Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика малого государства (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)

Работа №146585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Республики Армения.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО 7
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1.Внешнеполитические ресурсы Республики Армения в контексте понятия «малого» государства 7
1.2.Основные направления внешней политики Армении 18
2.РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 30
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИКОЛО ПАШИНЯНА 30
2.1.Взаимодействие Республики Армения и Российской Федерации в рамках постсоветского пространства 30
2.2.Проблемы и перспективы сотрудничества Республики Армения с Российской Федерацией 40
3.ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР 51
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ 51
3.1.Американский вектор во внешней политике Армении 51
3.2.Интеграционная внешнеполитическая деятельность по линиям Армения-НАТО и Армения-ЕС 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

В настоящее время в ходе развития международных отношений акторы, вступающие в этот сложный процесс, придерживаются определенных принципов, которые чаще всего заложены в их внешней политике. Внешнеполитическая деятельность любого государства является значимой сферой, поскольку её реализация ярко демонстрирует принципы, которых страна придерживается в процессе международного сотрудничества, цели и задачи, которые необходимо воплотить на международной арене, стратегические приоритеты внешнеполитического курса, а также показывает какими внешнеполитическими ресурсами обладает страна. В связи с этим изучение внешней политики считается сложным процессом, поскольку для её полного понимания необходимо подробно рассматривать её составные элементы.
Республика Армения – христианская страна с древними традициями и аутентичной культурой. Это бывшая советская республика, страна является близким партнером Российской Федерации в Закавказье. Кроме того, Армения также взаимодействует с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Запад стремится укрепить свои позиции не только в Республике Армения, но и во всем регионе, поскольку постсоветское пространство является полем для геополитической конфронтации с Россией.
В настоящее время внешнеполитическая деятельность армянского государства переживает подъём и переориентацию приоритетов, что вызывает необходимость в системном и разностороннем изучении, а также выявлении условий для её дальнейшего эффективного развития, чем и определяется актуальность данной темы исследования.
Цель работы – рассмотрение особенностей современного внешнеполитического курса Республики Армения и раскрытие роли и значений ключевых направлений в его реализации.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие «малое» государство;
- рассмотреть внешнеполитические ресурсы Республики Армения;
- выявить основные направления армянской внешней политики;
- показать основные сферы взаимодействия правительства Николо Пашиняна с Российской Федерацией;
- выявить проблемы и перспективы сотрудничества Армении с Россией на современном этапе;
- рассмотреть векторы взаимодействия Республики Армения с США;
- проанализировать интеграционную деятельность Армении на трансатлантическом направлении: по линиям Армения-ЕС и Армения-НАТО.
Объектом исследования является внешняя политика «малых» стран (на примере Республики Армения).
Предметом исследования являются основные направления внешней политики Республики Армения на современном этапе.
В ходе выполнения работы были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция). В частности, с помощью метода анализа были рассмотрены различные дефиниции понятия «малое» государство; благодаря использованию метода синтеза в рамках выпускной квалификационной работы было дано полное и развернутое описание нормативно-правовой базы Республики Армения, регламентирующей взаимодействие государства с Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. Метод индукции позволил подробно изучить внешнеполитические ресурсы, которыми располагает Армения в настоящее время; с помощью метода дедукции были сделаны соответствующие выводы, касающиеся экономических ресурсов государства. Также в работе был использован специальный метод исследования – SWOT-анализ, в котором были раскрыты и выявлены проблемы и перспективы армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века.
Информационной базой исследования послужил большой массив научных источников российских и армянских авторов, правовые документы, статистические данные, а также интернет-ресурсы, посвященные внешней политике Республики Армения на современном этапе.
В процессе исследования были изучены нормативно-правовые акты Армении. Так, Стратегия национальной безопасности РА от 2020 г. [9], Программа правительства РА, ориентированная на 2021-2026 гг. [7], были использованы преимущественно для изучения основных направлений внешней политики государства. В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены документы, регламентирующие армяно-российское сотрудничество: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории РА от 1997 г. (с изменениями от 2010 г.) [1], Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условия их функционирования от 25 января 1994 г. [2], Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армении от 29 августа 1997 г. [3] и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военном-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 г. [8].
Изучение и глубокий анализ cодержаний Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и РА [34] и Integrated Country Strategy (Armenia) [32] позволили охарактеризовать взаимодействие государства на трансатлантическом направлении – реализация совместных программ РА с ЕС и РА с США. Также в рамках ВКР был рассмотрен проект «Перекресток мира» [35], представленный армянским руководством на Тбилисском международном форуме в 2023 г. и предполагающий стабилизацию Южного Кавказа и разблокировку коммуникаций в регионе после 44-х дневной войны 2020 г. Вышеобозначенные источники представлены на английском языке.
Кроме того, информационная база исследования включает в себя научные статьи на русском языке [10, 12-19], которые посвящены анализу различных факторов, влияющих на внешнеполитический курс Республики Армения, а также данные, размещенные на официальных сайтах правительства РА [72], министерства обороны РА [58], премьер-министра РА [35, 112], МИД РА [25, 71, 94, 95] и статистического комитета Армении [29, 33, 56, 74-78, 85, 102, ]. Также в рамках выпускной квалификационной работы было использовано три учебных пособия: В. А. Ачкасова [11] для изучения армяно-российских отношений, Н. В. Устиновой [20] для рассмотрения понятия «малое» государство и П. А. Цыганкова [21] для анализа внешнеполитических ресурсов государства.
Также помимо нормативно-правовых актов, научных статей и учебных пособий, для написания работы были проанализированы новостные заметки, размещенные на новостных порталах: ТАСС [45, 54, 60, 69, 92, 100, 107, 114, 122], РИА Новости [62, 91], РБК [44, 46, 48, 52, 57, 59, 70, 79, 80, 88, 105, 106, 108, 111], Sputnik Армения [55, 99, 113, 117, 123], Общественное радио Армении [82, 120], Armenpress [49, 110, 119, 121] и другие. Кроме того, в выпускной квалификационной работе были использованы источники на английском [22-39] и на армянском языках [40-42].
С помощью цели и задач исследования была определена структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, шести подразделов, списка использованных источников и литературы, приложения.
Предполагаемым результатом исследования является анализ основных направлений внешней политики Республики Армения и выявление ее особенностей, что позволит определить роль и место государства в международных отношениях, а также со значительной долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе современного внешнеполитического курса Республики Армения, включая возможные внутренние и внешние риски и угрозы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведения исследования, были решены поставленные задачи и достигнута цель, то есть были рассмотрены особенности современного внешнеполитического курса Республики Армения, а также раскрыта роль и значение ключевых направлений.
Внешнеполитическая деятельность любого государства является его значимой сферой, поскольку ее реализация демонстрирует стратегический курc страны, а также её интересы на международной арене. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что для современных мировых процессов характерна турбулентность, порождающая различные тенденции и вызовы. Государства, в свою очередь, должны следовать новым веяниям, чтобы сохранить свои позиции в мировом сообществе. Например, одной из ярких тенденция современности считается внешняя политика «малых» государств.
Изучив различные дефиниции понятия «малое государство», можно сделать вывод, что в политической теории и в международных отношениях не существует единой и всеобъемлющей трактовки, признаваемой мировым научным сообществом. Внешнеполитические ресурсы Республики Армения, доказывают, что страну можно рассматривать как «малую». На наш взгляд, экономические и географические ресурсы больше всего влияют на внешнеполитический курс государств. Так, географическая близость с Ираном объясняет стратегическое экономическое партнерство Армении и Ирана, а залежи природных ресурсов, расположенных на территории РА, обуславливают их экспорт. Также стоит отметить, что Армения, благодаря своей инвестиционной политике, является привлекательной для иностранных инвесторов, об этом свидетельствует возросшая доля инвестиций в экономике. Однако существует и менее развитые ресурсы: социальные, репутационные и информационные, которые практически не влияют на внешнеполитические решения государства.
В целом правительство РА проводит многовекторную внешнеполитическую деятельность, которая основывается на национальных интересах государства, прописанных в Стратегии национальной безопасности РА от 2020 г. Помимо традиционных векторов сотрудничества (Россия, ЕС, США, Иран), Армения открыта к установлению связей с новыми партнерами – Китайская Народная Республика, а также предпринимает активные шаги к нормализации диалога с Азербайджаном и Турцией. Кроме того, армянская инициатива «Перекресток мира» позволит стране позиционировать себя в качестве крупного транспортного хаба в Закавказье.
Несмотря на политическую нестабильность в Закавказье и изменчивую риторику правительства Республики Армения, государство является близким партнером Российской Федерации в регионе. Между странами установлены прочные союзнические связи. В течение долгого времени Россия считалась ключевым гарантом безопасности армянского государства и является его одним из основных военно-политическим партнером с 1991 г.
Армяно-российские отношения носят стратегический и дружественный характер, опираясь на исторические и культурные узы. РФ является ключевым союзником РА во многих сферах, о чем свидетельствую обширная правовая база и различные программы, реализованные совместными усилиями государств. Однако в настоящее время взаимодействие России и Армении претерпевает ряд сложностей, появляется множество спорных вопросов, по которым государства не могут достигнуть компромисса. Например, вплоть до 2022 г. РА активно принимала участие в мероприятиях, проводимых под эгидой ОДКБ, но «неоправданные ожидания» Еревана толкают армянское правительство к пересмотру внешнеполитических приоритетов и союзников.
Кроме того, в рамках выпускной квалификационной работы был проведен SWOT-анализ армяно-российских отношений в 20-е гг. XXI века, который продемонстрировал, что двусторонние отношения России и Армении переживают серьезный кризис. На данный момент Ереван трактует свои действия как политику, направленную на диверсификацию. Россия, в свою очередь, воспринимает подобное как замещение и вытеснение.
Трансатлантический вектор также играет особую роль во внешнеполитической деятельности Республики Армения. Государство активно сотрудничает с США и ЕС. Рассмотрев армяно-американское сотрудничество, можно сделать вывод, что взаимодействие государств носит стратегический характер и охватывает множество сфер. Об этом свидетельствует фундаментальная правовая база и упоминание важности двусторонних отношений в Стратегии национальной безопасности РА и программе правительства РА на 2021-2026 гг. Правительство США оказывает помощь Армении в укрепление демократических основ, продвижении верховенства закона, искоренении коррупции и защите основных прав и свобод человека. Также государства активно сотрудничают в военно-политической сфере. Безусловно, подобные направления взаимодействия обусловлены желанием Америки укрепить свои позиции не только в стране, но и в регионе, вступая в геополитическую конфронтацию с Российской Федерацией.
Также Республика Армения проявляет особые интерес к интеграционным процессам на трансатлантическом направлении, поскольку в последнее время во внешней политике Армении активно прослеживается тенденция на пересмотр внешнеполитических приоритетов и партнеров. Страна активно взаимодействует с Европейским союзом, выстраивая не только двусторонние отношения, но и участвуя в интересующих её проектах и инициативах. Программа «Восточного партнерства», на наш взгляд, является фундаментальной основой для выстраивания выгодного сотрудничества по линии Армения-ЕС. Трансатлантический вектор в интеграционной политики государства не ограничивается одной Европой. Армения активно взаимодействует с военно-политическим блоком НАТО.
Конечно же, на данный момент в силу политической нестабильности, можно сказать, что действия правительства РА отчетливо демонстрируют намерения углубить внешнеполитическое взаимодействие на трансатлантическом направлении. Однако политическая элита государства должна оценить все возможности и угрозы, которые могут возникнуть в результате смены приоритетов внешней политики.
Республика Армения позиционирует себя как мост между Европой и Азией. На данный момент Ереван сохраняет эту позицию, одновременно проявляя интерес к интеграции на постсоветском пространстве, а также на трансатлантическом направлении. Если правительство РА сбалансирует взаимодействие со своими партнерами, то страна может стать определенным звеном, связывающим Россию и Европейский союз.



1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республика Армения / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901933348 (дата обращения: 25.03.2024).
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования от 25 января 1994 года / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1900722 (дата обращения: 30.03.2024).
3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения: ратифицирован Федеральным законом РФ № 25-ФЗ / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/8306454 (дата обращения: 30.03.2024).
4. Обоснования мероприятий деятельности правительства Республики Армения на 2021-2026 годы (приложение 2) / Правительство Республики Армения. — 2022. — 766 с. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4900.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
5. О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе: Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2020 г. № 695 / Президент России. — 2020. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46042 (дата обращения: 24.03.2024)
6. Программа мероприятий деятельности правительства Республики Армения на 2021-2026 годы (приложение 1) / Правительство Республики Армения. — 2021. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4739.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
7. Программа правительства Республики Армения (2021-2026) / Правительство Республики Армения. — 2021. — 133 с. — URL: https://www.gov.am/files/docs/4736.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о военно-техническом сотрудничестве от 23 мая 2003 года / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901947466 (дата обращения: 30.03.2024).
9. Стратегия национальной безопасности Республики Армения от 2020 года / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2020. — 47 с. — URL: https://www.mfa.am/filemanager/security (дата обращения: 25.03.2024).
Монографии, статьи в сборниках научных публикаций и научных
периодических изданиях
10. Айвазян А. Особенности внешней политики современной Армении // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2020. – №2. – С. 98-103.
11. Ачкасов В. А. Мировая политика и международные отношения: учебник для вузов / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 484 с.
12. Барабаш Б. А. Соотношение между моделями поведения малых государств на международной арене и защищенностью в сфере здравоохранения на примере пандемии новой коронавирусной инфекции // Региональная политика, политическая география и геополитика: история и современность. — 2022.— №1 — С. 151-161.
13. Гегелашвили Н. А. Армения и США: новый этап сотрудничества // Россия и новые государства Евразии. — 2019. — №2 (43). — С. 127-140.
14. Гукасян Э. А. Инструменты влияния армянских диаспор США и Франции на развитие отношений с Арменией // Постсоветские исследования. — 2022. — №5. — С. 515-530.
15. Егиков А. А. Внешняя и внутренняя политика после «бархатной революции» // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития. — 2020. — №1 — С. 215-218.
16. Ерицян С.С. Информационное противостояние Армении и Азербайджана в период сентябрьско-октябрьской эскалации / Ерицян С. С., Тандевосян М. Р. // Четырнадцатая Годичная научная конференция (2-6 декабря 2019 г.): Сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. – Ереван: Изд-во РАУ, 2020. Часть II. – С.446-462.
17. Новикова И. Н. Малые страны в международных отношениях: некоторые теоретические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2022. — №3. — С. 219-242.
18. Саркисян О. Л. Армения и интеграционные процессы на евразийском пространстве: вызовы и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия: евразийские исследования, история, политология, международные отношения. — 2022. — №1. — С. 22-27.
19. Степанян В. В. Роль армянской диаспоры в Нагорно-Карабахском конфликте // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. —№2. — С. 200-204.
20. Устинова Н. В. Геополитика: учебное пособие / Н. В. Устинова. — Екатеринбург: Издательство Уральский университет, 2017. — 90 с.
21. Цыганков П. А. Теория международных отношений: учебник для вузов / П. А. Цыганков, В. А. Никонов, С. В. Глотова [и др.]; под редакцией П. А. Цыганкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 317 с.
Литература на иностранных языках
22. 2024 Armenia Military Strength / GFP. — 2024. — URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.php?country_id=armenia (date of request: 21.03.2024).
23. Arms transfers to conflict zones: the case of Nagorno-Karabakh / Stockholm international peace research institute. — 2021. — URL: https://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2021/ (date of request: 26.03.2024).
24. Aviation: EU and Armenia sign aviation agreement / European Commission. — 2021. — URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/news/aviation-eu-and-armenia-sign-aviation-agreement-2021-11-15_en (date of request: 31.03.2024).
25. Bilateral Relations. United States of America / Ministry of foreign affairs of the Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/en/bilateral-relations/us (date of request: 02.04.2024).
26. Dutta S. Global Innovation Index 2022. What is the future of innovation-driven growth? / S. Dutta, B. Lanvin, L. Rivera León, Sacha Wunsch-Vincent. Geneva: World Intellectual property organization, 2022. — 266 р.
27. Dutta S. Global Innovation Index 2023. Innovation in the face of uncertainty / S. Dutta, B. Lanvin, L. Rivera León, Sacha Wunsch-Vincent. Geneva: World Intellectual property organization, 2023. — 253 р.
28. Evaluation report. Armenia / Group of Experts on Action against Trafficking in Human Beings. — 2022. —51p. — URL: https://rm.coe.int/greta-third-evalution-report-on-armenia/1680a6b4ba (date of request: 19.11.2023).
29. External economic activity / Statistical Committee Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://armstat.am/file/article/armenia_2023_14.pdf (date of request: 02.04.2024).
30. Generalised Scheme of Preferences / European Commission. — URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/development-and-sustainability/ (date of request: 01.04.2024).
31. Integrated Country Strategies / U.S. Department of State. — URL: https://www.state.gov/ (date of request: 01.04.2024).
32. Integrated Сountry Strategy. Armenia / U.S. Department of State. —2022. — 16 р. — URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/07/ICS_EUR_Armenia_Public.pdf (date of request: 23.03.2024).
33. Number of live births by sex, 2022 / Statistical Committee Republic of Armenia. — 2023. — URL: https://armstat.am/file/doc/99541418.pdf (date of request: 15.03.2024).
34. The comprehensive and enhanced partnership agreement between
the european union & armenia (cepa) entered into force / European Union. — 2021. — URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/sc17_r04_cepa_factsheet_web_en_v4.0.pdf (date of request: 27.03.2024).
35. The crossroads of peace / Премьер-министр Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.primeminister.am/u_files/file/documents/Xaxaxutyan%20xachmeruk-13_11_23.pdf (date of request: 26.03.2024).
36. The Demographic Handbook of Armenia. Part II: рopulation. 2022. —22 р. — URL: https://armstat.am/file/article/demog_2022_2.pdf (date of request: 08.03.2024).
37. The European Green Deal / European Commission. — 2020. — URL: https://armenia.un.org/sites/default/files/2021-07/EU%20Green%20Deal%20-Eng.pdf (date of request: 01.04.2024).
38. The World Bank in Armenia. Overview / The World Bank. — 2023. — URL: https://www.worldbank.org/en/country/armenia/overview#3 (date of request: 18.03.2024).
39. 2022 U.S.-Armenia Strategic Dialogue Joint Statement / U.S. Department of State. — 2022. — URL: https://www.state.gov/2022 (date of request: 01.04.2024).
40. Ժողովրդագրական իրավիճակը / Սոցիալ-ժողովրդագրական հատված. — 2021. — URL: https://armstat.am/file/article/sv_12_21a_520_.pdf (դիմումի ամսաթիվը: 17.03.2024).
41. Երկկողմ հարաբերություններ / հայաստանի հանրապետության արտաքին գործերի նախարարություն. — 2024. — URL: https://www.mfa.am/hy/ (դիմումի ամսաթիվը: 25.03.2024).
42. Եվրոպական միություն / հայաստանի հանրապետության արտաքին գործերի նախարարություն. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/hy/ (դիմումի ամսաթիվը: 25.03.2024).
Интернет-источники
43. Аверьянова Д., Рыжов И., Соколов Р. Восточное партнерство в 2019-2021 годах / Д. Аверьянова, И. Рыжов, Р. Соколов // ИМЭМО РАН. — 2022. — URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2022_02/17-Averiyanova.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
44. Алиев назвал главного поставщика оружия Азербайджану / РБК. — 2020. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f945b729a794763723dc4ec (дата обращения: 03.04.2024).
45. Армения в 2023 году примет участие в двух военных учениях США в Европе / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17472911 (дата обращения: 26.03.2024).
46. Армения договорилась с США о помощи с реформой армии / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/06/11/2023/6548e2579a7947170b1977cb (дата обращения: 04.04.2024).
47. Армения заявила о готовности вступить в ЕС / Lenta.ru. — 2024. — URL: https://lenta.ru/news/2024/02/29/ (дата обращения: 22.03.2024).
48. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в обстрелах / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65d9fbd79a79475624e4344c (дата обращения: 20.03.2024).
49. Армения и ЕС имеют возможности сотрудничества во всех сферах: эксклюзивное интервью посла Андреа Викторина / Armenpress. — 2022. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1090770.html (дата обращения: 02.04.2024).
50. Армения. Импорт и Экспорт / TrendEconomy. — 2024. — URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Armenia/TOTAL (дата обращения:08.03.2024).
51. Армения и Турция откроют сухопутную границу для граждан третьих стран / Lenta.ru. — 2023. — URL: https://lenta.ru/news/2023/03/24/granica/ (дата обращения: 25.03.2024).
52. Армения отказалась проводить учения ОДКБ на территории страны / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/10/01/2023/63bd20eb9a794711404358f1 (дата обращения: 23.03.2024).
53. Армения подписала с ЕС соглашение о присоединении к программе «Горизонт Европа», имеющей финансирование в 95,5 млрд. евро / Arka News Agency. — 2021. — URL: https://arka.am/ru/news/society/ (дата обращения: 28.03.2024).
54. Армения придает важное значение реализации инициативы «Один пояс-один путь» с Китаем / ТАСС. — 2022. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14983071 (дата обращения: 26.03.2024).
55. Армянские университеты поднялись в рейтинге QS / Sputnik Армения. — 2021. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20211215/ (дата обращения: 21.03.2024).
56. База данных внешней торговли / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/ru/index.php?nid=159&thid%5B%5D=840&submit=Поиск&offset=0 (дата обращения: 05.04.2024).
57. Байден в письме Пашиняну пообещал укреплять сотрудничество США и Армении / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/politics/25/09/2023/6511bb129a79474a86c92d62 (дата обращения: 05.04.2024).
58. В административном комплексе министерства обороны РА проводятся тренировки по обмену опытом / Министерство обороны Республики Армения. — 2024. — URL: https://www.mil.am/ru/news/12067 (дата обращения: 04.04.2024).
59. В Армении назвали стратегической ошибкой зависимость от России / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/02/03/2024/65e2da329a7947564472468f (дата обращения: 06.04.2024)
60. В Армении обсуждают идею стать внеблоковым государством / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19254981 (дата обращения: 22.03.2024).
61. В годовом докладе Госдепартамента США «Бархатная революция» в Армении оценена как большой позитивный прорыв / Առավոs. — 2019. — URL: https://ru.aravot.am/2019/03/14/300386/ (дата обращения: 05.04.2024).
62. В Ереване прошла акция в поддержку спецоперации / РИА Новости. — 2023. — URL: https://ria.ru/20230224/aktsiya-1854149431.html (дата обращения: (04.04.2024).
63. В Ереване стартовал Армяно-Российский научно-образовательный форум / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — 2023. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/69094/ (дата обращения: 26.03.2024).
64. В ЕС захотели ввести безвиз с Арменией / Lenta.ru. — 2023. — URL: https://lenta.ru/news/2023/04/26/swed_arm_bezviz/ (дата обращения: 24.03.2024).
65. Вице-премьер М. Григорян: Товарооборот Армении со странами СНГ вырос в январе-августе 2023 на 55% / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. — 2023. — URL: https://cis.minsk.by/news/26337/ (дата обращения: 06.04.2024).
66. Внешнеторговый оборот Армении за 9 месяцев вырос на 45,8%, до $13,6 млрд. В числе лидеров – Россия, Китай и ОАЭ / Arka News Agency. — 2023. — URL: https://arka.am/ru/news/economy/ (дата обращения: 31.03.2024).
67. Внешняя торговля Армении стремительно диверсифицируется с ориентиром на США, ОАЭ и страны ЕС / Financial portal. — 2023. — URL: https://finport.am/full_news.php?id=49167 (дата обращения: 04.04.2024).
68. Встреча с Премьер-министром Армении Николо Пашиняном / Президент России. — 2021. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67204 (дата обращения: 28.03.2024).
69. В центре Еревана проходит митинг с требованием отставки Пашиняна / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/obschestvo/20223767 (дата обращения: 26.03.2024).
70. Глава МИД Армении заявил о стремлении укреплять отношения с США и ЕС / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6609ceb39a794758eb4c03b1 (дата обращения: 04.04.2024).
71. Двусторонние отношения. Иран / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ir (дата обращения: 24.03.2024).
72. Демография / Правительство Республики Армения. — 2023. —URL: https://www.gov.am/ru/demographics/ (дата обращения: 15.03.2024).
73. Диверсификация в действии: Армения разгоняет товарооборот с ЕС / EurAsia Daily. — 2023. — URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/11/03/ (дата обращения: 02.04.2024).
74. Динамические ряды. Внешнеторговый оборот / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10001&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
75. Динамические ряды. Импорт товаров / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10004 дата обращения: 22.03.2024).
76. Динамические ряды. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=11015&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
77. Динамические ряды. Уровень безработицы / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=08010&submit=Поиск (дата обращения: 22.03.2024).
78. Динамические ряды. Экспорт товаров / Статистический комитет Республики Армения. — 2024. — URL: https://armstat.am/ru/?nid=12&id=10003&submit=Поиск дата обращения: 22.03.2024).
79. Евросоюз запустил работу гражданской миссии в Армении / РБК. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63f3753f9a7947fbecbdf0c8 (дата обращения: 02.04.2024).
80. Евросоюз объявил о планах по сближению с Арменией / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/13/02/2024/65cb7c939a79476f3b2e9e20 (дата обращения: 01.04.2024).
81. ЕС выделил свыше 674 тыс. евро на программу развития гражданского общества в Армении / Агентство международной информации. — 2014. — URL: https://newsarmenia.am/news/society/society-20140526-43061166/ (дата обращения: 25.03.2024).
82. ЕС и Армения обсудили инвестиционное сотрудничество / Общественное радио Армении. — 2024. — URL: https://ru.armradio.am/2024/02/28/ (дата обращения: 02.04.2024).
83. ЗАО «Газпром Армения» / Министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения. — URL: http://www.minenergy.am/ru/page/540 (дата обращения: 30.03.2024).
84. Инвестиции в Армению / Посольство Армении в Российской Федерации. — 2022. — URL: https://russia.mfa.am/ru/invest/ (дата обращения: 25.03.2024).
85. Индекс потребительских цен в Республике Армения в январе-сентябре 2022 года / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/file/doc/99532698.pdf (дата обращения: (06.04.2024).
86. Иран и Армения договорились о сотрудничестве в развитии коридора Север-ЮГ / Каспийский вестник. — 2022. — URL: http://casp-geo.ru/iran-i-armeniya-dogovorilis-o-sotrudnichestve-v-razvitii-koridora-sever-yug/ (дата обращения: 12.03.2024).
87. Ирано-армянское обнуление: Ереван и Тегеран договорились о строительстве участка автодороги Север-Юг / EurAsia Today. — 2023. — URL: https://eurasiatoday.ru/ (дата обращения: 24.03.2024).
88. Как приток россиян изменил жизнь в Ереване и поднял экономику Армении / РБК. — 2022. — URL: https://www.rbc.ru/economics/04/11/2022/6363dd599a7947466a7db50c (дата обращения: 27.03.2024).
89. Каледжи Р. Тревоги Ирана по поводу напряженности между Арменией и Азербайджаном / Валдай. — 2022. — URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/trevogi-irana-po-povodu-napryazhyennosti/ (дата обращения: 10.03.2024).
90. Конгрессмен США: Революция в Армении внушила надежду другим странам на демократию / Armenia Today. — 2019. — URL: https://armeniatoday.news/politics-ru/24279/ (дата обращения: 05.04.2024).
91. Коротченко И. Эксперт прокомментировал отказ Пашиняна от участия в саммите ОДКБ / РИА Новости. — 2023. — URL: https://ria.ru/20231114/pashinyan-1909398044.html (дата обращения: 04.04.2024).
92. Лавров: Минская группа ОБСЕ прекратила свою деятельность по инициативе США и Франции / ТАСС. — 2022. — URL: https://tass.ru/politika/15023551 (дата обращения: 19.03.2024).
93. Маркедонов С. Армения и Азербайджан: ускользающий мир / Российский совет по международным делам. — 2024. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ (дата обращения: 20.03.2024).
94. Международные организации. НАТО / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/international-organisations/3 (дата обращения: 14.03.2024).
95. Международные организации. Организация Объединенных Наций / Министерство иностранных дел Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.mfa.am/ru/international-organisations/12 (дата обращения: 14.03.2024).
96. Мелконян С. Армяно-российские отношения в поиске новой формулы / Российский совет по международным делам. — 2023. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet (дата обращения: (05.04.2024).
97. «Мы не можем поставлять в Армению оружие, которое попадет в руки России: вот почему у нас в каком-то смысле связаны руки». Конгрессмен США / Առավոs. — 2022. — URL: https://www.aravot-ru.am/2022/09/27/392468/ (дата обращения: 24.04.2024).
98. Население Армении к 2050 году сократится до 2,6 млн. человек – ООН / Arka new agency. — 2022. — URL: http://arka.am/ru/news/society/naselenie_armenii_k_2050_godu_sokratitsya_do_2_6_mln_chelovek_oon/ (дата обращения: 18.03.2024).
99. Новый шанс для IT-сферы Армении: что происходит после релокации российских компаний / Sputnik Армения. — 2022. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220324/ (дата обращения: 27.03.2024).
100. Оборонный бюджет Армении в 2024 году превысит $1,4 млрд / ТАСС. — 2023. — URL: https://tass.ru/ekonomika/19227681 (дата обращения: 23.03.2024).
101. Около 31,7% внешней торговли Армении в 2020 году пришлось на страны ЕАЭС / Arka News Agency. — 2021. — URL: https://arka.am/ru/news/economy/ (дата обращения: 19.11.2023).
102. Основные предварительные макроэкономические показатели, полученные по текущим оперативным сводкам, характеризующие социально-экономическое положение РА / Статистический комитет Республики Армения. — 2022. — URL: https://armstat.am/file/doc/99532648.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
103. Отказ Армении от членства в ЕАЭС станет экономическим самоубийством – эксперт / Sputnik. — 2024. — URL: https://am.sputniknews.ru/amp/20240404/ (дата обращения: 06.04.2024).
104. Отношения ЕС-Армения в фактах и цифрах / European Union External Action. — 2021. — URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/eap_factsheet_armenia_ru.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
105. Пашинян в Мюнхене заявил, что Армения – не союзник России по Украине / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/18/02/2024/65d254439a7947647de47e6b (дата обращения: 25.03.2024).
106. Пашинян заявил, что в Армении не обсуждают вопрос о вступлении в НАТО / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/11/02/2024/65c92bd99a79472ca6b30740 (дата обращения: 02.04.2024).
107. Пашинян заявил, что правительство Армении нацелено на углубление отношений с ЕС / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20228289 (дата обращения: 25.03.2024).
108. Пашинян назвал условия выхода Армении из ОДКБ / РБК. — 2024. — URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2024/65f020f89a79474d415f68cf (дата обращения: 24.03.2024).
109. Петросян А. Внешнеполитические приоритеты Армении после «Бархатной революции». Стратегическая культура в контексте национальной безопасности / HAL. — 2020. — URL: https://hal.science/hal-03338702/document (дата обращения: 04.04.2024).
110. Постоянное население Армении увеличилось на 53,4 тыс. человек / Armenpress. — 2024. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1129791/ (дата обращения: 18.03.2024).
111. Почему Армения вопреки позиции России ратифицировала Римский статут / РБК. — 2023. — URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/politics/03/10/2023/651c20c59a794723f71e463b (дата обращения: 04.04.2024).
112. Премьер-министр Пашинян на международном форуме в Тбилиси представил проект «Перекресток мира» и его принципы / Премьер-министр Республики Армения. — 2023. — URL: https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2023/10/26/Nikol-Pashinyan-Speech/ (дата обращения: 25.03.2024).
113. Прямые инвестиции в Армению выросли, половина из них приходится на Россию / Sputnik Армения. — 2023. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20230111/pryamye-investitsii-v-armeniyu-vyrosli-polovina-iz-nikh-prikhoditsya-na-rossiyu-53704645.html (дата обращения: 12.03.2024).
114. Путин считает, что Армения «никуда не уходит» из СНГ / ТАСС . — 2022. — URL: https://tass.ru/politika/19006403 (дата обращения: 06.04.2024).
115. Россия обладает мощными экономическими рычагами воздействия на Армению / Eurasianet. — 2023. — URL: https://russian.eurasianet.org/ дата обращения: 03.04.2024).
116. Рост ВВП Армении в 2023 году превзошел все ожидания / EurAsia Daily. — 2024. — URL: https://eadaily.com/ru/news/2024/02/21/rost-vvp-armenii-v-2023-godu-prevzoshel-vse-ozhidaniya (дата обращения: 23.03.2024).
117. Рост ВВП в Армении в 2022 году: эксперт пояснил, почему некорректны сравнения в долларах / Sputnik Армения. — 2023. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20230223/ (дата обращений: 06.04.2024).
118. Сверяем дорожные карты: визит делегации Российско-Армянского Университета в Политех / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — 2023. — URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/ (дата обращения: 30.03.2024).
119. Состоялась встреча представителей правительства Армении и членов платформы гражданского общества CEPA / Armenpress. — 2023. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1105555/ (дата обращения: 31.03.2024).
120. Стратегический диалог Армения-США: обсуждены возможности углубления сотрудничества / Общественное радио Армении. — 2023. — URL: https://ru.armradio.am/2023/04/07 (дата обращения: 04.04.2024).
121. США предоставят Армении 1 млн долларов на борьбу с коррупцией / Armenpress. — 2020. — URL: https://armenpress.am/rus/news/1020567.html (дата обращения: 05.04.2024).
122. США хотят выделить на экономику и демократию Армении в 2025 году $52 млн / ТАСС. — 2024. — URL: https://tass.ru/ekonomika/20204781 (дата обращения: 05.04.2024).
123. Уровень доверия к Пашиняну снизился: опрос Gallup / Sputnik Армения. — 2024. — URL: https://ru.armeniasputnik.am/20240206/uroven-doveriya-k-pashinyanu-snizilsya-opros-71999004.html (дата обращения: 09.02.2024).
124. Учение Миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братсво-2021» стартовало под Казанью / Организация Договора о коллективной безопасности. — 2021. — URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/ (дата обращения: 25.03.2024).
125. Халатян А. Внешняя политика Армении: новые реалии и неясные перспективы / РСМД. — 2022. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vneshnyaya-politika-armenii-novye-realii-i-neyasnye-perspektivy/ (дата обращения: 23.03.2024).
126. Хоть Гюмри: Армения не сможет отказаться от российской базы до 2044-го / Известия. — 2023. — URL: https://iz.ru/1595635/ (дата обращения: 20.03.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ