информации и ценностей до желаемой аудитории.
В России возникла необходимость распространения правовой информации - массива правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающего все сферы правовой деятельности, поэтому увеличиваются средства массовой информации (государственные и частные печатные издания), кoличecтвo предлагаемых услуг консультационных фирм. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные технологии распространения правовой информации. Общее число пoтpeбитeлeй справочных правовых компьютерных систем в России в настоящее время не уступает, но и превосходит аналогичный показатель в ведущих странах Европы, даже если учесть поправку на число жителей.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Предметом исследования являются мероприятия по продвижению бpeндa программного пpoдyктa ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Цель исследования - разработать и обосновать рекомендации по развитию продвижения бренда программного продукта ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятия и сущности бренда программного продукта;
- выделить особенности развития мероприятий по продвижению бренда программного продукта;
- определить особенности организационно-экономической
деятельности ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД»;
- разработать предложения по совершенствованию мероприятий по продвижению бренда программного продукта на предприятии.
Понятия «бренд», «торговый знак» и «товарная марка», их сущность и технологии подробно изложены в трудах И. Быкова [6], А.Ш. Гастян [7, 8], А. Жукова [12], T.A. Лейни [19].
В исследованиях Ф. Котлер [17], К. Л. Келлер [14], Д. Aaкeр [2, 3], Э. Йохимштайлер [2], Л. де Чернатони [50], М. МакДональд [50] описан зарубежный опыт решения проблем по продвижению бренда программного продукта на предприятии, который можно использовать, адаптируя его к российским условиям.
Cвoи методики, имеющие узкую направленность в применении, предложили такие ученые, как А.Ш. Гастян [7, 8], А.А. Шиянова [8], K.C. Герман [9], З.М. Макашева [20], M.O. Макашев [20].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс за 2015 и за 2016 года OOO «KOI ICYJIbTAI IT ПЛЮC БEЛГOРOД».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования мероприятий по продвижению бренда программного продукта OOO «KOI ICYJIbTAI IT ПЛЮC БEЛГOРOД» и аналогичных предприятий.
Важность бренда для потребителя проявляется, во-первых, в снижении рисков при покупке - то есть, потребитель не несет риски потери времени; во-вторых, в повышении удовлетворения от покупки - то есть потребитель удовлетворяет свои базовые и эмоциональные потребности; в-третьих, в упрощении выбора, поскольку сильный бренд всегда выделяется, что позволяет сократить время потребителя.
Основными характеристиками бренда являются: сущность - центральная идея бренда, личность, ценность, преимущества, атрибуты - например, цвет, дизайн.
При формировании идеи бренда следует как можно более четко представить себе целевую аудиторию, причем не абстрактно, а на конкретных примерах. Нужно представлять себе, чего хочет целевая аудитория - что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о чем говорит.
Когда уже известны и проанализированы факторы привлекательности бренда, полученные сведения объединяются и на общей основе строится матрица, отражающая различные варианты действий. Матрица поможет определить конкретные меры, которые позволили бы сделать бренд сильным и управляемым. Если бренд оказывается слабым по ключевым параметрам, работу по улучшению имиджа бренда целесообразно начинать именно с них. А если у бренда выявляются сильные стороны, то нужно укрепить или расширить преимущество, от которого во многом зависит решение покупателей.
Понятие «брендинг» - это комплекс работ, направленный на создание торговой марки и формирование приверженности к ней потребителя.
Брендинг включает в себя: создание имени либо названия - нейминг, разработку визуального образа (логотип, фирменный стиль), изучение
конкурентов, определение идеологии и стратегии компании,
формулирование миссии компании, организацию рекламной компании.
Программы по продвижению бренда будут всегда иметь успех, если в их основе лежит анализ интересов и увлечений потребителей. Традиционно используемые каналы продвижения бренда для создания положительного имиджа это: рекламные акции и презентации; мерчайндайзинг; дилерские сети; теле- и аудиореклама; печатная продукция; интернет-маркетинг; в
социальных сетях.
В настоящее время в России активно действует система официального опубликования на основе печатных изданий (например, в «Российская Газета»), которая нуждается в определенной доработке и совершенствовании.
В настоящее время возникла необходимость распространения правовой информации, поэтому широко используются возможности получения необходимой правовой информации в электронном виде.
Задачами обеспечения доступа потребителя к правовой информации являются:
- возможность граждан, имеющих свободный доступ в сеть Интернет, бесплатно получать полные тексты официальных правовых документов из правовой базы данных, выставленной на условиях бесплатного доступа;
- наличие двух правовых баз данных (например, «КосультантПлюс» и «Гарант»), которые поддерживаются независимыми друг от друга структурами, для обеспечения возможности выбора и надежности системы распространения в целом;
- предоставление для граждан, у которых нет свободного доступа в сеть Интернет, возможности получения бесплатно либо по цене, покрывающей стоимость копирования, необходимых официальных правовых документов из правовой базы данных, на собственный носитель информации либо копии текстов на бумаге.
«Консультант Плюс Белгород» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.03.2013 года. Основным видом деятельности является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Доходы предприятия сократились, но при этом оно заработало больше прибыли, поэтому предприятие стабильно, финансово надежное.
Основной проблемой ООО «Консультант Плюс БЕЛГОРОД» является отсутствие надлежащей рекламы, поскольку в настоящее время предлагает потребителю исчерпывающий перечень услуг:
- наличие персонального менеджера для осуществления индивидуального подхода к потребностям пользователей;
- «горячая линия» для оперативного решения вопросов, касающихся системы «КонсультантПлюс»;
- оперативный заказ документа, в том числе архивного или редкого, который отсутствует в установленном у пользователя комплекте «КонсультантПлюс», либо через персонального менеджера, либо горячую линию, либо онлайн-сервисы;
- обучение работе с системой «КонсультантПлюс»; можно выбрать любой вариант обучения: на своем рабочем месте или в учебном классе регионального информационного центра. По окончании обучения каждому пользователю выдается именной сертификат;
- семинары-тренинги, где пользователи получают ценную информацию по актуальным вопросам на реальных примерах из практики;
- наличие ежемесячного издания «Бюллетень КонсультантПлюс», информирующего о самых последних разработках в системе и новостях компании, дает практические советы по работе с системой;
- наличие возможности обновления системы; все изменения в систему поступают с максимальной оперативностью. Обновление информации можно производить любым удобным способом, в том числе ежедневно через интернет.
Предлагаем следующие мероприятия по продвижению бренда программного продукта ООО «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС БЕЛГОРОД»:
- размещение платных рекламных объявлений в сети интернет;
- реклама по радио- и ТВ, например, ежемесячное размещение рекламы на канале «Мир Белогорья» составляет 20 000 рублей;
- ежедневная стоимость проведения выставок и промоакций в «Белэкспоцентр» составляет 7 400 руб.;
- издание и распространение печатных средств массовой информации - журналов, газет;
- наружная реклама, например, изготовление и размещение светового короба (размером меньше 1м2) стоимость будет составлять от 11 000 руб. при обращении в рекламное агентство «Панорама»;
- выпуск печатной и сувенирной продукции к определенным праздникам - например, стоимость открытки с фирменным логотипом матрешки на 23 февраля и 8 марта будет составлять в типографии «Славянская» 6 000 руб.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : часть четвертая : федер.закон от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Режим доступа : http://www.garant.ru.
2. Аакер, Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга [Текст] / Д. Аакер, Э. Йохимштайлер. - Москва : «Издательский Дом Гребенникова», 2003. - 380 с.
3. Аакер, Д. Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха [Текст] / Д. Аакер. - Москва : «Эксмо», 2016. - 256 с.
4. Академия информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mfosystems.m/library/slovar_ais_1218.html.
5. Блюм, М.А. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности : учеб. пособие [Электронный ресурс] / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов : «Изд-во Тамбов гос.тех.ун-та», 2006. - 160 с. - Режим доступа : http://eclib. net/18/index.html.
6. Быков, И. Технологии брендинга [Текст] / И. Быков // Санкт-
Петербург, факультет журналистики Санкт-Петербургского
государственного университета. - 2009. - С. 70-74.
7. Гастян, А.Ш. Моделирование брендинг-политики на рынке программного обеспечения [Электронный ресурс] : автореф. дис... канд.экономич.наук / А.Ш. Гастян. - Ставрополь, 2006. - 26 с. - Режим доступа : Ьйр://есопоту-НЬ.сот.
8. Гастян, А.Ш. Особенности жизненного цикла брендов
программных средств [Электронный ресурс] / А.Ш. Гастян, А.А. Шиянова // Креативная экономика. - 2009. - №8(32). - Режим доступа :
https://bgscience.ru/.
9. Герман, К.С. Управление созданием и продвижением бренда [Электронный ресурс] : материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»,
Брянск, ФГБОУ ВПО Брянский филиал «Российский экономически университет им. Г.В. Плеханова», 2015. - Режим доступа : https: //www.scienceforum.ru/2015/1312/15712.
10. Голова, А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] / А.Г. Голова // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2006. - №6. - Режим доступа : http://dis.ru/library/detail.php?ID=25760.
11. Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR [Текст] / М.В. Гундарин. - Санкт-Петербург : «Питер», 2006. - 368 с: ил.
12. Жуков, А. Логика строения бренда / А. Жуков [Электронный ресурс] // Агентство креативных коммуникаций. - 2012. - Режим доступа : http://yellowdog.ru/blog/i/logoka_stroeniya_brenda.
13. Изменение эффективности Pull и Push стратегий продвижения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ИиркВесгеЖео.ги/тагкеПпд.
14. Келлер, К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Текст] / К.Л. Келлер. - 2-е издание; Пер. с англ. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 704 с.
15. «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ИПр: //www.consultant.ru/.
16. «Консультант Плюс Белгород» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://кЬ31.ш/.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст] / Ф. Котлер. - Пер с англ. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
18. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - 5-е европейское изд.; Пер с англ. - Москва : ООО «И.Д. Вильямс», 2013. - 752 с. ил.
19. Лейни, Т.А. Бренд-менеджмент [Текст] / Т.А. Лейни, С.А. Шилина, Е. Семенова. - Москва : «Дашков и Ко», 2009. - 228 с.
20. Макашева, З.М. Брендинг: учебное пособие [Текст] / З.М. Макашева, М.О. Макашев. - Санкт-Петербург : «Питер», 2016. - 288 с.
21. Маркетинг. Большой толковый словарь. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://market0069ng.academic.ru/47.
22. Маркетинговый портал. Справочник для бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.markint.ru/prodvizhenie-brenda.
23. Назайкин, А. Брендинг [Электронный ресурс] / А. Назайкин. - Режим доступа : http://www. nazavkin.i'u/ br brand.htm.
24. Окольнишникова, И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижения бренда в сфере услуг [Текст] / И.Ю. Окольнишникова // Экономика и менеджмент. - 2012. - № 23. - С. 153-155.
25. Онлайн словарь терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : bttp://edumarket.ru/glossary/.
26. Онлайн энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа : bttp://marketopedia.ru/239-brand.btml.
27. Общий алгоритм оценки эффективности рекламной кампании [Электронный ресурс]. - Режим доступа : bttp://www.elitarium.ru/.
28. Официальный сайт Аиёй-й [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.audit-it.ru/.
29. Официальный сайт Мanagway.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа : bttp://www.managway.ru
30. Официальный сайт Versia.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://versia.ru/.
31. Официальный сайт «Коммерсант.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ЬЬр://коттещапЬтМос/3182864.
32. Официальный сайт «Портал о торговле в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.megamagnat.ru/.
33. Официальный сайт рекламного агентства «Панорама»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : ЬЬр://р-31.ш/.
34. Официальный сайт «СБИС - сеть деловых коммуникаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://sbis.ru/.
35. Официальный сайт «Телерадиокомпания «Мир Белогорья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://тпЬе1одогуа.т.
36. Официальный сайт «Справочник по полиграфии, упаковке и бумаге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://Ьоок.са1си^е.т/.
37. Официальный сайт типографии «Славянская» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ЬйрР/рпП-тадагт.ш/.
38. Официальный сайт Sum ШеИесШО. Ргорейу - Интеллектуальная собственность в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sumip.ru/.
39. Официальный сайт РР2В GROUP [Электронный ресурс]. - Режим доступа : HTTP://WWW.PR2B.RU/ .
40. Перция, В.М. Анатомия бренда [Текст] / В.М. Перция, Л.А. Мамлеева. - Санкт-Петербург : «Вершина», 2007. - 222 с.
41. Прохоров, А. Рынок справочных правовых систем в России [Электронный ресурс] // КомпьютерПресс. - 2005. - №7. - Режим доступа : http://compress.ru/artic1e.aspx?id=11424.
42. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : «ИНФРА-М», 2011. - 520 с.
43. Решетько, Н. И. Методы маркетингового анализа позиции бренда на рынке и оценка эффективности позиционирования [Текст] / Н.И. Решетько, Н. Ю. Вольфсон // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 35.
44. Рейтинг брендов - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.forbes.ru/rating-photoga11ery/336883-reyting-brendov-2017.
45. Русакова, О.Ф. PR-Диcкурc: Теоретико-методологический анализ [Текст] / О.Ф. Русаков, В.М. Русаков. - Екатеринбург : «УрО РАН», Институт международных связей, 2008. - 340 с.
46. Садовский, Л.И. Обзор рынка справочно-правовых систем России; история возникновения и развития СПС в России и в мире [Электронный ресурс] / Л.И. Садовский, А.В. Ветрова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №9. - С. 770-777. - Режим доступа : bttp://ibm6.bmstu.ru/assets/2016-09-ep-sadovskiy-vetrova.pdf.
47. Сафаргалиев, Э.Р. Товарная марка, торговый знак. Торговая марка как основа для формирования товарного бренда [Текст] / Э.Р. Сафаргалиев // Современные исследования социальных проблем. - 2011.
- №3. - том 7. - С. 35-36.
48. Справочник по лицензированию : методическое пособие [Текст] [Электронный ресурс]. - 16-е изд. - Москва : «НП ППП», 2016. - Режим доступа : bttp://www.appp.ru/nopirate/index.php.
49. Центр управления финансами [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ш^рЕ/сеП^-укт.
50. Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд: зарубежный учебник [Текст] / Л.Чернатони, М. МакДональд. - Пер. с англ. Еремин Б. - Москва : Издательство «Юнити-Дана», 2006. - 560 с.
51. Шведина, Е.Б. Товарный знак и бренд: семантика понятий и ее значение в управлении брендом [Электронный ресурс] / Е.Б. Шведина // «Экономика и управление». - 2011. - С. 118-123. - Режим доступа : bttp://ecsn.m/files/pdf/201110/201110_118.рё£
52. ВКК «Белэкспоцентр» Белгородской ТПП [Электронный ресурс].
- Режим доступа : bttp://www.belexpocentr.ru/.
53. Interbrand назвал самые дорогие бренды 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : bttps://adindex.ru/news/marketing/.pbtml.