ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS
|
Введение 5
1 Анализ учебно-методической документации по междисциплинарному
курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами» 7
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 7
1.1.1 Профессиональная деятельность выпускников 7
1.1.2 Функциональная карта профессиональной деятельности 8
1.2 Анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное
обеспечение управления и архивоведение» 8
1.3 Анализ программы профессионального модуля «Осуществление
документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов» 9
1.3.1 Область применения программы 9
1.3.2 Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения
модуля 10
1.3.3 Структура и содержание профессионального модуля 11
1.3.4 Содержание и тематическое планирование междисциплинарного
курса 12
1.4 Общая характеристика раздела «Создание сложных электронных
документов в прикладных программах. Microsoft Excel» 12
2 Лабораторный практикум по основам программирования на языке Visual
Basic for Applications 15
2.1 Анализ литературы и интернет-источников по основам
программирования на языке Visual Basic for Applications 15
2.2 Структура и содержание лабораторного практикума 28
2.2.1 Разделы практикума 28
2.2.2 Общая структура практикума 30
2.2.3 Содержание блока теории 31
2.2.4 Содержание практических заданий 32
2.2.5 Содержание блока «Бонус» 47
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение 62
1 Анализ учебно-методической документации по междисциплинарному
курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами» 7
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 7
1.1.1 Профессиональная деятельность выпускников 7
1.1.2 Функциональная карта профессиональной деятельности 8
1.2 Анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное
обеспечение управления и архивоведение» 8
1.3 Анализ программы профессионального модуля «Осуществление
документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов» 9
1.3.1 Область применения программы 9
1.3.2 Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения
модуля 10
1.3.3 Структура и содержание профессионального модуля 11
1.3.4 Содержание и тематическое планирование междисциплинарного
курса 12
1.4 Общая характеристика раздела «Создание сложных электронных
документов в прикладных программах. Microsoft Excel» 12
2 Лабораторный практикум по основам программирования на языке Visual
Basic for Applications 15
2.1 Анализ литературы и интернет-источников по основам
программирования на языке Visual Basic for Applications 15
2.2 Структура и содержание лабораторного практикума 28
2.2.1 Разделы практикума 28
2.2.2 Общая структура практикума 30
2.2.3 Содержание блока теории 31
2.2.4 Содержание практических заданий 32
2.2.5 Содержание блока «Бонус» 47
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение 62
Применение компьютеров в разных направлениях и производствах, послужило толчком для развития языков программирования, а различная специфика отраслей применения определили их многообразие.
Именно поэтому темы создания электронных учебных пособий на сегодняшний день актуальны и интересны для ознакомления или более глубокого изучения материала.
Профессиональный программист не может быть ограничен одним алгоритмическим языком. Он должен иметь возможность выбирать язык программирования наиболее «удобный» и максимально удовлетворяющий условиям поставленной задачи. Если нужно написать небольшую быстродействующую программу для микроконтроллера, то выбор, скорее всего, будет остановлен на ассемблере. Если микроконтроллерная программа не столь критична ко времени, то ее удобнее всего написать на языке С. Если нужно выполнить разработку какой-то достаточно сложной многомодульной системы для компьютера, то обычно пользуются объектно-ориентированными языками программирования, такими как С++ или С#. Если программируются интернет-приложения, то используют PHP, Perl или Java. Если необходимо обрабатывать и анализировать большие объемы научных данных, то современная тенденция подсказывает использование языка Python. В нашем же случае, при необходимости автоматизировать обработку данных в Microsoft Excel или Word, наиболее удобным является язык Visual Basic for Applica¬tions (VBA). Электронные таблицы Microsoft Excel разрабатывались для упрощения обработки больших объемов числовых данных, для выполнения рутинных операций и наглядного представления результатов вычислений. Даже неподготовленный пользователь может, пользуясь простыми формулами, выполнять бухгалтерские, статистические операции. Используя особенности продуктов MS Office, при помощи VBA, можно автоматизировать решение практически любой задачи, связанной с этим пакетом программ.
Поскольку печатные издания все чаще переводятся в электронный формат, преподаватели и студенты предпочитают работать с электронными носителями информации. Отсутствие упорядоченной информации, доступной всем студентам и преподавателям вуза в виде единой базы учебных материалов, также подтверждает актуальность работы. Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна ещё и потому, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)фактически обязывают использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии (ИКТ).
Объектом исследования является процесс обучения студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всех форм обучения.
Предметом исследования является содержание учебного материала по разделу «Создание сложных электронных документов в прикладных программах Microsoft Excel» междисциплинарного курса 03.03 «Организация работы с электронными документами».
Таким образом, целью данной работы является разработка лабораторного практикума по основы программирования на VBA в приложении Mi-crosoft Excel.
В соответствие с поставленной целью, определены следующие задачи:
• проанализировать учебно-методическую документации по междисциплинарному курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами»;
• проанализировать литературу и интернет-источники по основам программирования на VBA;
• разработать структуру, интерфейс и содержание лабораторного практикума;
• наполнить лабораторный практикум учебными материалами.
Именно поэтому темы создания электронных учебных пособий на сегодняшний день актуальны и интересны для ознакомления или более глубокого изучения материала.
Профессиональный программист не может быть ограничен одним алгоритмическим языком. Он должен иметь возможность выбирать язык программирования наиболее «удобный» и максимально удовлетворяющий условиям поставленной задачи. Если нужно написать небольшую быстродействующую программу для микроконтроллера, то выбор, скорее всего, будет остановлен на ассемблере. Если микроконтроллерная программа не столь критична ко времени, то ее удобнее всего написать на языке С. Если нужно выполнить разработку какой-то достаточно сложной многомодульной системы для компьютера, то обычно пользуются объектно-ориентированными языками программирования, такими как С++ или С#. Если программируются интернет-приложения, то используют PHP, Perl или Java. Если необходимо обрабатывать и анализировать большие объемы научных данных, то современная тенденция подсказывает использование языка Python. В нашем же случае, при необходимости автоматизировать обработку данных в Microsoft Excel или Word, наиболее удобным является язык Visual Basic for Applica¬tions (VBA). Электронные таблицы Microsoft Excel разрабатывались для упрощения обработки больших объемов числовых данных, для выполнения рутинных операций и наглядного представления результатов вычислений. Даже неподготовленный пользователь может, пользуясь простыми формулами, выполнять бухгалтерские, статистические операции. Используя особенности продуктов MS Office, при помощи VBA, можно автоматизировать решение практически любой задачи, связанной с этим пакетом программ.
Поскольку печатные издания все чаще переводятся в электронный формат, преподаватели и студенты предпочитают работать с электронными носителями информации. Отсутствие упорядоченной информации, доступной всем студентам и преподавателям вуза в виде единой базы учебных материалов, также подтверждает актуальность работы. Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна ещё и потому, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)фактически обязывают использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии (ИКТ).
Объектом исследования является процесс обучения студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всех форм обучения.
Предметом исследования является содержание учебного материала по разделу «Создание сложных электронных документов в прикладных программах Microsoft Excel» междисциплинарного курса 03.03 «Организация работы с электронными документами».
Таким образом, целью данной работы является разработка лабораторного практикума по основы программирования на VBA в приложении Mi-crosoft Excel.
В соответствие с поставленной целью, определены следующие задачи:
• проанализировать учебно-методическую документации по междисциплинарному курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами»;
• проанализировать литературу и интернет-источники по основам программирования на VBA;
• разработать структуру, интерфейс и содержание лабораторного практикума;
• наполнить лабораторный практикум учебными материалами.
При выполнении выпускной квалификационной работы была проанализирована учебно-программная документация специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» в разрезе профессионального модуля МДК.03.03 «Организация работы с электронными документами»
Подробно был рассмотрен федеральный государственный стандарт по специальности, в котором были выделены:
• область профессиональной деятельности выпускника;
• объекты профессиональной деятельности выпускника;
• виды профессиональной деятельности выпускника;
• функциональная карта профессиональной деятельности;
• содержательные компоненты образовательной программы.
Проведен анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для междисциплинарного курса МДК.03.03 «Организация работы с электронными документами» и определены:
• сроки освоения междисциплинарного курса;
• форма итогового контроля;
• продолжительность освоения МДК;
• междисциплинарные связи.
Проведен анализ программы профессионального модуля ПМ. 03 «Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов», для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», в котором рассмотрены следующие вопросы:
• область применения профессиональной программы;
• цели и задачи модуля;
• тематический план профессионального модуля;
• содержание и тематическое планирование МДК.
А также структура и содержание профессионального модуля, состоящего из трех разделов. Это МДК. 03.01. «Информационные технологии в документационном обеспечении управления (ДОУ) и архивном деле», МДК.03.02. «Методика рационализации документационного обеспечения управления и архивного дела» и МДК.03.03. «Организация работы с электронными документами». Определены: период обучения, объем часов, форма итогового контроля, длительность, межпредметные связи.
Дана общая характеристика темы «Создание сложных электронных документов в прикладных программах. Microsoft Excel» —знания и умения учащихся, которые необходимо получить в результате изучения темы.
Разработан лабораторный практикум по теме «Основы программирования на языке Visual Basic for Applications». В составе лабораторного практикума сформирован блок «Теория», содержащий 15 теоретических разделов и блок «Практика», состоящий из 9 уроков на разные темы и одной контрольной работы. Каждый урок содержит цель, теоретическую часть, практическую часть и задание для самостоятельного выполнения. Также, в составе практикума дополнительный блок «Бонус», имеющий в своем составе несколько готовых программ с открытым кодом.
Разработана программа тестирования на языке VBA, которая так же выложена в блоке «Бонус».
Таким образом, поставленные задачи в выпускной квалификационной работе были выполнены, цель работы достигнута.
Подробно был рассмотрен федеральный государственный стандарт по специальности, в котором были выделены:
• область профессиональной деятельности выпускника;
• объекты профессиональной деятельности выпускника;
• виды профессиональной деятельности выпускника;
• функциональная карта профессиональной деятельности;
• содержательные компоненты образовательной программы.
Проведен анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для междисциплинарного курса МДК.03.03 «Организация работы с электронными документами» и определены:
• сроки освоения междисциплинарного курса;
• форма итогового контроля;
• продолжительность освоения МДК;
• междисциплинарные связи.
Проведен анализ программы профессионального модуля ПМ. 03 «Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов», для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», в котором рассмотрены следующие вопросы:
• область применения профессиональной программы;
• цели и задачи модуля;
• тематический план профессионального модуля;
• содержание и тематическое планирование МДК.
А также структура и содержание профессионального модуля, состоящего из трех разделов. Это МДК. 03.01. «Информационные технологии в документационном обеспечении управления (ДОУ) и архивном деле», МДК.03.02. «Методика рационализации документационного обеспечения управления и архивного дела» и МДК.03.03. «Организация работы с электронными документами». Определены: период обучения, объем часов, форма итогового контроля, длительность, межпредметные связи.
Дана общая характеристика темы «Создание сложных электронных документов в прикладных программах. Microsoft Excel» —знания и умения учащихся, которые необходимо получить в результате изучения темы.
Разработан лабораторный практикум по теме «Основы программирования на языке Visual Basic for Applications». В составе лабораторного практикума сформирован блок «Теория», содержащий 15 теоретических разделов и блок «Практика», состоящий из 9 уроков на разные темы и одной контрольной работы. Каждый урок содержит цель, теоретическую часть, практическую часть и задание для самостоятельного выполнения. Также, в составе практикума дополнительный блок «Бонус», имеющий в своем составе несколько готовых программ с открытым кодом.
Разработана программа тестирования на языке VBA, которая так же выложена в блоке «Бонус».
Таким образом, поставленные задачи в выпускной квалификационной работе были выполнены, цель работы достигнута.



