Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты социальной работы с многодетными семьям.6
1.1. Многодетная семья. Понятие, виды и проблемы 6
1.2. Вторичная профилактика неблагополучия в многодетных семьях 17
Глава 2. Основные направления вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей в подразделении по делам несовершеннолетних г.Тавды ,
Свердловской области 28
2.1. Анализ деятельности ПДН г.Тавды с неблагополучными многодетными
семьями 28
2.2. Разработка плана мероприятий по вторичной профилактике
неблагополучия многодетных семей в ПДН г.Тавды 41
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложения 60
В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье то, что было в семье родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семья рассматривается как малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние государства.
В связи с тем, что в последнее время довольно отчетливо заявила о себе проблема семейного неблагополучия, семейному воспитанию стало уделяться особое внимание. Это обусловлено тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем - это нарушения в поведении, развитии и общении детей: бродяжничество, агрессивность, кражи, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики и т.д.
Актуальность работы состоит в том, что многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник. Более подверженными в реальных социально-экономических условиях остаются многодетные семьи, где четко просматривается взаимосвязь снижения уровня материальной обеспеченности с увеличением количества детей в семье.
Внутрисемейное взаимодействие, разнообразные проблемы и положительные характеристики семей, в частности многодетных семей, были и остаются предметом изучения отечественных и зарубежных педагогов, психологов, социологов и тому подобное. Так, к отдельным теоретическим и практическим вопросам положения многодетных семей обращались: Галагузова М.А., Голубева Л.Ф., Дивицина Н.Ф., Краснова В.Г., Макаренко А.С., Мататов С.Н., Хуснутдинова Г.Ф., Шахматова Н.В. и др.
Такие квалифицированные специалисты как преподаватель, социальный педагог, социальный работник, психолог часто сталкиваются с таким феноменом: проблемы ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с его проживанием в семье. Происходящие события в семье определяют дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. На сегодняшний день главной задачей является разработка наиболее приемлемой и компетентной тактики работы с ребенком и его семьей, учитывая особенности жизнедеятельности семьи. Наиболее трудоемкой является работа с неблагополучной семьей, когда процесс оказания помощи параллельно ведется как с родителями, так и с детьми разного возраста. Это проблема является действительно актуальной.
Объектом исследования является неблагополучие многодетных семей.
Предмет исследования - вторичная профилактика неблагополучия многодетных семей.
Цель исследования - проанализировать основные направления вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия, виды и проблемы многодетных семей;
2. Изучить вторичную профилактику неблагополучия многодетных семей;
3. Проанализировать деятельность ПДН г. Тавды с неблагополучными многодетными семьями;
4. Разработать план мероприятий по вторичной профилактике неблагополучия многодетных семей в ПДН МО МВД России «Тавдинский», г. Тавды.
База исследования: Подразделение по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России «Тавдинский», г. Тавды.
Методы исследования:
1.Теоретические методы: анализ научно - методической литературы и нормативно - правовых документов по проблеме исследования, сравнение и обобщение научных данных.
2.Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, проективная методика «Моя семья».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и 3 приложений.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы, которая содержит 2 параграфа, мы рассмотрели понятие, виды и проблемы многодетных семей. Нам удалось выяснить, что многодетная семья - это малая ячейка общества, в которой воспитывается 3 и более детей в возрасте до 18 лет. В типологии современной многодетной семьи нет четкой структуры возникновения, к ее образованию могут быть отнесены следующие факторы: повторный брак супругов с уже имеющимися детьми, сознательная многодетность, религиозные взгляды супругов к процессу зачатия и рождения. И как в любой среднестатистической семье у многодетных могут возникать трудности различного характера: проблемы социально - экономического характера, трудности в воспитании детей, проблемы санитарно - эпидемиологического характера.
Затем были изучены особенности вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей. Нами были рассмотрены основные факторы, указывающие на неблагополучие семьи. Чтобы совокупность признаков не перерастала в негативное социальное явление, необходимо задействовать такой механизм как профилактика. Учитывая специфику нашего исследования, оптимальным вариантом улучшения социального процесса признано считать вторичную профилактику. Мы выяснили, что работу с многодетной неблагополучной семьей в рамках вторичной профилактики ведет подразделение по делам несовершеннолетних, призванное контролировать защиту прав и законных интересов детей.
В рамках практического исследования удалось проанализировать деятельность органов ПДН г.Тавды с неблагополучными многодетными семьями. Значимость подразделения по делам несовершеннолетних кроется в том, чтобы выявить ситуации неисполнения обязанностей родителей в отношении детей, которые могут сыграть роль в показателе благополучия семьи, и как следствие, предотвратить факты преступности среди подрастающего поколения. Деятельность с семьей осуществляется согласно 53
Инструкции по организации подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и иных нормативно - правовых документов, отвечающим требованиям работы с данной социальной группой. В результате пришли к выводу, что планомерная и слаженная работа в рамках вторичной профилактики неблагополучия может остановить рост неблагополучия среди семей, который, в свою очередь, повлияет на число совершенных преступлений среди подрастающего поколения.
Исходя из совокупности методов работы с неблагополучными семьями, был предложен план организации вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей в Тавдинском городском округе, который содержит инновационный подход в осуществлении деятельности ПДН. Учитывая такие апробированные методы, как анкетирование, наблюдение, проективная методика «Моя семья» мы смогли учесть степень вовлеченности участников исследования и степень достоверности их ответов. План организации вторичной профилактики направлен на то, чтобы все члены семьи совместно проходили мероприятия у разных специалистов ПДН. В данном случае семейной проблемой занимается не только участковый инспектор, но и другие специалисты ПДН, которые способны предложить свою помощь и дать рекомендации.
Нами был разработан план организации вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей в Тавдинском городском округе. Это поможет снизить уровень неблагополучия среди многодетных семей в г.Тавда, а также внесет коррективы в работу сотрудников ПДН.
Используя новые формы проведения любых мероприятий и их нестандартное использование можно добиться больших результатов и снизить уровень неблагополучия среди многодетных семей. Это, в первую очередь, не только повысит показатели числа благополучных многодетных семей, но и снизит число правонарушений, связанных с неисполнением законных прав и интересов детей и подростковой преступностью.
Таким образом, рассмотрение вторичной профилактики неблагополучия многодетных семей в разных аспектах позволил понять смысл и суть этого социального процесса. Результат проделанной работы органов ПДН может зависеть как от количества применяемых методов в работе с категорией населения, так и от новых подходов, вносимых в свою деятельность.
1. Базарова Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства// Вестник Бурятского государственного университета. Сер.Социология. 2015. С.36-40.
2. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ. Москва,2012.112 с.
3. Возмилкина Е.Н. Многодетная семья как объект внимания социально ориентированных некоммерческих организаций // Наука и современность.2015. № 41.С. 68 - 72.
4. Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: Учебное пособие для вузов / М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. - М.: Владос- Пресс, 2013.192 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Астрель, Харвест, 2008. 181 с.
6. Голубева Л.Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 6. С. 72 - 79.
7. Дивицина Н.Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н.Ф. Дивицина. - М.: МГУ, 2014.127 с.
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 №28-ОЗ «О защите прав ребенка».// Гарант
9. Инструкция по организации подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 26 мая 2000 г № 569.
10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014г.) // Гарант.
11. Концепция семейной политики г. Екатеринбурга от 14.12.1999 №77/3. [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/801107157. (Дата обращения: 15.03.2018).
12. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие / В.Г. Краснова. - Волгоград: ВолДУ, 2014. 60 с.
13. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. / П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2015. 408 с.
14. Макаренко А.С. Золотой фонд педагогики: А. С. Макаренко о воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Школьная пресса, 2013.192 с.
15. Мататов С.Н. Об исследовании особенностей самооценки детей и стилей родительского воспитания в многодетных семьях // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. 2014. № 7. С. 30 - 43...40