Введение 5
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 8
1.1 Использование технологии автоматизированного тестирования в
подразделении 8
1.1.1 Технология автоматизированного тестирования 8
1.1.2 Организация обучения сотрудников подразделения технологии
автоматизированного тестирования 12
1.1.3 Электронные средства для обучения сотрудников подразделения .. 14
1.2 Анализ литературы, интернет-источников и аналогичных пособий по
теме работы 15
1.2.1 Анализ литературы 15
1.2.2 Анализ интернет-источников 18
1.2.3 Анализ стандартов 20
1.2.4 Анализ аналогичных учебных пособий 23
1.3 Требования, предъявляемые к электронным учебным пособиям 25
1.3.1 Понятие электронного учебного пособия и принципы его
разработки 25
1.3.2 Дидактические требования к электронным учебным пособиям 30
1.3.3 Методические требования к электронному учебному пособию 32
1.3.4 Эргономические требования к электронному учебному пособию ... 32
1.3.5 Требования к содержанию и оформлению электронных учебных
пособий 33
2 Описание электронного учебного пособия 37
2.1 Назначение и общая характеристика электронного учебного пособия .... 37
2.2 Структура и интерфейс электронного учебного пособия 39
2.4 Рекомендации по использованию электронного учебного пособия 48
2.5 Апробация пособия 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 57
В современном мире информационных технологий, когда большинство процессов автоматизировано, качество программного продукта очень важно. Совершая покупки через интернет, пользуясь системами дистанционного банковского обслуживания, оплачивая коммунальные услуги и мобильную связь, потребители не задумываются, какой сложный комплекс программных и аппаратных решений за этим стоит.
Для разработки сложных программных продуктов требуется большое количество сотрудников. Для оценки качества программного обеспечения всегда применяется целый комплекс мер, среди которых тестирование программного обеспечения (ПО) на предмет обнаружения ошибок — один из важнейших этапов.
Под тестированием понимается процесс анализа программного средства и сопутствующей документации с целью выявления дефектов и повышения качества продукта [15].
В условиях конкуренции и технического прогресса программные продукты постоянно обновляются, и, иногда не хватает человеческих ресурсов и времени, чтобы проверить корректную работу функционала от релиза к релизу.
Автоматизированное тестирование — это процесс проверки ПО, при котором основные функции и шаги теста (например, запуск, инициализация, реализация, выдача результата) выполняются автоматически с использованием инструментов автоматизированного тестирования.
Несколько лет назад от автоматизированного тестирования требовалось лишь исключение из рутинных проверок человека. Но в условиях быстрого изменения рынка число инженеров по автоматизированному тестированию растет.
На предприятии ООО «Информационные системы» в отделе сопровождения и технического контроля актуален вопрос автоматизации тестирования, в связи с тем, что объем работы увеличивается, а количество сотрудников остается прежним.
На предприятии отсутствует отдел, который занимает обучением, и сотрудникам необходимо обучаться самостоятельно. На поиск различной информации требуются значительные временные затраты, при этом источники ин-формации зачастую разрозненные. Единого бесплатного ресурса, в котором со-держится вся основная информация по теории тестирования, по инструментам автоматизации нет. В этих условиях обучение и повышение квалификации сотрудников в отделе сопровождения и технического контроля ООО «Информационные системы» реализуется в основном с помощью электронных ресурсов.
Одним из современных средств обучения является электронное учебное пособие, которое обладает рядом преимуществ:
• возможность постоянного обновления и дополнения информации;
• удобная навигация по разделам пособия;
• возможность наполнения мультимедийным и интерактивным контентом;
• возможность разработки тестов для самоконтроля.
В связи чем возникает необходимость в разработке такого электронного учебного пособия для обучения сотрудников отдела сопровождения и технического контроля ООО «Информационные системы» основам технологии разработки тестов для автоматизированного тестирования программного обеспечения.
Объект исследования — процесс обучения сотрудников подразделения сопровождения и технического контроля технологиям разработки тестов для автоматизированного тестирования.
Предметом исследования являются материалы для обучения сотрудников подразделения сопровождения и технического контроля технологиям разработки тестов для автоматизированного тестирования.
Цель работы — разработать электронное учебное пособие по теме «Технология разработки тестов для автоматизированного тестирования программного обеспечения» для обучения сотрудников подразделения сопровождения и технического контроля.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, интернет-источники по теме и аналогичные электронные пособия.
2. Проанализировать литературу и Интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
3. Спроектировать структуру и реализовать интерфейс электронного учебного пособия по теме «Технология разработки тестов для автоматизированного тестирования программного обеспечения».
4. Разработать пособие и провести его апробацию.
Целью выпускной квалификационной работы была разработка электронного учебного пособия по теме «Технология разработки тестов для автоматизированного тестирования программного обеспечения».
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники по теме тестирования и его автоматизации, выделены достоинства и недостатки используемых источников.
2. Проанализирована литература и интернет-источники для выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию. Выделены общие, методические, дидактические, эргономические требования к электронному учебному пособию.
3. Проанализированы стандарты по разработке электронного учебного пособия, по разработке программного обеспечения, по тестированию программного обеспечения.
4. Проведен анализ аналогичных учебных пособий, в результате которого было выявлено то, что ни одно из пособий не соответствует всем необходимым требованиям — в некоторых недостаточно данных, некоторые доступны только на коммерческой основе.
5. Спроектирована структура электронного учебного пособия с учетом проанализированных требований.
6. Реализован интерфейс электронного учебного пособия, элементы навигации.
7. Разработан теоретический блок, который наполнен необходимым кон-тентом, содержащим пять разделов.
8. Разработан практический блок, позволяющий получить начальные умения по написанию тестов.
9. Разработаны тестовые задания для самоконтроля уровня усвоения пройденного материала.
10. Проведена апробация разработанного электронного учебного пособия на предприятии ООО «Информационные системы» в отделе сопровождения и технического контроля.
Сотрудники, работавшие с электронным учебным пособием, отметили полезность изложенной в нем информации, а также возможность получения практических умений. Все замечания сотрудников были обработаны и учтены.
Разработанное электронное учебное пособие отвечает всем необходимым требованиям предприятия. Оно позволяет сформировать основные знания и умения для создания автотестов для ПО.
Пособие является бесплатным и в любой момент может быть дополнено новыми необходимыми материалами.
Таким образом задачи решены, поставленная цель достигнута.
1. Автоматизация тестирования с TestComplete [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://getbug.rU/testcomplete-avtomatizatsiya-testirovaniya/# i3 (дата обращения: 11.11.2018).
2. Автоматизация тестирования. Начало пути [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/223831/(дата обращения: 01.11.2018).
3. Автоматизированное тестирование при разработке ПО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://citforum.ru/programming/digest/testirova- nie/(дата обращения: 01.11.2018).
4. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения: учебное пособие [Текст] / Л. П. Бурцева. — Москва: ФЛИНТА: Наука, 2015. — 157 с.
5. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meganorm.ru/- Index2/1/4294824/4294824585.htm(дата обращения: 11.11.2018).
6. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем [Электронный ресурс].— Режим доступа:
http://internet-law.ru/gosts/gost/19032/(дата обращения: 11.11.2018).
7. ГОСТ Р 56920-2016/ISO/IEC/IEEE 29119-1:2013 Системная и программная инженерия. Тестирование программного обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200134996(дата обращения: 11.11.2018).
8. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200156826(дата обраще¬ния: 11.11.2018).
9. Как писать автотесты быстро [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://automation-remarks.com/2017/code-generation/index.html(дата обращения: 13.12.2018).
10. Как стать автоматизатором тестирования? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/253867/(дата обращения: 14.12.2018).
11. Качество программного обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://openquality.ru/software-testing/automation.php(дата обращения: 01.11.2018).
12. Клейн Т. Дневник охотника за ошибками. Путешествие через джунгли проблем безопасности программного обеспечения [Текст] / Т. Клейн. — пер. с англ. Киселев А.Н. — Москва: ДМК Пресс, 2013. — 240с.: ил.
13. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. И. Козлова. — Москва: Форум, 2013. — 207 с.
14. Криспин Л. Гибкое тестирование: практическое руководство для тестировщиков ПО и гибких команд [Текст] / Л. Криспин, Д. Грегори. — Москва: И.Д. Вильямс, 2016. — 464 с.
15. Куликов С. C. Тестирование программного обеспечения. Базовый курс [Текст] / С. С. Куликов. — Минск: Четыре четверти, 2017. — 312 с.
16. Мауль А. В. Дидактическая целесообразность применения компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] / А. В. Мауль // Инновационные педагогические технологии: материалы международной научной конференции. — Казань: Бук, 2014. — С. 300-302.
17. Методы разработки образовательных электронных ресурсов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cis.rudn.ru/doc/1754(дата обращения: 13.12.2018).
18. Обзор электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://saprr.narod.ru/elektron_uchebnik.htm(дата обращения: 13.12.2018).
19. Основы автоматизации тестирования web-приложений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://training.qatestlab.com/course/automated-testing/(дата обращения: 11.11.2018).
20. Практика написания тестов. Лекция Яндекса [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://m.habr.com/company/yandex/blog/346186/(дата обращения: 13.12.2018).
21. Принципы разработки электронного пособия [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://sites.google.com/site/mkelisdanij67/3-principy-
razrabotki-elektronnogo-posobia (дата обращения: 11.11.2018).
22. Про Тестинг — Тестирование Программного Обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.protesting.ru/automation/ practice/automation_ from_scratch.html (дата обращения: 01.11.2018).
23. Разработка электронного пособия [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://sites.google.com/site/razrabotkaelektronnogoposobia/home/trebovania-k- elektronnym-ucebnym-posobiam/metodiceskie-trebovania-k-eup (дата обращения: 11.11.2018).
24. Советы и рекомендации по развёртыванию процесса автоматизация
тестирования с нуля [Электронный ресурс]. — Режим
па: https://itnan.ru/post.php?c=1&p=275171(дата обращения: 13.12.2018).
25. Создание электронных учебников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/sG9bjXUsolQ.html(дата обращения: 13.12.2018).
26. Стратегия автоматизации тестирования для Agile-проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tproger.ru/translations/test-automation- strategy-for-agile-projects/(дата обращения: 13.12.2018).
27. Топ 10 инструментов автоматизации тестирования 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://habr.com/post/342234/ (дата обращения: 01.11.2018).
28. Уиттакер Дж. Как тестируют в Google. [Текст] / Дж. Уиттакер, Дж. Арбон, Дж. Каролло. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 320 с.
29. Java — Учебник для начинающих программистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://proglang.su/java(дата обращения: 13.12.2018).
30. Selenium Webdriver [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kreisfahrer.gitbooks.io/selenium-webdriver/content/index.html(дата обращения: 13.12.2018).
31. Selenium WebDriver + Java для начинающих [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://www. udemy.com/selenium-webdriver-and-j ava-for-
beginners/ (дата обращения: 13.12.2018).
32. Software-Testing.Ru— Автотесты — это круто, пока они не требуют ресурсов атомной электростанции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://software-testing.ru/library/testing/testing-automation/2897-test-automation-is-great (дата обращения: 01.11.2018).
33. TurboSite [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://brullworfel.ru/turbosite/(дата обращения: 11.11.2018).
34. World Quality Report 2017-18 - 9TH EDITION [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sogeti.com/explore/reports/world-quality-re- port-2017-2018/ (дата обращения: 11.11.2018).