Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пособие как основа социального обеспечения в Российской Федерации

Работа №146557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 6
1 ПОСОБИЕ-ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ………. 8
1.1 История развития пособий в Российской Федерации…………………… 8
1.2 Понятие и общая характеристика пособий в Российской Федерации….. 13
1.3 Классификация, особенности исчисления и размеры пособий в РФ…… 18
1.4 Методы определения размеров пособий………………………………….. 26
2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РФ…………………………... 29
2.1 Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации ……. 29
2.2 Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях
социального обеспечения………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………… 49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 54


Вопросы, касающиеся пособия как вида социального обеспечения, в совре-менных условиях как никогда актуальны, поскольку каждый гражданин Россий-ской Федерации имеет право на достойный уровень жизни. Данное право закреп-лено в Основном законе нашей страны [1], что само по себе уже говорит о его значимости как для конкретного индивида в частности, так и для всего общества и государства в целом. Однако реальности сегодняшнего дня таковы, что данное право оказалось не реализовано применительно к огромному количеству жителей нашей страны. Так, значительным остается уровень бедности в России. По дан-ным Росстата численность населения РФ с денежными доходами ниже границы бедности в первом квартале 2023 года составила 19,6 миллиона человек, или 13,5% [38]. В этих условиях особенно остро проявляется необходимость поиска путей повышения благосостояния российских граждан. Уменьшить материальные трудности населения (хотя бы частично) может (и должно) надлежащее социаль-ное обеспечение граждан и, в первую очередь, такая его разновидность как посо-бие [20, с. 54-69].
Актуализирует тему исследования и то, что российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в право-применительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою оче-редь, влечет поток жалоб со стороны граждан.
Социальные пособия были предметом исследования таких ученых как Н.В. Антонова, Ю.Ф. Ануфриева, В.Н. Бобков, Г.Р. Бакиева, Е.Е. Гришина, Т.Е. Ди-ветайкина, Т.М. Малева, И.Р. Маматказин, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Пашкова, Н.М. Римашевская, М. Сивова, Н.Л. Смирнова, С.Б. Цветков и др.
Однако постоянно вносимые российским законодателем изменения в пра-вовую регламентацию вопросов, касающихся социальных пособий, приводят к тому, что доктрина не успевает за законодателем и практикой, что также актуа-лизирует тему данного исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в свя-зи с реализацией права граждан на социальные пособия, предметом – нормы российского законодательства, многообразие мнений и суждений по исследуемой проблематике, судебная практика.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретиче-ских и практических положений о социальных пособиях в Российской Федерации; выработка конкретных предложений по совершенствованию действующего зако-нодательства.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть пособия в историческом ракурсе;
2) сформулировать понятие социального пособия, рассмотрев многообра-зие мнений и суждений, высказываемых в доктрине относительно содержания данного понятия; выявить виды пособий;
3) изучить методы определения размеров пособий и особенности их исчис-ления;
3) выявить проблемы правового регулирования пособий в России;
4) сформулировать конкретные предложение по совершенствованию дей-ствующего законодательства в части, касающейся регламентации назначения и выплаты социальных пособий.
Для решения указанных задач был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. Использова-лись также общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. ро-ме того, применялись специальные методы: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и др.
Структура исследования продиктована его целями и задачами. Работа со-стоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов: теоретической и практической части, заключения, библиографического списка литературы и при-ложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, рассмотрев ряд вопросов, связанных с пособием как видом социаль-ного обеспечения в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. Существуют легальное и доктринальные определения социального пособия. Со-циальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (законодательное определение).
Пособие – социальная выплата, ограниченная временными рамками, име-ющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказания помощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнени-ем к основному источнику средств к существованию (одно из доктринальных определений).
История становления пособий в России в том виде, в каком они существуют сейчас, насчитывает не одно столетие. В то же время до 1912 г. нормы о социаль-ных пособиях в России носили мозаичный, хаотический характер.
Современное российское государство продолжило курс на укрепление со-циальной защищенности своих граждан, установив систему государственных по-собий разного рода, ориентированных на различные жизненные ситуации: 1) по-собие по временной нетрудоспособности; 2) пособия гражданам, имеющим детей; 3) пособие по безработице; 4) пособие на погребение; 5) единовременное пособие вынужденным переселенцам; 6) единовременные пособия беженцам; 7) пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы; 8) единовременное (а также ежегодное) пособие для граждан из числа детей-сирот.
Пособия, предусмотренные российским законодательством, могут быть классифицированы по различным основаниям: по функциональному назначению; по характеру общественно-полезной деятельности; по источнику финансирова-ния; по числу субъектов-получателей; по способу определения размера пособия. Размер пособия может быть определен в твердой денежной сумме; исчисляться из среднего заработка (дохода). В действующем российском законодательстве не предусмотрен единый порядок определения размеров пособий.
На сегодняшний день существуют следующие способы их определения: 1) исходя из твердой денежной суммы; 2) исходя из заработка получателя пособия;
3) исходя из прожиточного минимума; 4) исходя из МРОТ.
Размер пособий может быть выражен в твердой денежной сумме. В этом случае никаких расчетов проводить не надо. Для расчета пособий, увязанных с заработной платой (доходом), предусмотрены жесткие требования, выведены со-ответствующие формулы. Основной категорией, которой оперируют при расче-тах таких пособий, является среднедневной заработок.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий:
1) низкий размер многих таких выплат и, прежде всего, пособия по безра-ботице для тех безработных, кто не может предоставить справку о среднемесяч-ной заработной плате, и самозанятых;
2) распространенность случаев незаконного оформления и получения посо-бий;
3) большое количество нормативно-правовых актов о пособиях, в силу чего ориентация в них затруднена. Наблюдается также бессистемность понятийного аппарата, относящегося к социальным пособиям;
4) отсутствует определение понятия «пособие по безработице» в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», недоработано в данном За-коне № 1032-1 и понятие «безработный гражданин».
В целях совершенствования действующего законодательства, регламенти-рующего социальные пособия, представляется возможным порекомендовать за-конодателю:
1) разработать Федеральный закон «Об основах законодательства Россий-ской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи пра-ва социального обеспечения), нормы-принципы, коллизионные нормы и, что осо-бенно важно – нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения;
2) установить, что изменения в размерах выплат должны вноситься не позднее, чем через 20 дней после принятия соответствующих поправок в тот за-кон, который эти выплаты или пособия установил, а не отсылал к иным источни-кам права;
3) в перспективе на более дальний период – подготовить кодифицирован-ный правовой акт, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения (в том числе и компенсационных выплат), а все нормы надлежащим образом сгруппированы;
4) главу VI «Социальные гарантии и компенсации» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дополнить отдельной статьей, содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выпла-та, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установ-ленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи»;
5) для граждан, которые не могут предоставить справку о среднемесячной заработной плате, повысить размер пособия по безработице, привязав его к МРОТ или прожиточному минимуму;
6) увеличить размер пособия по безработице, выплачиваемого самозанятым гражданам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.д.), т.к. сегодня оно устанавливается им в минимальном размере;
7) внести такие изменения в действующие нормативно-правовые акты, кото-рые позволили бы свести на нет возможности незаконного оформления и получе-ния социальных пособий.



Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru
2. О беженцах. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
3. О государственной социальной помощи. Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. - URL:http://pravo.gov.ru
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 06.12.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
5. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
7. О погребении и похоронном деле. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
8. О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Россий-ской Федерации. Федеральный закон РФ от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
9. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспо-собности и в связи с материнством. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru
10. О вынужденных переселенцах. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
11. О занятости населения в Российской Федерации. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 25.12.2023 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
12. Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. № 1540 [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
13. Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безра-ботными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражда-нам. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 февраля 2019 г. № 116н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru

Учебная и дополнительная литература
14. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. - М.: Юрид. лит., 1974. - 472 с.
15. Ахметова А.Р. Виды социальных пособий в Российской Федерации // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия: сб. научных трудов. - Симферополь: Издательство: ИП Хотеева Л.В., 2018. - С.114-118.
16. Григорьев И.В. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2020. - 512 с.
Ерофеева О.В. Краткий исторический очерк развития социального обеспечения советского периода // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019. - № 11. - С.178-187.
17. Институт социальных пособий и компенсаций в Российской Федерации: гене-зис правового регулирования: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Ан-тонова. - Москва: Проспект, 2021. - 192 с.
18. Лапаева А.В. Пенсионное обеспечение в Российской империи в период дей-ствия Устава о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим 1827 года // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конфе-ренции. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2020. - С.30-33.
19. Малева Т.М., Гришина Е.Е. Каким должно быть детское пособие // Экономи-ческая политика. - 2019. - Т.14. - № 3. - С.54-69.
20. Манукеян Е. В Минтруде разъяснили порядок начисления выплат одиноким родителям // Российская газета. - 2021. - 21 апреля.
2. Манукеян Е. В Минтруде разъяснили порядок начисления выплат одино1ким родителям // Российская газета. - 2021. - 21 апреля.
22. Масловская Т.С., Шебзухова А.З. Актуальные проблемы регулирования ком-пенсационных выплат в системе социального обеспечения // Альманах мировой науки. - 2019. - № 4. - С.155-157.
23. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2020. - 464 с.
24. Мухин И.В., Малых И.В. Право работающей женщины на пособие по уходу за ребенком до полутора лет: история и современность // Право и политика. - 2018. - № 3. - С.75-96.
25. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. - Томск: ТГУ, 2018. - 288 с.
26. Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие / под ред. М.О. Буяновой, Ю.П. Орловского. - М.: Юрайт, 2020. - 544 с.
27. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / под ред. М.В. Филипповой. - Москва: Юрайт, 2020. - 406 с.
28. Седельникова М.Г. Социальное обеспечение безработных через призму орга-низационно-правовых форм: в поисках новой модели // Вестник Омского универ-ситета. - 2018. - № 2. - С.118-121.
29. Сидоров В.Н. Незаконное получение пособия по безработице. Пробелы в за-конодательстве // Вестник международного института рынка. - 2017. - № 1. - С.103-107.

Материалы правоприменительной практики
30. О признании недействительным решения о непринятии к зачету за счет средств Фонда социального страхования РФ расходов, произведенных страхова-телем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим. Постанов-ление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2018 г. по делу № А55-18437/2018 [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.pravo.gov.ru.
31. О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств бюджета Фонда со-циального страхования Российской Федерации на цели обязательного социально-го страхования. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2018 г. по делу № А26-4044/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru.
32. О признании незаконными действий учреждения, выразившихся в отказе в выплате пособия по беременности и родам. Постановление Федерального арбит-ражного суда Северо-Кавказского округа от 13 января 2018 г. по делу № А22-580/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru.
33. По иску Хусаинова И.И. в интересах несовершеннолетнего ФИО14 к Кабине-ту Министров Республики Татарстан о внеочередном предоставлении жилого помещения. Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2020 г. по делу № 2-1113/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru.
34. Об изменении порядка и размера выплаты пособия по безработице. Решение № 2-2954/2017 от 30 июня 2017 г. по делу № 2-2954/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. О признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, постановке на учет в качестве впервые ищущего работу, признании права на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Рес-публике Коми. Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 06 апреля 2020 г. по делу № 2-114/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular.
36. О взыскании пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, компенсации за задержку выплаты пособия, компенсации морального вреда, судебных расходов. Решение Соликамского городского суда Пермского края от 24 сентября 2015 г. по делу № 2-1847/15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://sudact.ru
Электронные ресурсы
37. Cтатистика о россиянах с доходами за чертой бедности. [Электронный ре-сурс]. https://ria.ru/20230607/bednost-1876829753.html
38. Как изменилось место России по уровню жизни и экономике в мире в 2021 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ostrovrusa.ru.
39. МРОТ 2023 [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
40. МРОТ 2024 [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
41. Размеры государственных пособий, выплачиваемых в 2022 году [Электрон-ный ресурс]. - URL: https://assistentus.ru.
42. Росстат назвал число россиян с доходами ниже границы бедности [Электрон-ный ресурс]. - URL: https://ria.ru (дата обращения: 04.01.2024).
43. С 2022 года начнет действовать новое положение о порядке расчета пособий [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forus.ru.
44. Самарский центр занятости предупреждает: получение пособия по безрабо-тице обманным путем наказуемо [Электронный ресурс]. - URL: https://samara.bezformata.com.
45. Сивова М. Как самозанятому получить пособие по безработице [Электрон-ный ресурс]. - URL: https://nalog-nalog.ru.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ