Введение 4
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые аспекты содействия трудоустройству выпускников вузов 8
1.1. Трудоустройство выпускников вузов как социально-экономическая
проблема 8
1.2. Отечественный и зарубежный опыт в сфере содействия трудоустройству
выпускников вузов 18
Глава 2. Потенциал РГППУ в сфере содействия трудоустройству выпускников 30
2.1. Нормативно-правовая база и функционал РГППУ в сфере содействия
трудоустройству выпускников 30
2.2. Анализ и оценка деятельности сектора практик и адаптации к рынку труда
РГППУ 38
Заключение 51
Список источников и литературы 53
Приложения
Право на труд - одно из конституционных прав человека . Трудовая деятельность в наше время характеризует экономическое положение человека, определяет его статус, а также помогает в самоактуализации человека. В свете социальных и экономических проблем в современном обществе тема трудоустройства является актуальной для всех слоев населения. Отсутствие трудовой занятости влечет за собой проблемы различного масштаба, начиная от снижения доходов каждого индивида в отдельности и заканчивая криминализацией населения в целом. Как утверждал Вольтер: «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» .
Углубляясь в тему трудоустройства, в ее тонкости и аспекты, одной из самых актуальных на данный момент в России является проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (далее вузов). Парадоксальность данной проблемы состоит в том, что кадры, подготовленные к профессиональной трудовой деятельности и обученные по определенной специальности, зачастую остаются невостребованными на рынке труда. Работодатель по некоторым причинам предпочитает не принимать на работу молодого специалиста, а трудоустраивает более опытного работника, зачастую даже не обращая внимания на его образование, компетенции и личные качества. Более того, выпускник высшего учебного заведения является, по сути, слабо защищенной социальной категорией, поскольку не имеет в полной мере социальных гарантий и стабильности на рынке труда. К тому же в рамках российского законодательства вопросы, связанные с содействием трудоустройству выпускников вузов до сих пор остаются не разработанными в полной мере.
В XX веке на территории Советского союза данная проблема ликвидировалась так называемыми распределением и отработкой после окончания вуза. Трудоустройство выпускников являлось задачей высшего учебного заведения, предприятия, а также самого государства и выпускник сразу же после получения диплома имел возможность устроиться на постоянную работу и более того, работу по специальности. После распада СССР данная система распределения и отработки при вузах также была ликвидирована. В данное время трудоустройство для выпускников является серьезным испытанием по нескольким причинам - отсутствие большого опыта работы, неосведомленность о рынке труда и его тенденциях, падение авторитета высшего образования, а также завышенные амбиции. На данный момент именно показатель трудоустройства выпускников определяет авторитет и качество образования в вузе.
Социальные функции образования рассмотрены такими социологами, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. Большое значение при изучении вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов имеют труды таких авторов как: С.С. Балабанов, З.И. Дорожкина, В.И. Мишин, В.М. Соколов. Решение проблемы трудоустройства выпускников во многом зависит от наличия действенного механизма. Для разрешения проблемы трудоустройства выпускников вузов в данное время необходим активный механизм содействия данному процессу. В рамках непосредственно высшего учебного заведения вузы способны активно выполнять данную функцию. Однако недостаточно изучено содержание деятельности и потенциал вузов в данной сфере, а также факторы, препятствующие реализации их деятельности, что определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Научная новизна данной работы состоит в нестандартном подходе к оценке и анализу деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников, а именно - оценка деятельности вуза и корреляция подходов к оценке его потенциала: объективный (анализ функционала, деятельности, нормативных актов) и субъективный (оценка с точки зрения целевой аудитории).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в рамках данной работы описаны основные проблемы эффективного трудоустройства выпускников вузов, их причины, последствия, как в социальном, так и в экономическом аспекте. Кроме того, данная работа содержит сравнительный анализ российского и зарубежного опыта вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников.
Практическая значимость исследования заключается в новом подходе к анализу и в целом оценке деятельности вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников на основе оценки потенциала вуза с двух диаметрально противоположных точек зрения - объективной и субъективной, что позволит более подробно и широко рассмотреть вопросы, связанные с оценкой деятельности и потенциала данных заведений. Данные результатов исследования также помогут в перспективе улучшить работу вузов в данном направлении и вывести критерии и подходы, наиболее объективные и точные для оценки и анализа их деятельности.
Объект исследования: деятельность РГППУ в сфере содействия трудоустройству выпускников
Предмет исследования: потенциал РГППУ в сфере содействия трудоустройству выпускников
Цель исследования: проанализировать деятельность и потенциал РГППУ в сфере содействия трудоустройству выпускников
Задачи исследования:
• Обосновать проблему трудоустройства выпускников вузов, ее социальные, экономические и правовые аспекты.
• Изучить отечественный и зарубежный опыт в сфере содействия трудоустройству выпускников вузов.
• Раскрыть нормативно-правовую базу и функционал РГППУ в сфере содействия трудоустройству выпускников.
• Проанализировать и оценить деятельность сектора практик и адаптации к рынку труда РГППУ.
База исследования: сектор практик и адаптации к рынку труда РГППУ
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, сравнение.
Эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содействие трудоустройству выпускников является на данный момент одним из приоритетных направлений в деятельности вузов в России и во всем мире. Российский и зарубежный опыт содействия трудоустройству выпускников вузов имеют схожие формы деятельности вузов в данной сфере. Данное направление актуально как для выпускников вуза, так и для государства в целом, поскольку помогает избежать целого ряда проблем социально-экономического характера. Необходимость содействия трудоустройству выпускников вузов обуславливается низкой правовой защитой данной категории, а также отсутствием адаптивных навыков на рынке труда.
Проблема содействия трудоустройству выпускников вузов хорошо изучения в отечественной и зарубежной научной литературе, однако вопросы изучения потенциала вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников на данный момент являются не достаточно изученными. Имеющиеся на данный момент методики оценки деятельности вузов по содействию трудоустройству выпускников не могут в полной мере отразить их результативность, поскольку основываются лишь на официальных отчетах учреждений, которые зачастую отражают ситуацию в искаженном виде. В полной мере оценить деятельность и потенциал вуза в сфере содействия трудоустройству на наш взгляд возможно не только с помощью анализа отчетов и официальных документов, но и с помощью оценки деятельности с точки зрения таких категорий как студенты, выпускники и работодатели.
Анализ потенциала вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников позволит оценить реальный вклад вуза в данную сферу деятельности, а также выявить факторы, препятствующие реализации имеющегося потенциала. В полной мере изучив деятельность, нормативно правовую базу и функционал вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников в рамках данной работы был сформирован потенциал РГППУ в данной сфере. Несмотря на высокий уровень потенциала и проработанность направлений деятельности и нормативно правовой базы уровень реализации потенциала вуза на практике остается на данный момент на среднем уровне. Оценка реального уровня реализации потенциала вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников позволяет выявить факторы, препятствующие его полноценной реализации на практике. Руководствуясь полученной информацией можно устранить данные факторы, что позволит вузу в полной мере реализовать свой потенциал в данной сфере и в перспективе повысить показатели трудоустройства выпускников РГППУ
Плюсом оценки данного направления деятельности является то, что показатель потенциала вуза в сфере содействия трудоустройству выпускников является универсальным для всех учреждений высшего профессионального образования благодаря, тому, что системы содействия трудоустройству во многих вузах одинаковы и реализуют одни и те же направления. Это позволит в последствии создать универсальную систему оценки деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников и в целом повысить результативность деятельности вузов в данном направлении.
В рамках социальной работы дальнейшее изучение данной темы необходимо для совершенствования уже существующих направлений деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников, а также для формирования единого функционирующего механизма по содействию выпускникам вузов, что в свою очередь подразумевает создание универсальной системы мониторинга и оценок деятельности вузов в данной сфере.
1. Багирова И. Х. Мотивационные предпочтения выпускников вузов в процессе трудоустройства // Вестник томского государственного университета №3 (23) с. 180-186 2013 URL:https://cyberleninka.ru (дата обращения 21.03.2018)
2. Безбородова Т.М., Давыденко А.А. Безработица среди молодежи в России // Сибирский торгово-экономический журнал №4 (25) с. 53-55 2016 URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 28.03.2018)
3. Бельтюкова О. Н. Молодежь на рынке труда: проблемы и пути решения // 24.11.2016 URL: http://nauka-rastudent.ru// (дата обращения 16.03.2018)
4. Бибик В. Л. К проблеме трудоустройства молодежи // журнал Профессиональное образование в России и за рубежом №3 (15) с. 6-13 2014 URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 19.03.2018)
5. Большой энциклопедический словарь // URL; https://dic.academic.ru/ (дата обращения 21.04.2018)
6. Булатова Г. А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // журнал Экономика Профессия Бизнес Том № 4 2017 г. URL: http://journal.asu.ru/ (дата обращения 04.05.2018)
7. Вольтер, цитата // URL: http://www.greatmind.info (дата обращения 24.05.2018)
8. Движение Обрнадзор Кому нужен «Мониторинг трудоустройства выпускников?» // 05.08.2015 URL: http://обрнадзор.рф (дата обращения 13.04.2018)
9. Дильман Ю.В. Социально-правовые аспекты трудоустройства выпускников вузов // IV Международная научно-практическая конференция «Научное и образовательное пространство: перспективы развития». Том №1 10.02.2017 URL: https://interactive-plus.ru/ (дата обращения 10.05.2018)
10. Жданкин Н. Инновационный подход к решению проблемы трудоустройства выпускников // журнал Трудоустройство выпускников Том № 3 с.4-13 2014
11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» // URL: http:ZZwww.consultant.ru/ (режим доступа 23.04.2018)
12. Конохова А. С. «и нам в ответ раздаются назначения по городам областного значения»: система распределения выпускников вузов в СССР в годы хрущевской «Оттепели» // Журнал Новейшая история России №3 с.233 - 242 2012
13. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // URL: http :ZZwww. consultant.ru/ (дата обращения 20.04.2018)
14. КЦСТ: Результаты мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников за 2017 год // URL: https://kcst.bmstu.ru/rating(дата обращения 23.03.2018)
15. Левицкая И.Е., Петровская О.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов // Гуманитарные научные исследования. «Экономика и социум» №12(31) 2016 URL: http:ZZiupr.ru (дата обращения 02.05.2018)...40