Введение 5
1 Анализ учебно-методической документации по междисциплинарному
курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами» 7
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 7
1.1.1 Профессиональная деятельность выпускников 7
1.1.2 Функциональная карта профессиональной деятельности 8
1.2 Анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное
обеспечение управления и архивоведение» 8
1.3 Анализ программы профессионального модуля «Осуществление
документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов» 9
1.3.1 Область применения программы 9
1.3.2 Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения
модуля 10
1.3.3 Структура и содержание профессионального модуля 11
1.3.4 Содержание и тематическое планирование междисциплинарного
курса 12
1.4 Общая характеристика раздела «Создание сложных электронных
документов в прикладных программах. Microsoft Excel» 12
2 Лабораторный практикум по основам программирования на языке Visual
Basic for Applications 15
2.1 Анализ литературы и интернет-источников по основам
программирования на языке Visual Basic for Applications 15
2.2 Структура и содержание лабораторного практикума 28
2.2.1 Разделы практикума 28
2.2.2 Общая структура практикума 30
2.2.3 Содержание блока теории 31
2.2.4 Содержание практических заданий 32
2.2.5 Содержание блока «Бонус» 47
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение 62
Применение компьютеров в разных направлениях и производствах, послужило толчком для развития языков программирования, а различная специфика отраслей применения определили их многообразие.
Именно поэтому темы создания электронных учебных пособий на сегодняшний день актуальны и интересны для ознакомления или более глубокого изучения материала.
Профессиональный программист не может быть ограничен одним алгоритмическим языком. Он должен иметь возможность выбирать язык программирования наиболее «удобный» и максимально удовлетворяющий условиям поставленной задачи. Если нужно написать небольшую быстродействующую программу для микроконтроллера, то выбор, скорее всего, будет остановлен на ассемблере. Если микроконтроллерная программа не столь критична ко времени, то ее удобнее всего написать на языке С. Если нужно выполнить разработку какой-то достаточно сложной многомодульной системы для компьютера, то обычно пользуются объектно-ориентированными языками программирования, такими как С++ или С#. Если программируются интернет-приложения, то используют PHP, Perl или Java. Если необходимо обрабатывать и анализировать большие объемы научных данных, то современная тенденция подсказывает использование языка Python. В нашем же случае, при необходимости автоматизировать обработку данных в Microsoft Excel или Word, наиболее удобным является язык Visual Basic for Applica¬tions (VBA). Электронные таблицы Microsoft Excel разрабатывались для упрощения обработки больших объемов числовых данных, для выполнения рутинных операций и наглядного представления результатов вычислений. Даже неподготовленный пользователь может, пользуясь простыми формулами, выполнять бухгалтерские, статистические операции. Используя особенности продуктов MS Office, при помощи VBA, можно автоматизировать решение практически любой задачи, связанной с этим пакетом программ.
Поскольку печатные издания все чаще переводятся в электронный формат, преподаватели и студенты предпочитают работать с электронными носителями информации. Отсутствие упорядоченной информации, доступной всем студентам и преподавателям вуза в виде единой базы учебных материалов, также подтверждает актуальность работы. Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна ещё и потому, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)фактически обязывают использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии (ИКТ).
Объектом исследования является процесс обучения студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всех форм обучения.
Предметом исследования является содержание учебного материала по разделу «Создание сложных электронных документов в прикладных программах Microsoft Excel» междисциплинарного курса 03.03 «Организация работы с электронными документами».
Таким образом, целью данной работы является разработка лабораторного практикума по основы программирования на VBA в приложении Mi-crosoft Excel.
В соответствие с поставленной целью, определены следующие задачи:
• проанализировать учебно-методическую документации по междисциплинарному курсу 03.03 «Организация работы с электронными документами»;
• проанализировать литературу и интернет-источники по основам программирования на VBA;
• разработать структуру, интерфейс и содержание лабораторного практикума;
• наполнить лабораторный практикум учебными материалами.
При выполнении выпускной квалификационной работы была проанализирована учебно-программная документация специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» в разрезе профессионального модуля МДК.03.03 «Организация работы с электронными документами»
Подробно был рассмотрен федеральный государственный стандарт по специальности, в котором были выделены:
• область профессиональной деятельности выпускника;
• объекты профессиональной деятельности выпускника;
• виды профессиональной деятельности выпускника;
• функциональная карта профессиональной деятельности;
• содержательные компоненты образовательной программы.
Проведен анализ учебного плана по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для междисциплинарного курса МДК.03.03 «Организация работы с электронными документами» и определены:
• сроки освоения междисциплинарного курса;
• форма итогового контроля;
• продолжительность освоения МДК;
• междисциплинарные связи.
Проведен анализ программы профессионального модуля ПМ. 03 «Осуществление документационного обеспечения управления и архивного дела с использованием программных средств учета, хранения, обработки и поиска документов», для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», в котором рассмотрены следующие вопросы:
• область применения профессиональной программы;
• цели и задачи модуля;
• тематический план профессионального модуля;
• содержание и тематическое планирование МДК.
А также структура и содержание профессионального модуля, состоящего из трех разделов. Это МДК. 03.01. «Информационные технологии в документационном обеспечении управления (ДОУ) и архивном деле», МДК.03.02. «Методика рационализации документационного обеспечения управления и архивного дела» и МДК.03.03. «Организация работы с электронными документами». Определены: период обучения, объем часов, форма итогового контроля, длительность, межпредметные связи.
Дана общая характеристика темы «Создание сложных электронных документов в прикладных программах. Microsoft Excel» —знания и умения учащихся, которые необходимо получить в результате изучения темы.
Разработан лабораторный практикум по теме «Основы программирования на языке Visual Basic for Applications». В составе лабораторного практикума сформирован блок «Теория», содержащий 15 теоретических разделов и блок «Практика», состоящий из 9 уроков на разные темы и одной контрольной работы. Каждый урок содержит цель, теоретическую часть, практическую часть и задание для самостоятельного выполнения. Также, в составе практикума дополнительный блок «Бонус», имеющий в своем составе несколько готовых программ с открытым кодом.
Разработана программа тестирования на языке VBA, которая так же выложена в блоке «Бонус».
Таким образом, поставленные задачи в выпускной квалификационной работе были выполнены, цель работы достигнута.
1. Андронов А. А. Бесплатные уроки по Microsoft Excel и MS Word от Антона Андронова. Самоучитель по Excel VBA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://office-guru.ru/excel/samouchitel-po-excel-vba-453.html(дата обращения: 12.12.2018).
2. Андронов А. А. Самоучитель по Excel VBA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://googleads.g.doubleclick.net/pagead/ads(дата обращения: 12.12.2018).
3. Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ozon.ru/- context/-detail/id/19465284(дата обращения: 12.12.2018).
4. Василькова И. В. Основы информационных технологий в Microsoft Office 2010. Практикум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/19465284(дата обращения: 12.12.2018).
5. Веденеева Е. А. Функции и формулы Excel 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vanila.org/viewtopic.php?t=866259(дата обращения: 12.12.2018).
6. Вендров A. M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст]: учебник / А. М. Вендеров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Финансы и статистика, 2005. — 544 с.
7. Вендров А. М. Современные методы и средства проектирования ин-формационных систем [Текст] / А. М. Вендеров. — Москва: Финансы и статистика, 1998. — 176 с.
8. Гандерлой М. Автоматизация Microsoft Access с помощью VBA. [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.williamspublishing.com/- Books/5-8459-0959-7.html(дата обращения: 12.12.2018).
9. Гарнаев А. Ю. Самоучитель VBA [Текст] / А. Ю. Гарнаев. — Санкт- Петербург: Питер, 2000. — 512 с.
10. Грат М. Программирование на Visual Basic для начинающих [Электронный ресурс]. — http://load-knigi.com/4960-mayk-makgrat-programmirova- nie-na-visual-basic(дата обращения: 16.01.2019).
11. Кильдишов В. Д. Использование приложения Microsoft Excel для моделирования различных задач. Практическое пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/30944533- /19465284 (дата обращения: 12.12.2018).
12. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / И. А. Колесникова. — 3-е изд. — Москва: Академия, 2008. — 285 с.
13. Кудрявцев Н. Г. Программирование на VBA Microsoft Excel [Электронный ресурс]. — Режим доступа: robionika.ru>uploads/files/-book- vba.pdf (дата обращения: 12.12.2018).
14. Кузин А. В. Основы работы в Microsoft Office 2013 [Текст]: учебное пособие / А. В. Кузин, Е. В. Чумакова. — Москва: Инфра-Форум, 2015. — 160 c.
15. Мельников П. П. Компьютерные технологии в экономике [Текст]: учебное пособие / П. П. Мельников. — Москва: КноРус, 2015. — 224 c.
16. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е. В. Михеева. — Москва: Академия, 2010. — 379 с.
17. Могилев А. В. Практикум по информатике [Текст]:учебное пособие для вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2009. — 608 с.
18. Сайт «Инфоурок». Раздел «Электронные таблицы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/konspekti-po-ms-ecel- 937251.html(дата обращения: 12.12.2018).
19. Сайт «Мегаобучалка». Раздел «Спецификация учебных элементов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://megaobuchal- ka.ru/5/11994.html(дата обращения: 12.12.2018).
20. Слепцова Л. Д. Программирование на VBA и Microsoft Office 2010. Самоучитель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://excelvba.ru- /books/З (дата обращения: 12.12.2018).
21. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений [Текст] / М. Смикиклас. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 152 c.
22. Стоцкий Ю. А. Самоучитель Office 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://knigovodstvo.ru/book/504/(дата обращения: 12.12.2018).
23. Уокенбах Д. Excel 2013. Профессиональное программирование на VBA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ozon.ru/context- /detail/id/27367167/(дата обращения: 12.12.2018).
24. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tk34.mskobr.ru/files/docs/fgos/460201dou.pdf(дата обращения: 12.12.2018).
25. Харвей Г. Microsoft Excel 2013 для чайников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://load-knigi.com/5816-greg-harvey-excel-2010- 2016-dlya-chaynikov-2013-2016-pdf.html/(дата обращения: 12.12.2018).
26. Хорев В. Д. Самоучитель программирования на VBA в Microsoft Office [Текст] /В. Д. Хорев. — Киев: Юниор, 2001. — 320 с.
27. Шимон Б. Основы финансов с примерами в EXCEL [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/-id/-
24763889/ (дата обращения: 12.12.2018).
28. Эйткен П. Интенсивный курс программирования в Excel за выходные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kachat-knigi.ru/excel- uchebnik/2011-01-22-Intensivnyj-kurs-programmirovaniya-Excel.htm(дата об-ращения: 12.12.2018).
29. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. Е. Эрганова. — Москва: Академия, 2007. — 159 с.
30. Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Эрганова, М. Г. Шалунова, Л. В. Колясникова. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. — 89 с.