Внешняя политика малого государства (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
|
Работа сделана на примере Республики Армения.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО 7
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1.Внешнеполитические ресурсы Республики Армения в контексте понятия «малого» государства 7
1.2.Основные направления внешней политики Армении 18
2.РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 30
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИКОЛО ПАШИНЯНА 30
2.1.Взаимодействие Республики Армения и Российской Федерации в рамках постсоветского пространства 30
2.2.Проблемы и перспективы сотрудничества Республики Армения с Российской Федерацией 40
3.ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР 51
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ 51
3.1.Американский вектор во внешней политике Армении 51
3.2.Интеграционная внешнеполитическая деятельность по линиям Армения-НАТО и Армения-ЕС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО 7
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1.Внешнеполитические ресурсы Республики Армения в контексте понятия «малого» государства 7
1.2.Основные направления внешней политики Армении 18
2.РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 30
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИКОЛО ПАШИНЯНА 30
2.1.Взаимодействие Республики Армения и Российской Федерации в рамках постсоветского пространства 30
2.2.Проблемы и перспективы сотрудничества Республики Армения с Российской Федерацией 40
3.ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР 51
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ 51
3.1.Американский вектор во внешней политике Армении 51
3.2.Интеграционная внешнеполитическая деятельность по линиям Армения-НАТО и Армения-ЕС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
В настоящее время в ходе развития международных отношений акторы, вступающие в этот сложный процесс, придерживаются определенных принципов, которые чаще всего заложены в их внешней политике. Внешнеполитическая деятельность любого государства является значимой сферой, поскольку её реализация ярко демонстрирует принципы, которых страна придерживается в процессе международного сотрудничества, цели и задачи, которые необходимо воплотить на международной арене, стратегические приоритеты внешнеполитического курса, а также показывает какими внешнеполитическими ресурсами обладает страна. В связи с этим изучение внешней политики считается сложным процессом, поскольку для её полного понимания необходимо подробно рассматривать её составные элементы.
Республика Армения – христианская страна с древними традициями и аутентичной культурой. Это бывшая советская республика, страна является близким партнером Российской Федерации в Закавказье. Кроме того, Армения также взаимодействует с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Запад стремится укрепить свои позиции не только в Республике Армения, но и во всем регионе, поскольку постсоветское пространство является полем для геополитической конфронтации с Россией.
В настоящее время внешнеполитическая деятельность армянского государства переживает подъём и переориентацию приоритетов, что вызывает необходимость в системном и разностороннем изучении, а также выявлении условий для её дальнейшего эффективного развития, чем и определяется актуальность данной темы исследования.
Цель работы – рассмотрение особенностей современного внешнеполитического курса Республики Армения и раскрытие роли и значений ключевых направлений в его реализации.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие «малое» государство;
- рассмотреть внешнеполитические ресурсы Республики Армения;
- выявить основные направления армянской внешней политики;
- показать основные сферы взаимодействия правительства Николо Пашиняна с Российской Федерацией;
- выявить проблемы и перспективы сотрудничества Армении с Россией на современном этапе;
- рассмотреть векторы взаимодействия Республики Армения с США;
- проанализировать интеграционную деятельность Армении на трансатлантическом направлении: по линиям Армения-ЕС и Армения-НАТО.
Объектом исследования является внешняя политика «малых» стран (на примере Республики Армения).
Предметом исследования являются основные направления внешней политики Республики Армения на современном этапе.
В ходе выполнения работы были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция). В частности, с помощью метода анализа были рассмотрены различные дефиниции понятия «малое» государство; благодаря использованию метода синтеза в рамках выпускной квалификационной работы было дано полное и развернутое описание нормативно-правовой базы Республики Армения, регламентирующей взаимодействие государства с Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Метод индукции позволил подробно изучить внешнеполитические ресурсы, которыми располагает Армения в настоящее время; с помощью метода дедукции были сделаны соответствующие выводы, касающиеся экономических ресурсов государства. Также в работе был использован специальный метод исследования – SWOT-анализ, в котором были раскрыты и выявлены проблемы и перспективы армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века.
Информационной базой исследования послужил большой массив научных источников российских и армянских авторов, правовые документы, статистические данные, а также интернет-ресурсы, посвященные внешней политике Республики Армения на современном этапе.
В процессе исследования были изучены нормативно-правовые акты Армении. Так, Стратегия национальной безопасности РА от 2020 г. [9], Программа правительства РА, ориентированная на 2021-2026 гг. [7], были использованы преимущественно для изучения основных направлений внешней политики государства. В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены документы, регламентирующие армяно-российское сотрудничество: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории РА от 1997 г. (с изменениями от 2010 г.) [1], Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условия их функционирования от 25 января 1994 г. [2], Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армении от 29 августа 1997 г. [3] и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военном-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 г. [8].
Изучение и глубокий анализ cодержаний Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и РА [34] и Integrated Country Strategy (Armenia) [32] позволили охарактеризовать взаимодействие государства на трансатлантическом направлении – реализация совместных программ РА с ЕС и РА с США. Также в рамках ВКР был рассмотрен проект «Перекресток мира» [35], представленный армянским руководством на Тбилисском международном форуме в 2023 г. и предполагающий стабилизацию Южного Кавказа и разблокировку коммуникаций в регионе после 44-х дневной войны 2020 г. Вышеобозначенные источники представлены на английском языке.
Кроме того, информационная база исследования включает в себя научные статьи на русском языке [10, 12-19], которые посвящены анализу различных факторов, влияющих на внешнеполитический курс Республики Армения, а также данные, размещенные на официальных сайтах правительства РА [72], министерства обороны РА [58], премьер-министра РА [35, 112], МИД РА [25, 71, 94, 95] и статистического комитета Армении [29, 33, 56, 74-78, 85, 102, ]. Также в рамках выпускной квалификационной работы было использовано три учебных пособия: В. А. Ачкасова [11] для изучения армяно-российских отношений, Н. В. Устиновой [20] для рассмотрения понятия «малое» государство и П. А. Цыганкова [21] для анализа внешнеполитических ресурсов государства.
Также помимо нормативно-правовых актов, научных статей и учебных пособий, для написания работы были проанализированы новостные заметки, размещенные на новостных порталах: ТАСС [45, 54, 60, 69, 92, 100, 107, 114, 122], РИА Новости [62, 91], РБК [44, 46, 48, 52, 57, 59, 70, 79, 80, 88, 105, 106, 108, 111], Sputnik Армения [55, 99, 113, 117, 123], Общественное радио Армении [82, 120], Armenpress [49, 110, 119, 121] и другие. Кроме того, в выпускной квалификационной работе были использованы источники на английском [22-39] и на армянском языках [40-42].
С помощью цели и задач исследования была определена структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, шести подразделов, списка использованных источников и литературы, приложения.
Предполагаемым результатом исследования является анализ основных направлений внешней политики Республики Армения и выявление ее особенностей, что позволит определить роль и место государства в международных отношениях, а также со значительной долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе современного внешнеполитического курса Республики Армения, включая возможные внутренние и внешние риски и угрозы.
Республика Армения – христианская страна с древними традициями и аутентичной культурой. Это бывшая советская республика, страна является близким партнером Российской Федерации в Закавказье. Кроме того, Армения также взаимодействует с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Запад стремится укрепить свои позиции не только в Республике Армения, но и во всем регионе, поскольку постсоветское пространство является полем для геополитической конфронтации с Россией.
В настоящее время внешнеполитическая деятельность армянского государства переживает подъём и переориентацию приоритетов, что вызывает необходимость в системном и разностороннем изучении, а также выявлении условий для её дальнейшего эффективного развития, чем и определяется актуальность данной темы исследования.
Цель работы – рассмотрение особенностей современного внешнеполитического курса Республики Армения и раскрытие роли и значений ключевых направлений в его реализации.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие «малое» государство;
- рассмотреть внешнеполитические ресурсы Республики Армения;
- выявить основные направления армянской внешней политики;
- показать основные сферы взаимодействия правительства Николо Пашиняна с Российской Федерацией;
- выявить проблемы и перспективы сотрудничества Армении с Россией на современном этапе;
- рассмотреть векторы взаимодействия Республики Армения с США;
- проанализировать интеграционную деятельность Армении на трансатлантическом направлении: по линиям Армения-ЕС и Армения-НАТО.
Объектом исследования является внешняя политика «малых» стран (на примере Республики Армения).
Предметом исследования являются основные направления внешней политики Республики Армения на современном этапе.
В ходе выполнения работы были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция). В частности, с помощью метода анализа были рассмотрены различные дефиниции понятия «малое» государство; благодаря использованию метода синтеза в рамках выпускной квалификационной работы было дано полное и развернутое описание нормативно-правовой базы Республики Армения, регламентирующей взаимодействие государства с Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Метод индукции позволил подробно изучить внешнеполитические ресурсы, которыми располагает Армения в настоящее время; с помощью метода дедукции были сделаны соответствующие выводы, касающиеся экономических ресурсов государства. Также в работе был использован специальный метод исследования – SWOT-анализ, в котором были раскрыты и выявлены проблемы и перспективы армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века.
Информационной базой исследования послужил большой массив научных источников российских и армянских авторов, правовые документы, статистические данные, а также интернет-ресурсы, посвященные внешней политике Республики Армения на современном этапе.
В процессе исследования были изучены нормативно-правовые акты Армении. Так, Стратегия национальной безопасности РА от 2020 г. [9], Программа правительства РА, ориентированная на 2021-2026 гг. [7], были использованы преимущественно для изучения основных направлений внешней политики государства. В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены документы, регламентирующие армяно-российское сотрудничество: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории РА от 1997 г. (с изменениями от 2010 г.) [1], Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условия их функционирования от 25 января 1994 г. [2], Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армении от 29 августа 1997 г. [3] и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военном-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 г. [8].
Изучение и глубокий анализ cодержаний Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и РА [34] и Integrated Country Strategy (Armenia) [32] позволили охарактеризовать взаимодействие государства на трансатлантическом направлении – реализация совместных программ РА с ЕС и РА с США. Также в рамках ВКР был рассмотрен проект «Перекресток мира» [35], представленный армянским руководством на Тбилисском международном форуме в 2023 г. и предполагающий стабилизацию Южного Кавказа и разблокировку коммуникаций в регионе после 44-х дневной войны 2020 г. Вышеобозначенные источники представлены на английском языке.
Кроме того, информационная база исследования включает в себя научные статьи на русском языке [10, 12-19], которые посвящены анализу различных факторов, влияющих на внешнеполитический курс Республики Армения, а также данные, размещенные на официальных сайтах правительства РА [72], министерства обороны РА [58], премьер-министра РА [35, 112], МИД РА [25, 71, 94, 95] и статистического комитета Армении [29, 33, 56, 74-78, 85, 102, ]. Также в рамках выпускной квалификационной работы было использовано три учебных пособия: В. А. Ачкасова [11] для изучения армяно-российских отношений, Н. В. Устиновой [20] для рассмотрения понятия «малое» государство и П. А. Цыганкова [21] для анализа внешнеполитических ресурсов государства.
Также помимо нормативно-правовых актов, научных статей и учебных пособий, для написания работы были проанализированы новостные заметки, размещенные на новостных порталах: ТАСС [45, 54, 60, 69, 92, 100, 107, 114, 122], РИА Новости [62, 91], РБК [44, 46, 48, 52, 57, 59, 70, 79, 80, 88, 105, 106, 108, 111], Sputnik Армения [55, 99, 113, 117, 123], Общественное радио Армении [82, 120], Armenpress [49, 110, 119, 121] и другие. Кроме того, в выпускной квалификационной работе были использованы источники на английском [22-39] и на армянском языках [40-42].
С помощью цели и задач исследования была определена структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, шести подразделов, списка использованных источников и литературы, приложения.
Предполагаемым результатом исследования является анализ основных направлений внешней политики Республики Армения и выявление ее особенностей, что позволит определить роль и место государства в международных отношениях, а также со значительной долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе современного внешнеполитического курса Республики Армения, включая возможные внутренние и внешние риски и угрозы.
В процессе проведения исследования, были решены поставленные задачи и достигнута цель, то есть были рассмотрены особенности современного внешнеполитического курса Республики Армения, а также раскрыта роль и значение ключевых направлений.
Внешнеполитическая деятельность любого государства является его значимой сферой, поскольку ее реализация демонстрирует стратегический курc страны, а также её интересы на международной арене. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что для современных мировых процессов характерна турбулентность, порождающая различные тенденции и вызовы. Государства, в свою очередь, должны следовать новым веяниям, чтобы сохранить свои позиции в мировом сообществе. Например, одной из ярких тенденция современности считается внешняя политика «малых» государств.
Изучив различные дефиниции понятия «малое государство», можно сделать вывод, что в политической теории и в международных отношениях не существует единой и всеобъемлющей трактовки, признаваемой мировым научным сообществом. Внешнеполитические ресурсы Республики Армения, доказывают, что страну можно рассматривать как «малую». На наш взгляд, экономические и географические ресурсы больше всего влияют на внешнеполитический курс государств. Так, географическая близость с Ираном объясняет стратегическое экономическое партнерство Армении и Ирана, а залежи природных ресурсов, расположенных на территории РА, обуславливают их экспорт. Также стоит отметить, что Армения, благодаря своей инвестиционной политике, является привлекательной для иностранных инвесторов, об этом свидетельствует возросшая доля инвестиций в экономике. Однако существует и менее развитые ресурсы: социальные, репутационные и информационные, которые практически не влияют на внешнеполитические решения государства.
В целом правительство РА проводит многовекторную внешнеполитическую деятельность, которая основывается на национальных интересах государства, прописанных в Стратегии национальной безопасности РА от 2020 г. Помимо традиционных векторов сотрудничества (Россия, ЕС, США, Иран), Армения открыта к установлению связей с новыми партнерами – Китайская Народная Республика, а также предпринимает активные шаги к нормализации диалога с Азербайджаном и Турцией. Кроме того, армянская инициатива «Перекресток мира» позволит стране позиционировать себя в качестве крупного транспортного хаба в Закавказье.
Несмотря на политическую нестабильность в Закавказье и изменчивую риторику правительства Республики Армения, государство является близким партнером Российской Федерации в регионе. Между странами установлены прочные союзнические связи. В течение долгого времени Россия считалась ключевым гарантом безопасности армянского государства и является его одним из основных военно-политическим партнером с 1991 г.
Армяно-российские отношения носят стратегический и дружественный характер, опираясь на исторические и культурные узы. РФ является ключевым союзником РА во многих сферах, о чем свидетельствую обширная правовая база и различные программы, реализованные совместными усилиями государств. Однако в настоящее время взаимодействие России и Армении претерпевает ряд сложностей, появляется множество спорных вопросов, по которым государства не могут достигнуть компромисса. Например, вплоть до 2022 г. РА активно принимала участие в мероприятиях, проводимых под эгидой ОДКБ, но «неоправданные ожидания» Еревана толкают армянское правительство к пересмотру внешнеполитических приоритетов и союзников.
Кроме того, в рамках выпускной квалификационной работы был проведен SWOT-анализ армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века, который продемонстрировал, что двусторонние отношения России и Армении переживают серьезный кризис. На данный момент Ереван трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия, в свою очередь, воспринимает подобное как замещение и вытеснение.
Трансатлантический вектор также играет особую роль во внешнеполитической деятельности Республики Армения. Государство активно сотрудничает с США и ЕС. Рассмотрев армяно-американское сотрудничество, можно сделать вывод, что взаимодействие государств носит стратегический характер и охватывает множество сфер. Об этом свидетельствует фундаментальная правовая база и упоминание важности двусторонних отношений в Стратегии национальной безопасности РА и программе правительства РА на 2021-2026 гг. Правительство США оказывает помощь Армении в укрепление демократических основ, продвижении верховенства закона, искоренении коррупции и защите основных прав и свобод человека. Также государства активно сотрудничают в военно-политической сфере. Безусловно, подобные направления взаимодействия обусловлены желанием Америки укрепить свои позиции не только в стране, но и в регионе, вступая в геополитическую конфронтацию с Российской Федерацией.
Также Республика Армения проявляет особые интерес к интеграционным процессам на трансатлантическом направлении, поскольку в последнее время во внешней политике Армении активно прослеживается тенденция на пересмотр внешнеполитических приоритетов и партнеров. Страна активно взаимодействует с Европейским союзом, выстраивая не только двусторонние отношения, но и участвуя в интересующих её проектах и инициативах. Программа «Восточного партнерства», на наш взгляд, является фундаментальной основой для выстраивания выгодного сотрудничества по линии Армения-ЕС. Трансатлантический вектор в интеграционной политики государства не ограничивается одной Европой. Армения активно взаимодействует с военно-политическим блоком НАТО.
Конечно же, на данный момент в силу политической нестабильности, можно сказать, что действия правительства РА отчетливо демонстрируют намерения углубить внешнеполитическое взаимодействие на трансатлантическом направлении. Однако политическая элита государства должна оценить все возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате смены приоритетов внешней политики.
Республика Армения позиционирует себя как мост между Европой и Азией. На данный момент Ереван сохраняет эту позицию, одновременно проявляя интерес к интеграции на постсоветском пространстве, а также на трансатлантическом направлении. Если правительство РА сбалансирует взаимодействие со своими партнерами, то страна может стать определенным звеном, связывающим Россию и Европейский союз.
Внешнеполитическая деятельность любого государства является его значимой сферой, поскольку ее реализация демонстрирует стратегический курc страны, а также её интересы на международной арене. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что для современных мировых процессов характерна турбулентность, порождающая различные тенденции и вызовы. Государства, в свою очередь, должны следовать новым веяниям, чтобы сохранить свои позиции в мировом сообществе. Например, одной из ярких тенденция современности считается внешняя политика «малых» государств.
Изучив различные дефиниции понятия «малое государство», можно сделать вывод, что в политической теории и в международных отношениях не существует единой и всеобъемлющей трактовки, признаваемой мировым научным сообществом. Внешнеполитические ресурсы Республики Армения, доказывают, что страну можно рассматривать как «малую». На наш взгляд, экономические и географические ресурсы больше всего влияют на внешнеполитический курс государств. Так, географическая близость с Ираном объясняет стратегическое экономическое партнерство Армении и Ирана, а залежи природных ресурсов, расположенных на территории РА, обуславливают их экспорт. Также стоит отметить, что Армения, благодаря своей инвестиционной политике, является привлекательной для иностранных инвесторов, об этом свидетельствует возросшая доля инвестиций в экономике. Однако существует и менее развитые ресурсы: социальные, репутационные и информационные, которые практически не влияют на внешнеполитические решения государства.
В целом правительство РА проводит многовекторную внешнеполитическую деятельность, которая основывается на национальных интересах государства, прописанных в Стратегии национальной безопасности РА от 2020 г. Помимо традиционных векторов сотрудничества (Россия, ЕС, США, Иран), Армения открыта к установлению связей с новыми партнерами – Китайская Народная Республика, а также предпринимает активные шаги к нормализации диалога с Азербайджаном и Турцией. Кроме того, армянская инициатива «Перекресток мира» позволит стране позиционировать себя в качестве крупного транспортного хаба в Закавказье.
Несмотря на политическую нестабильность в Закавказье и изменчивую риторику правительства Республики Армения, государство является близким партнером Российской Федерации в регионе. Между странами установлены прочные союзнические связи. В течение долгого времени Россия считалась ключевым гарантом безопасности армянского государства и является его одним из основных военно-политическим партнером с 1991 г.
Армяно-российские отношения носят стратегический и дружественный характер, опираясь на исторические и культурные узы. РФ является ключевым союзником РА во многих сферах, о чем свидетельствую обширная правовая база и различные программы, реализованные совместными усилиями государств. Однако в настоящее время взаимодействие России и Армении претерпевает ряд сложностей, появляется множество спорных вопросов, по которым государства не могут достигнуть компромисса. Например, вплоть до 2022 г. РА активно принимала участие в мероприятиях, проводимых под эгидой ОДКБ, но «неоправданные ожидания» Еревана толкают армянское правительство к пересмотру внешнеполитических приоритетов и союзников.
Кроме того, в рамках выпускной квалификационной работы был проведен SWOT-анализ армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века, который продемонстрировал, что двусторонние отношения России и Армении переживают серьезный кризис. На данный момент Ереван трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия, в свою очередь, воспринимает подобное как замещение и вытеснение.
Трансатлантический вектор также играет особую роль во внешнеполитической деятельности Республики Армения. Государство активно сотрудничает с США и ЕС. Рассмотрев армяно-американское сотрудничество, можно сделать вывод, что взаимодействие государств носит стратегический характер и охватывает множество сфер. Об этом свидетельствует фундаментальная правовая база и упоминание важности двусторонних отношений в Стратегии национальной безопасности РА и программе правительства РА на 2021-2026 гг. Правительство США оказывает помощь Армении в укрепление демократических основ, продвижении верховенства закона, искоренении коррупции и защите основных прав и свобод человека. Также государства активно сотрудничают в военно-политической сфере. Безусловно, подобные направления взаимодействия обусловлены желанием Америки укрепить свои позиции не только в стране, но и в регионе, вступая в геополитическую конфронтацию с Российской Федерацией.
Также Республика Армения проявляет особые интерес к интеграционным процессам на трансатлантическом направлении, поскольку в последнее время во внешней политике Армении активно прослеживается тенденция на пересмотр внешнеполитических приоритетов и партнеров. Страна активно взаимодействует с Европейским союзом, выстраивая не только двусторонние отношения, но и участвуя в интересующих её проектах и инициативах. Программа «Восточного партнерства», на наш взгляд, является фундаментальной основой для выстраивания выгодного сотрудничества по линии Армения-ЕС. Трансатлантический вектор в интеграционной политики государства не ограничивается одной Европой. Армения активно взаимодействует с военно-политическим блоком НАТО.
Конечно же, на данный момент в силу политической нестабильности, можно сказать, что действия правительства РА отчетливо демонстрируют намерения углубить внешнеполитическое взаимодействие на трансатлантическом направлении. Однако политическая элита государства должна оценить все возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате смены приоритетов внешней политики.
Республика Армения позиционирует себя как мост между Европой и Азией. На данный момент Ереван сохраняет эту позицию, одновременно проявляя интерес к интеграции на постсоветском пространстве, а также на трансатлантическом направлении. Если правительство РА сбалансирует взаимодействие со своими партнерами, то страна может стать определенным звеном, связывающим Россию и Европейский союз.
Подобные работы
- Политика «мягкой силы» Японии в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Государственный суверенитет и безопасность Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических парадигм
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПАНАЗИАТИЗМА НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ЯПОНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2025 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ АПК В РОССИИ:
ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Колониальная политика фашистской Италии (1922-1935 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ХЕЛЬСИНКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ АПК В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Банкротство предприятия и его прогнозирование на примере Санкт-Петербургского агентства фирменного транспортного обслуживания Октябрьского ТЦФТО – структурного подразделения ЦФТО – филиала ОАО «РЖД»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022



