Работа сделана на примере Республики Армения.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО 7
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1.Внешнеполитические ресурсы Республики Армения в контексте понятия «малого» государства 7
1.2.Основные направления внешней политики Армении 18
2.РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 30
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИКОЛО ПАШИНЯНА 30
2.1.Взаимодействие Республики Армения и Российской Федерации в рамках постсоветского пространства 30
2.2.Проблемы и перспективы сотрудничества Республики Армения с Российской Федерацией 40
3.ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР 51
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ 51
3.1.Американский вектор во внешней политике Армении 51
3.2.Интеграционная внешнеполитическая деятельность по линиям Армения-НАТО и Армения-ЕС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
В настоящее время в ходе развития международных отношений акторы, вступающие в этот сложный процесс, придерживаются определенных принципов, которые чаще всего заложены в их внешней политике. Внешнеполитическая деятельность любого государства является значимой сферой, поскольку её реализация ярко демонстрирует принципы, которых страна придерживается в процессе международного сотрудничества, цели и задачи, которые необходимо воплотить на международной арене, стратегические приоритеты внешнеполитического курса, а также показывает какими внешнеполитическими ресурсами обладает страна. В связи с этим изучение внешней политики считается сложным процессом, поскольку для её полного понимания необходимо подробно рассматривать её составные элементы.
Республика Армения – христианская страна с древними традициями и аутентичной культурой. Это бывшая советская республика, страна является близким партнером Российской Федерации в Закавказье. Кроме того, Армения также взаимодействует с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Запад стремится укрепить свои позиции не только в Республике Армения, но и во всем регионе, поскольку постсоветское пространство является полем для геополитической конфронтации с Россией.
В настоящее время внешнеполитическая деятельность армянского государства переживает подъём и переориентацию приоритетов, что вызывает необходимость в системном и разностороннем изучении, а также выявлении условий для её дальнейшего эффективного развития, чем и определяется актуальность данной темы исследования.
Цель работы – рассмотрение особенностей современного внешнеполитического курса Республики Армения и раскрытие роли и значений ключевых направлений в его реализации.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие «малое» государство;
- рассмотреть внешнеполитические ресурсы Республики Армения;
- выявить основные направления армянской внешней политики;
- показать основные сферы взаимодействия правительства Николо Пашиняна с Российской Федерацией;
- выявить проблемы и перспективы сотрудничества Армении с Россией на современном этапе;
- рассмотреть векторы взаимодействия Республики Армения с США;
- проанализировать интеграционную деятельность Армении на трансатлантическом направлении: по линиям Армения-ЕС и Армения-НАТО.
Объектом исследования является внешняя политика «малых» стран (на примере Республики Армения).
Предметом исследования являются основные направления внешней политики Республики Армения на современном этапе.
В ходе выполнения работы были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция). В частности, с помощью метода анализа были рассмотрены различные дефиниции понятия «малое» государство; благодаря использованию метода синтеза в рамках выпускной квалификационной работы было дано полное и развернутое описание нормативно-правовой базы Республики Армения, регламентирующей взаимодействие государства с Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Метод индукции позволил подробно изучить внешнеполитические ресурсы, которыми располагает Армения в настоящее время; с помощью метода дедукции были сделаны соответствующие выводы, касающиеся экономических ресурсов государства. Также в работе был использован специальный метод исследования – SWOT-анализ, в котором были раскрыты и выявлены проблемы и перспективы армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века.
Информационной базой исследования послужил большой массив научных источников российских и армянских авторов, правовые документы, статистические данные, а также интернет-ресурсы, посвященные внешней политике Республики Армения на современном этапе.
В процессе исследования были изучены нормативно-правовые акты Армении. Так, Стратегия национальной безопасности РА от 2020 г. [9], Программа правительства РА, ориентированная на 2021-2026 гг. [7], были использованы преимущественно для изучения основных направлений внешней политики государства. В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены документы, регламентирующие армяно-российское сотрудничество: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории РА от 1997 г. (с изменениями от 2010 г.) [1], Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условия их функционирования от 25 января 1994 г. [2], Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армении от 29 августа 1997 г. [3] и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военном-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 г. [8].
Изучение и глубокий анализ cодержаний Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и РА [34] и Integrated Country Strategy (Armenia) [32] позволили охарактеризовать взаимодействие государства на трансатлантическом направлении – реализация совместных программ РА с ЕС и РА с США. Также в рамках ВКР был рассмотрен проект «Перекресток мира» [35], представленный армянским руководством на Тбилисском международном форуме в 2023 г. и предполагающий стабилизацию Южного Кавказа и разблокировку коммуникаций в регионе после 44-х дневной войны 2020 г. Вышеобозначенные источники представлены на английском языке.
Кроме того, информационная база исследования включает в себя научные статьи на русском языке [10, 12-19], которые посвящены анализу различных факторов, влияющих на внешнеполитический курс Республики Армения, а также данные, размещенные на официальных сайтах правительства РА [72], министерства обороны РА [58], премьер-министра РА [35, 112], МИД РА [25, 71, 94, 95] и статистического комитета Армении [29, 33, 56, 74-78, 85, 102, ]. Также в рамках выпускной квалификационной работы было использовано три учебных пособия: В. А. Ачкасова [11] для изучения армяно-российских отношений, Н. В. Устиновой [20] для рассмотрения понятия «малое» государство и П. А. Цыганкова [21] для анализа внешнеполитических ресурсов государства.
Также помимо нормативно-правовых актов, научных статей и учебных пособий, для написания работы были проанализированы новостные заметки, размещенные на новостных порталах: ТАСС [45, 54, 60, 69, 92, 100, 107, 114, 122], РИА Новости [62, 91], РБК [44, 46, 48, 52, 57, 59, 70, 79, 80, 88, 105, 106, 108, 111], Sputnik Армения [55, 99, 113, 117, 123], Общественное радио Армении [82, 120], Armenpress [49, 110, 119, 121] и другие. Кроме того, в выпускной квалификационной работе были использованы источники на английском [22-39] и на армянском языках [40-42].
С помощью цели и задач исследования была определена структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, шести подразделов, списка использованных источников и литературы, приложения.
Предполагаемым результатом исследования является анализ основных направлений внешней политики Республики Армения и выявление ее особенностей, что позволит определить роль и место государства в международных отношениях, а также со значительной долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе современного внешнеполитического курса Республики Армения, включая возможные внутренние и внешние риски и угрозы.
В процессе проведения исследования, были решены поставленные задачи и достигнута цель, то есть были рассмотрены особенности современного внешнеполитического курса Республики Армения, а также раскрыта роль и значение ключевых направлений.
Внешнеполитическая деятельность любого государства является его значимой сферой, поскольку ее реализация демонстрирует стратегический курc страны, а также её интересы на международной арене. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что для современных мировых процессов характерна турбулентность, порождающая различные тенденции и вызовы. Государства, в свою очередь, должны следовать новым веяниям, чтобы сохранить свои позиции в мировом сообществе. Например, одной из ярких тенденция современности считается внешняя политика «малых» государств.
Изучив различные дефиниции понятия «малое государство», можно сделать вывод, что в политической теории и в международных отношениях не существует единой и всеобъемлющей трактовки, признаваемой мировым научным сообществом. Внешнеполитические ресурсы Республики Армения, доказывают, что страну можно рассматривать как «малую». На наш взгляд, экономические и географические ресурсы больше всего влияют на внешнеполитический курс государств. Так, географическая близость с Ираном объясняет стратегическое экономическое партнерство Армении и Ирана, а залежи природных ресурсов, расположенных на территории РА, обуславливают их экспорт. Также стоит отметить, что Армения, благодаря своей инвестиционной политике, является привлекательной для иностранных инвесторов, об этом свидетельствует возросшая доля инвестиций в экономике. Однако существует и менее развитые ресурсы: социальные, репутационные и информационные, которые практически не влияют на внешнеполитические решения государства.
В целом правительство РА проводит многовекторную внешнеполитическую деятельность, которая основывается на национальных интересах государства, прописанных в Стратегии национальной безопасности РА от 2020 г. Помимо традиционных векторов сотрудничества (Россия, ЕС, США, Иран), Армения открыта к установлению связей с новыми партнерами – Китайская Народная Республика, а также предпринимает активные шаги к нормализации диалога с Азербайджаном и Турцией. Кроме того, армянская инициатива «Перекресток мира» позволит стране позиционировать себя в качестве крупного транспортного хаба в Закавказье.
Несмотря на политическую нестабильность в Закавказье и изменчивую риторику правительства Республики Армения, государство является близким партнером Российской Федерации в регионе. Между странами установлены прочные союзнические связи. В течение долгого времени Россия считалась ключевым гарантом безопасности армянского государства и является его одним из основных военно-политическим партнером с 1991 г.
Армяно-российские отношения носят стратегический и дружественный характер, опираясь на исторические и культурные узы. РФ является ключевым союзником РА во многих сферах, о чем свидетельствую обширная правовая база и различные программы, реализованные совместными усилиями государств. Однако в настоящее время взаимодействие России и Армении претерпевает ряд сложностей, появляется множество спорных вопросов, по которым государства не могут достигнуть компромисса. Например, вплоть до 2022 г. РА активно принимала участие в мероприятиях, проводимых под эгидой ОДКБ, но «неоправданные ожидания» Еревана толкают армянское правительство к пересмотру внешнеполитических приоритетов и союзников.
Кроме того, в рамках выпускной квалификационной работы был проведен SWOT-анализ армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века, который продемонстрировал, что двусторонние отношения России и Армении переживают серьезный кризис. На данный момент Ереван трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия, в свою очередь, воспринимает подобное как замещение и вытеснение.
Трансатлантический вектор также играет особую роль во внешнеполитической деятельности Республики Армения. Государство активно сотрудничает с США и ЕС. Рассмотрев армяно-американское сотрудничество, можно сделать вывод, что взаимодействие государств носит стратегический характер и охватывает множество сфер. Об этом свидетельствует фундаментальная правовая база и упоминание важности двусторонних отношений в Стратегии национальной безопасности РА и программе правительства РА на 2021-2026 гг. Правительство США оказывает помощь Армении в укрепление демократических основ, продвижении верховенства закона, искоренении коррупции и защите основных прав и свобод человека. Также государства активно сотрудничают в военно-политической сфере. Безусловно, подобные направления взаимодействия обусловлены желанием Америки укрепить свои позиции не только в стране, но и в регионе, вступая в геополитическую конфронтацию с Российской Федерацией.
Также Республика Армения проявляет особые интерес к интеграционным процессам на трансатлантическом направлении, поскольку в последнее время во внешней политике Армении активно прослеживается тенденция на пересмотр внешнеполитических приоритетов и партнеров. Страна активно взаимодействует с Европейским союзом, выстраивая не только двусторонние отношения, но и участвуя в интересующих её проектах и инициативах. Программа «Восточного партнерства», на наш взгляд, является фундаментальной основой для выстраивания выгодного сотрудничества по линии Армения-ЕС. Трансатлантический вектор в интеграционной политики государства не ограничивается одной Европой. Армения активно взаимодействует с военно-политическим блоком НАТО.
Конечно же, на данный момент в силу политической нестабильности, можно сказать, что действия правительства РА отчетливо демонстрируют намерения углубить внешнеполитическое взаимодействие на трансатлантическом направлении. Однако политическая элита государства должна оценить все возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате смены приоритетов внешней политики.
Республика Армения позиционирует себя как мост между Европой и Азией. На данный момент Ереван сохраняет эту позицию, одновременно проявляя интерес к интеграции на постсоветском пространстве, а также на трансатлантическом направлении. Если правительство РА сбалансирует взаимодействие со своими партнерами, то страна может стать определенным звеном, связывающим Россию и Европейский союз.
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республика Армения / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901933348 (дата обращения: 25.03.2024).
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования от 25 января 1994 года / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1900722 (дата обращения: 30.03.2024).
3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения: ратифицирован Федеральным законом РФ № 25-ФЗ / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/8306454 (дата обращения: 30.03.2024).
4. Обоснования мероприятий деятельности правительства Республики Армения на 2021-2026 годы (приложение 2) / Правительство Республики Армения. — 2022. — 766 с. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4900.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
5. О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе: Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2020 г. № 695 / Президент России. — 2020. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46042 (дата обращения: 24.03.2024)
6. Программа мероприятий деятельности правительства Республики Армения на 2021-2026 годы (приложение 1) / Правительство Республики Армения. — 2021. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4739.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
7. Программа правительства Республики Армения (2021-2026) / Правительство Республики Армения. — 2021. — 133 с. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4736.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военно-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 года / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901947466 (дата обращения: 30.03.2024).
9. Стратегия национальной безопасности Республики Армения от 2020 года / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2020. — 47 с. — URL: https://www.mfa.am/filemanager/security (дата обращения: 25.03.2024).
Монографии, статьи в сборниках научных публикаций и научных
периодических изданиях
10. Айвазян А. Особенности внешней политики современной Армении // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2020. – №2. – С. 98-103.
11. Ачкасов В. А. Мировая политика и международные отношения: учебник для вузов / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 484 с.
12. Барабаш Б. А. Соотношение между моделями поведения малых государств на международной арене и защищенностью в сфере здравоохранения на примере пандемии новой коронавирусной инфекции // Региональная политика, политическая география и геополитика: история и современность. — 2022.— №1 — С. 151-161.
13. Гегелашвили Н. А. Армения и США: новый этап сотрудничества // Россия и новые государства Евразии. — 2019. — №2 (43). — С. 127-140.
14. Гукасян Э. А. Инструменты влияния армянских диаспор США и Франции на развитие отношений с Арменией // Постсоветские исследования. — 2022. — №5. — С. 515-530.
15. Егиков А. А. Внешняя и внутренняя политика после «бархатной революции» // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития. — 2020. — №1 — С. 215-218.
16. Ерицян С.С. Информационное противостояние Армении и Азербайджана в период сентябрьско-октябрьской эскалации / Ерицян С. С., Тандевосян М. Р. // Четырнадцатая Годичная научная конференция (2-6 декабря 2019 г.): Сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. – Ереван: Изд-во РАУ, 2020. Часть II. – С.446-462.
17. Новикова И. Н. Малые страны в международных отношениях: некоторые теоретические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2022. — №3. — С. 219-242.
18. Саркисян О. Л. Армения и интеграционные процессы на евразийском пространстве: вызовы и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия: евразийские исследования, история, политология, международные отношения. — 2022. — №1. — С. 22-27.
19. Степанян В. В. Роль армянской диаспоры в Нагорно-Карабахском конфликте // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. —№2. — С. 200-204.
20. Устинова Н. В. Геополитика: учебное пособие / Н. В. Устинова. — Екатеринбург: Издательство Уральский университет, 2017. — 90 с.
21. Цыганков П. А. Теория международных отношений: учебник для вузов / П. А. Цыганков, В. А. Никонов, С. В. Глотова [и др.]; под редакцией П. А. Цыганкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 317 с.
Литература на иностранных языках
22. 2024 Armenia Military Strength / GFP. — 2024. — URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.php?country_id=armenia (date of request: 21.03.2024).
23. Arms transfers to conflict zones: the case of Nagorno-Karabakh / Stockholm international peace research institute. — 2021. — URL: https://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2021/ (date of request: 26.03.2024).
24. Aviation: EU and Armenia sign aviation agreement / European Commission. — 2021. — URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/news/aviation-eu-and-armenia-sign-aviation-agreement-2021-11-15_en (date of request: 31.03.2024).
25. Bilateral Relations. United States of America / Ministry of foreign affairs of the Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/en/bilateral-relations/us (date of request: 02.04.2024).
26. Dutta S. Global Innovation Index 2022. What is the future of innovation-driven growth? / S. Dutta, B. Lanvin, L. Rivera León, Sacha Wunsch-Vincent. Geneva: World Intellectual property organization, 2022. — 266 р.
27. Dutta S. Global Innovation Index 2023. Innovation in the face of uncertainty / S. Dutta, B. Lanvin, L. Rivera León, Sacha Wunsch-Vincent. Geneva: World Intellectual property organization, 2023. — 253 р.
28. Evaluation report. Armenia / Group of Experts on Action against Trafficking in Human Beings. — 2022. —51p. — URL: https://rm.coe.int/greta-third-evalution-report-on-armenia/1680a6b4ba (date of request: 19.11.2023).
29. External economic activity / Statistical Committee Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://armstat.am/file/article/armenia_2023_14.pdf (date of request: 02.04.2024).
30. Generalised Scheme of Preferences / European Commission. — URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/development-and-sustainability/ (date of request: 01.04.2024).
31. Integrated Country Strategies / U.S. Department of State. — URL: https://www.state.gov/ (date of request: 01.04.2024).
32. Integrated Сountry Strategy. Armenia / U.S. Department of State. —2022. — 16 р. — URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/07/ICS_EUR_Armenia_Public.pdf (date of request: 23.03.2024).
33. Number of live births by sex, 2022 / Statistical Committee Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://armstat.am/file/doc/99541418.pdf (date of request: 15.03.2024).
34. The comprehensive and enhanced partnership agreement between
the european union & armenia (cepa) entered into force / European Union. — 2021. — URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/sc17_r04_cepa_factsheet_web_en_v4.0.pdf (date of request: 27.03.2024).
35. The crossroads of peace / Премьер-министр Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.primeminister.am/u_files/file/documents/Xaxaxutyan%20xachmeruk-13_11_23.pdf (date of request: 26.03.2024).
36. The Demographic Handbook of Armenia. Part II: рopulation. 2022. —22 р. — URL: https://armstat.am/file/article/demog_2022_2.pdf (date of request: 08.03.2024).
37. The European Green Deal / European Commission. — 2020. — URL: https://armenia.un.org/sites/default/files/2021-07/EU%20Green%20Deal%20-Eng.pdf (date of request: 01.04.2024).
38. The World Bank in Armenia. Overview / The World Bank. — 2023. — URL: https://www.worldbank.org/en/country/armenia/overview#3 (date of request: 18.03.2024).
39. 2022 U.S.-Armenia Strategic Dialogue Joint Statement / U.S. Department of State. — 2022. — URL: https://www.state.gov/2022 (date of request: 01.04.2024).
40. Ժողովրդագրական իրավիճակը / Սոցիալ-ժողովրդագրական հատված. — 2021. — URL: https://armstat.am/file/article/sv_12_21a_520_.pdf (դիմումի ամսաթիվը: 17.03.2024).
41. Երկկողմ հարաբերություններ / հայաստանի հանրապետության արտաքին գործերի նախարարություն. — 2024. — URL: https://www.mfa.am/hy/ (դիմումի ամսաթիվը: 25.03.2024).
42. Եվրոպական միություն / հայաստանի հանրապետության արտաքին գործերի նախարարություն. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/hy/ (դիմումի ամսաթիվը: 25.03.2024).
Интернет-источники
43. Аверьянова Д., Рыжов И., Соколов Р. Восточное партнерство в 2019-2021 годах / Д. Аверьянова, И. Рыжов, Р. Соколов // ИМЭМО РАН. — 2022. — URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2022_02/17-Averiyanova.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
44. Алиев назвал главного поставщика оружия Азербайджану / РБК. — 2020. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f945b729a794763723dc4ec (дата обращения: 03.04.2024).
45. Армения в 2023 году примет участие в двух военных учениях США в Европе / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17472911 (дата обращения: 26.03.2024).
46. Армения договорилась с США о помощи с реформой армии / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/06/11/2023/6548e2579a7947170b1977cb (дата обращения: 04.04.2024).
47. Армения заявила о готовности вступить в ЕС / Lenta.ru. — 2024. — URL: https://lenta.ru/news/2024/02/29/ (дата обращения: 22.03.2024).
48. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в обстрелах / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65d9fbd79a79475624e4344c (дата обращения: 20.03.2024).
49. Армения и ЕС имеют возможности сотрудничества во всех сферах: эксклюзивное интервью посла Андреа Викторина / Armenpress. — 2022. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1090770.html (дата обращения: 02.04.2024).
50. Армения. Импорт и Экспорт / TrendEconomy. — 2024. — URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Armenia/TOTAL (дата обращения:08.03.2024).
51. Армения и Турция откроют сухопутную границу для граждан третьих стран / Lenta.ru. — 2023. — URL: https://lenta.ru/news/2023/03/24/granica/ (дата обращения: 25.03.2024).
52. Армения отказалась проводить учения ОДКБ на территории страны / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/10/01/2023/63bd20eb9a794711404358f1 (дата обращения: 23.03.2024).
53. Армения подписала с ЕС соглашение о присоединении к программе «Горизонт Европа», имеющей финансирование в 95,5 млрд. евро / Arka News Agency. — 2021. — URL: https://arka.am/ru/news/society/ (дата обращения: 28.03.2024).
54. Армения придает важное значение реализации инициативы «Один пояс-один путь» с Китаем / ТАСС. — 2022. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14983071 (дата обращения: 26.03.2024).
55. Армянские университеты поднялись в рейтинге QS / Sputnik Армения. — 2021. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20211215/ (дата обращения: 21.03.2024).
56. База данных внешней торговли / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/ru/index.php?nid=159&thid%5B%5D=840&submit=Поиск&offset=0 (дата обращения: 05.04.2024).
57. Байден в письме Пашиняну пообещал укреплять сотрудничество США и Армении / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/25/09/2023/6511bb129a79474a86c92d62 (дата обращения: 05.04.2024).
58. В административном комплексе министерства обороны РА проводятся тренировки по обмену опытом / Министерство обороны Республики Армения. — 2024. — URL: https://www.mil.am/ru/news/12067 (дата обращения: 04.04.2024).
59. В Армении назвали стратегической ошибкой зависимость от России / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/02/03/2024/65e2da329a7947564472468f (дата обращения: 06.04.2024)
60. В Армении обсуждают идею стать внеблоковым государством / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19254981 (дата обращения: 22.03.2024).
61. В годовом докладе Госдепартамента США «Бархатная революция» в Армении оценена как большой позитивный прорыв / Առավոs. — 2019. — URL: https://ru.aravot.am/2019/03/14/300386/ (дата обращения: 05.04.2024).
62. В Ереване прошла акция в поддержку спецоперации / РИА Новости. — 2023. — URL: https://ria.ru/20230224/aktsiya-1854149431.html (дата обращения: (04.04.2024).
63. В Ереване стартовал Армяно-Российский научно-образовательный форум / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — 2023. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/69094/ (дата обращения: 26.03.2024).
64. В ЕС захотели ввести безвиз с Арменией / Lenta.ru. — 2023. — URL: https://lenta.ru/news/2023/04/26/swed_arm_bezviz/ (дата обращения: 24.03.2024).
65. Вице-премьер М. Григорян: Товарооборот Армении со странами СНГ вырос в январе-августе 2023 на 55% / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. — 2023. — URL: https://cis.minsk.by/news/26337/ (дата обращения: 06.04.2024).
66. Внешнеторговый оборот Армении за 9 месяцев вырос на 45,8%, до $13,6 млрд. В числе лидеров – Россия, Китай и ОАЭ / Arka News Agency. — 2023. — URL: https://arka.am/ru/news/economy/ (дата обращения: 31.03.2024).
67. Внешняя торговля Армении стремительно диверсифицируется с ориентиром на США, ОАЭ и страны ЕС / Financial portal. — 2023. — URL: https://finport.am/full_news.php?id=49167 (дата обращения: 04.04.2024).
68. Встреча с Премьер-министром Армении Николо Пашиняном / Президент России. — 2021. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67204 (дата обращения: 28.03.2024).
69. В центре Еревана проходит митинг с требованием отставки Пашиняна / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/obschestvo/20223767 (дата обращения: 26.03.2024).
70. Глава МИД Армении заявил о стремлении укреплять отношения с США и ЕС / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6609ceb39a794758eb4c03b1 (дата обращения: 04.04.2024).
71. Двусторонние отношения. Иран / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ir (дата обращения: 24.03.2024).
72. Демография / Правительство Республики Армения. — 2023. —URL: https://www.gov.am/ru/demographics/ (дата обращения: 15.03.2024).
73. Диверсификация в действии: Армения разгоняет товарооборот с ЕС / EurAsia Daily. — 2023. — URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/11/03/ (дата обращения: 02.04.2024).
74. Динамические ряды. Внешнеторговый оборот / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10001&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
75. Динамические ряды. Импорт товаров / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10004 дата обращения: 22.03.2024).
76. Динамические ряды. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=11015&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
77. Динамические ряды. Уровень безработицы / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=08010&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
78. Динамические ряды. Экспорт товаров / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10003&submit=Поиск дата обращения: 22.03.2024).
79. Евросоюз запустил работу гражданской миссии в Армении / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63f3753f9a7947fbecbdf0c8 (дата обращения: 02.04.2024).
80. Евросоюз объявил о планах по сближению с Арменией / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/13/02/2024/65cb7c939a79476f3b2e9e20 (дата обращения: 01.04.2024).
81. ЕС выделил свыше 674 тыс. евро на программу развития гражданского общества в Армении / Агентство международной информации. — 2014. — URL: https://newsarmenia.am/news/society/society-20140526-43061166/ (дата обращения: 25.03.2024).
82. ЕС и Армения обсудили инвестиционное сотрудничество / Общественное радио Армении. — 2024. — URL: https://ru.armradio.am/2024/02/28/ (дата обращения: 02.04.2024).
83. ЗАО «Газпром Армения» / Министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения. — URL: http://www.minenergy.am/ru/page/540 (дата обращения: 30.03.2024).
84. Инвестиции в Армению / Посольство Армении в Российской Федерации. — 2022. — URL: https://russia.mfa.am/ru/invest/ (дата обращения: 25.03.2024).
85. Индекс потребительских цен в Республике Армения в январе-сентябре 2022 года / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/file/doc/99532698.pdf (дата обращения: (06.04.2024).
86. Иран и Армения договорились о сотрудничестве в развитии коридора Север-ЮГ / Каспийский вестник. — 2022. — URL: http://casp-geo.ru/iran-i-armeniya-dogovorilis-o-sotrudnichestve-v-razvitii-koridora-sever-yug/ (дата обращения: 12.03.2024).
87. Ирано-армянское обнуление: Ереван и Тегеран договорились о строительстве участка автодороги Север-Юг / EurAsia Today. — 2023. — URL: https://eurasiatoday.ru/ (дата обращения: 24.03.2024).
88. Как приток россиян изменил жизнь в Ереване и поднял экономику Армении / РБК. — 2022. — URL: https://www.rbc.ru/economics/04/11/2022/6363dd599a7947466a7db50c (дата обращения: 27.03.2024).
89. Каледжи Р. Тревоги Ирана по поводу напряженности между Арменией и Азербайджаном / Валдай. — 2022. — URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/trevogi-irana-po-povodu-napryazhyennosti/ (дата обращения: 10.03.2024).
90. Конгрессмен США: Революция в Армении внушила надежду другим странам на демократию / Armenia Today. — 2019. — URL: https://armeniatoday.news/politics-ru/24279/ (дата обращения: 05.04.2024).
91. Коротченко И. Эксперт прокомментировал отказ Пашиняна от участия в саммите ОДКБ / РИА Новости. — 2023. — URL: https://ria.ru/20231114/pashinyan-1909398044.html (дата обращения: 04.04.2024).
92. Лавров: Минская группа ОБСЕ прекратила свою деятельность по инициативе США и Франции / ТАСС. — 2022. — URL: https://tass.ru/politika/15023551 (дата обращения: 19.03.2024).
93. Маркедонов С. Армения и Азербайджан: ускользающий мир / Российский совет по международным делам. — 2024. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ (дата обращения: 20.03.2024).
94. Международные организации. НАТО / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/international-organisations/3 (дата обращения: 14.03.2024).
95. Международные организации. Организация Объединенных Наций / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/international-organisations/12 (дата обращения: 14.03.2024).
96. Мелконян С. Армяно-российские отношения в поиске новой формулы / Российский совет по международным делам. — 2023. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet (дата обращения: (05.04.2024).
97. «Мы не можем поставлять в Армению оружие, которое попадет в руки России: вот почему у нас в каком-то смысле связаны руки». Конгрессмен США / Առավոs. — 2022. — URL: https://www.aravot-ru.am/2022/09/27/392468/ (дата обращения: 24.04.2024).
98. Население Армении к 2050 году сократится до 2,6 млн. человек – ООН / Arka new agency. — 2022. — URL: http://arka.am/ru/news/society/naselenie_armenii_k_2050_godu_sokratitsya_do_2_6_mln_chelovek_oon/ (дата обращения: 18.03.2024).
99. Новый шанс для IT-сферы Армении: что происходит после релокации российских компаний / Sputnik Армения. — 2022. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220324/ (дата обращения: 27.03.2024).
100. Оборонный бюджет Армении в 2024 году превысит $1,4 млрд / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/ekonomika/19227681 (дата обращения: 23.03.2024).
101. Около 31,7% внешней торговли Армении в 2020 году пришлось на страны ЕАЭС / Arka News Agency. — 2021. — URL: https://arka.am/ru/news/economy/ (дата обращения: 19.11.2023).
102. Основные предварительные макроэкономические показатели, полученные по текущим оперативным сводкам, характеризующие социально-экономическое положение РА / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/file/doc/99532648.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
103. Отказ Армении от членства в ЕАЭС станет экономическим самоубийством – эксперт / Sputnik. — 2024. — URL: https://am.sputniknews.ru/amp/20240404/ (дата обращения: 06.04.2024).
104. Отношения ЕС-Армения в фактах и цифрах / European Union External Action. — 2021. — URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/eap_factsheet_armenia_ru.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
105. Пашинян в Мюнхене заявил, что Армения – не союзник России по Украине / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/18/02/2024/65d254439a7947647de47e6b (дата обращения: 25.03.2024).
106. Пашинян заявил, что в Армении не обсуждают вопрос о вступлении в НАТО / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/11/02/2024/65c92bd99a79472ca6b30740 (дата обращения: 02.04.2024).
107. Пашинян заявил, что правительство Армении нацелено на углубление отношений с ЕС / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20228289 (дата обращения: 25.03.2024).
108. Пашинян назвал условия выхода Армении из ОДКБ / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2024/65f020f89a79474d415f68cf (дата обращения: 24.03.2024).
109. Петросян А. Внешнеполитические приоритеты Армении после «Бархатной революции». Стратегическая культура в контексте национальной безопасности / HAL. — 2020. — URL: https://hal.science/hal-03338702/document (дата обращения: 04.04.2024).
110. Постоянное население Армении увеличилось на 53,4 тыс. человек / Armenpress. — 2024. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1129791/ (дата обращения: 18.03.2024).
111. Почему Армения вопреки позиции России ратифицировала Римский статут / РБК. — 2023. — URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/politics/03/10/2023/651c20c59a794723f71e463b (дата обращения: 04.04.2024).
112. Премьер-министр Пашинян на международном форуме в Тбилиси представил проект «Перекресток мира» и его принципы / Премьер-министр Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2023/10/26/Nikol-Pashinyan-Speech/ (дата обращения: 25.03.2024).
113. Прямые инвестиции в Армению выросли, половина из них приходится на Россию / Sputnik Армения. — 2023. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20230111/pryamye-investitsii-v-armeniyu-vyrosli-polovina-iz-nikh-prikhoditsya-na-rossiyu-53704645.html (дата обращения: 12.03.2024).
114. Путин считает, что Армения «никуда не уходит» из СНГ / ТАСС . — 2022. — URL: https://tass.ru/politika/19006403 (дата обращения: 06.04.2024).
115. Россия обладает мощными экономическими рычагами воздействия на Армению / Eurasianet. — 2023. — URL: https://russian.eurasianet.org/ дата обращения: 03.04.2024).
116. Рост ВВП Армении в 2023 году превзошел все ожидания / EurAsia Daily. — 2024. — URL: https://eadaily.com/ru/news/2024/02/21/rost-vvp-armenii-v-2023-godu-prevzoshel-vse-ozhidaniya (дата обращения: 23.03.2024).
117. Рост ВВП в Армении в 2022 году: эксперт пояснил, почему некорректны сравнения в долларах / Sputnik Армения. — 2023. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20230223/ (дата обращений: 06.04.2024).
118. Сверяем дорожные карты: визит делегации Российско-Армянского Университета в Политех / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — 2023. — URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/ (дата обращения: 30.03.2024).
119. Состоялась встреча представителей правительства Армении и членов платформы гражданского общества CEPA / Armenpress. — 2023. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1105555/ (дата обращения: 31.03.2024).
120. Стратегический диалог Армения-США: обсуждены возможности углубления сотрудничества / Общественное радио Армении. — 2023. — URL: https://ru.armradio.am/2023/04/07 (дата обращения: 04.04.2024).
121. США предоставят Армении 1 млн долларов на борьбу с коррупцией / Armenpress. — 2020. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1020567.html (дата обращения: 05.04.2024).
122. США хотят выделить на экономику и демократию Армении в 2025 году $52 млн / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/ekonomika/20204781 (дата обращения: 05.04.2024).
123. Уровень доверия к Пашиняну снизился: опрос Gallup / Sputnik Армения. — 2024. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20240206/uroven-doveriya-k-pashinyanu-snizilsya-opros-71999004.html (дата обращения: 09.02.2024).
124. Учение Миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братсво-2021» стартовало под Казанью / Организация Договора о коллективной безопасности. — 2021. — URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/ (дата обращения: 25.03.2024).
125. Халатян А. Внешняя политика Армении: новые реалии и неясные перспективы / РСМД. — 2022. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vneshnyaya-politika-armenii-novye-realii-i-neyasnye-perspektivy/ (дата обращения: 23.03.2024).
126. Хоть Гюмри: Армения не сможет отказаться от российской базы до 2044-го / Известия. — 2023. — URL: https://iz.ru/1595635/ (дата обращения: 20.03.2024).