СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЕЙ, РАЗВИТИЯ, КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 8
1.1. Оценка регулирующего воздействия: эволюция понятия и предмета 8
1.2. Становление и развитие научных взглядов на институт оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации и зарубежом 18
1.3 Развитие контроля над качеством ОРВ: судебная практика 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В МИРЕ 33
2.1. Различия в предметной области ОРВ в мировой практике: причины ограничения 33
2.2. Разные модели проведения ОРВ в Российской Федерации и за рубежом как фактор различия в подходах к ОРВ 38
2.3. Проблемы и возможные пути практической реализации ОРВ в мировом масштабе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЯ 70
Приложение 1. Корреспондирование ОРВ в положениях Конституции РФ 83
Приложение 2. Пример пояснительной записки по анализу ОРВ в Кыргызской Республике 84
Приложение 3. Мировой опыт таргетирования предметной области ОРВ 93
Приложение 4. Исключения из предмета ОРВ в странах ЕАЭС 94
Приложение 5. Содержание этапов процедуры ОРВ 95
Приложение 6. Степени воздействия НПА в Российской Федерации 96
Актуальность темы научного исследования обусловлена тем, что оценка регулирующего воздействия, являясь новой формой социально-экономического обоснования законотворческих инициатив, требует формирования информационной базы по анализу лучших законодательных практик, что, в свою очередь, связано с необходимостью исследования понятия, предмета, модели и истории внедрения инструмента оценки регулирующего воздействия на международном, региональном и национальном уровнях.
Сегодня инструмент оценки регулирующего воздействия применяется практически во всех развитых странах, включая многие страны Европы, Азии, США и Великобританию, все страны-члены ЕАЭС.
Причем в каждой стране институт оценки регулирующего воздействия развивался с учетом национальных особенностей, поэтому модели ОРВ, принятые в разных странах, существенно отличаются по своим базовым принципам и предмету оценки.
В этой связи считаем актуальным в рамках научного исследования провести сравнительно-правовой анализ понятия, предмета и моделей ОРВ в целях установления общих тенденций развития права в Российской Федерации и зарубежных странах. Подобный анализ позволит выявить современные тенденции развития законодательства в этой области.
Недостаточная разработанность в научном дискурсе понятия, методики и предмета оценки регулирующего воздействия определили выбор темы, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности и теоретическая основа исследования.
Проблемы, связанные с существованием и применением оценки регулирующего воздействия, стали предметом исследования в научных трудах и диссертациях таких отечественных авторов как Безденежных А.С. и другие.
Вопросы правового регулирования оценки регулирующего воздействия рассматриваются в работах зарубежных авторов: Anglmayer I., Dunlop C.A., Drummond J., Rantala K., Cave J.
Определение понятия и сущности правового регулирования оценки регулирующего воздействия представителями юридической науки раскрыты в трудах Барашевой Е.В., Корчагиной О.Г., Легоньковой Н.А., Пархомика В.В., Рахмеевой И.И., Стоянова К.И. и других.
Объект исследования. Объектом исследования является процедура оценки регулирующего воздействия зарубежом и в Российской Федерации.
Целью диссертационной работы является разработка предложений по развитию ОРВ в нашей стране, так и на уровне Евразийского экономического союза, основанных на лучших международных практиках.
Для достижения указанной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- дать общую правовую характеристику понятию оценки регулирующего воздействия;
- рассмотреть историю развития научного осмысления института оценки регулирующего воздействия в мировом, региональном и национальном масштабе;
- охарактеризовать содержание предмета оценки регулирующего воздействия в России и зарубежом;
- сравнить особенности формирования моделей ОРВ в Российской Федерации и за рубежом;
- рассмотреть правоприменительную практику ОРВ на национальном (российском уровне), в странах ЕАЭС, в мировом масштабе.
- определить перспективы развития законодательства в сфере оценки регулирующего воздействия.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением ОРВ нормативно-правовых актов.
Методологическую базу исследования составляет совокупность различных приемов проведения исследований. Методы, используемые при проведении исследования, делятся на две группы – общенаучные и частно-научные. Из всего разнообразия методов, оставляющих первую группу, авторы исследования использовали анализ и синтез, сравнение, индукцию и дедукцию.
Среди частно-научных методов, которые характерны именно для юридической науки согласно целям исследования были выбраны сравнительно-правовой и лингвистический методы. В исследовании были использованы также различные способы толкования правовых норм, в том числе логический и систематический.
Нормативно-правовую базу магистерской диссертации составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации (Федеральные законы, постановления и указы Правительства Российской Федерации, нормативные документы Министерства экономического развития Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации), нормативные документы, разработанные в государствах-членах ЕАЭС, Великобритании, Франции, США, и других странах, международные документы, регулирующие процедуру оценки регулирующего воздействия. Дополнительно использовались научные труды исследователей права; информационные ресурсы сети Интернет.
Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования заключается в сравнительном анализе правовой практики применения оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации и за рубежом, который проводился в целях выработки путей повышения эффективности института оценки регулирующего воздействия.
Положения, выносимые на защиту.
1. Различное понимание термина и предметной области оценки регулирующего воздействия в законодательстве государств-членов региональных объединений значительно осложняет гармонизацию законодательства в этой области, в виду принципиально разных оснований, заложенных в дефиницию данного механизма. Решением может стать разработка методических рекомендаций по проведению ОРВ по примеру Европейского союза на уровне Евразийского экономического союза, где будет выработан единый подход к проведению ОРВ в странах членах ЕАЭС.
2. Российская модель проведения оценки регулирующего воздействия была взята за основу при формировании законодательной базы для механизма оценки регулирующего воздействия в ЕАЭС. Такой выбор связан с тем, что в нашей стране выстроена четкая система оценки регулирующего воздействия НПА на всех уровнях. Хорошо разработана правовая база для проведения ОРВ, которая является важной частью развития экономики и снижения нагрузки на промышленность, что способствует усилению экономической стабильности, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3. Для обеспечения качества проведения оценки регулирующего воздействия необходимо совершенствование судебного контроля по проведению оценки регулирующего воздействия, как части процедуры принятия НПА. Проработка данного вопроса на законодательном уровне позволит обеспечить ответственность органов власти за проводимую оценку регулирующего воздействия. Основанием для разработки инструмента судебного контроля может стать американский закон об административной процедуре.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и выявлении специфических характеристик развития ОРВ в Российской Федерации. Практическая значимость заключается в выявлении проблем в развитии института ОРВ в Российской Федерации и странах ЕАЭС, что значительно осложняет гармонизацию подходов к ОРВ в рамках создания единого экономического пространства. Результаты исследования могут быть полезны при пересмотре законодательства ЕАЭС и выработки единых методических рекомендаций по проведению ОРВ на уровне ЕАЭС.
Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликованы 6 работ, общим объемом 2,5 печатных листа. Основные положения и результаты докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Юридические науки, правовое государство и современное законодательство», II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности», XXIV международном конгрессе молодой науки «Виттевские Чтения - 2024», конференции «Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности».
Структура диссертации обусловлена целями и задачами диссертационного исследования и стоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Объем диссертационного исследования составляет 97 страниц, который включает 1 таблицу и 5 рисунков.
Список источников насчитывает 89 наименований, из которых 19 на иностранных языках. Нормативно-правовую базу исследования составили 37 правовых источника, включая законодательство Российской Федерации, стран ЕАЭС, Европейского союза и США.
Анализ развития оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации и за рубежом показывает, что сегодня в правом поле принято два устоявшихся подхода к трактовке оценки регулирующего воздействия, базирующиеся на разных основаниях:
- Оценка воздействия НПА, когда используются различные методы расчета воздействия.
- Анализ воздействия, когда рассматриваются разнообразные факторы, касающиеся реализации НПА.
Таким образом на глобальном уровне необходимо сближение терминологического аппарата института оценки регулирующего воздействия для выработки единой трактовки ОРВ, как юридического инструмента.
В научном дискурсе оценка регулирующего воздействия всесторонне изучена, причем внимание исследователей фокусируется как на национальной практике внедрения ОРВ, так и на сравнительном анализе развития механизма ОРВ.
К 2024 году в отечественном и международном научном дискурсе наличествует достаточно большое количество литературы, посвященной тематике ОРВ. Однако использование ОРВ применительно к конкретному законодательству ограничивалось несколькими областями и фактически не выходило за пределы научного обсуждения.
Оценка регулирующего воздействия достаточно широко освещена в научной литературе, причем внимание уделяется не только анализу национальной практики, также в фокусе исследователей проблемы сравнения развития механизма ОРВ.
Для российской научной сферы, в последнее время характерно проведение сравнения между Российской Федерацией и странами ЕАЭС в части внедрения ОРВ. Научная проработка развития ОРВ в странах ЕАЭС положительно отражается на сближении правовых основ в данном регионе.
Большой проблемой для развития института ОРВ становится проблема контроля за качеством проведения ОРВ. Одним из инструментов повышения эффективности контроля качества ОРВ выступает применение механизма судебного контроля, который начинает играть все более заметную роль в мировом масштабе.
Хотя отношение к судебному контролю практики проведения ОРВ как в мировом научном сообществе, так и у органов власти остается достаточно неоднозначным, в виду опасений, что излишнее давление со стороны судебной системы на органы власти, которые проводят ОРВ может замедлить внедрение необходимых законов. Американская судебная практика доказывает обратное, доказав эффективность судебного контроля над деятельностью органов власти.
С учетом многообразия действующих в мировом масштабе моделей ОРВ наблюдается необходимость теоретического осмысления в рамках научного дискурса направлений практической реализации ОРВ, также путей обеспечения эффективного контроля за ее реализацией со стороны судебной системы.
Важной составляющей инструмента оценки регулирующего воздействия является предметное поле ОРВ. Исследование мирового опыта определения предметной области ОРВ, показывает, что в любой модели ОРВ применяются фильтры для исключения или ограничения попадания НПА в сферу оценки регулирующего воздействия, так как иначе происходит избыточная нагрузка, как на органы власти, которые готовят ОРВ, так и на общество.
Тем не менее существует тенденция включения в обязательную сферу ОРВ определенного типа НПА, например, для стран ЕАЭС это НПА, которые оказывают воздействие на бизнес-среду, а для стран Содружества Королевств (Великобритания, Канада, Австралия) – НПА, влекущие расходы бюджета.
Отсутствие единого подхода к предметной области ОРВ и возможным изъятиям НПА из-под действия ОРВ на уровне государств ЕАЭС служит, на наш взгляд, значительным препятствием в развитии института оценки регулирующего воздействия и выработке его методологии.
Следующей существенной проблемой при реализации ОРВ в мировом масштабе становятся различия в моделях проведения ОРВ. Рассмотрение моделей ОРВ, принятых зарубежом, показало, что во многом формирование модели проведения оценки регулирующего воздействия связано с реализацией государственной политики. Например в ЕС, оцениваются экологические, социальные и экономические последствия от введения НПА, что согласовывается с целями устойчивого развития, лежащими в основе европейской политики последних лет.
На основе анализа моделей ОРВ, действующих в мире, выявлены специфические черты российской модели ОРВ, к которым относятся:
- подразделение всех НПА, на содержащие и не содержащие обязательные требования;
- ранжировании НПА по степени воздействия.
Также следует констатировать наличие тенденции по сближению процедур проведения ОРВ между государствами-членами ЕАЭС. Положительным фактором, способствующим реализации этого процесса являлся регулярный мониторинг развития ОРВ, проводимый Евразийской экономической комиссией.
Причем анализ развития законодательства стран ЕАЭС в области ОРВ, показал, что при разработке процедуры ОРВ, во многих случаях за основу были взяты принципы внедрения механизма ОРВ, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации. Такой выбор связан с тем, что в нашей стране выстроена четкая система оценки регулирующего
воздействия НПА на всех уровнях.
Следует отметить, что темпы развития систем правового обеспечения в настоящее время позволяют говорить о том, что реализация механизма ОРВ в правоприменительной практике в настоящее время вышла на иной уровень развития с точки зрения качества проведения экспертизы. Этому в значительной степени способствовала теоретическая разработанность механизмов ОРВ и большая база по практическому применению ОРВ, сформированная в мировой правоприменительной практике. Современная степень проработки внедрения ОРВ позволяет говорить о необходимости создания правовой основы для внедрения более эффективных инструментов прогнозирования воздействия НПА.
Если рассматривать перспективы развития инструмента ОРВ в координатах ЕАЭС, то следует отметить, что единственным стратегическим документом, принятым в этой области является Стратегия развития ЕАЭС-2025, принятая в 2020 году и содержащая тенденции по совершенствованию ОРВ в ЕАЭС . К ключевым направлениям развития ОРВ относятся – создание основы для проведения ОРВ для международных договоров, заключаемых ЕАЭС, и внедрение механизма фактической оценки воздействия.
Таким образом, следует считать, что поставленные задачи решены, а цель исследования достигнута
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.]. // Доступ из официального интернет–портала правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Кодекс Республики Казахстан от 29.10. 2015 г. № 375-V (в ред. от 20.08.2024 г.) Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854
3. The Administrative Procedure Act (APA) от 11.06.1946 г. (в ред. 2023 г.) [Закон об административной процедуре (APA)] Режим доступа: https://commonlawamerica.wordpress.com/wp-content/uploads/2024/06/administrative-procedure-act-apa-1946.pdf
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184 (ред.21.12.2021 г. с изм. от 14.07.2022 г.) «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов». // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
6. Закон Кыргызской Республики от 05.04.2008 г. № 55 «Об оптимизации нормативной базы регулирования предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30343123
7. Small business, Enterprise and Employment act, 2015 г. [Закон Великобритании «О малом предпринимательстве, предпринимательстве и занятости», 2015 г.] Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/26/contents/enacted/data.htm
8. Закон Республики Армения «О нормативных правовых актах» от 28.03.2018 г. № 3Р-180 (ред. от 03.10.2023 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=6269&lang=rus#3
9. Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 130-З «О нормативно-правовых актах» (ред. от 03.07.2024 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11800130
10. Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414 (в ред. от 15.05.2024 г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
11. Закон Республики Казахстан от 30.12.2021 г. № 95-VII (ред. от 08.06.2024 г.) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2024 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39403356
12. Executive order US President от 30.09.1993 г. №12866 «Regulatory Planning and Review» [Исполнительный Указ Президента США от 30.09.1993 г. № 12866 «Планирование и пересмотр регулирования»] Режим доступа: https://www.archives.gov/files/federal-register/executive-orders/pdf/12866.pdf
13. Executive order US President от 29.11.1974 г. № 11821 «Inflation Impact statement» [Исполнительный Указ Президента США от 29.11.1974 г. № 11821 «Заявление о влиянии инфляции»]Режим доступа:
https://archives.federalregister.gov/issue_slice/1974/11/29/41497-41502.pdf
14. Указ Президента Кыргызской Республики от 23.07.2007 г. № 344 «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30333584.
15. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 г. №336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
16. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
18. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.09.2020 г. № 504 «Об утверждении Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства». Режим доступа: 168991552464ba1084d7ac7_word.docx (live.com)
19. Постановление Правительства Республики Армения от 17.12.2020 г. № 2075 «Об утверждении порядка, сроков и случаев осуществления оценки регулирующего воздействия, требований к выдаваемому в результате этого заключению» Режим доступа: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=148376
20. Приказ Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2015 г. (в ред. от 28.06.2024) № 748 «Об утверждении правил проведения и анализа регуляторного воздействия».
21. Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 г. № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
22. Приказ Минэкономразвития России от 28.09.2023 г. № 676 «Об утверждении методики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, состава и содержания сведений сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия для проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
23. Приказ Минэкономразвития России № 733 от 26.12.2022 г. «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
24. Закон Тамбовской области от 23.06.2006 г. № 51-З (в ред. от 10.06.2024) «О правовых актах Тамбовской области» // Доступ из СПС «Техэксперт» URL: https://docs.cntd.ru/document/948004231?ysclid=lztsv0ezna548535486 .
25. Решение Евразийского экономического совета от 23.12.2014 №98 «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии // Доступ из СПС «Техэксперт».
26. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
27. Ежегодный доклад Евразийской экономической комиссии «О мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии в 2020 году» – 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/advpred/Documents/%d0%9e%d0%a0%d0%92/%d0%9e%d1%82%d1%87%d0%b5%d1%82%d1%8b/%d0%9e%d1%82%d1%87%d0%b5%d1%82%20%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b3%20%d0%9e%d0%a0%d0%92%20%d0%b2%202020%20%d0%b3%d0%be%d0%b4%d1%83.pdf
28. Руководство по лучшему регулированию от 03.11.2021 г. № SWD (2021) 305 final, Брюссель [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://commission.europa.eu/system/files/2021-11/swd2021_305_en.pdf
29. Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета№ 7 от 04.07.2024 г.[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=72088&ysclid=m02jo7yr8v712203152
30. Доклад ЕАЭС 2020 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/601/Doklad-PVR-_2019_2020_.pdf?ysclid=lzazkcsaqc184490234
31. Ежегодный отчет о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов решений Евразийской экономической комиссии в 2023 году – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dobd/advpred/Otchet_monitoring_orv_2023.pdf?ysclid=lzskmd8mgn375686354
32. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2014 № 44-АПГ14-13 «Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда» от 02.06.2014 Режим доступа: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=608488&ysclid=lzvb49d6u3723486234
33. Решение Верховного суда от 24.08.2022 г. № АКПИ22-514. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
34. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.09.2022 г. № АКПИ22-620 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
35. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда от 25.09.2019 г. № 84-АПА19-10. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
36. Постановление от 29.08.2012 г. по делу № А40-102671/11-2-683 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
37. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 г. № 88а-123/2023 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/.
Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии к законодательству. словари, энциклопедии
38. Соменкова Н.С. Принятие и исполнение государственных решений / Н.С. Соменкова, А.В. Купцов // Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 42 с.
39. Теория и практика регуляторной политики в России : монография / под ред. А. Б. Дидикина. – Москва : Издательство Проспект, 2020. – 248 с.
40. Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика: учебное пособие / под общ. Ред И.Д.Тургель. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 223 с.
Научные статьи
41. Барашева Е.В. Ключевые направления совершенствования методов оценки регулирующего воздействия // Дискуссия. – 2022. – № 2 (111). – С. 20-27.
42. Безденежных А. С. Система оценки регулирующего воздействия: понятие, сущность // Молодежный научный форум : сборник статей по материалам CCXXIII студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 16 октября 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2023. – С. 52-59.
43. Бизнес под ударом: анализ регуляторного воздействия новшеств хотят отменить – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.kz/sobytiia/6417305-biznes-pod-udarom-analiz-regulyatornogo-vozdeystviya-novshestv-khotyat-otmenit.html
44. Гвоздецкий Д.С. Цифровизация регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти // Закон и право. – 2024. – № 1. – С. 15-19. – doi:10.24412/2073-3313-2024-1-15-19
45. Корчагина О.Г. Оценки регулирующего воздействия в системе государственного управления Российской Федерации / О.Г. Корчагина, Л.А. Обухова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10. Т. 1. – С. 153–160 – https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.10.01.01
46. Крысь Е.Г. Оценка регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности: зарубежный опыт // Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, ученых, практиков : Сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции, Ижевск, 26-27 апреля 2023 года. – Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2023 – С.926-937.
47. Легонькова Н.А. Реализация положений федерального законодательства об установлении обязательных требований в практике муниципального нормотворчества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2024. – №1. – С. 62-69. – doi:10.14529/law240111
48. Мамитова Н.В. Оценка регулирующего воздействия и ее влияние на развитие современного права // Актуальные проблемы достижения целей устойчивого развития в условиях цифровой трансформации государства и права в Республике Беларусь : материалы Республиканской научно-практической конференции, Минск, 18–19 ноября 2022 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2022. – С. 264-268.
49. Минько Н.С. Правоотношения в Союзном государстве Беларуси и России (в контексте обеспечения национальной экономической безопасности) / Н. С. Минько, О. В. Слижевская // Актуальные проблемы гражданского права. – 2022. – № 1(19). – С. 114-130.
50. Мичурина Д.А. Дефиниция оценки регулирующего воздействия в современном правовом дискурсе / Д. А. Мичурина, Н. И. Леснова // Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 06 декабря 2023 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2024. – С. 119-125.
51. Остроушко А.В. Правовое регулирование информационных процессов в рамках предупреждающего СМАРТ-контроля // Юридические исследования. – 2024. – №4. – С. 109-123.
52. Разрабатывается АРВ к поправкам в Закон «Об автомобильном транспорте» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.akchabar.kg/ru/news/razrabatyvaetsya-arv-k-popravkam-v-zakon-ob-avtomobilnom-transporte/?ysclid=lzqsd9tysk901609613
53. Рассолова И.Ю. Оценка регулирующего воздействия как необходимый элемент экономической и социальной политики современного государства /И.Ю. Рассолова, Р.З. Мударисов, Ф.М. Гарипова // Дискуссия – 2022. – №1(110) – С.32-38.
54. Республика Казахстан: суд отклонил иск о проведении АРВ в отношении утильсбора – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dairynews.today/kz/news/kazakhstan-sud-otklonil-isk-o-provedenii-arv-v-otn.html?ysclid=lzqw7kvmdm991325924
55. Русак И. Оценка регулирующего воздействия на пространстве Евразийского экономического союза: особенности становления и текущее состояние. /И.Русак, А. Новиков, С. Новиков // Государственное управление и государственная служба – 2021. – №4 (79) – С. 118-131. – https://doi.org/10.52123/1994-2370-2021-557
56. Сейдахматова С.З. Обзор методики реализации анализа регулятивного воздействия нормативно-правовых актов на деятельность субъектов предпринимательской деятельности в кыргызской республике // Известия вузов Кыргызская Республика – 2022. – №3. – С. 132-135.
57. Стоянов К.И. Оценка регулирующего воздействия в Республике Беларусь и в других странах СНГ: сравнительно-правовой аспект // Нормотворчество– 2022. - № 10. – С. 48-50.
Диссертации
58. Рахмеева И.И. Теоретико-методологические основы исследования региональной регуляторной среды в условиях новой реальности : автореферат дис. ... доктора экономических наук / Рахмеева И.И. – Екатеринбург, 2022. –51 с.
Иностранные источники
59. Anglmayer I. Better regulation practices in national parliaments – European Union Publications Office Publication, 2020. – 88 p. – ISBN: 978-92-846-6555-6
71. Better Regulation Practices across the European Union – OECD Publishing, Paris, 2022. – 202 p. – https://doi.org/10.1787/6e4b095d-en
60. Better regulation’ toolbox [Электронный ресурс] – Режим доступа: commission.europa.eu/document/download/9c8d2189-8abd-4f29-84e9-abc843cc68e0_en?filename=BR toolbox - Jul 2023 - FINAL.pdf
61. Böhret C. Handbuch zur Gesetzesfolgenabschaetzung / C. Böhret, G. Konzendorf / – Berlin, 2001. – 388 p.
62. Bright L. Upends Judicial Deference: Implications for the IRS, Treasury, and Taxpayers – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.morganlewis.com/pubs/2024/07/loper-bright-upends-judicial-deference-implications-for-the-irs-treasury-and-taxpayers#:~:text=On%20June%2028%2C%202024%2C%20the,as%20well%20as%20for%20taxpayers
63. Cave J. Primary and secondary legislation – assessing the impacts of rules for making rules / J. Cave, S. Gibson // The Warwick Economics Research Paper Series, University of Warwick. – 2024. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.hks.harvard.edu/sites/default/files/centers/mrcbg/Final_AWP_223.pdf
64. Citizens to Preserve Overton Park v. Volpe :: 401 U.S. 402 (1971) :: Justia US Supreme Court Center [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/401/402/
65. Case C-310/04 Spain v Council [2006] ECLI-521 Режим доступа: https://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=65828&pageIndex=0&doclang=en&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=9123859
66. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 9 November 2010. Volker und Markus Schecke GbR (C-92/09) and Hartmut Eifert (C-93/09) v Land Hessen. Режим доступа: https://curia.europa.eu/juris/liste.jsf?language=en&num=C-92/09
67. Drummond J. Behavioural Analysis and Regulatory Impact Assessment / James Drummond, Claudio Radaelli // European Journal of Risk Regulation. – 2024. - №3. – P. 1-16. – DOI 10.1017/err.2024.1
68. Dudley S. The Office of Information and Regulatory Affairs and the durability of regulatory oversight in the United States // Regulation & Governance. – 2022. -№16. – P. 243-260. – DOI 10.1111/rego.12337
69. Jordan W. A. Producer Protection, Prior Market Structure and the Effects of Government Regulation // Journal of Law and Economics. – 1972. – Vol. 15. April. – С. 151-176.
70. Judicial Review Under the Administrative Procedure Act (APA) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/LSB/LSB10558
71. Inamul H.S. Regulatory Impact Analysis (RIA) and Law Practice – 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azmilaw.com/insights/regulatory-impact-analysis-ria-and-law-pratice/
72. OECD Regulatory Impact Assessment, OECD Best Practice Principles for Regulatory Policy – OECD Publishing, Paris, 2020. – 35 p. — https://doi.org/10.1787/7a9638cb-en
73. Rantala K. The logic of regulatory impact assessment: from evidence to evidential reasoning /Kati Rantala, Noora Alasuutari, Jaakko Kuorikoski// Regulation and Governnace – 2024. – Т.18. – №.2. – P. 534-550 – DOI 10.1111/rego.12542
74. Regulatory Impact Analysis: Best Practices in OECD Countries – OECD Publishing, Paris, 1997. – 280 p.– https://doi.org/10.1787/9789264162150-en
75. Regulatory Impact Assessment OECD Best Practice Principles for Regulatory Policy – OECD Publishing, Paris, 2020. – 35 p. – https://doi.org/10.1787/23116013
76. Recommendation of the Council on Regulatory Policy and Governance, – OECD Publishing, Paris, 2012. – 38 p. – https://doi.org/10.1787/9789264209022-en.
77. U.S. Supreme Court Strikes Down Chevron Doctrine - What You Need to Know [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.whitecase.com/insight-alert/us-supreme-court-strikes-down-chevron-doctrine-what-you-need-know