Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение фразеологизмов на уроках русского языка (Смоленский государственный университет)

Работа №146609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Фразеологизмы как предмет изучения в курсе русского языка в современной школе
1.1. Понятие о фразеологии и фразеологизмах
1.2. Цели и принципы изучения фразеологизмов на уроках русского языка.
1.3. Фразеологизмы в современных УМК по русскому языку.
Глава II. Методические аспекты изучения фразеологии на уроках русского языка.
2.1. Приемы работы с фразеологизмами (анализ методического аппарата учебников).
2.2. Методические рекомендации по изучению фразеологизмов на уроках русского языка.
Заключение
Список использованных источников

Наша речь - это неотъемлемая часть наших коммуникаций, которая играет важную роль в нашей жизни. Каждый из нас стремится развивать умение говорить грамотно и красиво, так как это помогает нам не только общаться эффективно, но и добиваться успеха в различных областях.
Само по себе бессильное слово приобретает силу, если оно произносится умело, искренне и в нужный момент. Развитие речи человека – это процесс освоения языка, использования его как инструмента для понимания мира, усвоения общего человеческого опыта, а также как средства общения и взаимодействия с другими людьми.
Эволюция речи является сложным и креативным процессом, который включает в себя развитие гибкости, точности, выразительности и разнообразия. В начальной школе важно достичь определенного уровня речевых навыков у детей и затем продолжать совершенствовать их, повышать культуру высказывания и раскрывать все возможности языка, включая фразеологические единицы, которые делают речь более живой и выразительной.
Развитие речи имеет три основные составляющие: работа с отдельными словами, работа с фразами и предложениями, работы над связной речью. Изучение лексики и фразеологии играет важную роль в обучении учеников и помогает им развивать речевые навыки. Особенно важно это в школьном возрасте, когда дети активно учатся новым словам и фразам.
Согласно К. Д. Ушинскому, развитие внимания к слову является первым шагом к формированию культурной речи учеников. Эта проблема становится все более актуальной, так как на занятиях литературы и русским языком все чаще встречаются слабые ответы в отношении лексического понимания. Необходимо активизировать лексико-фразеологический опыт учеников с помощью эффективных методов, позволяющих им понимать значение новых слов и выражений, а также умело и точно использовать их в собственной речи.
Важность этого исследования объясняется тем, что в настоящее время одной из основных целей образования является развитие коммуникативных навыков учащихся. Фразеологические обороты играют значительную роль в речи, обогащая её и делая более живой и яркой.
Исследование фразеологии остается актуальным направлением в современной лингвистике. Различные исследователи акцентируют внимание на разных аспектах: Д.Ю. Колесникова [Колесникова Д.Ю., 2021] считает, что изучение фразеологизмов является эффективным инструментом развития языковой компетенции. Е.А. Бурцева [Бурцева Е.А., 2020] фокусируется на этимологии фразеологизмов, анализируя их происхождение. С.Г. Панькова [Панькова С.Г., 2016] подчеркивает важность культурного контекста, заложенного в устойчивых сочетаниях слов. Она исследует лингвокультурологический аспект фразеологии, рассматривая внутреннюю форму фразеологизма как носитель культурных значений.
Цель исследования заключается в описании методов изучения и в проверке эффективности набора упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся за счет усвоения фразеологизмов на уроках русского языка.
Объект исследования - исследование посвящено процессу расширения словарного запаса и улучшения речи учеников с использованием фразеологических выражений и оборотов в школьной программе.
Предмет исследования – методы изучения фразеологизмов на уроках русского языка, комплекс речевых упражнений включает в себя задания на:
- выявление фразеологических единиц;
- их интерпретацию;
- использование фразеологизмов при написании собственных текстов.
Задачи исследования:
- провести обзор лингвистических и психолого-педагогических материалов по проблеме исследования.
- изучить учебно-методический комплекс по русскому языку с целью выявления учебных приемов, связанных с изучением темы "Фразеология. Фразеологизмы"
- разработать комплекс упражнений для изучения фразеологии и обогащения словарного запаса учащихся.
- изучить актуальные тенденции в развитии фразеологии русского языка.
- разработать методические рекомендации по применению различных приемов изучения фразеологии на уроках русского языка в 5-6 и 9-11 классах.
Гипотеза: если в процессе обучения использовать задания, которые помогут школьникам выявлять, интерпретировать и использовать фразеологические единицы при создании своих собственных текстов, то уровень знаний, осознанности и навыков использования фразеологизмов учащихся значительно повысится.
Методы исследования включают:
1. Теоретические методы, такие как анализ специализированной литературы и нормативных документов в области психологии и педагогики.
2. Практические методы, включающие проведение диагностических исследований, статистическую обработку данных, а также разработку набора методов и приемов для изучения определенной темы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных результатов учителями русского языка при преподавании раздела «Фразеология».
Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были
сделаны следующие выводы.
1. Фразеологические обороты – достаточно большой пласт языка,
который является отражением народной культуры и общественной жизни
социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием
общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в
обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и
неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию
и изучению фразеологизмов.
2. Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК
по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой
фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией
М.Т. Баранова и А.Д. Шмелева фразеологические обороты рассматриваются
в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной
теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их
в своей речи, умение определять происхождение и источники
фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний.
Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы
обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и
исследовательский.
3. Нами был проанализирован и обобщен педагогический опыт по
изучению данной темы, который позволяет заключить, что учителя
используют разнообразные методы и приемы при изучении фразеологизмов.
Однако, опрос учителей русского языка показал, что фразеологические
обороты в своей речи школьники используют нечасто, причем не всегда
используют их правильно.
4. Нами был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся
9-11 классов с целью выявить существующие трудности при выполнении

экзаменационных заданий с фразеологическими оборотами. Результаты
исследования позволяют заключить, что к наиболее частым ошибкам в
заданиях с фразеологическими оборотами у старшеклассников относятся
такие ошибки, как нарушение структуры фразеологизма, неумение видеть
фразеологизм в тексте, неумение отличать фразеологизм от других средств
выразительности.
5. Результатом нашей работы стала разработка эффективных приемов,
которые могут быть использованы учителями русского языка при изучении
темы «Фразеология. Фразеологизмы». Предложенные приемы работы
направлены на обогащение фразеологического багажа учащихся, повышение
уровня знаний по изучаемой теме и формирование умения использовать
фразеологические обороты в своей речи. Кроме того, методическая
разработка нацелена на успешное выполнение заданий с фразеологическими
оборотами, которые включены в контрольно-измерительные материалы
государственной итоговой аттестации.



1) Антонов В.П., Гончаров А.М., Щербакова Е.И. Изучение фразеологии в средней школе: сопоставительный анализ учебно-методических комплексов по русскому языку //Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова – 2014 – №7.-с.101-111;
2) Воителева Т.М. Теория и методика обучения русского языка. – М.: Просвещение, 2016. – 65 с.
3) Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе: пособие для учителя. – М.: Министерство просвещения РСФСР, 1963. – 151 с.
4) Носкова Н.Ю. Новые подходы к преподаванию фразеологии в школе //Начальная школа плюс до и после. – 2014. –№ 4. – С. 90-93
5) Открытая методика В.Г. Маранцмана и современное гуманитарное знание: сборник научных докладов и статей по итогам II Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А.И. Герцена, 19-20 октября 2017). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. – 273 с.
6) Федоров А.И. Русская фразеология и ее изучение по источникам: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Л., 1973. – 32
7. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс :Р89 пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранови др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2019
8. Русский язык [Текст] : учебник для 6 класса общеобразовательных организаций : в двух частях / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева и др. ; под редакцией академика Российской академии образования Е. А. Быстровой. - 6-е изд. - Москва : Русское слово, 2014.
9. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / [А. Д. Шмелев и др.] ; под ред. А. Д. Шмелева. - Москва : Вентана-Граф, 2013
10. Телия В.Н. Фразеология. В кн.: Общее языкознание: Внутренняяструктура языка.– Москва : Наука, 1972, – С.456-555.
11. Виноградов В. В. Об основных типах фразеологических единиц.Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М. : Школа «Языкирусской культуры», 2006. – С.162-189
12. Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка / Д.Э.Розенталь, В.В. Краснянский. М.: Оникс, 2008. - 624 с
13. Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка / Н.М.Шанский.- М.: Высшая школа, 2005
14. Кунин, А.В. Англо-русский фразеологический словарь: Около 20000 фразеологических единиц / А.В. Кунин.- М.: Просвещение, 2012
15. Комиссаров В.Н. Введение в современное переводоведение:Учебное пособие . – M.:, 2013
16. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии– Москва :Просвещение, 1963.
17. https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
18. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе Пособие для учителя. - Москва : Учпедгиз, 1963
19. Носкова, Н. Ю. Новые подходы к преподаванию фразеологии в школе – 2014
20. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русского языка. -М.: Просвещение, 2016
21. Панькова, С.Г. Лингвокультурологический аспект изучения фразеологизмов на уроках русского языка / С.Г. Панькова // Наука, образование и культура. – 2016. – № 12 (15). – С. 84–87
22. Сборник упражнений по русскому языку : учебное пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений / М.Л. Гордиевская,М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под редакцией М.Л.Каленчук, Л.Л. Касаткина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005.– 304 с. ISBN 5-7695-1558-9.
23. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русскогоязыка : учебное пособие / М.Т. Баранов. – Москва : Просвещение, 1988. – 191с.
24. Бондаренко, М.А. Приемы организации уроков при изучениифразеологии / М.А. Бонадренко // Русский язык в школе. – 2016. – №9. С. 22–28
25. Яранцев, Р. И. Русская фразеология : словарь-справочник / Р. И.Яранцев. – Москва : Дрофа, 2008.
26. Бурцева, Е.А. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка сточки зрения их происхождения / Е.А. Бурцева, В.В. Шамагулова //Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма :Материалы международной научно-практической конференции /Международный центр научного партнерства «Новая наука». –Петрозаводск, 2020. – С.176–181
27. Сборник упражнений по русскому языку : учебное пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений / М.Л. Гордиевская,М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под редакцией М.Л.Каленчук, Л.Л. Касаткина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005
28. Панькова, С.Г. Лингвокультурологический аспект изученияфразеологизмов на уроках русского языка / С.Г. Панькова // Наука,образование и культура. – 2016. – № 12 (15). – С. 84–87.
29. Колесникова, Д.Ю. Формирование языковой компетенцииучащихся на уроках русского языка на примере изучения фразеологизмов /Д.Ю. Колесникова // Проблемы и тенденции научных преобразований вусловиях трансформации общества : Материалы международной научнопрактической конференции / Общество с ограниченной ответственностью«Агентство международных исследований». – Воронеж, 2021. – С.57–60.
30. Введенская, Л. А. Методические указания к факультативному курсу
«Лексика и фразеология русского языка» : учебное пособие / Л. А.
Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев. – Москва : Просвещение, 1983.
– 143 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ