Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ

Работа №146537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы143
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА 7
1.1. Учителя как социально-Профессиональная общность 7
1.2. Престиж профессии учителя в обществе 23
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ 35
2.1. Общее представление жителей г. Екатеринбурга о профессии
учителя 35
2.2. Оценка значимости профессии учителя в обществе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования (анкетный опрос) 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования - анкета 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Программа исследования (полуформализованное интервью) 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Инструмент исследования - бланк интервью 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Таблицы одномерного распределение по результатам анкетирования 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Таблицы одномерного распределение по результатам интервью 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Таблицы парного распределения 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - Сведения об интервьюируемых 140


Актуальность темы исследования. Учительство является одной из наиболее важных социально-профессиональных общностей. Профессиональная деятельность учительства имеет прямое социальное предназначение. Учительство выполняет ряд важных социальных функций. Прежде всего, это - функция социализации и индивидуализации личности. Благодаря процессу интеграции индивида в социальную систему, через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, индивид превращает их в собственные социальные качества. Учитель же в свою очередь создает для этого наиболее благоприятную среду. Здесь же стоит упомянуть о такой функции, как социальный контроль. Учитель в конечном итоге определяет позицию человека в обществе, его способности и цели.
Именно благодаря учительству происходит трансляция и распространение культуры в обществе, формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе, формирование и воспроизводство общественного интеллекта, обучение, воспитание и коммуникация молодежи.
Несмотря на очевидную важность и востребованность данной социально¬профессиональной общности, престиж профессии учителя в обществе падает. С каждым годом растет феминизация и старение кадрового состава учителей. У учителей в свою очередь складывается низкая удовлетворенность своей работой, низкий уровень жизни. Все это приводит к эмоциональному выгоранию и формальному выполнению своих обязанностей, что отрицательно сказывается на качестве образования.
Таким образом, по нашему мнению, изучение отношения населения к профессии учителя требует комплексного анализа всех факторов, влияющих на престиж профессии учителя.
Степень научной разработанности. Учительская профессия достаточно давно является предметом изучения социологов. Основы исследования 4
учительства были заложены в трудах классиков социологии: М. Вебера,
Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина и др. Они рассматривали образование и его социальные функции.
В отечественной социологии образования вопросы, посвященные учительству, рассматривали: Л. Г Борисова, В. С Собкин, Г. В. Солодова, И. П. Софронова, А. В. Репринцев, А. П. Волкова. Учительство, как социально-профессиональную общность рассматривали В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина.
Понятие престижа и престижа профессии представлено в работах Т. Парсонса, П. А. Сорокина, Р. Дарендорфа, М. Вебера, Т. Веблена, П. Бурдье. Также стоит упомянуть таких ученых, как И. М. Попова, В. Н. Шубкина, Ф. Р. Филиппова, М. Н. Руткевич.
Объектом выпускной квалификационной работы является учительство как социально-профессиональная общность.
Предметом выступает профессия учителя в оценках населения
Цель выпускной квалификационной работы изучить профессию учителя в оценках населения
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть учителей как социально-профессиональную общность.
2. Проанализировать престиж профессии учителя в обществе
3. Изучить общее представление населения г. Екатеринбурга о профессии учителя.
4. Проанализировать оценку населением значимости профессии учителя в обществе.
Эмпирической базой исследования послужили материалы конкретно-социологических исследований последних лет. Основу составляет исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2018 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос населения, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 15 лет. Также нами был использован метод полуформализованного интервью с 14 учителями Свердловской области.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях в сфере образования. Эмпирические материалы, полученные в ходе исследования, могут в дальнейшем быть учтены при разработке мер для повышения престижа профессии учителя. Материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Социология образования», «Общая социология».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы мы рассмотрели учительство, как социально-профессиональную общность, через деятельностный подход, социальная общность - это взаимосвязь индивидов, являющаяся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующаяся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности. Учительство также характеризуется: относительным единством; сходством их профессиональных целей и интересов; выполнением преимущественно умственного квалифицированного сложного труда; наличием социальных, культурных и интеллектуальных ресурсов; осуществлением деятельности по обучению, воспитанию, развитию, социализации, профессиональной ориентации молодежи.
Особое внимание, в нашей выпускной квалификационной работе, мы уделили понятию престижа, и статуса профессии учителя в обществе, рассматривая их через призму социально-стратификационного подхода. Данный подход включает в себя ряд объективных показателей, связанных с оценкой статуса и престижа профессии учителя, это - размер дохода, уровень образования, масштаб должностных полномочий, вид труда, объем власти, степень социального признания и уважение к профессии.
По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы.
В настоящее время население г. Екатеринбурга желает видеть учителя с такими качествами характера, как любовь к детям, спокойствие, доброта и отзывчивость. Здесь же необходимо отметить, что мнения учителей и населения по данному вопросу практически совпадают, за исключением такого качества характера, как отзывчивость. Профессиональными качествами, которыми должен обладать учитель, население выделяет организованность, ответственность, коммуникабельность, объективность и дисциплинированность. Учителя не выбирают дисциплинированость, при этом выделяют такое профессиональное качество, как целепологание.
Для населения не имеет значения, какого пола учитель и какое у него семейное положение, важно, чтобы у учителя были собственные дети.
Немаловажным для населения является уровень образования учителя. Учитель, по мнению горожан, должен обучаться в магистратуре, а также ему необходимо повышать свои профессиональные навыки не реже одного раза в год. Для достижения наибольшего профессионального мастерства, по мнению населения, учителю необходимо проработать 6-10 лет. Здесь мнение населения и мнение учителей расходятся. Учителя, не видят смысла получать магистерскую степень, и не считают, что профессиональное мастерство зависит от стажа работы.
Население Екатеринбурга основными функциями учителя в первую очередь считает обучение, социализацию и индивидуализацию личности, и трансляцию и распространение культуры в обществе. Здесь же необходимо отметить, что население не удовлетворено выполнением обучающей и воспитательной функций, а также функцией социализации и индивидуализации личности. Учителя, наиболее важной функцией так же выделяют обучающую, далее мнения расходятся. Немаловажными функциями для учителей, являются воспитание и формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
В работе учителя население видит в первую очередь такие положительные стороны работы, как официальное трудоустройство, длительный отпуск и график работы учителя. К отрицательным сторонам работы учителя, население относит ответственность, наличие стресса и психологические и физические нагрузки. Учителя в первую очередь положительными сторонами работы называют общение с молодым поколением, постоянный личностный рост, периодическое получение новых знаний и навыков, а также постоянную отдачу и благодарность от учеников, отмечая в качестве недостатка низкую заработную плату.
На сегодняшний день, население при оценке престижа профессии учителя проявляет неопределенность. Социальный статус учителя в обществе население оценивает как средний. По мнению населения, профессия учителя не имеет какого-либо влияния в обществе и пользуется небольшой степенью социального признания. Здесь же необходимо отметить, что профессия учителя занимает низкую ступень в социальной иерархии профессий. Сами учителя тоже низко оценивают престиж собственной профессии в обществе, и ставят себя еще ниже, чем население. Помимо этого учителя не чувствуют от общества уважения к своей профессии и считают, что учитель не имеет никакого влияния не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и в обществе в целом. Несмотря на это собственный социальный статус учителя оценивают как средний, что является достаточно спорным. В целом мы, можем придти к выводу, что у учителей складывается неудовлетворительное социальное самочувствие, что может негативно повлиять на качество образования.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более глубоком изучении социального самочувствия самих учителей, при существующей в современном российском обществе оценке значимости профессии учителя.


1. Аминов Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 88-99.
2. Антонова А. В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А. В. Антонова, И. М. Клименко // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 81-86.
3. Башманова Е. Л. Общественный статус учителя и престиж педагогической деятельности сквозь призму социально-стратификационного подхода / Е. Л. Башманова // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 1. С. 227-232.
4. Быстрянцев С. Б. К определению дефиниции территориальная социальная общность / С. Б. Быстрянцев // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2. C. 19-26.
5. Васильев И. А. Проблемы и направления модернизации педагогического образования: экспертная оценка / И. А. Васильев // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. C. 32-36.
6. Волков А. П. Учитель в социальной структуре современного российского общества: диссертация кандидата социологических наук / А. П. Волков. Санкт-Петербург: Питер Ком, 2002. 209 с.
7. Воробьева И. В. Престиж профессии учителя / И. В. Воробьева // Вестник РГГУ. 2014. С 247-254.
8. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. / Э. Гидденс. Москва: Академический проект, 2005. 528 с.
9. Дьяченко Ю. В. Функции образования и их роль в современном обществе / Ю. В. Дьяченко // Проблемы современного образования. 2013. №5. С. 108-114.
10. Дюркгейм Э. О. разделении общественного труда. Определение морального факта / Э. Дюркгейм. Москва: Канон, 1996. 459 с.
11. Ефимова Г. З. Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни / Г. З Ефимова. И. В. Кайнов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. № 1. С. 42-55.
12. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.5-23.
13. Засыпкин В. П. Учительство как социально-профессиональная общность / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А Шуклина // Социологические исследования. 2015. № 2. С.114-123.
14. Зборовский Г. Е. Социальные общности и их временные характеристики / Г. Е. Заборовский // Известия Уральского федерального университета. 2014. №1. С. 148-158.
15. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. 2010. № 4. C. 3-12...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ