СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Социальная профилактика отказов от новорожденных детей: обзор отечественного опыта 7
1.1. Изучение проблемы отказов от материнства в России 7
1.2. Опыт деятельности общественных организаций по профилактике отказов
от новорожденных детей 16
Глава 2. Анализ деятельности по социальной профилактике отказов от
новорожденных детей в Межрегиональной общественной организации
«Аистенок» в г. Екатеринбурге 24
2.1. Алгоритм социальной профилактики отказов от новорожденных детей в
Межрегиональной общественной организации «Аистенок» 24
2.2. Оценка результатов исследования по выявлению проблем социальной профилактики отказов от новорожденных детей в общественных
организациях 33
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Приложения 52
Глава 1. Социальная профилактика отказов от новорожденных детей: обзор отечественного опыта 7
1.1. Изучение проблемы отказов от материнства в России 7
1.2. Опыт деятельности общественных организаций по профилактике отказов
от новорожденных детей 16
Глава 2. Анализ деятельности по социальной профилактике отказов от
новорожденных детей в Межрегиональной общественной организации
«Аистенок» в г. Екатеринбурге 24
2.1. Алгоритм социальной профилактики отказов от новорожденных детей в
Межрегиональной общественной организации «Аистенок» 24
2.2. Оценка результатов исследования по выявлению проблем социальной профилактики отказов от новорожденных детей в общественных
организациях 33
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Приложения 52
Система защиты детства объединяет деятельность различных структур и ведомств, негосударственных организаций на федеральном, региональном и местном уровне. Одним из ключевых показателей ее результативности является уровень социального сиротства. Профилактика социального сиротства определена Российской Федерацией в качестве одного из приоритетных направлений социальной политики, главная цель которой - реализация права ребенка воспитываться в семье, прежде всего, кровной. Обеспечению такого права должно служить создание эффективной системы работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время меры государственной поддержки семей с детьми становятся более системными: реализован ряд национальных проектов, ежегодно индексируются размеры социальных пособий и единоразовых выплат с учетом инфляции, материнский капитал, развивается инфраструктура социальных услуг.
Однако положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации остается предметом особой заботы как органов власти Российской Федерации, так и общественности. Обеспокоенность государства и гражданского общества обусловлена такими факторами как высокий уровень семейного неблагополучия и лишения родительских прав, жестокое обращение с детьми, нарушение прав и законных интересов ребенка, межведомственные барьеры при определении зон ответственности и порядка действий, отсутствие нормативного закрепления раннего выявления нарушения прав детей.
Одной из причин социального сиротства в современной России остаются ранние отказы от новорожденных детей. По данным Минздрава, количество детей, от которых за это время отказались в роддомах, снизилось почти на 20% - так, в 2014 году было зарегистрировано 4675 случаев, а в 2015 году, уже 3783 случая 1. В городе Екатеринбурге количество отказов также имеет тенденцию к уменьшению, в 2016 году в родильных домах было зафиксировано 55 отказов, что почти в пять раз меньше, чем в 2004 году - 256 случаев. Снижение числа отказов связано как с ростом профессионализма и приобретением опыта специалистами, работающими с семьями, отказывающимися от новорожденных, так и с корреляцией общих показателей рождаемости...
В настоящее время меры государственной поддержки семей с детьми становятся более системными: реализован ряд национальных проектов, ежегодно индексируются размеры социальных пособий и единоразовых выплат с учетом инфляции, материнский капитал, развивается инфраструктура социальных услуг.
Однако положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации остается предметом особой заботы как органов власти Российской Федерации, так и общественности. Обеспокоенность государства и гражданского общества обусловлена такими факторами как высокий уровень семейного неблагополучия и лишения родительских прав, жестокое обращение с детьми, нарушение прав и законных интересов ребенка, межведомственные барьеры при определении зон ответственности и порядка действий, отсутствие нормативного закрепления раннего выявления нарушения прав детей.
Одной из причин социального сиротства в современной России остаются ранние отказы от новорожденных детей. По данным Минздрава, количество детей, от которых за это время отказались в роддомах, снизилось почти на 20% - так, в 2014 году было зарегистрировано 4675 случаев, а в 2015 году, уже 3783 случая 1. В городе Екатеринбурге количество отказов также имеет тенденцию к уменьшению, в 2016 году в родильных домах было зафиксировано 55 отказов, что почти в пять раз меньше, чем в 2004 году - 256 случаев. Снижение числа отказов связано как с ростом профессионализма и приобретением опыта специалистами, работающими с семьями, отказывающимися от новорожденных, так и с корреляцией общих показателей рождаемости...
В регионах Российской Федерации происходят позитивные изменения в положении детей, семей с детьми в трудной жизненной ситуации, осуществляется комплексная и планомерная работа с семьями в социально опасном положении, обеспечивающая благоприятные условия для их жизнедеятельности и развития. На федеральном, региональном, муниципальном уровнях происходит синхронное преобразование системы защиты семьи и детства: усиливается профилактический компонент работы, вмешательство в ситуациях раннего детского и семейного неблагополучия, переход от заявительного принципа в оказании социальных услуг к обеспечению семей и детей услугами, имеющими непосредственное отношение к преодолению предкризисных ситуаций, смягчению возможных рисков и предупреждению распада семей и появления новых социальных сирот. Расширение инфраструктуры услуг для семей и детей, организация новых служб дают возможность расширять охват целевых групп, увеличивать частоту посещений семей, находящихся в кризисной ситуации, что позволяет выявлять семейное неблагополучие на ранних стадиях и оказывать своевременную помощь. Очевидно, что обеспечение доступности и системности предоставления услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семей с детьми обеспечит целостность и устойчивость региональной системы предотвращения семейного неблагополучия.
Позитивная роль некоммерческих организаций в области социальной профилактики в последние годы заключалась в самостоятельной разработке, апробации, внедрении инновационных моделей, методов и технологий практической работы, которые впоследствии распространялись, становились массовыми услугами и проходили этап институционализации в государственной системе защиты прав детей. Сотрудничество органов власти
с некоммерческим сектором продемонстрировало свою значимость для оказания более эффективной помощи семьям и детям.
С формированием новых институтов финансовой поддержки («президентских» грантов, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, программы поддержки общественных организаций) открылось больше возможностей реализовывать проекты в данной области. Расширение масштаба работы некоммерческого сектора в сфере профилактики социального сиротства позволяет значительно повысить доступность помощи для нуждающихся в ней семей и детей, расширить рынок социальных услуг и повысить их качество за счет конкурентных механизмов. Но при этом возможность некоммерческих организаций привлекать ресурсы будет в ближайшее время намного больше зависеть не от самого факта их существования и активной деятельности, не от личной мотивации лидеров и сотрудников НКО внести вклад в решение проблемы, а от их профессионального потенциала, готовности и способности соответствовать требованиям к качеству профилактической работы.
Эффективность общественных организаций по сравнению с государственными учреждениями достигается за счет индивидуального подхода к каждому случаю. Этот подход подразумевает:
• разнообразие причин отказов, с которыми работают специалисты;
• реабилитационный процесс - специалисты общественных организаций пытаются не только предотвратить отказ от новорожденного, но и решить проблему, которая послужила его причиной;
• широкий спектр мер поддержки семьи, выбор форм, которых зависит от потребностей членов семьи.
В ходе исследования был выделен ряд проблем, ограничивающих развитие деятельности общественных организаций в сфере профилактики социального сиротства. К ним можно отнести отсутствие стабильных механизмов финансирования, отсутствие разработанных стандартов 43
деятельности в сфере профилактики социального сиротства, недостаточный уровень квалификации специалистов в сфере профилактики социального сиротства и дефицит современного методического инструментария, недостаточный уровень проектной культуры, отсутствие системных механизмов и навыков взаимодействия с государственными органами, недостаток механизмов профессиональной коммуникации в секторе.
В качестве рекомендаций может выступить разработка регионального регламента межведомственного взаимодействия, подготовка специалистов в соответствии с профессиональным стандартом 03.009 специалист по работе с семьей, включение общественных организаций в реестр поставщиков социальных услуг.
Таким образом, от умелого комплексного сочетания медицинских, психологических, и педагогических мер, от профессионализма привлеченных специалистов, работающих с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, от доступности обмена эффективными технологиями работы в области профилактики отказов и готовности специалистов к передаче передового опыта зависит эффективность работы по профилактике социального сиротства.
Позитивная роль некоммерческих организаций в области социальной профилактики в последние годы заключалась в самостоятельной разработке, апробации, внедрении инновационных моделей, методов и технологий практической работы, которые впоследствии распространялись, становились массовыми услугами и проходили этап институционализации в государственной системе защиты прав детей. Сотрудничество органов власти
с некоммерческим сектором продемонстрировало свою значимость для оказания более эффективной помощи семьям и детям.
С формированием новых институтов финансовой поддержки («президентских» грантов, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, программы поддержки общественных организаций) открылось больше возможностей реализовывать проекты в данной области. Расширение масштаба работы некоммерческого сектора в сфере профилактики социального сиротства позволяет значительно повысить доступность помощи для нуждающихся в ней семей и детей, расширить рынок социальных услуг и повысить их качество за счет конкурентных механизмов. Но при этом возможность некоммерческих организаций привлекать ресурсы будет в ближайшее время намного больше зависеть не от самого факта их существования и активной деятельности, не от личной мотивации лидеров и сотрудников НКО внести вклад в решение проблемы, а от их профессионального потенциала, готовности и способности соответствовать требованиям к качеству профилактической работы.
Эффективность общественных организаций по сравнению с государственными учреждениями достигается за счет индивидуального подхода к каждому случаю. Этот подход подразумевает:
• разнообразие причин отказов, с которыми работают специалисты;
• реабилитационный процесс - специалисты общественных организаций пытаются не только предотвратить отказ от новорожденного, но и решить проблему, которая послужила его причиной;
• широкий спектр мер поддержки семьи, выбор форм, которых зависит от потребностей членов семьи.
В ходе исследования был выделен ряд проблем, ограничивающих развитие деятельности общественных организаций в сфере профилактики социального сиротства. К ним можно отнести отсутствие стабильных механизмов финансирования, отсутствие разработанных стандартов 43
деятельности в сфере профилактики социального сиротства, недостаточный уровень квалификации специалистов в сфере профилактики социального сиротства и дефицит современного методического инструментария, недостаточный уровень проектной культуры, отсутствие системных механизмов и навыков взаимодействия с государственными органами, недостаток механизмов профессиональной коммуникации в секторе.
В качестве рекомендаций может выступить разработка регионального регламента межведомственного взаимодействия, подготовка специалистов в соответствии с профессиональным стандартом 03.009 специалист по работе с семьей, включение общественных организаций в реестр поставщиков социальных услуг.
Таким образом, от умелого комплексного сочетания медицинских, психологических, и педагогических мер, от профессионализма привлеченных специалистов, работающих с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, от доступности обмена эффективными технологиями работы в области профилактики отказов и готовности специалистов к передаче передового опыта зависит эффективность работы по профилактике социального сиротства.
Подобные работы
- Социальная работа по профилактике отказов от новорожденных детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика отказов от новорожденных, как направление
социальной работы на примере Алтайского края
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ ОТКАЗОВ ОТ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ВРОДИЛЬНОМ ДОМЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Благотворительная организация «Маленькая мама», как ресурс преодоления социального неблагополучия несовершеннолетних матерей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



