Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.1. Характеристика социальной поддержки студенческой молодежи 6
1.2. Частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи 15
Глава 2. Социальная поддержка студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально - педагогический университет» 22
2.1. Анализ деятельности Управления сопровождения обучающихся ФГАОУ
ВО «РГППУ» 22
2.2. Исследование основных тенденций и проблем реализации мер
социальной поддержки студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» 33
Заключение 52
Список источников и литературы 54
Приложения 60
В настоящее время для российского общества характерны кризисные явления, вследствие чего существует потребность в значительном улучшении положения молодёжи, в сокращении риска и повышения стабильности в молодёжной среде, в использовании на благо общества потенциала молодого поколения путем поддержки инициатив молодых граждан, обеспечения эффективного функционирования молодёжных общественных объединений. Особую роль в жизни общества играет студенческая молодежь.
Г осударственная политика в отношении студенческой молодежи имеет определенную специфику. С одной стороны, студенты — это лишь частично та часть, которая включена в трудовой процесс и не может самостоятельно обеспечивать себя. С другой стороны — это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, поэтому в отношении них не применимы те методы, технологии, которые обычно используются в организации социальной работы с пенсионерами, детьми, подростками и другими группами населения.
Основой динамичного роста экономики и социального развития общества, безопасности страны и фактором благополучия граждан является сфера образования. Ключевую роль в предоставлении равного и широкого доступа к высшему образованию играет система материальной поддержки учащейся молодежи. Согласно, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция — 2020) к числу целевых ориентиров развития образования относится переход вузов на систему адресных стипендий и использование образовательных кредитов не менее чем для 12 % студентов, что подтверждает актуальность социальной поддержки студентов.
Необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов социальной поддержки также обусловлено следующими факторами:
1. Студенчество является многочисленной социальной группой. Согласно данным Российского статистического ежегодника в 2016 - 2017 учебном году в стране существовало 818 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 4 399, 5 тыс. студентов. Из них студентами очной формы обучения являлись 2 403 тыс. чел. (55 %), очно-заочной (вечерней) - 124, 2 тыс. чел. (3%), заочной - 1 872, 3 чел. (43 %) .
2. В современном обществе объективно существует потребность в высококвалифицированных специалистах.
3. Возрастает значимость социальной функции вузов, особенно в небольших городах, направленной на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе.
4. Студенчество объективно может являться носителем инновационных идей и др.
Теоретической основой исследования явились труды российских теоретиков и практиков, исследующих проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: Э.В. Дубининой, В.И. Филоненко, П.Д. Павленка, М.С. Петровой, Ж.В. Жиратковой, Е.И. Холостовой, М.В. Мирзоян и других.
Проблемы формирования и развития системы социального обслуживания студенческой молодёжи раскрыта в трудах таких ученых, как:
A. И. Лучанкин, А.М. Панов, А.П. Чернявская, А.С. Сорвин, Б.А. Ручкин,
B. А. Луков, В.В. Колков, В.В. Быков, В.Т. Лисовский, О.Н. Александрова,
C. А. Гусова, С.П. Иваненков, Э.И. Камалдинов и многих других.
Объект исследования: студенты ВУЗа очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата, специалитета.
Предмет исследования: социальная поддержка студентов ВУЗа.
Цель исследования: изучить содержание социальной поддержки студентов ВУЗа.
База исследования: Отдел административного сопровождения обучающихся Управления сопровождения обучающихся Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический
университет».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику социальной поддержке студенческой молодежи.
2. Определить частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи.
3. Проанализировать деятельность Управления сопровождения обучающихся РГППУ.
4. Изучить основные тенденции и проблемы реализации мер социальной поддержки студентов РГППУ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической,
нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
В современном обществе в условиях коммерциализации и продолжающегося удорожания высшего профессионального образования, отсутствия гарантий на трудоустройство по завершении обучения в высшем учебном заведении, а также роста социального и материального неблагополучия, возрастает значимость разработки и внедрения социально-защитных механизмов социальной поддержки обучающихся.
Особую значимость по отношению к студенческой молодежи приобретает комплекс мер социальной поддержки, реализуемых на федеральном, региональном уровнях и в вузе, поскольку способствует более успешному становлению будущих специалистов как профессиональному, так и личностному.
В современной России комплекс мер социальной поддержки направлен на предупреждение, минимизацию, компенсацию социальных рисков студентов. Законодательно закреплены следующие виды социальной поддержки студентов: стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающимся студентам, культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа, проживание в общежитии, а также содействие выпускникам ВУЗа при трудоустройстве.
Функции социальной поддержки, реализуемые системой высшего образования, должны охватывать не только систему гарантий, льгот и компенсаций, но и способствовать созданию нормальных условий для жизнедеятельности студентов. При определение наиболее уязвимых зон социальной напряженности, необходимо учитывать
социально-демографические особенности студенческой молодежи, а также ее социальное самочувствие.
Государственная молодёжная политика должна быть направлена на стимулирование высококачественного обучения, поскольку именно высокий уровень знаний обеспечивает реализацию социальных и профессиональных стратегий молодежи.
Результаты проведенного исследования показали, что актуальной для студентов является проблема предоставления мер социальной поддержки. Как правило, обучающиеся отмечают наличие материальных, жилищных проблем, а также проблем с трудоустройством. Большинство опрошенных стремятся решить данные проблемы путем трудоустройства на временную работу, что в свою очередь негативно сказывается на успеваемости и освоении образовательной программы.
Анализ данных проведенного исследования показал низкий уровень информированности студентов ВУЗа о существующих мерах социальной поддержки, а также алгоритме их получения. Обучающиеся сталкиваются и с проблемой получения поверхностной информации по возникающим у них вопросам.
В связи с этим необходимо повышение эффективности деятельности по информированию студентов и качества консультирования студентов по вопросам социальной поддержки.
1. Бабешко О. А. Особенности самореализационного досуга студентов /
О. А. Бабешко // Аналитика культурологии. 2013. №26. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o
2. Барабанова С.В. О праве студентов на общежитие и его административном обеспечении / С. В. Барабанова, Н. В. Крайсман// Высшее образование в России. 2013. №12. С. 18-22.
3. Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки.: анализ федерального и регионального законодательства/ А. Л. Благодир // Вестник ВятГУ. 2012. №1. С. 45-48.
4. Бородина Д. Р. Образование в цифрах 2017.: краткий статистический сборник // Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг, О.Б. Жихарева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 80.
5. Вострикова Е. О. Ценовая дискриминация на рынке
образовательных услуг высшей школы / Е. О. Вострикова, А. П. Мешкова //Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2011. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/tsenovaya-diskriminatsiya-na-rynke-obrazovateln
6. Глухова М. Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодёжной
среде: меры социальной поддержки молодых семей / М. Ф. Глухова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. №8 (103). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-razvitii-blagopoluchiya-v-molodyozh noy-srede-mery-sotsialnoy-podderzhki-molodyh-semey
7. Глухова М.Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодёжной среде: меры социальной поддержки молодых семей/ М. Ф. Глухова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. №8 С. 103.
8. Гусейнова Ф.Д. Студенчество: структура доходов и материальное благополучие / Ф.Д.Гусейнова // Материалы II Всероссийской научной конференции «Будущее России: стратегии развития» 14-15 декабря 2014 г. - М.: 2014. С. 215.
9. Дубинина Э.В. Организационно-управленческие аспекты социальной защиты студенчества: Автореф. дис. кан. соц. наук / Уфимский гос.авиационный тех. Университет, 2013. 26 с.
10. Еремкин А.И. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях / А.И.Еремкин // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 3. С. 54-58 .
11. Жираткова Ж.В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/125129.html
12. Козловская М. И. Социальная поддержка студентов в контексте
изменения структуры финансирования высшего образования / М. И. Козловская // Стратегии бизнеса. 2013. №1 (1). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-podderzhka-studentov-v-kontekste-izm eneniya-struktury-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya
13. Козловская М. И. Стратегические альтернативы развития системы
социальной поддержки студентов России // УЭкС. 2013. №11 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-alternativy-razvitiya-sistemy-sotsia lnoy-podderzhki-studentov-rossii-1
14. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014). URL:
http: //www.constitution.ru/
15. Маркина Е.Г. Система социальной поддержки студентов как компонент корпоративной культуры ВУЗа / Е. Г. Маркина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №4. С. 36...43