Пособие как основа социального обеспечения в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 6
1 ПОСОБИЕ-ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ………. 8
1.1 История развития пособий в Российской Федерации…………………… 8
1.2 Понятие и общая характеристика пособий в Российской Федерации….. 13
1.3 Классификация, особенности исчисления и размеры пособий в РФ…… 18
1.4 Методы определения размеров пособий………………………………….. 26
2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РФ…………………………... 29
2.1 Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации ……. 29
2.2 Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях
социального обеспечения………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………… 49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 54
1 ПОСОБИЕ-ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ………. 8
1.1 История развития пособий в Российской Федерации…………………… 8
1.2 Понятие и общая характеристика пособий в Российской Федерации….. 13
1.3 Классификация, особенности исчисления и размеры пособий в РФ…… 18
1.4 Методы определения размеров пособий………………………………….. 26
2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ В РФ…………………………... 29
2.1 Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации ……. 29
2.2 Пути решения найденных проблем законодательства о пособиях
социального обеспечения………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………… 49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 54
Вопросы, касающиеся пособия как вида социального обеспечения, в совре-менных условиях как никогда актуальны, поскольку каждый гражданин Россий-ской Федерации имеет право на достойный уровень жизни. Данное право закреп-лено в Основном законе нашей страны [1], что само по себе уже говорит о его значимости как для конкретного индивида в частности, так и для всего общества и государства в целом. Однако реальности сегодняшнего дня таковы, что данное право оказалось не реализовано применительно к огромному количеству жителей нашей страны. Так, значительным остается уровень бедности в России. По дан-ным Росстата численность населения РФ с денежными доходами ниже границы бедности в первом квартале 2023 года составила 19,6 миллиона человек, или 13,5% [38]. В этих условиях особенно остро проявляется необходимость поиска путей повышения благосостояния российских граждан. Уменьшить материальные трудности населения (хотя бы частично) может (и должно) надлежащее социаль-ное обеспечение граждан и, в первую очередь, такая его разновидность как посо-бие [20, с. 54-69].
Актуализирует тему исследования и то, что российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в право-применительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою оче-редь, влечет поток жалоб со стороны граждан.
Социальные пособия были предметом исследования таких ученых как Н.В. Антонова, Ю.Ф. Ануфриева, В.Н. Бобков, Г.Р. Бакиева, Е.Е. Гришина, Т.Е. Ди-ветайкина, Т.М. Малева, И.Р. Маматказин, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Пашкова, Н.М. Римашевская, М. Сивова, Н.Л. Смирнова, С.Б. Цветков и др.
Однако постоянно вносимые российским законодателем изменения в пра-вовую регламентацию вопросов, касающихся социальных пособий, приводят к тому, что доктрина не успевает за законодателем и практикой, что также актуа-лизирует тему данного исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в свя-зи с реализацией права граждан на социальные пособия, предметом – нормы российского законодательства, многообразие мнений и суждений по исследуемой проблематике, судебная практика.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретиче-ских и практических положений о социальных пособиях в Российской Федерации; выработка конкретных предложений по совершенствованию действующего зако-нодательства.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть пособия в историческом ракурсе;
2) сформулировать понятие социального пособия, рассмотрев многообра-зие мнений и суждений, высказываемых в доктрине относительно содержания данного понятия; выявить виды пособий;
3) изучить методы определения размеров пособий и особенности их исчис-ления;
3) выявить проблемы правового регулирования пособий в России;
4) сформулировать конкретные предложение по совершенствованию дей-ствующего законодательства в части, касающейся регламентации назначения и выплаты социальных пособий.
Для решения указанных задач был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. Использова-лись также общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. ро-ме того, применялись специальные методы: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и др.
Структура исследования продиктована его целями и задачами. Работа со-стоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов: теоретической и практической части, заключения, библиографического списка литературы и при-ложения.
Актуализирует тему исследования и то, что российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в право-применительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою оче-редь, влечет поток жалоб со стороны граждан.
Социальные пособия были предметом исследования таких ученых как Н.В. Антонова, Ю.Ф. Ануфриева, В.Н. Бобков, Г.Р. Бакиева, Е.Е. Гришина, Т.Е. Ди-ветайкина, Т.М. Малева, И.Р. Маматказин, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Пашкова, Н.М. Римашевская, М. Сивова, Н.Л. Смирнова, С.Б. Цветков и др.
Однако постоянно вносимые российским законодателем изменения в пра-вовую регламентацию вопросов, касающихся социальных пособий, приводят к тому, что доктрина не успевает за законодателем и практикой, что также актуа-лизирует тему данного исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в свя-зи с реализацией права граждан на социальные пособия, предметом – нормы российского законодательства, многообразие мнений и суждений по исследуемой проблематике, судебная практика.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретиче-ских и практических положений о социальных пособиях в Российской Федерации; выработка конкретных предложений по совершенствованию действующего зако-нодательства.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть пособия в историческом ракурсе;
2) сформулировать понятие социального пособия, рассмотрев многообра-зие мнений и суждений, высказываемых в доктрине относительно содержания данного понятия; выявить виды пособий;
3) изучить методы определения размеров пособий и особенности их исчис-ления;
3) выявить проблемы правового регулирования пособий в России;
4) сформулировать конкретные предложение по совершенствованию дей-ствующего законодательства в части, касающейся регламентации назначения и выплаты социальных пособий.
Для решения указанных задач был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики. Использова-лись также общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. ро-ме того, применялись специальные методы: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, системный и др.
Структура исследования продиктована его целями и задачами. Работа со-стоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов: теоретической и практической части, заключения, библиографического списка литературы и при-ложения.
Итак, рассмотрев ряд вопросов, связанных с пособием как видом социаль-ного обеспечения в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. Существуют легальное и доктринальные определения социального пособия. Со-циальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (законодательное определение).
Пособие – социальная выплата, ограниченная временными рамками, име-ющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказания помощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнени-ем к основному источнику средств к существованию (одно из доктринальных определений).
История становления пособий в России в том виде, в каком они существуют сейчас, насчитывает не одно столетие. В то же время до 1912 г. нормы о социаль-ных пособиях в России носили мозаичный, хаотический характер.
Современное российское государство продолжило курс на укрепление со-циальной защищенности своих граждан, установив систему государственных по-собий разного рода, ориентированных на различные жизненные ситуации: 1) по-собие по временной нетрудоспособности; 2) пособия гражданам, имеющим детей; 3) пособие по безработице; 4) пособие на погребение; 5) единовременное пособие вынужденным переселенцам; 6) единовременные пособия беженцам; 7) пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы; 8) единовременное (а также ежегодное) пособие для граждан из числа детей-сирот.
Пособия, предусмотренные российским законодательством, могут быть классифицированы по различным основаниям: по функциональному назначению; по характеру общественно-полезной деятельности; по источнику финансирова-ния; по числу субъектов-получателей; по способу определения размера пособия. Размер пособия может быть определен в твердой денежной сумме; исчисляться из среднего заработка (дохода). В действующем российском законодательстве не предусмотрен единый порядок определения размеров пособий.
На сегодняшний день существуют следующие способы их определения: 1) исходя из твердой денежной суммы; 2) исходя из заработка получателя пособия;
3) исходя из прожиточного минимума; 4) исходя из МРОТ.
Размер пособий может быть выражен в твердой денежной сумме. В этом случае никаких расчетов проводить не надо. Для расчета пособий, увязанных с заработной платой (доходом), предусмотрены жесткие требования, выведены со-ответствующие формулы. Основной категорией, которой оперируют при расче-тах таких пособий, является среднедневной заработок.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий:
1) низкий размер многих таких выплат и, прежде всего, пособия по безра-ботице для тех безработных, кто не может предоставить справку о среднемесяч-ной заработной плате, и самозанятых;
2) распространенность случаев незаконного оформления и получения посо-бий;
3) большое количество нормативно-правовых актов о пособиях, в силу чего ориентация в них затруднена. Наблюдается также бессистемность понятийного аппарата, относящегося к социальным пособиям;
4) отсутствует определение понятия «пособие по безработице» в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», недоработано в данном За-коне № 1032-1 и понятие «безработный гражданин».
В целях совершенствования действующего законодательства, регламенти-рующего социальные пособия, представляется возможным порекомендовать за-конодателю:
1) разработать Федеральный закон «Об основах законодательства Россий-ской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи пра-ва социального обеспечения), нормы-принципы, коллизионные нормы и, что осо-бенно важно – нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения;
2) установить, что изменения в размерах выплат должны вноситься не позднее, чем через 20 дней после принятия соответствующих поправок в тот за-кон, который эти выплаты или пособия установил, а не отсылал к иным источни-кам права;
3) в перспективе на более дальний период – подготовить кодифицирован-ный правовой акт, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения (в том числе и компенсационных выплат), а все нормы надлежащим образом сгруппированы;
4) главу VI «Социальные гарантии и компенсации» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дополнить отдельной статьей, содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выпла-та, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установ-ленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи»;
5) для граждан, которые не могут предоставить справку о среднемесячной заработной плате, повысить размер пособия по безработице, привязав его к МРОТ или прожиточному минимуму;
6) увеличить размер пособия по безработице, выплачиваемого самозанятым гражданам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.д.), т.к. сегодня оно устанавливается им в минимальном размере;
7) внести такие изменения в действующие нормативно-правовые акты, кото-рые позволили бы свести на нет возможности незаконного оформления и получе-ния социальных пособий.
Пособие – социальная выплата, ограниченная временными рамками, име-ющая страховой или алиментарный характер, предоставляемая с целью оказания помощи, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнени-ем к основному источнику средств к существованию (одно из доктринальных определений).
История становления пособий в России в том виде, в каком они существуют сейчас, насчитывает не одно столетие. В то же время до 1912 г. нормы о социаль-ных пособиях в России носили мозаичный, хаотический характер.
Современное российское государство продолжило курс на укрепление со-циальной защищенности своих граждан, установив систему государственных по-собий разного рода, ориентированных на различные жизненные ситуации: 1) по-собие по временной нетрудоспособности; 2) пособия гражданам, имеющим детей; 3) пособие по безработице; 4) пособие на погребение; 5) единовременное пособие вынужденным переселенцам; 6) единовременные пособия беженцам; 7) пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы; 8) единовременное (а также ежегодное) пособие для граждан из числа детей-сирот.
Пособия, предусмотренные российским законодательством, могут быть классифицированы по различным основаниям: по функциональному назначению; по характеру общественно-полезной деятельности; по источнику финансирова-ния; по числу субъектов-получателей; по способу определения размера пособия. Размер пособия может быть определен в твердой денежной сумме; исчисляться из среднего заработка (дохода). В действующем российском законодательстве не предусмотрен единый порядок определения размеров пособий.
На сегодняшний день существуют следующие способы их определения: 1) исходя из твердой денежной суммы; 2) исходя из заработка получателя пособия;
3) исходя из прожиточного минимума; 4) исходя из МРОТ.
Размер пособий может быть выражен в твердой денежной сумме. В этом случае никаких расчетов проводить не надо. Для расчета пособий, увязанных с заработной платой (доходом), предусмотрены жесткие требования, выведены со-ответствующие формулы. Основной категорией, которой оперируют при расче-тах таких пособий, является среднедневной заработок.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий:
1) низкий размер многих таких выплат и, прежде всего, пособия по безра-ботице для тех безработных, кто не может предоставить справку о среднемесяч-ной заработной плате, и самозанятых;
2) распространенность случаев незаконного оформления и получения посо-бий;
3) большое количество нормативно-правовых актов о пособиях, в силу чего ориентация в них затруднена. Наблюдается также бессистемность понятийного аппарата, относящегося к социальным пособиям;
4) отсутствует определение понятия «пособие по безработице» в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», недоработано в данном За-коне № 1032-1 и понятие «безработный гражданин».
В целях совершенствования действующего законодательства, регламенти-рующего социальные пособия, представляется возможным порекомендовать за-конодателю:
1) разработать Федеральный закон «Об основах законодательства Россий-ской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи пра-ва социального обеспечения), нормы-принципы, коллизионные нормы и, что осо-бенно важно – нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения;
2) установить, что изменения в размерах выплат должны вноситься не позднее, чем через 20 дней после принятия соответствующих поправок в тот за-кон, который эти выплаты или пособия установил, а не отсылал к иным источни-кам права;
3) в перспективе на более дальний период – подготовить кодифицирован-ный правовой акт, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения (в том числе и компенсационных выплат), а все нормы надлежащим образом сгруппированы;
4) главу VI «Социальные гарантии и компенсации» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дополнить отдельной статьей, содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выпла-та, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установ-ленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи»;
5) для граждан, которые не могут предоставить справку о среднемесячной заработной плате, повысить размер пособия по безработице, привязав его к МРОТ или прожиточному минимуму;
6) увеличить размер пособия по безработице, выплачиваемого самозанятым гражданам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.д.), т.к. сегодня оно устанавливается им в минимальном размере;
7) внести такие изменения в действующие нормативно-правовые акты, кото-рые позволили бы свести на нет возможности незаконного оформления и получе-ния социальных пособий.
Подобные работы
- Финансовая основа социального обеспечения (Владимирский государственный университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-правовые формы социального обеспечения Российской Федерации (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Сочинский филиал))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Государственное управление в сфере реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Социальное обеспечение в Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Функции права социального обеспечения Российской Федерации: юридическая природа и значение (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Средне-Волжский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Неформальное образование в социальной политике современной России в отношении пожилых людей, утративших связь со своей семьей (по материалам Челябинской области)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Социальное обеспечение в РФ
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



