СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.1. Характеристика социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.2. Частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи 15
Глава 2. Социальная поддержка студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально - педагогический университет» 22
2.1. Анализ деятельности Управления сопровождения обучающихся ФГАОУ
ВО «РГППУ» 22
2.2. Исследование основных тенденций и проблем реализации мер
социальной поддержки студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» 33
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 60
Глава 1. Теоретические аспекты социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.1. Характеристика социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.2. Частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи 15
Глава 2. Социальная поддержка студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально - педагогический университет» 22
2.1. Анализ деятельности Управления сопровождения обучающихся ФГАОУ
ВО «РГППУ» 22
2.2. Исследование основных тенденций и проблем реализации мер
социальной поддержки студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» 33
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 60
В настоящее время для российского общества характерны кризисные явления, вследствие чего существует потребность в значительном улучшении положения молодёжи, в сокращении риска и повышения стабильности в молодёжной среде, в использовании на благо общества потенциала молодого поколения путем поддержки инициатив молодых граждан, обеспечения эффективного функционирования молодёжных общественных объединений. Особую роль в жизни общества играет студенческая молодежь.
Г осударственная политика в отношении студенческой молодежи имеет определенную специфику. С одной стороны, студенты — это лишь частично та часть, которая включена в трудовой процесс и не может самостоятельно обеспечивать себя. С другой стороны — это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, поэтому в отношении них не применимы те методы, технологии, которые обычно используются в организации социальной работы с пенсионерами, детьми, подростками и другими группами населения.
Основой динамичного роста экономики и социального развития общества, безопасности страны и фактором благополучия граждан является сфера образования. Ключевую роль в предоставлении равного и широкого доступа к высшему образованию играет система материальной поддержки учащейся молодежи. Согласно, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция — 2020) к числу целевых ориентиров развития образования относится переход вузов на систему адресных стипендий и использование образовательных кредитов не менее чем для 12 % студентов, что подтверждает актуальность социальной поддержки студентов.
Необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов социальной поддержки также обусловлено следующими факторами:
1. Студенчество является многочисленной социальной группой. Согласно данным Российского статистического ежегодника в 2016 - 2017 учебном году в стране существовало 818 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 4 399, 5 тыс. студентов. Из них студентами очной формы обучения являлись 2 403 тыс. чел. (55 %), очно-заочной (вечерней) - 124, 2 тыс. чел. (3%), заочной - 1 872, 3 чел. (43 %) .
2. В современном обществе объективно существует потребность в высококвалифицированных специалистах.
3. Возрастает значимость социальной функции вузов, особенно в небольших городах, направленной на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе.
4. Студенчество объективно может являться носителем инновационных идей и др.
Теоретической основой исследования явились труды российских теоретиков и практиков, исследующих проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: Э.В. Дубининой, В.И. Филоненко, П.Д. Павленка, М.С. Петровой, Ж.В. Жиратковой, Е.И. Холостовой, М.В. Мирзоян и других.
Проблемы формирования и развития системы социального обслуживания студенческой молодёжи раскрыта в трудах таких ученых, как:
A. И. Лучанкин, А.М. Панов, А.П. Чернявская, А.С. Сорвин, Б.А. Ручкин,
B. А. Луков, В.В. Колков, В.В. Быков, В.Т. Лисовский, О.Н. Александрова,
C. А. Гусова, С.П. Иваненков, Э.И. Камалдинов и многих других.
Объект исследования: студенты ВУЗа очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата, специалитета.
Предмет исследования: социальная поддержка студентов ВУЗа.
Цель исследования: изучить содержание социальной поддержки студентов ВУЗа.
База исследования: Отдел административного сопровождения обучающихся Управления сопровождения обучающихся Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический
университет».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику социальной поддержке студенческой молодежи.
2. Определить частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи.
3. Проанализировать деятельность Управления сопровождения обучающихся РГППУ.
4. Изучить основные тенденции и проблемы реализации мер социальной поддержки студентов РГППУ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической,
нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Г осударственная политика в отношении студенческой молодежи имеет определенную специфику. С одной стороны, студенты — это лишь частично та часть, которая включена в трудовой процесс и не может самостоятельно обеспечивать себя. С другой стороны — это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, поэтому в отношении них не применимы те методы, технологии, которые обычно используются в организации социальной работы с пенсионерами, детьми, подростками и другими группами населения.
Основой динамичного роста экономики и социального развития общества, безопасности страны и фактором благополучия граждан является сфера образования. Ключевую роль в предоставлении равного и широкого доступа к высшему образованию играет система материальной поддержки учащейся молодежи. Согласно, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция — 2020) к числу целевых ориентиров развития образования относится переход вузов на систему адресных стипендий и использование образовательных кредитов не менее чем для 12 % студентов, что подтверждает актуальность социальной поддержки студентов.
Необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов социальной поддержки также обусловлено следующими факторами:
1. Студенчество является многочисленной социальной группой. Согласно данным Российского статистического ежегодника в 2016 - 2017 учебном году в стране существовало 818 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 4 399, 5 тыс. студентов. Из них студентами очной формы обучения являлись 2 403 тыс. чел. (55 %), очно-заочной (вечерней) - 124, 2 тыс. чел. (3%), заочной - 1 872, 3 чел. (43 %) .
2. В современном обществе объективно существует потребность в высококвалифицированных специалистах.
3. Возрастает значимость социальной функции вузов, особенно в небольших городах, направленной на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе.
4. Студенчество объективно может являться носителем инновационных идей и др.
Теоретической основой исследования явились труды российских теоретиков и практиков, исследующих проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: Э.В. Дубининой, В.И. Филоненко, П.Д. Павленка, М.С. Петровой, Ж.В. Жиратковой, Е.И. Холостовой, М.В. Мирзоян и других.
Проблемы формирования и развития системы социального обслуживания студенческой молодёжи раскрыта в трудах таких ученых, как:
A. И. Лучанкин, А.М. Панов, А.П. Чернявская, А.С. Сорвин, Б.А. Ручкин,
B. А. Луков, В.В. Колков, В.В. Быков, В.Т. Лисовский, О.Н. Александрова,
C. А. Гусова, С.П. Иваненков, Э.И. Камалдинов и многих других.
Объект исследования: студенты ВУЗа очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата, специалитета.
Предмет исследования: социальная поддержка студентов ВУЗа.
Цель исследования: изучить содержание социальной поддержки студентов ВУЗа.
База исследования: Отдел административного сопровождения обучающихся Управления сопровождения обучающихся Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический
университет».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику социальной поддержке студенческой молодежи.
2. Определить частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи.
3. Проанализировать деятельность Управления сопровождения обучающихся РГППУ.
4. Изучить основные тенденции и проблемы реализации мер социальной поддержки студентов РГППУ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической,
нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
В современном обществе в условиях коммерциализации и продолжающегося удорожания высшего профессионального образования, отсутствия гарантий на трудоустройство по завершении обучения в высшем учебном заведении, а также роста социального и материального неблагополучия, возрастает значимость разработки и внедрения социально-защитных механизмов социальной поддержки обучающихся.
Особую значимость по отношению к студенческой молодежи приобретает комплекс мер социальной поддержки, реализуемых на федеральном, региональном уровнях и в вузе, поскольку способствует более успешному становлению будущих специалистов как профессиональному, так и личностному.
В современной России комплекс мер социальной поддержки направлен на предупреждение, минимизацию, компенсацию социальных рисков студентов. Законодательно закреплены следующие виды социальной поддержки студентов: стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающимся студентам, культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа, проживание в общежитии, а также содействие выпускникам ВУЗа при трудоустройстве.
Функции социальной поддержки, реализуемые системой высшего образования, должны охватывать не только систему гарантий, льгот и компенсаций, но и способствовать созданию нормальных условий для жизнедеятельности студентов. При определение наиболее уязвимых зон социальной напряженности, необходимо учитывать
социально-демографические особенности студенческой молодежи, а также ее социальное самочувствие.
Государственная молодёжная политика должна быть направлена на стимулирование высококачественного обучения, поскольку именно высокий уровень знаний обеспечивает реализацию социальных и профессиональных стратегий молодежи.
Результаты проведенного исследования показали, что актуальной для студентов является проблема предоставления мер социальной поддержки. Как правило, обучающиеся отмечают наличие материальных, жилищных проблем, а также проблем с трудоустройством. Большинство опрошенных стремятся решить данные проблемы путем трудоустройства на временную работу, что в свою очередь негативно сказывается на успеваемости и освоении образовательной программы.
Анализ данных проведенного исследования показал низкий уровень информированности студентов ВУЗа о существующих мерах социальной поддержки, а также алгоритме их получения. Обучающиеся сталкиваются и с проблемой получения поверхностной информации по возникающим у них вопросам.
В связи с этим необходимо повышение эффективности деятельности по информированию студентов и качества консультирования студентов по вопросам социальной поддержки.
Особую значимость по отношению к студенческой молодежи приобретает комплекс мер социальной поддержки, реализуемых на федеральном, региональном уровнях и в вузе, поскольку способствует более успешному становлению будущих специалистов как профессиональному, так и личностному.
В современной России комплекс мер социальной поддержки направлен на предупреждение, минимизацию, компенсацию социальных рисков студентов. Законодательно закреплены следующие виды социальной поддержки студентов: стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающимся студентам, культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа, проживание в общежитии, а также содействие выпускникам ВУЗа при трудоустройстве.
Функции социальной поддержки, реализуемые системой высшего образования, должны охватывать не только систему гарантий, льгот и компенсаций, но и способствовать созданию нормальных условий для жизнедеятельности студентов. При определение наиболее уязвимых зон социальной напряженности, необходимо учитывать
социально-демографические особенности студенческой молодежи, а также ее социальное самочувствие.
Государственная молодёжная политика должна быть направлена на стимулирование высококачественного обучения, поскольку именно высокий уровень знаний обеспечивает реализацию социальных и профессиональных стратегий молодежи.
Результаты проведенного исследования показали, что актуальной для студентов является проблема предоставления мер социальной поддержки. Как правило, обучающиеся отмечают наличие материальных, жилищных проблем, а также проблем с трудоустройством. Большинство опрошенных стремятся решить данные проблемы путем трудоустройства на временную работу, что в свою очередь негативно сказывается на успеваемости и освоении образовательной программы.
Анализ данных проведенного исследования показал низкий уровень информированности студентов ВУЗа о существующих мерах социальной поддержки, а также алгоритме их получения. Обучающиеся сталкиваются и с проблемой получения поверхностной информации по возникающим у них вопросам.
В связи с этим необходимо повышение эффективности деятельности по информированию студентов и качества консультирования студентов по вопросам социальной поддержки.
Подобные работы
- Модель социальной поддержки студенческой молодежи
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2024 - Модель социальной поддержки студенческой молодежи
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Модель социальной поддержки студенческой молодежи
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2024 - Практики социальной поддержки студенческой семьи в ВУЗе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ПРЕДМЕТ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Социокультурное сопровождение студенческой молодежи: муниципальный аспект
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



