РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика субъектного подхода в дошкольном образовании.... 7
1.2. Игровая деятельность старших дошкольников: понятие, структура,
особенности развития 11
1.3. Понятие «позиция субъекта игровой деятельности», особенности
руководства ее развитием у старших дошкольников 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностика уровня развития позиции субъекта в игровой
деятельности старших дошкольников 27
2.2. Рекомендации для педагогов по развитию позиции субъекта игровой
деятельности у старших дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика субъектного подхода в дошкольном образовании.... 7
1.2. Игровая деятельность старших дошкольников: понятие, структура,
особенности развития 11
1.3. Понятие «позиция субъекта игровой деятельности», особенности
руководства ее развитием у старших дошкольников 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Диагностика уровня развития позиции субъекта в игровой
деятельности старших дошкольников 27
2.2. Рекомендации для педагогов по развитию позиции субъекта игровой
деятельности у старших дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность исследования. Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени, определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального проявления творческих способностей ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Важным условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, которые помогали бы ребенку, становится субъектом собственной активности, отношений, а целенаправленная и осознанная деятельность служила бы средством его развития. В связи с этим, особую актуальность приобретает использование потенциала разных видов детской деятельности, и прежде всего - игровой.
Игра является «самоценной формой активности» ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко и др.). Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Следовательно, игровая деятельность не становится источником
самореализации внутренних сил ребёнка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся важнейшим условием
развития творчества в разных видах игровой деятельности - в игровой (О.В. Солнцева); в игре-труде (М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко), в развивающих играх математического содержания (З.А. Михайлова), в конструктивных играх (М.Н. Силаева), в хороводных играх (А.Г. Гогоберидзе).
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос участия взрослого в игровой деятельности старших дошкольников. Руководство играми дошкольников в детском саду несёт на себе отпечаток излишнего дидактизма и заорганизованности детей, происходит по аналогии с проведением учебных занятий, на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде (Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко). Анализ существующих особенностей, методов руководства игровой деятельностью детей позволяет сделать вывод, что условия для развития игры как самостоятельной, свободной детской деятельности, обеспечивающей освоение ребенком в ней позиции субъекта, созданы недостаточно.
Таким образом, представляется актуальной тема нашего исследования развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия,
обеспечивающие развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечения ребенку свободы выбора, самостоятельности, инициативности (отсутствие жёстких деятельности, возможность творческих
возможностью выбора путей и средств достижения цели);
- создание «провоцирующей» игровой обстановки;
- организации безоценочного взаимодействия взрослого и ребенка на основе игрового партнерства.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики субъектного подхода, особенности реализации в дошкольном образовании.
2. Уточнить сущность, структуру игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, особенности ее развития.
3. Определить сущность понятия «позиция субъекта игровой деятельности», особенности руководства ее развитием у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы; наблюдение; анкетирование педагогов, констатирующий этап педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 с. Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка, приложения.
Игра является «самоценной формой активности» ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко и др.). Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Следовательно, игровая деятельность не становится источником
самореализации внутренних сил ребёнка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся важнейшим условием
развития творчества в разных видах игровой деятельности - в игровой (О.В. Солнцева); в игре-труде (М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко), в развивающих играх математического содержания (З.А. Михайлова), в конструктивных играх (М.Н. Силаева), в хороводных играх (А.Г. Гогоберидзе).
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос участия взрослого в игровой деятельности старших дошкольников. Руководство играми дошкольников в детском саду несёт на себе отпечаток излишнего дидактизма и заорганизованности детей, происходит по аналогии с проведением учебных занятий, на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде (Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко). Анализ существующих особенностей, методов руководства игровой деятельностью детей позволяет сделать вывод, что условия для развития игры как самостоятельной, свободной детской деятельности, обеспечивающей освоение ребенком в ней позиции субъекта, созданы недостаточно.
Таким образом, представляется актуальной тема нашего исследования развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия,
обеспечивающие развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечения ребенку свободы выбора, самостоятельности, инициативности (отсутствие жёстких деятельности, возможность творческих
возможностью выбора путей и средств достижения цели);
- создание «провоцирующей» игровой обстановки;
- организации безоценочного взаимодействия взрослого и ребенка на основе игрового партнерства.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики субъектного подхода, особенности реализации в дошкольном образовании.
2. Уточнить сущность, структуру игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, особенности ее развития.
3. Определить сущность понятия «позиция субъекта игровой деятельности», особенности руководства ее развитием у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы; наблюдение; анкетирование педагогов, констатирующий этап педагогического эксперимента.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 с. Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка, приложения.
Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов показал, что с одной стороны, проблемы, связанные с развитием активности, инициативы, индивидуальности, творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; признанием ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, при которых он сам становится активным в выборе содержания своего деятельности, становится ее субъектом, достаточно широко исследуются и представлены в настоящее время. С другой стороны, проблема изучения возможностей игровой деятельности в развитии субъектной позиции ребенка, выявления и обоснования педагогических условий, обеспечивающих становление данной позиции в игровой деятельности дошкольников, является актуальной и требующей решения.
Это обусловило необходимость исследования и решения проблемы развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе его проведения получены следующие теоретические выводы и практические результаты.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы позволило нам, во-первых, рассмотреть основополагающие категории, раскрывающие сущностные характеристики субъектного подхода, различные точки зрения к пониманию сущности, особенностей категорий «субъект», «субъектность», «субъект деятельности», «субъектная позиция». В ходе анализа литературы мы пришли к выводу о том, что в педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта. Напомним, субъект — это индивид, реализующий познавательную или предметно-преобразующую деятельность, направленную на конкретный предмет; носитель активности, а субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю и проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Такое отношение формирует инициативу, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Таким образом, субъекта деятельности характеризуют отсутствие жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческие проявления, обусловленные возможностью выбора путей и средств достижения цели. В ходе теоретического исследования мы уточнили качества, характеризующие человека как субъекта деятельности: активность, инициативность, ценностное отношение к деятельности, избирательная направленность; свобода выбора, самостоятельность, творчество.
Во-вторых, рассмотрели и охарактеризовали игру с точки зрения деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра определяется, как уровень становления игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей. Опираясь на данный подход, развернутая игра, игровая деятельность, состоит из следующих компонентов: мотивационно- потребностного, целевого, содержательного, операционного, результативного. В работе дается подробная содержательная характеристика каждого компонента игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В- третьих, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели подходы разных авторов к определению понятия «позиция субъекта». Позиция субъекта - это сложная интегративная характеристика личности, выражающая психологическую готовность к определенному поведению, деятельности и отражающая активно - избирательное, инициативно- ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к жизни и миру в целом.
Изучение и анализ наиболее общих подходов к сущности понятия «субъектная позиция», позволил нам определить термин «позиция субъекта игровой деятельности».
В нашем исследовании, опираясь на определение О.В. Солнцевой, позиция субъекта игровой деятельности — это «...личностное образование, позволяющее ставить цели в игровой деятельности, осуществлять решение и коррекцию их исполнения, продуцировать новые инициативы (сюжеты), прогнозировать результаты игровой деятельности в целом, проявлять творчество, координировать свои замыслы и действия с другими людьми».
Учитывая структуру игровой деятельности дошкольников, предложенную Д.Б. Элькониным, в работе представлено содержание каждого компонента позиции субъекта данного вида деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования мы установили, что освоение ребёнком позиции субъекта игровой деятельности проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию, мотивации, планированию игровой деятельности, умению творчески подбирать способы осуществления игровой деятельности и умении оценивать результаты игровой деятельности. Ребенка, занимающего позицию субъекта игровой деятельности, отличают следующие качества: самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, поиск способов их реализации в процессе построения сюжета и создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.
Результаты исследований А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой позволили выделить следующие игровые позиции ребенка в игровой деятельности: исполнителя (актера), организатора (режиссера), художника (костюмера), зрителя. В зависимости от игровой позиции ребенка его личностные качества, качества, характеризующие ребенка как субъекта игровой деятельности, специальные игровые умения будут проявляться по- разному: одни будут выражаться в большей степени, другие в меньшей.
В ходе теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что важным условием развития позиции субъекта игровой деятельности старших дошкольников является роль взрослого, его игровая позиция. В нашем исследовании, опираясь на структуру игровой деятельности, предложенную Д.Б. Элькониным, мы охарактеризовали деятельность взрослого и особенности руководства развитием субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Экспериментальная работа по развитию позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников проводилась на базе МДОУ «Детский сад №16 с. Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области».
Для решения задач экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: выявить исходный уровень развития позиции субъекта у детей старшего дошкольного возраста; изучить отношение педагогов к проблеме развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Для решения первой задачи нашего эксперимента было проведено наблюдение за игровой деятельностью дошкольников, которое позволило оценить уровень развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников. Для проведения наблюдения и фиксации его результатов была разработана индивидуально -диагностическая карта. Оценка уровня развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников осуществлялась на основе анализа и обобщения результатов диагностики следующих компонентов: мотивационно - потребностного, целевого, содержательного, операционного, результативного
Количественный и качественный анализ результатов оценки каждого компонента позволили нам выявить уровень развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень развития позиции субъекта имеют 28% детей, средний уровень - 40% детей, низкий уровень - 32 % детей.
На этапе констатирующего эксперимента в процессе наблюдения за игровой деятельностью мы выделили игровые позиции, предпочитаемые и менее предпочитаемые детьми. Так, в сюжетно-ролевой игре дошкольники чаще всего выбирают позицию «исполнитель» (15 детей выбрали эту позицию, что составило 60% от всего количества детей), позицию «организатор» выбрали 5 детей, что составило 20%, всего 3 человека выбрали позицию «художник» - 12%, а также 2 ребенка предпочли остаться «зрителями» - 8%.
В режиссерской игре мы отметили, что 12 детей предпочитают позицию «актера-исполнителя» (48%), 6 детей выбрали позицию «режиссер- организатор» (24%), всего 4 ребенка были «художниками (костюмерами)» - 16%, а позицию «зритель» заняли 3 ребенка (12%).
В игре - драматизации позиция «актера-исполнителя» была выбрана 14 детьми, что составило 56%, позиция «режиссера-организатора» - 5 детьми (20%), позиции «художник (костюмер)» и «зритель» выбрали по 3 детей, что составило по 12%.
Таким образом, мы определили, что в игровой деятельности ребенок может занимать определенную игровую позицию, а также процентное соотношение и распределение игровых позиций в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и игре-драматизации.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента мы провели анкетирование педагогов, целью которого являлось выявление отношения педагогов к проблеме развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги не всегда понимают сущность субъектного подхода в дошкольном образовании, необходимость создавать условия для развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Теоретический анализ литературы, данные констатирующего этапа эксперимента, позволили нам разработать рекомендации педагогам по развитию позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста: обогащение представление детей об окружающей общественной жизни, создание «банка идей»; создание «провоцирующей» игровой обстановки: тематический подбор игрушек, атрибутов, предметов- заместителей; организация «безоценочного» взаимодействия взрослого и ребенка на основе игрового партнерства.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.
Это обусловило необходимость исследования и решения проблемы развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе его проведения получены следующие теоретические выводы и практические результаты.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы позволило нам, во-первых, рассмотреть основополагающие категории, раскрывающие сущностные характеристики субъектного подхода, различные точки зрения к пониманию сущности, особенностей категорий «субъект», «субъектность», «субъект деятельности», «субъектная позиция». В ходе анализа литературы мы пришли к выводу о том, что в педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта. Напомним, субъект — это индивид, реализующий познавательную или предметно-преобразующую деятельность, направленную на конкретный предмет; носитель активности, а субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю и проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Такое отношение формирует инициативу, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Таким образом, субъекта деятельности характеризуют отсутствие жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческие проявления, обусловленные возможностью выбора путей и средств достижения цели. В ходе теоретического исследования мы уточнили качества, характеризующие человека как субъекта деятельности: активность, инициативность, ценностное отношение к деятельности, избирательная направленность; свобода выбора, самостоятельность, творчество.
Во-вторых, рассмотрели и охарактеризовали игру с точки зрения деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра определяется, как уровень становления игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей. Опираясь на данный подход, развернутая игра, игровая деятельность, состоит из следующих компонентов: мотивационно- потребностного, целевого, содержательного, операционного, результативного. В работе дается подробная содержательная характеристика каждого компонента игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В- третьих, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели подходы разных авторов к определению понятия «позиция субъекта». Позиция субъекта - это сложная интегративная характеристика личности, выражающая психологическую готовность к определенному поведению, деятельности и отражающая активно - избирательное, инициативно- ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к жизни и миру в целом.
Изучение и анализ наиболее общих подходов к сущности понятия «субъектная позиция», позволил нам определить термин «позиция субъекта игровой деятельности».
В нашем исследовании, опираясь на определение О.В. Солнцевой, позиция субъекта игровой деятельности — это «...личностное образование, позволяющее ставить цели в игровой деятельности, осуществлять решение и коррекцию их исполнения, продуцировать новые инициативы (сюжеты), прогнозировать результаты игровой деятельности в целом, проявлять творчество, координировать свои замыслы и действия с другими людьми».
Учитывая структуру игровой деятельности дошкольников, предложенную Д.Б. Элькониным, в работе представлено содержание каждого компонента позиции субъекта данного вида деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования мы установили, что освоение ребёнком позиции субъекта игровой деятельности проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию, мотивации, планированию игровой деятельности, умению творчески подбирать способы осуществления игровой деятельности и умении оценивать результаты игровой деятельности. Ребенка, занимающего позицию субъекта игровой деятельности, отличают следующие качества: самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, поиск способов их реализации в процессе построения сюжета и создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.
Результаты исследований А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой позволили выделить следующие игровые позиции ребенка в игровой деятельности: исполнителя (актера), организатора (режиссера), художника (костюмера), зрителя. В зависимости от игровой позиции ребенка его личностные качества, качества, характеризующие ребенка как субъекта игровой деятельности, специальные игровые умения будут проявляться по- разному: одни будут выражаться в большей степени, другие в меньшей.
В ходе теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что важным условием развития позиции субъекта игровой деятельности старших дошкольников является роль взрослого, его игровая позиция. В нашем исследовании, опираясь на структуру игровой деятельности, предложенную Д.Б. Элькониным, мы охарактеризовали деятельность взрослого и особенности руководства развитием субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Экспериментальная работа по развитию позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников проводилась на базе МДОУ «Детский сад №16 с. Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области».
Для решения задач экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: выявить исходный уровень развития позиции субъекта у детей старшего дошкольного возраста; изучить отношение педагогов к проблеме развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Для решения первой задачи нашего эксперимента было проведено наблюдение за игровой деятельностью дошкольников, которое позволило оценить уровень развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников. Для проведения наблюдения и фиксации его результатов была разработана индивидуально -диагностическая карта. Оценка уровня развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников осуществлялась на основе анализа и обобщения результатов диагностики следующих компонентов: мотивационно - потребностного, целевого, содержательного, операционного, результативного
Количественный и качественный анализ результатов оценки каждого компонента позволили нам выявить уровень развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень развития позиции субъекта имеют 28% детей, средний уровень - 40% детей, низкий уровень - 32 % детей.
На этапе констатирующего эксперимента в процессе наблюдения за игровой деятельностью мы выделили игровые позиции, предпочитаемые и менее предпочитаемые детьми. Так, в сюжетно-ролевой игре дошкольники чаще всего выбирают позицию «исполнитель» (15 детей выбрали эту позицию, что составило 60% от всего количества детей), позицию «организатор» выбрали 5 детей, что составило 20%, всего 3 человека выбрали позицию «художник» - 12%, а также 2 ребенка предпочли остаться «зрителями» - 8%.
В режиссерской игре мы отметили, что 12 детей предпочитают позицию «актера-исполнителя» (48%), 6 детей выбрали позицию «режиссер- организатор» (24%), всего 4 ребенка были «художниками (костюмерами)» - 16%, а позицию «зритель» заняли 3 ребенка (12%).
В игре - драматизации позиция «актера-исполнителя» была выбрана 14 детьми, что составило 56%, позиция «режиссера-организатора» - 5 детьми (20%), позиции «художник (костюмер)» и «зритель» выбрали по 3 детей, что составило по 12%.
Таким образом, мы определили, что в игровой деятельности ребенок может занимать определенную игровую позицию, а также процентное соотношение и распределение игровых позиций в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и игре-драматизации.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента мы провели анкетирование педагогов, целью которого являлось выявление отношения педагогов к проблеме развития позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги не всегда понимают сущность субъектного подхода в дошкольном образовании, необходимость создавать условия для развития позиции субъекта игровой деятельности у старших дошкольников.
Теоретический анализ литературы, данные констатирующего этапа эксперимента, позволили нам разработать рекомендации педагогам по развитию позиции субъекта игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста: обогащение представление детей об окружающей общественной жизни, создание «банка идей»; создание «провоцирующей» игровой обстановки: тематический подбор игрушек, атрибутов, предметов- заместителей; организация «безоценочного» взаимодействия взрослого и ребенка на основе игрового партнерства.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Развитие саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями средствами Монтессори-педагогики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я УМЕЮ. Я МОГУ. Я НАУЧИЛСЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



