Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: СПЕЦИФИКА, ФАКТОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Работа №146571

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТРЕНДЫ И СТАТИСТИКА 7
1.1 Понятия, термины, определения 7
1.2 Законодательство в сфере дополнительного образования в России 8
1.3 Теоретические аспекты 9
1.4 Государственные проекты и программы в сфере ДО 15
1.5 Российский рынок образования 16
1.6 Международный опыт 21
1.7 Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Методология исследования 26
2.2 Обзор коммерческих исследований и научной литературы 27
2.3 Теоретическая модель и постановка гипотез исследования 30
2.4 Описание методов исследования 31
2.5 Выводы по главе 33
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1 Описание данных 34
3.2 Результаты расчетов 35
3.3 Рекомендации 47
3.4 Выводы по главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64


Знания, получаемые студентами в вузах, к моменту окончания высшего образования во многом теряют свою актуальность. 75% школьников будут работать по специальностям, которых еще не существует, а к 2030 году в мире появится 2,5 млн новых специальностей. В 2022 году почти 47% выпускников российских вузов не работали по полученной специальности: это связано с качеством образования, которое не успевает за быстро меняющимся рынком, а также разочарованием студентов в выбранной профессии и ситуацией на рынке труда.
По данным исследователей Института образования НИУ ВШЭ, российские студенты не удовлетворены качеством высшего образования в полной мере, а учеба в вузе интересна лишь каждому 10-му респонденту. Вузам не удается отвечать образовательным потребностям учащихся, а студентам не хватает знаний и навыков для всестороннего развития личности, успешного трудоустройства и карьеры. Как следствие, студенты вкладывают время и денежные средства в образовательные курсы в дополнение к основной учебной программе.
По данным совместного аналитического исследования МИР и РБК, около 50% молодых людей в возрасте 18-24 года используют онлайн-сервисы и курсы для дополнительного обучения. При выборе дополнительной подготовки студенты ориентируются на получение знаний и навыков для будущей карьеры, а средние расходы студентов, готовых платить за самообразование, равны 20-25 тыс. руб. в год.
Студенты выбирают дополнительное обучение как на бесплатных курсах, так и на платных курсах образовательных организаций и блогеров. Однако, не вся образовательная и просветительская деятельность в России лицензируется, и значительная часть слушателей покупает нелицензированные курсы с неподтвержденным качеством: в 2022 году каждый третий слушатель онлайн-курсов учился у блогеров и экспертов.
Таким образом, исследование факторов, значимых для студентов при принятии решения в пользу дополнительного образования, позволит выявить критерии неудовлетворенности учащихся основной программой и предложить меры для закрытия потребностей студентов в дополнительных знаниях в рамках вузов.
Результаты исследования могут быть полезны как коммерческим и некоммерческим образовательным организациям для лучшего понимания потребностей студенческой целевой аудитории, так и вузам для корректировки маркетинговой стратегии, разработки курсов дополнительного образования и проведению мероприятий для профессионального развития студентов с учетом информации о сегментах студенческой аудитории, их характеристиках и значимых факторах выбора дополнительного образования.
Проблема исследования: факторы принятия студентами решения о получении дополнительного образования помимо основной образовательной программы вуза.
Объект исследования: курсы и программы дополнительного образования.
Предмет исследования: самостоятельное дополнительное образование студентов российских вузов как дополнение к основной образовательной программе.
Цель работы:
1) Дать рекомендации учреждениям высшего образования по:
• Разработке образовательных программ дополнительного образования для студентов совместно с коммерческими и некоммерческими образовательными организациями, бизнес-компаниями и учащимися вузов;
• Использованию информации о группах студенческой аудитории и факторах, значимо влияющих на выбор в пользу дополнительного образования, для корректировки проектной и маркетинговой стратегии мероприятий дополнительного образования.
2) Дать рекомендации коммерческим и некоммерческим образовательным организациям по:
• Корректировке маркетинговой стратегии в отношении студенческого сегмента слушателей курсов;
• Взаимовыгодному сотрудничеству с вузами по разработке курсов дополнительного образования для студентов.
3) Дать рекомендации учреждениям высшего образования по:
• Помощи школьникам в профориентации и выборе образовательно - карьерной траектории;
• Поддержке развития дополнительного образования для студентов через национальные и федеральные проекты и программы.
Задачи работы:
• Структурировать теоретическую информацию в сфере дополнительного образования по законодательству РФ, мировой и российской статистике и трендам;
• Сравнить международный опыт в сфере дополнительного образования;
• Проанализировать научную литературу и коммерческие исследования по тематике дополнительного образования для составления теоретической схемы исследования;
• Провести глубинные интервью со специалистами в сфере образования для выявления проблем и вызовов в сфере дополнительного образования для студентов;
• Провести глубинные интервью со студентами высших учебных заведений и на их основе составить список ключевых факторов принятия решения о прохождении студентами дополнительных курсов;
• Разработать теоретическую схему исследования и гипотезы исследования для последующей проверки на математических моделях;
• Собрать эмпирическую базу посредством онлайн-опроса;
• Провести эмпирическое исследование методами кластеризации и линейной регрессии, проверить статистические гипотезы и сделать аналитические выводы;
• Сформулировать рекомендации государству и бизнесу по исследовательской проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе были исследованы факторы принятия студентами российских вузов решения о получении дополнительного образования помимо основной образовательной программы вуза. Во время исследования данной проблемы был выполнен ряд аналитических и исследовательских задач. Для теоретической части исследования была схематично структурирована теоретическая и законодательная информация в сфере дополнительного образования, изучены российские особенности и тренды рынка образования и проанализированы сходства и различия с рынками других стран с развитой экономикой и EdTech-сферой. Для практической части исследования были проведены интервью со студентами и экспертами из сферы образования для создания теоретической схемы исследования и формулировки гипотез, разработан и проведен онлайн-опрос для студентов российских вузов, и полученные данные проанализированы методами кластерного анализа и линейной регрессии.
Ключевыми результатами эмпирического исследования стала сегментация студенческой аудитории слушателей курсов дополнительное образование на три сегмента «Разочарованных студентов», «Студентов на своем месте» и «Невовлеченных студентов» и описание характеристик этих групп, а также выявление в моделях линейной регрессии статистически значимых факторов, влияющих на выбор платного или бесплатного дополнительного обучения. Согласно результатам, студенты делают выбор в пользу платных курсов, если их профессиональные интересы не соответствуют направлению подготовке в вузе и они не удовлетворены практической составляющей обучения и карьерной помощью. В то же время, студенты проходят бесплатные курсы, если хотят углубиться в сферу и не испытывают проблем с трудоустройством и набором необходимых навыков. Ввиду новизны и недостаточной исследованности темы дополнительного образования для студентов в научном сообществе, работа может стать опорой для более поздних исследований и дискуссии о выборе переменных моделей.
Полученные выводы исследования будут полезны для лучшего понимания потребностей студентов в дополнительном образовании и факторов, влияющих в пользу выбора дополнительного обучения. Так как большинство студентов выбирают дополнительные курсы с целью профессионального развития, а не для хобби или академических целей, то по факторам принятия решения о дополнительном обучении можно сделать выводы о том, чего не хватает студентам в основной учебной программе и какие потребности в профессиональном развития студенты закрывают дополнительными курсами.
В результате работы были сформулированы рекомендации для учреждений высшего образования, государству, коммерческим и некоммерческим образовательным организациям. В качестве рекомендации государству было предложено помогать школьникам с выбором будущего образования и карьеры с помощью практических проектов совместно с бизнес-компаниями, проводить в школах и размещать в открытом доступе профориентационные тестирования, а также и внести критерии качества массовых открытых онлайн-курсов федеральные программы и проекты. Образовательным организациям для продвижения платных курсов было рекомендовано развивать В2В- направление с учреждениями высшего образования, а рекламу платных и бесплатных курсов осуществлять с учетом возраста студентов и их внеучебной активности. Для учреждений высшего образования было рекомендовано сотрудничество с коммерческими и некоммерческими образовательными организациями с учетом запроса на образовательные компетенции от студентов старших курсов, разработка дополнительного обучения по запросу бизнес-компаний с привлечением частного финансирования и реклама массовых открытых онлайн-курсов студентам младших курсов и активным участникам студенческих мероприятий, а также проект дополнительных курсов «students-to-students» по самостоятельной разработке и преподаванию студентами курсов для получения востребованных навыкам. В описанных проектах-рекомендациях были проанализированы как их преимущества и недостатки, так и возможные риски, ограничения и возможности их преодоления.
Опираясь на полученные в исследовании знания и принимая во внимание различия в характеристиках и потребностях целевых групп, государственные и негосударственные образовательные учреждения могут совместно создавать среду для наилучшего удовлетворения потребностей студентов в образовании и необходимых навыках для успешного трудоустройства и карьеры.


Законодательные акты
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 “О дополнительном профессиональном образовании”.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 "О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Книги
7. Котлер Ф. Основы маркетинга : пер. с. англ. М.: Прогресс, 1991, С. 195.
Федеральные порталы
8. Национальный проект «Наука и университеты» // Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации, 2024. - URL:
https://minobrnauki.gov.rU/nac_project/#goals (дата обращения: 10.03.2024).
9. Национальный проект «Образование» // Правительство Российской Федерации. -
Федеральный портал Правительства Российской Федерации, 2024. - URL:
http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 10.03.2024).
10. Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» // Федеральный портал Работа России, 2024. - URL: https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/ (дата обращения: 10.03.2024).
11. Приоритет 2030 // Государственная программа поддержки университетов
Российской Федерации. - Федеральный портал Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 2024. - URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 10.03.2024).
12. Профессионалитет // Федеральный проект «Профессионалитет». - Федеральный портал, 2024. - URL: Ьй^://япроф.рф/аЬоШ/ (дата обращения: 10.03.2024).
13. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы, занятость и безработица // Федеральный портал. - URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 10.03.2024).
14. Country Digital Education Ecosystems and Governance: A Companion to Digital
Education Outlook 2023 // OECDilibrary. - Online library of the Organisation for Economic Cooperation and Development. - URL: https://www.oecd-
ilibrary.org/sites/f2e1df56-en/index.html?itemId=/content/component/f2e1df56-en (дата обращения: 20.05.2024).
Интернет-ресурсы
15. Бакалавриата не будет: Что означает указ Путина о переходе на национальную
систему высшего образования // Новости Комсомольская Правда. - Общественнополитическая газета Комсомольская Правда. - URL:
https://www.kp.ru/daily/27502.5/4762085/ (дата обращения: 10.03.2024).
16. В блогосфере их интересов // Новости Коммерсантъ. - Российская общественнополитическая и деловая газета Коммерсантъ, 2024. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/6382209 (дата обращения: 10.03.2024).
17. В Швеции сокращают цифровизацию детского образования// Skillbox Media. -
Новостной журнал в сфере образования, 2024. - URL:
https://skillbox.ru/media/education/v-shvetsii-sokrashchayut-tsifrovizatsiyu-detskogo- obrazovaniya/ (дата обращения: 20.05.2024).
18. ВШЭ и Skillbox анонсировали проект стандартизации оценки качества онлайн- образования в России// Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Новости образования в НИУ ВШЭ, 2024. - URL: https://www.hse.ru/news/edu/911348491.html (дата обращения: 20.05.2024).
... Всего источников – 56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ