Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Беспризорные и безнадзорные дети как объект социальной работы (Российский Новый Университет (Домодедовский филиал))

Работа №146554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы58
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика безнадзорности и беспризорности детей 6
1.1. История развития законодательства о социальной работе с беспризорными и безнадзорными детьми 6
1.2. Беспризорные и безнадзорные дети: причины и последствия данного социального явления 12
1.3. Понятие и правовое регулирование в области безнадзорности и беспризорности детей 17
Глава 2. Профилактика беспризорности и безнадзорности детей 22
2.1. Система субъектов профилактической работы с беспризорными и безнадзорными детьми 22
2.2. Способы и методы профилактики по беспризорности и безнадзорности детей 27
Глава 3. Анализ социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми: проблемы и направления совершенствования 36
3.1. Проблемы правового регулирования профилактики беспризорности и безнадзорности детей 36
3.2. Перспективные направления совершенствования профилактики беспризорности и безнадзорности детей 41
Заключение 48
Список использованных источников информации 53

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Основном законе страны закреплено положение о том, что Россия является социальным государством [1], а, следовательно, социальная политика страны направлена на охрану и предоставление условий достойного функционирования института семьи и защиту детства. На различных уровнях публичной власти разрабатываются и реализуются соответствующие комплексные программы, направленные на охрану указанных правоотношений, в том числе и на снижение такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей. Необходимо отметить, что беспризорность и безнадзорность детей представляет значимую социальную проблему, так как может влечь за собой ухудшение социального положения детей, а также совершение правонарушений либо преступлений. Превенция беспризорности и безнадзорности возложена на определенные органы, которые должны осуществлять социальную работу с данной категорией детей.
В настоящее время социальный дисбаланс общества, вызванный последствиями кризиса, определенной санкционной политики и эпидемией новой коронавирусной инфекции, приводит к повышению уровня напряженности социума. Повышается распространение такого явления как беспризорность и безнадзорность детей. С такими детьми необходимо проведение социальной работы, так как подобные негативные явления обусловлены не только социальной напряженностью в обществе, но и психолого-физиологическими особенностями самих детей, проявляющихся в специфическом поведении.
Соответствующие меры имеют различный характер и включают в себя как правовые, так и социальные, педагогические и иные меры, направленные на профилактическое воздействие и ресоциализацию указанной категории детей. При этом данные меры можно охарактеризовать как двухуровневые, носящие общий и частный характер, т. е. направленные как на улучшение социальной обстановки в молодежной среде в целом, так и осуществляемые в отношении индивидуального ребенка.
В Российской Федерации по данным на 2023 г. количество беспризорных и безнадзорных детей составило около 700 тыс. чел. За последние 10 лет число безнадзорных и беспризорных сократилось в 5 раз. Согласно статистическим данным, наименьший возраст беспризорника ‒ 6 лет, самая крупная группа ‒ в возрасте от 9 до 14 лет. Группа подростков 15-17 лет малочисленна, в связи с тем, что дети, которые оказались без дома, в течение времени, адаптировались к условиям жизни на улице [39].
Несмотря на принимаемые меры по активизации государственной политики в области профилактики указанных выше опасных социальных явлений, преодолеть тенденцию их нарастания не удается. Поэтому в настоящее время существует необходимость исследования технологий социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми, создания новых теоретических разработок в этой области, анализа деятельности учреждений по социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, по оптимизации работы по возвращению беспризорных и безнадзорных детей к нормальной жизни в обществе. Таким образом, проблема безнадзорности и беспризорности детей в российском обществе остается актуальной.
Вышеперечисленные причины обусловили выбор темы исследования и структуру настоящей работы.
Объектом исследования являются круг общественных отношений, носящих многоаспектный, комплексный характер, возникающих в процессе безнадзорности и беспризорности детей.
Предметом исследования являются процессы социальной изоляции и социальной реабилитации безнадзорности и беспризорности детей.
Целью работы является комплексное исследование беспризорных и безнадзорных детей как объекта социальной работы.
Задачами работы являются:
‒ рассмотреть историю развития законодательства о социальной работе с беспризорными и безнадзорными детьми;
‒ исследовать причины и последствия беспризорности и безнадзорности детей;
‒ изучить понятие и правовое регулирование в области безнадзорности и беспризорности детей;
‒ охарактеризовать профилактику безнадзорности и беспризорности детей;
‒ провести анализ проблем и направлений совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности детей.
Анализ последних исследований. Среди авторов работ по исследуемой теме следует назвать таких правоведов, как: Гулян Д.В., Данькова И.В., Докторова Н.П., Ищенко Е.В., Кудин В.А., Луценко Е.Е., Новикова В., Редькина Е.А., Супонина Е.А. и другие.
При исследовании использовались как общенаучные методы познания (метод системного анализа, законы формальной логики и сравнение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, международные нормативные акты, федеральные законы и другое российское законодательство, имеющее отношение к рассматриваемой теме работы.
Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Центров семьи в регионах РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Структура работы включает в себя введение, три главы, семь параграфов, заключение, список использованных источников информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
Постепенное развитие законодательной базы и деятельность соответствующих органов власти позволило сформировать многоуровневую систему органов, ориентированную на социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками. При этом, в указанную систему включены различные органы ‒ социальные, образовательные, медицинские, общественные, государственные и др.
Стратегическое планирование и правовое регулирование системы социальной защиты беспризорных детей и подростков в Российской Федерации направлены на содействие их лучшей интеграции в общество, защиту их прав и предоставление каждому ребёнку условий для полноценного развития и благополучия, а также на улучшение качества работы различных государственных и муниципальных органов, работа которых направлена на защиту и поддержку беспризорных и безнадзорных детей.
В настоящее время в России функционирует система специальных субъектов, направленных на социальную работу с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, включающая в себя органы социальной защиты, образования, здравоохранения, по делам молодежи, а также организации социального обслуживания, специальные социальные учреждения, органы опеки и попечительства, а также ОВД и КДНиЗП. При этом данные органы системно взаимодействуют между собой, создаваясь на различных уровнях публичной власти, обладают определенной компетенцией и осуществляют защиту прав и свобод детей и подростков, в том числе от таких социально негативных явлений как безнадзорность и беспризорность путем социальной работы с указанной категорией несовершеннолетних.
Системное использование современных форм профилактической деятельности в образовательной организации позволит обеспечить адресную поддержку и помощь несовершеннолетним и их семьям, оперативно реагировать на сложные социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка. Важно отметить, что эффективность реализуемых профилактических мероприятий обусловлена комплексным характером всех прилагаемых мер на основе межведомственного взаимодействия и командной работы.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не охватывает всю совокупность общественных отношений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, это касается видов профилактики, форм профилактической деятельности, участия институтов гражданского общества, что вылилось в ряд проблем:
‒ проблема, связанная с законодательным закреплением принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
В этой связи предлагаем изложить часть 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в следующей редакции:
«2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основе следующих принципов:
‒ приоритет прав и законных интересов несовершеннолетнего при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений;
‒ законность;
‒ демократизм;
‒ гуманное обращение с несовершеннолетним;
‒ поддержка семьи и взаимодействие с ней;
‒ индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
‒ государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
‒ обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних».
‒ проблема, связанная с отсутствием в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нормативного определения отдельных терминов, имеющих решающее значение для применения положений данного закона.
Представляется целесообразным дополнить статью 1 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ необходимыми дефинициями, что позволит облегчить применение положений данного закона.
‒ проблема, связанная с кругом субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предлагаем новое название статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ: «Статья 4. Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120‒ ФЗ целесообразно изложить в следующей редакции:
«1. Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее ‒ органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)».
‒ проблема, связанная с тем, что установленных механизмов воздействия недостаточно для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и членов их семей.
Предлагаем изложить часть 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в следующей редакции:
«3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) организации вправе участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Предложенные изменения позволяют включить в механизм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних добровольческие (волонтерские) организации.
Предлагается несколько методов борьбы с безнадзорными несовершеннолетними, которые должны уменьшить число безнадзорных несовершеннолетних в стране:
1. Проводить работу, в первую очередь, с родителями и семьей несовершеннолетнего.
2. Проводить работу с трудными подростками.
3. Введение в общеобразовательные учреждения предмета (урока) ‒ «Семейное воспитание».
4. Политика государства, направленная на укрепления института семьи.
Таким образом, создавая центры «сложных семей», трудовые лагеря, введение предмета «Семейное воспитание» и в целом укрепления семейных ценностей на государственном уровне, появится возможность сократить уровень безнадзорности в стране:
‒ реабилитационные центры будут являться основой для социальной политики государства и направлены на изменение социального положения семьи, позволят не лишать родителей родительских прав, оставить детей в семье;
‒ подростки будут поглощены общественными работами, находиться во взаимодействии со своими товарищами, сверстниками, учиться налаживать контакт с родителями, которые будут иметь возможность видеть своего ребенка, участвовать в его трудовом развитии.
‒ уроки семейного воспитания способны привлечь внимание подростков к взаимоуважению, взаимопомощи, взаимозаменяемости в семье. Ведь недостатки одного пола нивелируются преимуществами противоположного пола, но этому необходимо обучать подрастающее поколение, так как тенденции современного мира диктуют равноправие, а наравне с ним и равные способности полов, что в корне не верно и приводит не к созидательному существованию мужчин и женщин, а наоборот, к войне полов и как следствие беспризорным подросткам, предоставленным сами себе.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 31.07.2023 №407-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. №1. Ст. 16.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 21.11.2022 №145-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30.12.2012.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 04.08.2023 №461-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. №52. Ст. 5880.
5. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024 №21-ФЗ) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. №52. Ст. 3699.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 10.07.2023 №293-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. №17. Ст. 1755.
7. Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. №26. Ст. 3851.
8. Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2822.05.2023. №21. Ст. 3696.
9. Распоряжение Правительства РФ 22.03.2017 №520-р «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (ред. от 18.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. ‒ URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2024).
10. Закон Республики Саха (Якутия) от 11.02.1999 З №69-II «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)» (ред. от 21.11.2018 №2063 З №37-VI) // Якутские ведомости. 1999. 12 марта 1999 г. №8.
11. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18(31).12.1917 «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (утратил силу) // Декреты Советской власти. Т.1. ‒ М.: Госполитиздат, 1957. С. 247-249.
12. Декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» (утратил силу) // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227.
13. Постановление СНК РСФСР от 04.01.1919 «Об учреждении Совета защитников детей» (утратило силу) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1919. № 3. Ст. 32.
14. Положение СНК РСФСР от 23.09.1921 «О детской социальной инспекции» (утратило силу) // Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 66. Ст. 506.
15. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31.05.1935 №047 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» (утратило силу) // Собрание законов СССР. 1935. № 32. Ст. 252.
16. Постановление СНК СССР от 23.01.1942 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (утратило силу) // Собрание постановлений СССР. 1942. № 2. Ст. 26.
17. Постановление Совета Министров РСФСР от 04.10.1957 №1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности» (утратило силу) // Собрание постановлений РСФСР. 1957. № 5. Ст. 38.
18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 03.06.1967 «Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних» (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.
19. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.01.1977 «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. №8. Ст.138.
20. Приказ МВД России от 12.01.2002 № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (утратил силу) // КонсультантПлюс.
Учебная и научная литература
21. Гулян Д.В. Содержание и общая характеристика детской безнадзорности и беспризорности // В сборнике: Юность и знания - гарантия успеха -2023. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 2-х томах. Редколлегия: А.А. Горохов (отв. редактор). ‒ Курск, 2023. ‒ С. 414-417.
22. Данькова И.В. Анализ подходов к пониманию терминов «безнадзорность» и «беспризорность» в теории и практике // В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. ‒ Краснодар, 2021. ‒ С. 93-97.
23. Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. – 2022. – С. 52-56.
24. Зуй К.В. Социальная защита населения в регионе // В сборнике: Молодые экономисты – будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – 2019. – С. 37-39
25. Ищенко Е.В. Приоритетные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике самовольных уходов детей / Е.В. Ищенко // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2021. – № 3–1. – С. 3-9
26. Кудин В.А., Гутман М.Ю. Профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних: исторический опыт правового регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. ‒ 2022. ‒ № 4. ‒ С. 12-17
27. Луценко Е.Е. Актуальные вопросы детской беспризорности и безнадзорности // Молодой ученый. ‒ 2021. ‒ № S31-1 (373-1). ‒ С. 52-54.
28. Мишина В.В., Никитская Е.А. Детская безнадзорность как социальное явление//Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 91-94.
29. Новикова В., Гусарова С.В., Золкин А.Л., Чистяков М.С. История развития государственной политики по предупреждению и предотвращению патологии поведения несовершеннолетних в истории российской юридической науки. // В сборнике: Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. ‒ Пенза, 2021. ‒ С. 151-159.
30. Османов М.М. Актуальные пути решения проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России // Образование и право. ‒ 2021. ‒ № 7. ‒ С. 130-132.
31. Паршин Н.М., Шляпникова О.В. Причины и условия безнадзорности и беспризорности в России // Правовая политика и правовая жизнь. ‒ 2023. ‒ № 4. ‒ С. 346-355.
32. Редькина Е.А. Содержание понятия беспризорности и безнадзорности детей и подростков // Вестник Академии управления и производства. ‒ 2022. ‒ № 3. ‒ С. 204-209.
33. Ржаницына И.А. Причины безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. ‒ 2022. ‒ № 4. ‒ С. 191-193.
34. Смирнова О.А. История становления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних // Криминологический журнал. ‒ 2021. ‒ № 1. ‒ С. 150-152.
35. Супонина Е.А., Герасимова Е.В. К вопросу о причинах возникновения беспризорности и безнадзорности в России // Вопросы ювенальной юстиции. ‒ 2021. ‒ № 3. ‒ С. 26-29.
36. Федорова И.В. Причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: проблемы и решения // Вестник экономической безопасности. ‒ 2021. ‒ № 4. ‒ С. 229-231.
37. Хмельков В.В. Нормативно-правовые основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Российской Федерации // В сборнике: Молодежь. наука. будущее. ‒ Петрозаводск, 2022. ‒ С. 176-180.
Электронный ресурс
38. Мировое сообщество не смогло защитить детей, проживающих в зонах конфликта // Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) ‒ URL: https://www.unicef.org/eca/ru/ (дата обращения: 12.05.2024).
39. Семья, материнство и детство // Росстат. ‒ URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 12.05.2024).
40. Система предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: история и современность // Нарком. ‒ URL: http://www.narcom.ru/publ/info/635 (дата обращения: 12.05.2024).
41. Показатели преступности России // Генеральная прокуратура Российской Федерации. ‒ Режим доступа: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 12.05.2024).
42. Статистика и аналитика // Сайт МВД РФ ‒ Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics (дата обращения: 12.05.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ