Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.
В Екатеринбурге развитие торговли и общественного питания в последние годы стало одним из факторов, которые позволили занять ведущее положение среди российских городов. Екатеринбург занимает третье место в стране по обороту общественного питания.
Сегодня ресторанный бизнес развивается стремительными темпами. Рестораторы понимают, насколько важно планировать стратегию долгосрочного выживания и приспосабливаться к быстро меняющейся окружающей среде. Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики. Основной характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. В условиях рыночной экономики для любого предприятия крайне важной является проблема поддержания и повышения его конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью предприятия питания получило особую значимость ввиду появления новых идей для развития ресторанного бизнеса, новых запросов со стороны потребителей, развития современных информационных технологий. Владельцы предприятий общественного питания, желающие сделать из своего бизнеса известный бренд, заполучить большую долю посетителей, начинают поиск тех уникальных характеристик, развитие которых приведет к успеху. Каждое предприятие уникально, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждого предприятия уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее производимого ею товара и оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и многого другого.
На наш взгляд, изучение конкурентоспособности ресторанного комплекса становится особенно важной проблемой в современных условиях, так как возросшая конкуренция со стороны отечественных и иностранных компаний ставит под угрозу банкротства множество предприятий. Таким образом, необходимость поиска новых возможностей для поддержания и повышения уровня конкурентоспособности ресторанного комплекса для более эффективной деятельности предприятия обуславливает актуальность темы данного исследования...
Наша выпускная квалификационная работа была посвящена изучению конкурентоспособности ресторанного комплекса «Времена года».
Сфера общественного питания в Свердловской области - одно из ведущих, быстро развивающихся направлений экономической деятельности. Поэтому положительная динамика развития отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке ресторанных услуг.
В городе Екатеринбурге в настоящее время создаются благоприятные условия для введения в эксплуатацию новых объектов питания в результате формирования торговых узлов, открытия гостиниц, крупных торговых и офисных центров, развития въездного туризма. Вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности предприятия.
Повышение конкурентоспособности является сложной задачей в деятельности любого предприятия ресторанного хозяйства, одним из важнейших направлений деятельности предприятий ресторанного бизнеса является разработка методов и подходов к решению проблемы конкурентоспособности.
Конкурентоспособность ресторанного комплекса является важнейшей характеристикой, которая отражает степень развития организации, а также отличие от развития конкурентных фирм по уровню удовлетворения своими услугами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Одним из элементов, способствующих полноценной оценке конкурентоспособности ресторанного комплекса, является изучение потребностей посетителей заведения. Проанализированы ответы клиентов ресторанного комплекса «Времена года» и выявлены слабые и сильные стороны ресторана, что дает возможность анализа конкурентных преимуществ ресторанного комплекса «Времена года».
Проведенное исследование показало, что клиенты ресторанного комплекса «Времена года» в полной мере удовлетворены качеством обслуживания персонала и качеством приготовленных блюд. Месторасположение ресторана также играет важную роль в выборе именно этого ресторанного комплекса. Но посетители остаются недовольны тем, что в ресторане качество не соответствует цене, цены очень завышены и отражаются на бюджете посетителей, отсутствует система скидок и программа лояльности для постоянных клиентов. Но общее впечатление в сравнении с другими ресторанами у респондентов сложилось хорошее.
Ресторан «Времена года» должен вести постоянную деятельность по анализу и изучению возможностей, сильных и слабых сторон организации, что обеспечит раскрытие потенциала данного ресторанного комплекса.
Также одним из факторов повышения конкурентоспособности является постоянный анализ конкурентов. Для успешной работы ресторанного комплекса нужно постоянно исследовать конкурентов, чтобы не потерять свою позицию на рынке.
Проанализировав ведущие рестораны города, можно сделать вывод, что на данный период времени в г. Екатеринбурге большое количество конкурентов, поэтому ресторану «Времена года» нужно иметь конкурентные преимущества перед другими участниками конкурентной борьбы, то есть быть конкурентоспособным ресторанным комплексом. Для этого мы разработали комплекс рекомендаций для удержания клиентской базы, а также комплекс мероприятий, который будет привлекать потребителей ресторанов-конкурентов.
Данные рекомендации положительным образом скажутся на дальнейшей деятельности ресторанного комплекса «Времена года».
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: монография / Г. Л. Азоев. Москва: Центр экономики и маркетинга, 2011. 255 с.
2. Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструктуре торгово-производственного комплекса / В. А. Антонова // Концепт. 2015. № 12. С. 1-7.
3. Ахмадеева О. А. и др. Тенденции развития рынка общественного питания в России / О. А. Ахмедова и др. // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 27¬33.
4. Бахарева А. А. Антикризисное управление ресторанным бизнесом в современных условиях / А. А. Бахарева // Стратегии бизнеса. 2015. № 2. С. 3-8.
5. Борисова Е. Российский гостиничный бизнес в 2013 году / Е. Борисова // Парад отелей. 2013. № 32. С. 12-17.
6. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский // Российский журнал. 1998. № 3. С. 24-29.
7. Горохов В. А. Основы экспериментальных исследований и методика их проведения: учебное пособие для вузов / В. А. Горохов. Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2015. 654 с.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: справочник / В. И. Даль, Москва: Терра. 1995. 812 с.
9. Денисов И. В. Технологии управления ресторанным бизнесом / И.
B. Денисов // Управление в России: проблемы и перспективы. 2017. № 2.
C. 3-10.
10. Егорова Л. С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Л. С. Егорова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 316-323.
11. Ершова И. Г. Методологические основы маркетинговых исследований рынка труда региона: монография / И. Г. Ершова. Новосибирск: СИБПРИНТ. 2010. 167 с.
12. Жидков И. Е. Формирование и развитие рынка услуг ресторанного бизнеса в экономике России: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. Е. Жидков. Тамбов, 2013. 189 с.
13. Зеленина Ж. Концепция ресторана при гостинице: сборник статей / Ж. Зеленина. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. 115 с.
14. Ильина Е. И. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг как элемент инновационного развития / Е. И. Ильина // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 10. С. 110-116.
15. Чарочкина Е. Ю. К вопросу о конкурентоспособности предприятий и отраслей в условиях открытой экономики / Е. Ю. Чарочкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2. С. 231-237...50