РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ТУРИЗМА В
ПОВЫШЕНИИ ПРЕСТИЖА РЕГИОНА 7
1.1. Понятие, характеристика и виды туризма 7
1.2. Региональный туризм: понятие, особенности, факторы развития 19
2. РОЛЬ ТУРИЗМА В ПОВЫШЕНИИ ПРЕСТИЖА СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ 32
2.1. Состояние, проблемы и условия развития рынка туризма в Свердловской
области 32
2.2. Анализ интервью с клиентами и сотрудниками турфирм о роли туризма в
повышении престижа Свердловской области 44
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 54
3.1. Теоретические аспекты методической разработки 54
3.2. Итоговое тестирование по теме «Роль туризма в повышении престижа
региона» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Актуальность темы. Развитие туристской привлекательности регионов в свете последних политических событий приобретает особую значимость. Нестабильная международная обстановка, ослабление курса рубля, запрет для некоторых категорий государственных служащих выезда за границу существенно ограничили зарубежные поездки российских граждан. В связи с этим необходимо планомерное развитие внутреннего туризма, повышение качества услуг, соответствующего международным стандартам. Поэтому выявление проблем и перспектив развития регионального туризма, формирования престижа региона является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества и требует научного осмысления.
В условиях становления рыночных отношений все в большей мере проявляется роль регионального фактора, реформы осуществляются в пределах территорий республик, краев, областей, которые существенно отличаются друг от друга по природно-экологическим и социально-экономическим параметрам. В рыночных условиях возникают новые функции и методы управления региональной экономикой, основанные на сочетании экономических, социальных, административных и идеологических подходов. Растет роль прогнозирования функционирования региональной экономики, оптимального сочетания государственного и регионального управления. Региональная экономика развивается в интересах населения, с учетом специфических, экономических, социальных, экологических и других особенностей данного региона.
Именно поэтому на сегодняшний день перед большинством субъектов РФ стоит проблема улучшения имиджа и повышения инвестиционной привлекательности территории. А также возрастает значимость и необходимость системной работы по продвижению положительной, выгодной информации о регионе с целью создания благоприятного отношения к региону, а также к туристской продукции, которая выпускается на его территории, и региональным условиям ведения бизнеса.
Одним из инструментов повышения конкурентоспособности региона и формирования его престижа является туризм. Туризм является сложным межотраслевым комплексом, который способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию экономического единства и культурного разнообразия государств и регионов.
Сегодня многие регионы России заинтересованы в создании оптимальных условий для развития туризма на своей территории, заинтересованы в повышении престижа региона. Это связано с тем, что с развитием туризма ситуация в регионе, как правило, ощутимо меняется к лучшему. В сферу влияния туризма вовлекаются различные виды хозяйственной деятельности, происходит перепрофилирование и специализация сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, системы общественного транспорта и дорожной сети, банков, досуговой сферы, культурной деятельности, гостиниц. Растет известность регионов за рубежом, а значит - расширяется рынок сбыта местной продукции, увеличиваются налоговые поступления в бюджет региона, растет деловая активность на территории, улучшается качество жизни. Население активно вовлекается в сферу услуг, гостиничный бизнес, творческую деятельность, создаются рабочие места, возникают новые виды деятельности на территории. Как следствие всего вышесказанного растет престиж региона.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследованием такого понятия как «престиж региона» в российской науке пока недостаточно изучено. Собственно, понятие «престиж» изучается в психологии, социологии и политологии, в основном, применительно к профессиональной деятельности человека. Теоретические обобщения понятия можно встретить в работах Артемовой Е.Н., Бабкина А.В., Джанджугазовой Е.А. и др.
Понятие «имидж региона», «бренд региона» активно разрабатывается в работах таких российских ученых как: И. С. Важенина, С. Г. Важенин, Е. А., Почепцов Г. Г, Бодуан Ж. П., И. А. Василенко, Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько. и др.
Вопросами развития регионального туризма, его экономическими и правовыми аспектами занимаются: Зализняк Е. А, Анхольт.С, Хильдрет.Д, Драчёва Е. Л. , Забаев Ю. В. , Исмаев Д. К и др.
Объектом работы является региональный туризм как вид туризма.
Предметом являются роль туризма в повышении престижа региона.
Цель выпускной работы: проанализировать роль туризма в повышении престижа региона.
Задачи выпускной работы:
1. Рассмотреть понятие и характеристику престижа региона;
2. Проанализировать понятие, особенности, факторы развития регионального туризма;
3. Выявить роль туризма в повышении престижа Свердловской области;
4. Изучить состояние, проблемы и условия развития туризма в Свердловской области;
5. Провести и проанализировать интервью с экспертами о роли туризма в повышении престижа Свердловской области.
Эмпирической базой исследования послужили материалы экспертного интервью со специалистами в области туризма, проведенного автором.
Экспертами выступили директора турфирм, директора отелей и представитель администрации города.
Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы начинающими предпринимателями в сфере регионального туризма, а также в практике преподавания таких дисциплин, как «Профессиональная культура», «Туристско-рекреационное проектирование» для высшего профессионального образования.
Престиж и конкурентоспособность страны определяются показателями престижности и конкурентоспособности ее регионов.
Целенаправленно созданный имидж региона обладает сильной мотивационной нагрузкой и оказывает влияние на поведение людей, образ их мыслей и отношение к происходящим событиям и реальным объектам. Образ региона, формирующийся в сознании людей, также способствует повышению значимости и привлекательности региона. Созданию привлекательного имиджа региона способствует такая отрасль экономики как туризм.
Внутренний и въездной туризм является важным фактором социально-экономического развития территорий. Туристы нуждаются в коммуникационных, гастрономических, гостиничных, информационных услугах. Если такие услуги соответствуют ожиданиям туристов, то соответственно будет увеличиваться и спрос, произойдет повышение налоговых отчислений в бюджет региона. Расширение услуг непосредственно в сфере туризма вынуждает увеличивать ресурсы в сфере производства и услуг в различных отраслях экономики, так или иначе связанных с обслуживанием туристской сферы. Это способствует увеличению занятости населения региона, повышению их благосостояния, что в свою очередь приводит к экономическому благосостоянию и конкурентоспособности региона.
В последние годы в России стали уделять больше внимания развитию регионального туризма. Перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на региональном и федеральном уровнях.
Свердловская область обладает мощным туристским потенциалом для реализации туров во всех видах туризма. Тормозит развитие туристской сферы в области наличие массы проблем, среди которых основные: непоследовательная политика руководства отраслью, неразвитая
инфраструктура, низкий уровень бюджетных расходов на отрасль, дефицит квалифицированного персонала, отсутствие бренда Свердловской области.
Несогласованность действий областных, муниципальных властей и туристических фирм будет тормозить развитие туризма, несмотря на множество государственных программ и деклараций.
Указанные проблемы быстро решить не представляется возможным. Тем не менее, перспективы для развития въездного и внутреннего туризма уже сейчас у области есть. Для этого нужна реализация мер, не требующих крупных бюджетных вложений.
Формирование позитивного имиджа и яркого бренда региона позволит активно продвигать область за ее пределами и за рубежом. Реклама региона в средствах массовой информации, причем не только в сети Интернет, но и на телевидении, в газетах и журналах, на радио должна способствовать формированию положительного имиджа области и привлечению туристов из других регионов.
В качестве турпродуктов надо развивать нестандартные и специфические для иностранцев направления, исторически-познавательный, оздоровительный туризм (для этого уже есть необходимые ресурсы: лечебницы, дома отдыха, минеральная вода, курортные зоны отдыха), экстремальный, этнографический туризм.
Необходимо стремиться активизировать проведение событийных мероприятий: спортивных, культурных, научных, бизнес-форумов, что способствует развитию делового туризма, а с ним и остальных его видов. Для этого надо создать такие комфортные условия пребывания в области, чтобы они соответствовали ценностно-нормативной системе гостей, их представлениям о том, что такое комфорт и безопасность. Это, в свою очередь, приведет к повышению престижа области в глазах россиян и иностранцев, будет способствовать дальнейшему развитию туризма.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996.
2. Краткий политический словарь. Москва, 1988. 339 с.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебное пособие: Москва, 2002. 470 с.
4. Анхоль С. Бренд Америка. Учебник / С. Анхольт, Д. Хильдрет. Москва: Добрая книга, 2010. 232 с.
5. Артёмова Е.Н. Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие: Орёл, 2005. 260 с.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие: Ростов-на- Дону: Феникс. 2008. 352 с.
7. Бартон Т., Шенкир У., Уокер П.: учебник. Практика ведущих компаний: Москва: Вильямс. 2008. 506 с.
8. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании: учебное пособие: Москва: Инфра-М, 2001.229 с.
9. Варакута С.А. Связи с общественностью: учебное пособие: Москва: Инфра-М. 2009. 207с.
10. Гуревич П. С. Приключения имиджа: учебное пособие: Москва: Искусство, 1991. 221 с.
11. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие: Москва: Академия,2006. 343 с.
12. Джи Б. Имидж фирмы: учебное пособие: Санкт-Петербург: Питер, 2000. 224 с.
13. Зализняк Е. А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития [Электронный ресурс] / Е. А. Зализняк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2011 № 2 С. 70-76
14. Василенко И. А. Концепция национального и территориального брендинга: Учебник / Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько, Москва: Экономика, 2012. 221 с.
15. Королько В.Г. Основы паблик рилешнз: учебное пособие: Москва: Рефл-Бук, 2001. 528 с...31