Введение 3
I Методологические основы элективного курса «Школьная тема в
современной русской литературе» 6
§1 Литературоведческие подходы к элективному курсу 6
1.1. Традиции школьной темы в русской литературе XIX-первой
половине XX вв 6
1.2. Специфика современных произведений на школьную тему 14
§2 Элективные курсы по литературе в средней школе 22
2.1. Общие подходы к организации и проведению элективных занятий
по литературе 22
2.2. Типология элективных курсов по литературе 29
II Программа элективного курса «Школьная тема в современной
русской литературе» 32
§1 Пояснительная записка 32
§2 Учебно-тематический план 35
§3 Методические разработки занятий 42
Заключение 62
Список литературы 65
Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, основной целью которого является предпрофильная ориентация учащихся 5-8 классов. Актуальность проведения такого курса заключается в том, что он направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно чтение художественных произведений ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Опыт преподавания литературы в современной школе показывает, что тексты, написанные сегодня, повышают читательский интерес детей ничуть не меньше, чем классическая литература, следовательно, изучение современной детской литературы является на сегодня актуальным вопросом методики. К сожалению, эти произведения включаются в школьную программу достаточно медленно, а в некоторых они совсем не используются. Поэтому на занятиях элективного курса в 7-8 классах мы предлагаем сосредоточить внимание школьников среднего звена на современной прозе и поэзии, посвященной школе и учению. Во-первых, это одна из главных тем современной литературы для детей и подростков, во-вторых, школа — это та среда, в которой проходит немалая часть жизни современного ребенка, и взглянуть на школу со стороны, глазами современных авторов, для него совсем не вредно [49; с. 21].
Исходя из того, что школьная тема в современной русской литературе является наиболее востребованной и распространенной, актуальность нашей работы заключается том, что в ней представлены не только теоретические аспекты изучения элективных курсов, но и предлагается разработка элективного курса «Школьная тема в современной русской литературе». Такая система занятий является примерной, нам хотелось показать, что обширный материал, связанный со школьной темой в русской литературе, дает почву для проведения уроков разнообразных методических форм, способствует реализации требований ФГОС, а главное - способствует формированию личного отношения к происходящему вокруг, ведь школа - существенная часть жизни современного школьника.
Цель работы - разработать программу элективного курса «Школьная тема в современной русской литературе» для 7-8 классов и провести апробацию отдельных занятий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить специфику школьной темы в современной русской литературе;
• определить подходы к организации и проведению занятий элективного курса по литературе;
• представить программу элективного курса и разработать методические рекомендации к проведению занятий в рамках этого курса.
Теоретическая значимость данной диссертационной работы заключается в изучении методологических основ предпрофильного образования и построения элективных курсов.
Практическая значимость заключается в разработке элективного курса «Школьная тема в современной русской литературе». Данный курс можно предложить для использования в средних общеобразовательных учреждениях, результаты работы применимы в рамках учебных занятий дисциплины «Детская литература» (бакалавриат), на уроках внеклассного чтения во время педагогической практики студентов. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны учителям русского языка и литературы, преподавателям вузов, студентам филологического факультета, учащимся старших классов; также могут использоваться в библиотеках, в литературных музеях.
Объектом исследования является методика организации и проведения элективных занятий по литературе.
Предметом данной работы является система элективных занятий для средней школы по теме «Школьная тема в современной русской литературе»....
Изучение современной литературы имеет большое значение в воспитании самостоятельной личности, в результате которого ребенок научится верно ориентироваться в сложившейся ситуации, будет обладать нравственными качествами и эстетическим вкусом, а также способностью адекватно воспринимать мир. Именно художественные произведения на школьную тему способствуют глубокому и целенаправленному развитию личности ученика. Читая книги современных авторов, ребенок с легкостью может вообразить то, о чем написано. Ведь язык многих текстов доступен и понятен для него - современного подростка.
Но самостоятельный выбор детьми книг для чтения акцентирован на современных детективах, мелодраме, фантастике, т.е. массовой литературе, агрессивно противостоящей высокому искусству. Противовесом в этой ситуации должна быть продуманная, методически грамотная деятельность учителя, хорошо знающего современный литературный процесс и способного переориентировать школьников на чтение лучших произведений писателей- современников. Учитывая это, мы разработали элективный курс по литературе, в котором представлены произведения с нравственнопсихологической, философской и социальной проблематикой
гуманистической направленности. Кроме этого курс содержит тексты юмористического характера, сказочно-фантастические и поэтические.
А. Жвалевский, Е. Пастернак, Е. Мурашова, М. Аромштам, А. Гиваргизов, Т. Крюкова, М. Бородицкая - современные авторы, чье творчество легло в основу нашего элективного курса. Их произведения достойны внимания и вызывают интерес у школьников. Создавая свои тексты, авторы пытаются донести до читателя проблемы и потребности подростка, а школьная тема становится основой для передачи современной действительности.
Общим в понимании учения современными авторами является убежденность в необходимости гуманизации процесса обучения. Ребенок становится субъектом в образовании и воспитании, в произведениях главная роль отводится именно ребенку, его мыслям и чувствам, а не школе и учителям. При этом можно говорить о спектре взглядов на школу. С одной стороны школьная жизнь описывается трогательно, с нежностью и мягким юмором, с другой - учение — это тяжелый труд, ученики — трудяги, достойные восхищения; а учителя могли бы быть и посердечнее. Во многих современных текстах предлагается обыденные скучные уроки превращать в интересные и веселые — постигать все самые сложные материи через игру — в том числе языковую.
Разработанный нами элективный курс «Школьная тема в современной русской литературе» предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Основная задача курса - воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в результате - помочь становлению и формированию личности.
В данном элективном курсе упор делается на самостоятельную, коллективную и творческую работу учащихся по анализу художественного произведения, разнообразные виды устных и письменных работ. Особое внимание уделяется умению дискутировать, отстаивать свою точку зрения и свою жизненную позицию.
Исходя из того, что электив - это направленность на практические занятия, ориентация на личность ученика, наряду с традиционными приемами работы мы предлагаем использовать уроки эмоциональнообразной формы. Ведь литературный текст нужно не просто изучать, а творчески осваивать. Это такие уроки, как урок-концерт, урок-творческая мастерская, урок-театрализованное представление, урок-игра, урок- исследование, урок-размышление и другие.
Представленные в диссертации методические разработки уроков прошли успешную апробацию на практике в школе. Это побуждает к дальнейшему более глубокому изучению современной детской литературы. Таким образом, перспективой данного исследования может быть включение в элективный курс более широкого литературного контекста, то есть творчества зарубежных современных авторов. Привлечение такого рода материала служит целям сопоставления, сравнения, что позволяет с большей убедительностью говорить об оригинальности содержания и стиля определенного автора, а также о современной детской литературе в целом.
1. Алексин, А.Г. В тылу как в тылу; «Безумная Евдокия» и другие повести / Анатолий Алексин. - Москва: Детская литература, 1986. - 396 с.
2. Алексин, А.Г. Повести: [для среднего и старшего возраста] / Анатолий Алексин. - Москва: Детская литература, 1984. - 335 с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева. - М: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
4. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. - М.: Академия, 2009. - 472 с.
5. Аромштам, М.С. Когда отдыхают ангелы: [повесть] / Марина Аромштам. - Москва: КомпасГид, 2010. - 208 с.
6. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. М.: Глобус, 2006.
7. Белова, Е. Элективные курсы по литературе как средство предпрофильной подготовки учащихся // Филологический класс, 2007. - №18.
8. Берестов, В. А в школе - переменка. - М.: Астрель, 2009. - 224 с.
9. Берестов, В. Избранные стихотворения. - М.: Вита Нова, 2003.
10. Бобина, Т. О. Фактор моды в жанровых предпочтениях детских авторов рубежа веков / Т. О. Бобина // Библиотечное дело. - 2011. - № 24. - С. 19-24
11. Бородицкая, М. Амур на подоконнике. - М.: КомпасГид, 2013. - 58 с.
12. Бородицкая, М. Ода близорукости. - М.: Время, 2009.
13. Бородицкая, М. Последний день учения. - М.: Нигма, 2015. - 36 с.
14. Боякова, Н. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь / Н. Боякова // Дмитровский Вестник. - 2010. - №141. - С. 2
15. Булычев, К. Сто лет тому вперед: Фантаст. повесть / Кир Булычев - М.: Дет. лит., 1978. - 302 с...57